Красивый гобеленовый шов в вышивке нитками. Вышивка гобеленовым швом: осваиваем технику, изучая пошаговый мастер-класс с использованием схем, красочных фото и видео материалов Как правильно выполнить гобеленовый шов

Красивый гобеленовый шов в вышивке нитками. Вышивка гобеленовым швом: осваиваем технику, изучая пошаговый мастер-класс с использованием схем, красочных фото и видео материалов Как правильно выполнить гобеленовый шов

Гобелен – древнейшая разновидность декоративно – прикладного искусства. Так в старину во Франции называли настенный ковёр без ворса с вышитой на нём сюжетной композицией. Вышивка красивым и оригинальным гобеленовым швом – специальная техника, выполненная вручную перекрёстным переплетением цветных нитей. Она отлично имитирует вытканные картины и подходит для создания ковриков, цветных аппликаций и деталей на одежде.

Начинающие мастерицы часто путают такую вышивку с ковровой техникой. Чтобы выткать гобелен, используют специальный инструмент. Это особый вид рукоделия. Выбирая гобеленовую вышивку, рукодельница оперирует исключительно иглой. Но результат впечатляет.

Техника вышивки при помощи гобеленового шва предполагает чёткое, плотное наложение стежков. Нити ложатся на канву ровно и гладко, работа получается рельефной и выпуклой, рукоделие выглядит богато и оригинально. Давайте научимся этому искусству, чтобы создавать оригинальные вещи.

Изучаем подробный мастер-класс вышивки гобеленовым швом со схемами и фото

Материалы для работы:

  • Плотная канва;
  • Нитки шерстяные или мулине (сложим их для получения нужной толщины);
  • Иголки;
  • Ножницы;
  • Схема для вышивания;
  • Пяльцы.

Иглы и нитки для вышивки готовим, как показано на фото:

Важно.

  1. Схему для работы (особенно актуально для начинающих) выбирайте четкую и понятную.
  2. Для вышивки гобеленовых картин необходима специальная мелкая канва. Её можно выстилать нитками целиком, без дырочек и пустот. Качество вышивки пострадает, если канва выбрана неверно.

Порядок работы:

Гобеленовый стежок накладывается справа налево. Это основное правило гобеленовой вышивки. На лицевой стороне работы рисунок похож на полукрест. С изнанки все выглядит иначе. Шов выполняется вертикально либо с наклоном в правую или левую сторону, справа налево.

Косой гобеленовый стежок или полукрест.

Вышиваем с нижнего левого угла, постепенно перемещаясь к правому. Ряды накладываются в одном направлении, иглой работаем с одного и того же уголка.

Колодки или косой гобеленовый шов с прокладкой.

Рабочая нитка выводится на «лицо» изделия. Длина её равна количеству клеток, участвующих в исполнении рисунка. Гобеленовый шов накладывается на выведенную нить и перекрывает её.

Нитки ложатся ровно, без прорех. Стежки получаются выпуклые, как - будто для вышивки использовался бисер. Работа смотрится более рельефно. Стежки любых цветов исполняются подобным образом. На картине, вышитой специальным гобеленовым швом, таким способом выделяют кроны деревьев, облака, головки цветов и т.п.

Исполнение рядов и закрепление нити.

Можно действовать двумя распространёнными способами:

  • В конце каждого ряда рабочую нитку обрезаем. С правой стороны делаем следующий ряд.
  • Вышиваем слева направо, исполняя плавный переход из одного ряда в другой. Направление швов должно быть аналогичным при работе с лицевой стороны и с «изнанки».

Порядок выполнения:

Нитку вводим во втором ряду в правый верхний угол, вытягиваем в левом нижнем. В дальнейшей работе схема сохраняется: стежки начинаются с «изнанки» из правого верхнего в нижний левый угол.

Контур полукрестов на «правильной» вышивке просматривается четко. Стежки наложены в одном направлении. Изнанка должна оставаться гладкой, наличие узелков и бахромы недопустимо. Работа подошла к завершению? Рабочую нить аккуратно обрезаем и заправляем под шов с изнаночной стороны.

Схема исполнения прямого гобеленового шва.

Вертикальный гобеленовый шов выделяется среди прочих оригинальностью исполнения и необычным видом. Чаще всего он исполняется вышивальщицами с проложенной нитью. Встречаются и другие варианты.

Втыкаем иглу в канву по направлению снизу вверх, не пропуская ни одной клеточки. На «лице» изделия швы смотрятся объёмно и рельефно. Накладываем их вертикально с обеих сторон нашей работы.

Из крайней точки первого ряда плавно опускаемся в нижний угол второй линии. Таким же способом выполняем переход в соседний ряд.

Стежки вышиваем снизу вверх, друг за другом в прямой последовательности. Прорехи между рядами исключаем.

Нить прячем с «изнанки» по общим правилам гобеленовой вышивки.

Схема исполнения захватывающего шва.

Захватывающий шов необходим для обеспечения незаметного перехода оттенков цвета при вышивке масштабных полотен. Выполняется техникой простых косых стежков, вышивается длинным или коротким швом. При наложении удлинённых полукрестов рисунок просматривается более чётко.

  • Нить подготавливаем традиционно, как для работы косым гобеленовым швом.
  • Вышивку ведём по правилу: справа налево. Игла входит с нижнего левого угла, выходит в правом, сверху.
  • Новый ряд берёт начало с конца стежка, попадая в 1/3 часть предыдущего ряда, если смотреть в обратном направлении. Например, если стежок включает два квадрата, то второй ряд заканчивается в правом углу половинкой квадратика ряда, идущего перед ним. Ряды «цепляются» друг за друга, выстраиваются цепочкой.
Техника выполнения мозаичного шва.

Используется при работе с фоном изделия, применяется для исполнения орнамента.

Этот комбинированный способ состоит из двух коротких и одного длинного стежка. Вышивается параллельными блоками по основному правилу: справа налево.

