Что такое плечевая одежда примеры. Виды женской плечевой одежды

Что такое плечевая одежда примеры. Виды женской плечевой одежды

Растяжение связок (дисторсия) плечевого сустава – распространенная травма, часто возникающая при выполнении бытовых задач, спортивных тренировок или несчастных случаев. Связочные ткани имеют определенный предел эластичности. В случае превышения названного предела связки травмируются, тогда развивается разрыв связочных волокон плечевого суставного соединения либо их растягивание.

Связки представляют собой плотные соединительнотканные образования, которые скрепляют артрсоединение и мышечную систему. Связочные волокна обеспечивают двигательную возможность суставного соединения и параллельно ограничивают эту мобильность до определенного предела. В случае превышающих движений и излишних нагрузок, провоцирующих повреждение синовиальной капсулы либо мышечных волокон, связки уменьшают выполнение этого действия в суставе.

Растяжение связочного волокна грозит расстройством функциональной способности руки, воздействуют на мобильность всего тела. В случае несвоевременного либо отсутствия лечения травмы в плече сформироваться хроническая форма заболевания – сустав станет неустойчивым, для устранения этого необходимо прибегать к операции.

Это обуславливается на начальных этапах не до конца сформированной регенерационной тканью, которая еще поддается коррекции из-за своей эластичности, а в далеко зашедших стадиях она становится не такой эластичной.

Анатомия плечевого сустава

Это артрсоединение состоит из:

  • ключицы;
  • плечевой кости;
  • лопатки.

Последних два костных компонента взаимосоединяются посредством вращательной манжеты, которая образована сухожилиями мышечных групп.

При полном повреждении сухожилий происходит полный отрыв ключицы от артрсоединения. Головка плеча этими мышцами прикреплена к специальной впадине лопатки.

Суставные окончания костных компонентов заключены в плотную соединительнотканную сумочку (капсулу). Полость последней заполняется синовиальной жидкостью, которая имеет функцию увлажнения суставных элементов. При ее дефиците либо увеличенной густоте они трутся между собой и, соответственно, происходит травмирование.

Снаружи она закрепляется связками, которые укрываются мышцами. Они не допускают излишнего углового наклонения, однако при чрезмерных физнагрузках происходит разрыв связочного волокна.

Симптоматическая картина

В силу схожести по проявлениям с другими патологиями необходимо тщательное диагностирование, оно также нужно и для подбора адекватного лечения.

Характерные проявления и жалобы пострадавших:

  1. Болевое ощущение в травмированном плече.
  2. Ограничение мобильности.
  3. Гиперемия кожного покрова, в некоторых случаях геморрагические явления в проблемной зоне.
  4. Незначительная отечность в случае разрыва, а при растяжении таковая отсутствует (дифдиагностическое проявление).

Болезненный синдром вызван развитие воспалительного процесса во вращающей манжете. Далее он трансформируется в надостный тенденит, который приводит к значительному ухудшению общего состояния пострадавшего. Могут развиться разной формы бурситы и даже периартриты и тенденит мышц 2-главой плеча.

Разрыв связочного аппарата в зависимости от количества пораженных волокон бывает трех степеней:

  • I ст. – надрывается несколько волокон, болевое ощущение и ограниченность движения легкие.
  • II ст. – множественные надрывы волокон, альгический синдром в этом случае более выражен, работоспособность заметно снижается.
  • III ст. – полный разрыв связок, боли изнуряющие, суставное соединение неустойчивое. В этом случае прибегают к оперативному вмешательсву.

Причинные факторы

Данная травма может возникать под воздействием таких факторов:

  1. Физнагрузки регулярные и постоянные (ношение либо поднимание тяжелых предметов).
  2. Расстройство гемоснабжения. Это преимущественно связано с возрастными трансформациями. От этого происходит недостаточная трофика, вследствие чего эластичность их снижается.
  3. Остеоразрастания – остеофиты. Формируются в основном у пожилых больных.
  4. Профессиональный спорт (тяжелая атлетика, плавание, метание ядра, теннис и иные виды), предусматривающий нагрузку в одном и том же суставе.
  5. Врожденные аномалии мышечного суставного аппарата. К примеру, дисторсия связок у новорожденного ребенка.