  • Исполняем «блок» изделия. Это квадрат, включающий в себя четыре клетки. Высота удлинённого шва соотносится с длиной ряда.
  • Делаем короткий стежок. Ведём нитку из нижнего левого в правый верхний угол. Предположим, что высота ряда равна двум клеточкам. Тогда косой шов составит ровно один квадратик.
  • Далее вышиваем удлинённый полукрест. Длина шва – два квадрата. Переходом в левый нижний из верхнего правого угла короткого шва, получаем классический удлинённый стежок.
  • Пришла очередь короткого полукреста. Исполняем его напротив нижнего стежка в первой верхней клетке.

Ряды выполнены путём чередования одного удлинённого с двумя короткими стежками.

Техника плетения схожа с мозаичным швом. Только в блок входит семь стежков. Полукрест делит квадрат на две равные части. От центральной линии в разные стороны расходятся стежки различной длины. Такой техникой вышиваются коврики, красочные подушечки, картины.

Советы начинающим мастерицам:
  • Перед началом работы новичкам имеет смысл собрать «картотеку»: на ткани или картоне выполните образцы всех гобеленовых швов. В дальнейшем это поможет определиться с техникой выполнения работ, облегчит выбор цвета.
  • Соберите подборку работ мастеров, специализирующихся на гобеленовой вышивке, чтобы иметь перед глазами направление стежков. Так легче осваивать вышивку.

Фантазируйте, экспериментируйте с цветом, комбинируйте разные виды гобеленовых стежков и создавайте настоящие произведения искусства.

Видео с примерами вышивки

Хочу показать, как я вышиваю гобелен по рядам методом парковки .

Мне кажется, что самый удобный вариант - это гибрид двух техник вышивания
Петит-поинта(гобеленового стежка) и полукреста.

  • Вышивая диагональными столбиками - значительно уменьшается количество нитей, одновременно находящихся в работе;
  • Шить ряды туда-сюда - гобеленовым стежком и полукрестом - уменьшается количество перекрестных протяжек, следовательно, толщина изнанки.
Мое рабочее место - самодельный (сделанный мною) станок.



Примерная вышивка для показа этого способа вышивания - это Иерусалимская икона от Стоянки Ивановой-
Ткань 22 count , такая же как в наборах от Стоянки (с фабричной разметкой желтыми нитями в плетении ткани), нитки DMC , схема - распечатка из РМ.

Здесь нет смешанных цветов, поэтому нить складываю пополам (игла на середине нитки), закрепляю хвостики на изнанке, иголка висит на нитке, упасть не может.
Хвостики я креплю только на изнанке . При большом количестве припаркованных ниток трудно уследить за хвостиками выведенных на лицо ниток для закрепки.

При повороте на изнанку раму поворачиваем от себя , иголки висят вниз.
И обратное движение - к себе. И только так. (И если работа шьется сверху-вниз, то все наоборот.)
При вышивании смешанных цветов, или в нечетное количество ниток, когда из ушка иглы выходит свободная нитка, чтобы не собирать иголки по полу, то можно попробовать заправить нитку в иголку так: вставить нитки в ушко один раз, потом обвернуть одну сторону ушка и вставить нитки в ушко еще раз.
Иголка достаточно свободно двигается по ниткам, но не падает.
Можно еще провести влажными пальцами по ниткам в ушке - когда они подсохнут, то лучше примут это положение.

Ткань я покупала отдельно. Нитки тоже.
Я почти не покупаю наборов, потому что не хочу сидеть и бояться, что мне не хватит ниток и переживать что я буду делать потом.

Моток мулине на 8 частей режу сразу. Короче можно, но не длиннее.

Для того, чтобы удобно было брать ниточку с висящей иголкой в работу я придумала (вернее модифицировала) стежкоукладчик .
Обычно стежкоуладчик надевается на указательный палец, но это совершенно неудобно, потому что, первые три пальца держат иголку и длинная игла стежкоукладчика очень мешает.
Поэтому я решила, что удобнее
1)уменьшить длину иглы,
2)надеть наперсток на безымянный палец той руки, которая у вас сверху при способе вышивания двумя руками.
3) наперсток следует расположить так, чтобы игла, как бы, лежала на ткани



Мастер-класс по самостоятельному изготовлению gem-наперстка .
У меня всегда сверху левая рука. Наперсток надевается на безымянный палец левой руки. Правая рука снизу и наверху ей делать нечего.
Т.е. если у вы шьете наоборот, то слово "левая" надо поменять на "правая" и все.

Ткань 22 каунта самая крупная для вышивания гобеленом в две нитки .
И при обычном вышивании часто видны неаккуратные просветы канвы. Темные стежки приходится подправлять, чтобы ниточки лежали параллельно и меньше просвечивало.
Это можно делать иголкой, но ее нужно взять, потом положить, потом опять взять и т.д., а так иголка уже на пальце.

Вот фото фрагментов Стоянкиной "Феи богатства " - там много темных участков.
Работа закончена и уже постирана, простветов совсем нет.

Петит при вышивке парковкой рядами выглядит отлично.

очень хорошо описала () последовательность выполнения стежков.
Для идеального лица начало стежка – из чистой дырочки ткани. Стежок идет сверху-вниз, если вы шьете снизу-вверх и наоборот, стежок шьется снизу-вверх, когда работа выполняется сверху-вниз.
Как бы от "пустого" к "полному". Тогда получается ровно.

Описание процесса:

Вышиваю я рядами. Начинаю вышивку всегда снизу .
СТЕЖОК выполняется всегда только СВЕРХУ ВНИЗ , справа налево //////.

Последовательность рядов такая :

  • Первый (нечетный) ряд - слева направо - гобеленовый стежок - на изнанке косые стежки.
  • Следующий (четный) ряд - справа налево - полукрест - на изнанке вертикальные стежки.
И опять ряд - нечетный - гобеленовый стежок, потом ряд - четный - полукрест и т.д.

С какого ряда (полукрест или гобеленовый стежок) вы начнете работу не важно, следует обратить внимание на то, чтобы ряд, где присутствует желтая нить, обзначающая границу, должен зашиваться только гобеленовым стежком. Это позволит избежать просвета желтой нити на светлых участках вышивки.


Чтобы не путаться, я стараюсь держаться в границах 10 клеточек.


Выполнив стежок, я паркую его в пределах 10 клеточек так: если ряд шьется слева направо
(нечетный), то ищу в следующем ряду ближайший к правой границе предела символ и паркую там, в верхний (правый) угол.
Если ряд справа налево (четный), то паркую ближе к левой границе пределов 10 клеточек.
Если ближайший символ находится на несколько рядов выше, то считая последовательность рядов - четный или нечетный - выбираю по правой или левой границе следует парковать иголку.

Один ряд - от края до края 250 стежков - я вышиваю за 40 минут.

Стежки выполняются так :
стежкоукладчиком я подцепляю нить, аккуратно, немного приподнимая и отводя от себя руку, вытаскиваю иголку.

Затем беру иглу, втыкаю в ткань, нижней рукой начинаю протягивать нить вниз и в этот момент вставляю в колечко нити иглу стежкоукладчика и прижимаю нити к ткани, разглаживая их, что лежали параллельно. Когда нижняя рука затягивает нить, то иглу убираю и все.
Стежок готов.

Затем паркую нить и отбрасываю иглу от себя. Нижней рукой иногда нужно поправлять висящие нити.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ пользоваться ДЛИННЫМИ нитями. Висящие нити могут сильно запутаться.

Если парковать нить нужно выше следующего ряда, то иглой стежкоукладчика аккуратно раздвигаю нити и паркую.

Путь каждой нити очень разный. Все зависит от рисунка схемы .
Иногда нить двигается в каждом ряду в пределах 10 клеточек, иногда удобнее одной нитью и 50 клеточек пройти.
Чтобы избежать лишних перекрестных протяжек на изнанке, иногда я ввожу дополнительные нити. Т.е. в пределах 10 клеточек у меня может быть несколько нитей одного цвета.
Такие нити могут идти или по вертикальным столбикам или позволяют делать очень короткие протяжки. Перекрестные протяжки очень увеличивают толщину изнанки.

Вот здесь лицо и изнанка одного фрагмента. На изнанке видно в нижней половине перекрестные протяжки, а потом я добавила нити и пошли вертикальные стежки.


Хотя в идеале можно сделать изнанку только из вертикальных столбиков, но мне это кажется лишним.

Одинаковые символы я вышиваю по горизонтали подряд . Это удобно.

А изнанка может выглядеть и так и так.

Все зависит от схемы, может и настроения и еще чего-нибудь:

Как поступать в случае ошибки?

Бывает, из намеченной вами для выведения нитки дырки уже торчит какой-то непонятный хвост выведенный раньше? Если можно безошибочно определить, какой символ обозначает этот хвост, то следует исправить ошибку и перепарковать нитку, если она припаркована не в ту дырочку.
Но может быть вы в эту дырку уже припарковали правильную нитку ранее и забыли и пытаетесь туда же припарковать вторую такую же? У меня так бывает (ну много их у меня).
Если непонятен цвет, есть сомнения, какой символ, то лучше отрезать и шить правильной ниткой.
Можно из-за освещения перепутать близкие оттенки и наделать ошибок.

Когда я попробовала первый раз парковку , это была сумочка в руках у "Феи богатства" Стоянки. Сначала было трудно! И наперстка такого я еще тогда не придумала.

А сейчас даже самую обыкновенную картинку вышивать могу только парковкой, иначе приходится пересчитывать клеточки и ниточки по нескольку раз и все равно могу ошибиться.
Очень рекомендую начать со Стоянкиных схем, там есть и сложные и простые участки одновременно.

ВНИМАНИЕ!

У вышивальщицы, которая стягивает стежки вышивая, если не контролировать особо каждый стежочек, при вышивании смешанной техникой петит-полукрест может получиться т.н. «Полосатость»

При одинаковом натяжении нитки при вышивании, если это натяжении хоть чуть-чуть сильнее оптимального, именно из-за обвивающего изнаночного диагонального стежка на изнанке - петит ложится всегда гарантированно ровненько и красиво, а полукрест, с кратчайшим расстоянием (вертикальной палочкой на изнанке) и будет давать в результате вот такие валики.
Еще зависит, на какой ткани мы вышиваем. Аида благодаря своей блочной структуре "держит" стежок. И на Аиде полукрест и гобеленовый стежок будет получаться одинаковым. А вот на равномерке, с подвижными нитями основы желателен петит как лучшая техника. Потому что длинная диагональка на изнанке дает и плотность вышивке и аккуратность стежку.
От затягивания стежков случаются и перекосы готовой вышивки.

* *

Мне очень понравился способ gem , но я вот тоже переживаю, не будут ли у меня отличаться ряды гобеленовым стежком и ряды петитом, хотя возможность избавиться от лишних протяжек на изнанке - заманчивая.

Попробовала способом gem отшить пробный кусочек и просмотреть, будут ли различаться на внешний вид гобеленовый стежок и полукрест. Вот что получилось (лицо и изнанка):


Как на мой взгляд, разницы действительно нет

Мне кажется, что полукрестики могут получаться более наклонными именно из-за того, что вертикальный изнаночный стежек слишком сильно натянут. т.е. клеточка как бы стягивается все время по вертикали. При петите же нижний стежок если и тянет, то как раз больше в горизонтальном направлении, и палочки на лице получаются ближе к 45 градусов.
А если приучиться следить, чтоб не затягивать не только верхнюю часть стежка, но и нижнюю, то по идее разница в наклоне лицевых палочек должна сильно уменьшиться, если не пропасть окончательно.

А если при переходе с ряда на ряд парковать с длинной диагональной (почти горизонтальной) протяжкой, тогда не случится у нас стягивания вышивки?
Чтобы протяжки (а я их делаю до приблизительно 3 см) не стягивали ткань, есть 2 условия:
1. канва должна быть хорошо натянута,
2. когда вышиваем крестик - не натягиваем нитку.
Я всегда тяну ниточку до тех пор, пока она не ляжет ровненько, но свободно на ткань.
Главное, чтоб у стежка не было натяжения.
Я думаю, что если придерживаться такого правила, причем как для лицевых, так и для изнаночных стежков-протяжек, то не будет перекашивать ткань даже при вышивании полукрестом.
Почему полукрест может отличаться от петита?
При полукресте короткая палочка на изнанке (если она не лежит свободно, а имеет натяжение) стягивает клеточку. И получается у нас клеточка стает не квадратная, а пусть на десятые доли миллиметра, но все же прямоугольная. И визуально разницу заметно. А при петите., если его все таки затягивать (хотя это сделать намного труднее), стяжка пойдет по противоположному направлению и немного по диагонали. Так что деформация будет намного меньше и перпендикулярного направления.
Поэтому я думаю что у некоторых и отличается ряд петита от ряда полукреста.
А что касается перекоса вышивки при полукресте,
то по моему мнению тут влияет еще засильное натяжение лицевых стежков.
В результате каждая клеточка из квадратика немножечко превращается в параллелограмчик.
А так как в высоту работа имеет не 10 рядков, а намного больше, то и умножив это неважное и мизерное на первый взгляд искажение каждого крестика на количество рядов мы и имеем сильный перекос всей работы.