Травмирование может произойти в результате несчастного случая, падения либо удара.

Значительному ослаблению связочно-мышечного аппарата способствуют вредные привычки (алкогольная зависимость, табакокурение) и кортикостероидная терапия.

Терапевтическая тактика

Своевременная первая помощь существенно снижает риск формирования осложнений и повышает эффективность лечения. Тотчас же после травмирования необходимо уложить пострадавшего так, чтобы минимизировать нагрузку на больное плечо. Одежду рекомендовано снять во избежание пережатия сосудистой сети и формирования отечности.

Артрсоединение следует обложить мягкой тканью и зафиксировать платком, шарфом либо эластичным бинтом. Холодовый компресс снизит болевое ощущение и предотвратит развитие гематомы.

В случае сильной травмы и выраженного болезненного синдрома рекомендуется вызвать карету «скорой помощи».

Терапевтический подход базируется на следующих методиках:

  • Создание полного покоя пострадавшему с иммобилизацией брахиального соединения.
  • Регулярные холодовые компрессы (грелка со льдом) до трех-четырех раз в сутки в первые 72 часа после травмы. Они помогают купировать болевое ощущение и отечность.
  • Накладывание давящей повязки, но не слишком тугой. После купирования боли необходимо ее снять с целью предупреждения атрофии мышц и сустава вследствие обездвиживания.
  • Прием лекарственных средств. Обычно применяется группа НПВС. Параллельно назначают лекпрепараты, которые способствуют тканевому восстановлению.

Специалисты все лечение подразделяют на первичное и вторичное. Первичное – создание максимального покоя и физического отдыха пострадавшему, ношение фиксирующих приспособлений. Также позволительны народные щадящие рецептуры – холодовые компрессы со льдом. В некоторых случаях при легком повреждении таких мер достаточно.

Вторичное — осуществляется при 2 и 3 степенях повреждения связочных волокон. Базовое назначение — обезболивающие препараты. По истечению трех дней после травмирования холодные компрессы сменяют согревающими, с применением регенерирующих мазей и гелей. Лед заменяют массажем и прогреванием.

В случае сильно выраженного болевого синдрома обезболивающие вводят парентерально либо интрасуставным способом.

После устранения воспаления начинается реабилитация. Для этого применяется физиотерапия и ЛФК.

Гигрома сустава: причины и лечение заболевания.

Гигрома - что это такое?

Гигрома — ограниченное образование, которое содержит серозную жидкость. Гигрома сустава представляет опухолевидную кисту, которая имеет доброкачественное течение. Заболевание в 3 раза чаще поражает лиц женского пола в возрасте от 25 до 35 лет. Среди детей и людей пенсионного возраста данная патология практически не встречается. Патология локализует везде, где есть соединительная ткань. Наиболее частое возникновение кисты — в области лучезапястного сустава, на его тыльной поверхности.
Достаточно редко патологию возникает на ладонных поверхностях, на пальцах и стопах. Это распространённое заболевание, особенно среди людей определенных профессий (водители, кассиры и т.д.)

Причины развития заболевания

Гигрома сустава — полиэтиологическое заболевание, причины возникновения которого до сих пор являются предметом спора ученых и врачей мира. К основным факторам риска развития патологии относят:

  1. Наследственный фактор. Известны случаи возникновения недуга у членов одной семьи и кровных родственников.
  2. Травма. Являются одной из основных причин формирования опухоли. Разрывы связок, растяжения, переломы и неоднократные ушибы увеличивают риск развития патологии. Важную роль играют неоднократные поражения одного и того же сустава.
  3. Занятия спортом. Высокая физическая нагрузка, долгое нахождение в одном положении, постоянная нагрузка на один сустав увеличивают вероятность возникновения гигромы.
  4. Профессиональная деятельность. Люди определенных профессий (музыканты, водители, программисты и др.) подвержены развитию недуга.