Поэтому я считаю крайне важным научиться вышивать так, чтоб нитка (что на лицевой части стежка, что на изнаночной части либо протяжке) лежала плоско, ровно, но без натяжения.

Тогда вышивка будет не перекошенная в любом случае. И стежки будут одинаковые.
А наперсток, который предложила gem , может здорово помочь по началу с натяжением нитки, если есть привычка слишком сильно затягивать.
Когда шьется стежок, то затянуть с учетом вставленной под него иголочки, потом иголочку вытянуть, а стежок больше не подтягивать. По ходу дела небольшой излишек ниточки в лицевом стежке уйдет на изнанку и скомпенсирует излишнее натяжение нитки там.

* *
Девушки!

Я поддерживаю мнение, что все надо попробовать, чтобы потом понимать, от чего я могу и хочу отказаться. Берите иголку в руки и начинайте.
Может быть вам удобнее будет шить только петитом в классическом варианте или только полукрестом. Попробуйте все варианты!

Год назад я не знала о парковке. Да если бы мне сказали, что я одновременно смогу с таким количеством нитей работать и придумаю свой GEM-наперсток - да я бы просто не поверила!
И что? Сейчас я по-другому уже не могу шить. И мучает меня только одна мысль - как мне теперь не очень аккуратными стежками закончить гобелен Винклера (попугай сидит на корзине), чтобы половинки не отличались друг от друга и разница была не очень видна.

И еще - девочки, рассказывайте, а еще лучше, показывайте ваши успехи!

Вышивание гобеленовым швом гладью или крестом дело несложное. Располагая упорностью, старанием и трудолюбием рукодельницы создают прекрасные композиции: картинки, ковровые изделия, детали одежды, панно. Применяя такие приемы работы, орнамент выходит четким, ровно ложащимся на полотно, с гладкими стежками. Орнамент, вышитый им объемный, с выраженным рельефом, выглядит шикарно и бесподобно. Плотное прилегающие стежки не дают законченному изделию потерять конфигурацию.

Чтобы воссоздать орнамент нам понадобится:

Закрепление нитки на полотне

При создании ниточка закрепляется на приготовленной основе без узлов. Иголка вводится через одну клеточку канвы с изнанки и выводится на лицо через иное пересечение. Конец нити остается поверх основы. Край волокна удерживается пальцами рук, а он зашивается сверху следующим косым стежком. Слишком длинная аккуратненько обрезается ножницами.

Окончив первый рядочек, пропускаем конец нити через швы, вышитые в одну полосу. Чтобы композиции не искажалась и не стягивалась, узелки перед процессом и после, не завязываются.

Отличие гобеленового стежка от полукреста

Данная техника выполнения напоминает вышивку полу крестом. Отличаются швы методикой создания орнамента.

Процедура вышивания вышеописанной строчкой заключается в создании одноразмерных швов. Считается, чем меньше ширина и высота каждого шва, тем искуснее получается. Расход ниточек гораздо больший, чем при вышивке крестом.

Косой шов

Швы классифицируются разнообразными, применяемыми мастерицами, строчками. Ими подчеркиваются определенные фрагменты и фон узора. Бесподобно совмещаются на полотне сразу несколько разных стежочков.

Одним из классификации ковровых строчек есть «косой», применяемый для выстегивания габаритных и мелких фоновых площадей рисунка. Можно использовать его в переходе разнообразных оттенков элементов картины. Параллельные рядки шьются справа налево и слева направо. Рассмотрим пошаговое выполнение соединения:

  • Иголка выводится с изнанки на лицо в правую верхнюю дыру квадратика.
  • Нитка идет диагонально, опускаясь в нижней левой точке.
  • Ниточка возвращается в исходное положение.
  • Волокно по изнанке опускается в нижний леволежащий уголок следующего квадрата.
  • Нить подымается диагонально в правую верхнележащую точку.
  • Процесс повторяется.

Чтобы рисунок не перекосился, в рабочий момент, не рекомендовано перетягивать ниточку. Изнанка в совершенстве обязана быть аккуратной, с маленькими прямыми строчками. Для начала следующего рядка ткань поворачивается и продолжается выстегивание по той же схеме – строчки наклоняются справа налево.

При желании основа остается в том же положении – рабочая процедура происходит в противоположном направлении – слева направо. Очередной рядок начинается с выведения иглы на лицевую сторону из левого нижнего отверстия в правую верхнюю точку. Далее процедура повторяется.

Удлиненный

Когда создаются фоновые детали больших изделий, применяется ручной удлиненный ковровый шов. В данной технике наклон швов меняется, делается удлиненный угол. Швы располагаются горизонтальными линиями и вышиваются справа налево и в противоположном направлении.

Отличительная черта вышивального процесса характеризуется тем, что ниточка располагается на две клеточки вверх. Из правого верхнего отверстия выводится, пропустив клеть, в нижележащее левое отверстие, и шитье продолжается, так же до конца основного ряда.

В момент вышивки ниточка ложится ровно, полностью заполняя просветы полотна. В рабочем процессе лучше пользоваться нитью в тридцать сантиметров. Длинная распускается и истончается, теряет естественный гладкий вид.

Прямой стежок

Мастерицы применяют в вышивке прямой шов для творения орнаментов, трафаретов, каемки для рисунков. Исполняется обычным приемом – справа налево ровными рядочками.

Цыганская игла проходит справа в верхнее отверстие и выводится с изнанки через нижележащий правый уголок, далее иголка идет вверх в левую дыру и выводится в нижней левой точке. Таким же методом продолжаем вышивать следующие ряды.

Для полного заполнения промежутков на канве, нить складывается в несколько сложений либо подбирается плотное волокно.

Захватывающая строчка

Техническая процедура выполнения коврового соединения дает возможность выразить необычно рельефно пейзажные изображения. Швы, соприкасаясь, формируют перекошенные черточки, придавая законченный вид и совершенство фонового плана пейзажа.

Процедура создания шва идет, как и раньше – игла выходит сквозь изнанку на лицо из правого верхнего отверстия, опускаясь к левому нижнему уголку пересечения ниток через клетку. Второй ряд выполняется так же, только в шахматном порядке.

Каждая новая линия строчек должна зайти на одну ячейку основы предыдущей полосы. Работа получится красивой и гладкой.

Континентальный стежок

Полотно, оформленное континентальным швом, отличается крепкой и выразительной структурой. Фальц выполняется параллельными рядками, с изнаночной стороны характеризуется удлиненными наклонными швами. Процесс начинается с правой – на левостороннюю часть, с выходом иголки на лицевой. Прокалываем ею основу, отступая клетку в верхнее положение и вправо. Протягиваем нитку для образования маленького диагонального шва.

Дальше иголочка выводится на лице, отступая 1 клетку вниз и 2 клетки влево, и, выполняя маленький диагональный стежочек, вверх. Так продолжаем до конца рядка. Для перехода ко второму, переворачиваем изделие, выводим иголочку на лицевую часть выполняемой работы, отступив 1 проем вверх, и повторяем предыдущие два шага. Вышиваем элемент орнамента, повторив предшествующую инструкцию.

Видео “Техника гобеленовый шов”

Гобеленовый шов и вышивка петлей в фото и видео уроке

Гобеленовый шов и вышивка петлей в фото и видео уроке


Вышитые картины украсят любое помещение. Сегодня речь пойдёт про
, а, точнее, про сам гобеленовый шов. Техника его выполнения очень проста и под силу всем рукодельницам.
Прежде чем начинать работу, необходимо подготовить: ткань, специальную иголку, пряжу, ножницы, пяльцы. Дополнительно при вышивании гобеленовым швом могут понадобиться клей для ткани и маркер. Несколько слов о выборе материалов.








Материалы, необходимые для работы

Ткань Гобеленовый шов удобно выполнять на канве. Это специальная ткань для вышивки. Она имеет ярко выраженные плетения, которые образуют сетку. Производители предлагают канву с более плотным или менее плотным плетением. На плотность плетения указывает номер канвы. Можно использовать и другие ткани, у которых видно переплетение нитей. Однако вышивать гобеленовым швом на них гораздо сложнее, чем на канве.
Пряжа Гобеленовый шов может быть выполнен любой толстой пряжей или нитью. Как правило, используют шерсть. Подойдёт для вышивки гобеленовым швом и мулине, предварительно сложенное в 5–6 сложений. Пряжа не должна быть эластичной. В противном случае достаточно сложно добиться того, чтобы стежки были одинаковыми. Не стоит брать пряжу с длинным ворсом. Вышивать такой пряжей сложно. Толщина пряжи должна соответствовать плотности канвы и толщине иглы.
Игла
Специальная игла для гобеленовой вышивкиСуществует 2 вида гобеленовой вышивки:

  • вышивка, напоминающая гладь или крест, для которой понадобится игла с большим ушком и тупым концом;
  • вышивка петлёй, для которой необходима специальная игла. В такой технике можно создавать объёмные картины.

Совет. Для начинающих рукодельниц оптимальным вариантом является приобретение готового набора для гобеленовой вышивки. Там есть необходимые материалы и инструкция, подробно описывающая каждый гобеленовый шов. Не следует сразу хвататься за выполнение сложной картины. Когда техника выполнения гобеленового шва будет понятна, можно перейти к работе с масштабными картинами. Также будет нелишним посмотреть мастер-класс, в котором опытные вышивальщицы поделятся секретами выполнения идеального гобеленового шва.

Техника выполнения

Совет. Перед началом работы желательно обработать края ткани, чтобы они не сатались. На нашем сайте можно найти видео, в котором подробно показано, как это делать.
Гобеленовый шов имеет базовый элемент – полукрест.
Порядок выполнения полукреста

  • Ввести иглу в правый верхний угол ячейки с изнаночной стороны и вывести в левом нижнем. На лицевой стороне получается диагональ, которая имеет направление сверху вниз. Следите, чтобы канва не перетягивалась, а стежки ложились рядом друг с другом;
  • Выполнить те же действия в соседней левой ячейке. Повторить 1 и 2-й шаг до конца ряда;
  • Подняться на соседний ряд сверху. Ввести иглу с пряжей в нижний левый угол ячейки с изнанки и вывести в верхнем правом;
  • Повторить 4 и 5-й шаг.
  • Схематически полукрест выглядит следующим образом:


    В результате на лицевой стороне должны получиться диагональные стежки, а на изнаночной – прямые. Вышивать в нечётных рядах нужно справа налево, а в чётных – наоборот. Стежки должны ложиться максимально близко друг к другу и плотно заполнять канву.
    Полукрест с прокладной нитью Вышивка, выполненная такими стежками, имеет более рельефную структуру. Однако не стоит ею злоупотреблять. Такой стежок может помочь оттенить поток воды, облака или густые верхушки качающихся вдали деревьев.
    Этапы выполнения.

  • Ввести иглу между верхним и нижним углом ячейки;
  • Посчитать на схеме количество стежков одного цвета, и вывести нить наизнанку через необходимое число ячеек;
  • Выполнить полукрест сверху проложенной нити.
  • Необходимо следить, чтобы натяжение нити было одинаково во всех стежках.
    Схематически полукрест с прокладной нитью выглядит следующим образом:

    Гобеленовый шов полукрест с прокладной нитьюРабота в нечётных рядах выполняется справа налево, а в чётных – слева направо.
    Освоив технику работы полукрестом можно переходить к вышиванию картин.

    Виды гобеленовых швов

    Различают: континентальный, прямой, косой, удлинённый и захватывающий гобеленовый шов.
    Континентальный гобеленовый шов Он отличается рельефностью и прочностью.

  • Ввести иглу в левый нижний угол квадрата с изнаночной стороны и вывести в правом верхнем;
  • Выполнить те же действия в соседнем левом квадрате. Повторить 1 и 2-й шаг нужное количество раз;
  • Повернуть работу и выполнить 1-3-й шаг.
  • Схематически континентальный гобеленовый шов выглядит следующим образом:


    Лицевая часть работы, выполненной континентальным швом, ничем не отличается от лицевой части работы, выполненной полукрестом. А на изнанке получаются длинные диагональные стежки, соединяющие правый верхний и левый нижний угол соседних квадратов.
    Прямой гобеленовый шов Выигрышно смотрятся комбинации разных швов. Так, например, если прямой и косой гобеленовый шов использовать в одной картине, то можно создать иллюзию объёма. Им целесообразно вышивать рамки или любые другие детали вышивки, которые нужно выделить.

  • Ввести иглу в правый нижний угол ячейки с изнаночной стороны;
  • Ввести иглу в правый нижний угол ячейки соседнего верхнего ряда. Таким образом, стежок получается длиннее, чем при вышивке другими видами гобеленовых швов;
  • Ввести иглу в левый нижний угол ячейки соседнего ряда снизу. Продолжить вышивать слева направо.
  • Схематически прямой гобеленовый шов выглядит следующим образом:

    Прямой гобеленовый шовКосой гобеленовый шов

  • Ввести иглу в левый нижний угол квадрата с изнаночной стороны;
  • Ввести иглу в левый нижний угол соседнего квадрата справа верхнего ряда;
  • Повторить 1 и 2-й шаг до конца ряда. Вышивать нужно справа налево;
  • Ввести иглу в левый нижний угол квадрата соседнего ряда снизу. Продолжить вышивать слева направо.
  • Схематически косой гобеленовый шов имеет следующий вид:

    Косой гобеленовый шовЭтим гобеленовым швом удобно заполнять фон.
    Удлинённый косой гобеленовый шов Это некая модификация предыдущего гобеленового шва. Однако один стежок соединяет ячейки, расположенные через одну, а не соседние.
    Схематически удлинённый косой гобеленовый шов имеет следующий вид:

    Удлиненный косой гобеленовый шовЗахватывающий гобеленовый шов Его целесообразно использовать в том случае, если требуется заполнить большое пространство или сделать плавный переход цвета. Техника выполнения несложна, но требует внимательности.

  • Выполнить первый ряд аналогично удлинённому косому шву;
  • Первый стежок второго ряда располагается на 2 ячейки ниже, чем последний стежок 1-го ряда. А конец стежка располагается между началом и концом стежка верхнего ряда.
  • Схематически захватывающий гобеленовый шов выглядит следующим образом:


    Захватывающий гобеленовый шовДлину стежков можно увеличивать или уменьшать на собственное усмотрение.
    Совет. Стежки должны быть среднего натяжения. В противном случае не избежать перекосов ткани и вышивка будет выглядеть неопрятно. Ткань в пяльцах должна быть натянута таким образом, чтобы не было ни провисания, ни перетягивания.


    Гобеленовый шов способен придать картине шарма и изящества. Если умело сочетать разные гобеленовые швы, то можно создать картины, которые будут иметь интересные фактуры. Даже на фото или видео чётко видна разница, между такими картинами. К примеру, только захватывающий гобеленовый шов не сможет сделать картину разноплановой. А вот если соединить прямой, захватывающий и континентальный гобеленовый шов, то картина заиграет как огранённый алмаз.
    Континентальный, прямой и косой гобеленовый шов относятся к основным. Также существует классификация, за основу которой взяты направления стежков. Различают прямой и косой гобеленовый шов.
    Этот вид вышивки прекрасен тем, что позволяет рукодельнице проявить фантазию. Гобеленовый шов прост в исполнении и красив. А если хочется чего-нибудь нестандартного, то можно посмотреть мастер-класс выполнения работ в мозаичном или блочном стиле. Они выполняются гобеленовым швом и гармонично впишутся в любой интерьер.

    Видео: как вышивать гобеленовым стежком


    Вышивка петлёй


    В специализированных магазинах можно приобрести специальную иголку, для вышивания гобеленов петлёй. Такая техника позволяет вышивать объёмные картины. Для работы понадобится: пряжа, ткань, игла, трафарет рисунка, ножницы, клей для ткани, специальный маркер.

  • Переносим рисунок на изнаночную сторону ткани в зеркальном отображении. Для этого используем маркер. Можно вместо маркера воспользоваться простым карандашом;
  • Заправляем нить нужного цвета в иголку;
  • Выполняем стежки следующим образом: проколоть иглой ткань и не спеша вытащить иглу. При этом нить идёт позади иглы. Следующие стежки выполняем аналогично;
  • Закрепить каждый гобеленовый шов с той стороны, на которой велась работа, клеем. Это необходимо для того, чтобы готовое изделие сохранило свой вид на протяжении долгих лет.
  • Вышивание в технике гобелен – это, пожалуй, одно из самых творческих занятий. Здесь мастерицы могут отойти от шаблонных схем и дать волю фантазии. Гобеленовый шов можно научиться делать за 30–40 минут. А в результате можно получить целые шедевры, которые останется только оформить.
    На нашем сайте можно найти мастер-класс, в котором подробно описывается процедура оформления гобелена. Как вариант, можно обратиться за помощью к мастеру, который всё сделает сам. Сейчас множество багетных мастерских, предоставляющих огромный выбор рамок для готовых гобеленов и всех необходимых для натягивания вашего произведения искусства материалов.

    Видео: мастер-класс по вышивке нетканного гобелена

    Техника вышивки: гобеленовый шов Многие начинающие рукодельницы путают гобеленовый шов с ковровой техникой. Гобеленовое ткачество создается при помощи специального инструмента, а вот вышивка подразумевает выполнение несколько видов стежков при помощи иглы. Особенно копирует «ткачество» бархатный шов, где создаются одинаковые петельки, закрепляемые в каждом ряду крестиками, а в конце работы они разрезаются и подравниваются.

    Гобеленовый шов: схемы исполнения Гобеленовый стежок по внешнему виду напоминает полукрест, но на изнанке будет иное исполнение. Наклон стежка может быть выполнен вправо, влево или вертикально, но всегда создается справа налево. Благодаря этой технике и использованию толстых ниток (пасма мулине, шерсть, ирис, хлопок) полотно становится плотным, без просветов ткани. Вышивают гобеленовым стежком на жесткой крупной тканевой или пластиковой канве при изготовлении картин, объемных сувениров. Косой Этот гобеленовый шов напоминает полукрест. Вводить иглу нужно в один и тот же угол. То есть если начали вышивание с нижнего левого угла в правый, то все последующие стежки, ряды идут в этом же направлении. Косым швом создают фоновую часть картины, а также переходные детали узоров, рисунки. Рядки по горизонтали можно выполнять как слева направо, так и в обратном направлении. Косой с прокладкой или колодки На лицевую сторону выводится нить по количеству клеток, а потом она гобеленовым стежком перекрывается. То есть полотно становится без просветов, а стежки напоминают выпуклые бисеринки. В этой технике выполняются все стежки всех цветов.

    Прямой гобеленовый шов Прокладывайте стежки справа налево. Выведите иглу на лицевую сторону ткани внизу справа. Вколите иглу в ткань на две ячейки выше от места ее выхода. Продолжайте аналогичным образом до конца ряда. Чтобы перейти к следующему ряду, выведите иглу на две ячейки ниже от нижней точки последнего стежка. Работая слева направо, вышейте ряд вертикальных стежков под первым рядом. Чередуйте эти два ряда, заполняя фрагменты вышивки.

    Захватывающий гобеленовый шов Захватывающий гобеленовый шов используют для заполнения больших областей фона. Он отлично подойдет для плавного и мягкого перехода цветов. Шитье состоит из сплошных косых стежков, покрывающих четыре клетки канвы вниз и одну клетку в сторону налево. Можно высоту стежка уменьшить. В каждом следующем ряду стежки вышивают таким образом, чтобы верхним концом стежка выполняемого ряда захватывать нижнюю клетку канвы верхнего ряда. Сначала вышивается как удлиненный гобеленовый шов. В следующем ряду выводят иглу на лицевую сторону в точке 5 и делают диагональный стежок в точку 6, расположенную между двумя верхними стежками.

    Мозаичное гобеленовое шитье Такой шов подходит для выполнения орнаментальных композиций, а также для фонового вышивания. Шитье состоит из блоков, а в каждом блоке по три стежка. Можно вышивать как слева направо, так и справа налево.

    Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок на одну клетку канвы в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 3, сделайте диагональный стежок на две клетки канвы в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5, сделайте диагональный стежок в точку 6. Таким образом можно вышивать большие площади.

    Можно вышивать блоки как в горизонтальном и вертикальном направлении, так и в диагональном. Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне вниз и выведите ее на лицевую сторону в точке 3. Сделайте диагональный стежок на две клетки в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5. Сделайте диагональный стежок на одну клетку канвы в точку 6 . Вышивая следующий ряд, двигайтесь снизу вверх. Можно увеличить длину среднего стежка и вышивать его на три клетки канвы. При использовании четного количества нитей закрепляете мулине петлей, как при вышивке крестом. То есть оба конца вводите в ушко иглы, образуя на конце петельку. Вводите иглу в нужном месте с изнанки, делаете полукрестик и через петлю закрепляете нить на изнаночной стороне. Все остальные стежки делаете из того же угла, с которого начат первый. Если нить ординарная, то на изнаночной стороне, откуда начинается ряд нужного цвета, через переплетения ткани «завязывается» мулине. С лицевой стороны гобеленовые стежки перекроют эту нить. Все ряды начинаете вышивать справа налево. Чтобы наклон был вправо, начинаете вводить иглу в правый верхний из левого нижнего угла. Второй и последующий стежки выполняются в такой же последовательности. Чтобы наклон был влево, вводите нить из правого нижнего уголка в верхний левый. Некоторые мастерицы вышивают, не выводя руку на изнанку, то есть на лице сразу иглой «захватывают» оба угла диагонали клетки. При таком способе можно стянуть ткань, если она мягкая. Вышивание гобеленовым швом с нового ряда может быть выполнено двумя способами: 1. В первом варианте после окончания ряда нить обрывается и работа начинается с правой стороны вышивки. 2. Второй способ выражается в плавном переходе на второй ряд и вышивании слева направо, но чтобы направление стежков на лице и изнанке было одинаковым. То есть иглу вводите во втором ряду в правый верхний угол с изнанки и выводите в противоположном левом нижнем. Далее все стежки выполняете в той же последовательности из правого верхнего в левый нижний угол. Изнанка при гобеленовом шве должна быть такой же, как лицевая сторона, то есть состоять из сплошных полукрестов, выполненных в одном направлении. После окончания работы нить прячется под стежками и обрезается. На изнанке не должно быть ни узелков, ни хвостиков. Если нужно нить сменить на другой цвет, то все правила сохраняются, как при начале работы. При использовании мягкой ткани применяйте рамы, которые можно переворачивать для работы на изнанке.

    Теперь рассмотрим, как выглядит техника вышивки гобеленовым швом при прокладывании нити. Этот способ называется еще колодками. 1. Закрепляется нить любым способом, описанным при обычном выполнении гобеленового стежка с конца ряда. 2. Выводится нить наружу посередине клетки до начала ряда. То есть на лице прокладываете нить той длины, которая соответствует числу клеток нужного цвета. 3. Иглу с изнанки выводите также с левого угла наверх в правый. Последующие стежки выполняются в этой же последовательности. То есть полукресты закрывают нить. 4. Следующий ряд делаете так же. Сначала выводите нить на лицо посередине клеток. Затем в той же последовательности справа налево вышиваете гобеленовым швом. 5. Закрепляете нить после окончания цвета или ряда так же, как описано при классическом выполнении гобеленового стежка. Ряды получаются очень объемными, плотными. Поэтому вышивать «участками», как в вышивке крестом, не получится. Работу делаете строго по рядам (горизонтальным, вертикальным, диагональным). Вертикальное исполнение гобеленовых стежков Прямые стежки картин сразу привлекают внимание людей необычным исполнением. 1. Закрепляете нить уже знакомым способом. 2. Выводите иглу снизу вверх в каждом «отверстии» клетки канвы. Если используете ткань, то старайтесь, чтобы стежки были одинаковой длины, отсчитывайте одинаковое количество переплетений. 3. Обратите внимание, что с изнанки и лица стежки вертикальные, только на лицевой стороне более выпуклые. 4. Чтобы перейти к следующей линии, из верхнего угла первого ряда опускаетесь в нижний второго строя. 5. Далее все стежки делаете в той же последовательности снизу вверх. Старайтесь избегать просветов между рядами. 6. Если нужен шов с проложенной нитью, то выполнение такое же, как и при колодках, только стежок делаете прямым, а не наклонным. 7. При закреплении нити все правила остаются теми же, что и при простом выполнении гобеленового стежка. Выполнение захватывающего шва Захватывающий стежок выполняется для плавного перехода схожих оттенков при вышивании больших участков. Часто эта вышивка гобеленовым швом используется при создании абстрактных геометрических фигур. Он может быть выполнен короткими и удлиненными, косыми и прямыми гобеленовыми стежками. Но при исполнении длинных полукрестов лучше виден захват. 1. Закрепление нити аналогичное, как при выполнении простого косого шва. 2. Начинаете работу справа налево удлиненными стежками, вводя иглу снизу с левого угла в верхний правый. Последующие стежки выполняете аналогично. 3. Новый ряд начинается в обратном направлении с конца стежка в треть предыдущего ряда. То есть иглу снизу левого угла второго ряда вводите в правый, который располагается между двумя стежками первого ряда. Выглядит это следующим образом: если стежок равен двум клеткам в высоту, то второй ряд оканчивается половиной клетки предыдущего ряда в правом верхнем углу. Ряды как будто держатся друг за друга. Мозаичное гобеленовое плетение Существует еще мозаичная вышивка гобеленовым швом. Применяется она при создании орнаментов или заполнении фона. Состоит данная техника из трех стежков: двух коротких и одного удлиненного. Вышивка как бы создается блоками также справа налево. 1. Длина одного ряда соответствует высоте удлиненного стежка. «Блок» представляет собой квадрат из четырех клеток. 2. Начинаете работу с короткого шва с нижнего левого уголка в правый верхний. То есть если высота ряда составляет две клетки, то косой стежок заполняет нижнюю клеточку. 3. Далее из верхнего правого угла короткого стежка переходите в нижний левый угол, делаете удлиненный полукрест. То есть стежок равен двум клеткам. 4. Следующий короткий полукрест располагается в первой верхней клетке напротив нижнего такого же стежка. То есть из правого верхнего угла удлиненного стежка вводите иглу в левый нижний верхней клетки. 5. Следующий блок начинается с короткого стежка в той же последовательности. Это значит, что ряд представлен чередованием двух коротких стежков с удлиненным швом. 6. Новый ряд начинается также с короткого гобеленового полукреста. Выполнение шахматного стежка

    Длина гобеленового стежка может составлять одну-две клетки в высоту. В первом случае такой шов называют укороченным, а во втором варианте – удлиненным. При этом он может быть косым или прямым. Работы можете вышивать горизонтальными, вертикальными или только диагональными рядами. При диагональном исполнении вышивка идет с первого верхнего угла. Следующий ряд начинается с верха вниз и снизу вверх. Такое исполнение стежков называют еще корзинкой, так как начало нового ряда захватывает предыдущий. Чтобы вышивка гобеленовым швом получилась с первого раза, можно воспользоваться хитростями опытных рукодельниц. Удобнее всего начинать работу с середины полотна. Это нужно для того, чтобы не перекосилось полотно, и по краям остались широкие поля. Их желательно делать не менее 4-5 см. Если предполагается оформить работу еще и в паспарту, то нужно их еще увеличить. Гобеленовый шов с проложенной нитью подходит для небольших работ, а если они более объемные, то применяют шов «ренессанс». То есть линия в рядах прокладывается справа налево и слева направо, оставляя по бокам небольшие переходы. На лице же вышиваете вертикальные прямые стежки. Существует плетеный гобеленовый шов. Мастер-класс данного стежка очень прост. Для начала делаете первый ряд удлиненных гобеленовых стежков справа налево, а потом второй ряд начинаете с нижнего левого угла, который находится перпендикулярно верхнему углу первого ряда. И вводите иглу в треть клетки первого ряда. То есть получается своеобразная елочка. При вышивке пластиковой канвы, подушек, панно, ковров можно варьировать швы по длине, наклону, направлению. Мастера пошли дальше и создают целые картины по фотографиям. К примеру, на ткань переводят границы пейзажа (траву, поляну, цветы, небо, облако и прочие детали), затем вышивают гобеленовым швом. Меняя направление и длину стежков, мастер подчеркивает дальний и передний планы.

    Некоторые мастерицы используют гобеленовый шов при создании простых картин. Для этого подойдут обычные детские сюжеты. Картину вышиваете горизонтальными или вертикальными линиями, при этом длина стежков может быть неравномерной и соответствовать определенному цвету. При создании картин используются обычные косые гобеленовые стежки. От полукреста их отличает изнанка. То есть если в вышивке полукрестом на изнанке идут короткие прямые переходы, то у гобеленовых стежков длинные диагональные. При гобеленовой вышивке за счет создания объемов уходит много ниток. Перед тем как вышивать гобеленовым швом, новичкам стоит завести рабочие картонные или тканевые «карточки» с примерами стежков. Это позволит в дальнейшем создавать свои авторские композиции, орнаменты, играя с цветом. Делайте картотеку работ мастеров, особенно с приближенными фото, чтобы видеть направления стежков. Попробуйте сначала повторить аналогичный сюжет, а затем создать свой пейзаж.


    Самое обсуждаемое
    Цвета, сочетающиеся с мятным цветом в одежде Мятная блузка с черной юбкой Цвета, сочетающиеся с мятным цветом в одежде Мятная блузка с черной юбкой
    "тематическая картотека пальчиковых игр"
    Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи Зачем и когда учить самостоятельности Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи Зачем и когда учить самостоятельности


    top