Классификация и виды

Существует несколько видов заболевания, в зависимости от локализации:

  1. Гигрома лучезапястного сустава и запястья. Образование при данной локализации находится под связками и виднеется над кожей. Болевые ощущения выражены слабо. При постоянном трении гигромы о предметы и одежду опухоль увеличивается в размерах, может нагнаиваться.
  2. Гигрома плечевого сустава. Формируется в основном в верхней части плеча, чаще всего возникает у спортсменов (пловцов, теннисистов). Гигрома плечевого сустава представлена на фото.
  3. Гигрома на пальцах рук и ног. Вызывает дискомфорт и болевые ощущения. Происходит постоянное трение гигромы об обувь или предметы, что вызывает увеличение опухоли, боль.
  4. Гигрома стопы. Располагается около голеностопного сустава, вызывает болевые ощущения и дискомфорт. При появлении рекомендовано хирургическое удаление во избежание нагноения кисты.
  5. Гигрома коленного сустава. Киста локализуется в непосредственной близости к суставу и синовиальной сумке. Образуется вследствие постоянной ходьбы или травмы колена. Может возникать бурсит.
  6. Гигрома ключицы. Редкая патология, возникающая при постоянном трении грубой одежды о ключицу и шею. Пример гигромы ключицы представлен на фото.
  7. Гигрома предплечья. Встречается редко, представляет собой образование мягкой или эластичной консистенции. Гигрому предплечья можно посмотреть на фото

Местоположение и длительность нахождения опухоли вызывает формирование различной консистенции гигромы. В зависимости от этого выделяют 3 вида:

  1. Мягкие. Малозаметна на коже, не вызывает дискомфорта и болевых ощущений, чаще локализуется в области, богатой подкожно — жировой клетчаткой.
  2. Плотноэластичные. Чаще всего достигают средних размеров, могут вызывать дискомфорт при соприкосновении с поверхностями. При длительном течении могут перерождаться в твердые.
  3. Твердые. Часто вызывают боль и дискомфорт, иногда хронического характера. В основном локализуются в области лучезапястного и голеностопного суставов.

По особенностям строения выделяют 3 типа образований:


Симптоматика новообразования

Начало болезни обычно не проявляет себя болью и дискомфортом, но с увеличением размеров гигромы, возникают неприятные ощущения. Симптомокомплекс заболевания строится на следующих проявлениях:

  • Образование одиночного округлого образования различной консистенции, которое четко отграничено под кожей от других тканей. Кожа над гигромой свободно оттягивается и перемещается.
  • При увеличении размеров усиливается чувство дискомфорта, при надавливании на кисту возникает боль различной интенсивности.
  • В покое чаще всего гигромы не беспокоят пациентов, однако при нагноении, а также больших размеров образования может возникать ноющая тупая боль.
  • При частом трении может возникать воспаление, нагноение образования. При этом кожа приобретает багровый оттенок, грубеет, повышается местная температура и возникает резкая боль.

Диагностика заболевания

Диагностика основывается на изучении анамнеза жизни и заболевания, профессиональной деятельности, наследственного анамнеза, симптоматики болезни, осмотре специалиста, а также данных инструментальных исследований (чаще всего рентгенография). Обычно поставить диагноз «гигрома сустава» не составляет труда. Однако в сомнительных случаях можно прибегнуть к дополнительным методам: УЗИ пораженного сустава, магнитно — резонансная томография, пункция кисты.

Дифференциальную диагностику проводят с опухолевыми новообразованиями мягких тканей (эпителиальные кисты, липомы, атеромы). Учитывая консистенцию и локализацию, гигромы часто дифференцируют с опухолями костей и связок.

Методы лечения

Начальный этап лечения гигромы суставов предполагает назначение мазей, кремов и физиотерапии. При больших размерах опухоли, а также запущенности процесса целесообразно проведение оперативного вмешательства и удаления образования. Рассмотрим основные методы лечения.

Медикаментозное лечение

Консервативное лечение гигромы суставов используется при небольших размерах образования, а также при возникновении воспаления. Рассмотрим основные группы препаратов и показания к их назначению:

Физиопроцедуры

Вид процедуры Механизма лечебного действия Методика проведения
Грязевые, парафиновые ванночки. Нагрев кожных покровов усиливает локальное кровообращение и улучшает метаболические процессы, в результате чего стихает воспаление. Проводят курс 7-10 процедур 1 раз в день
Время процедуры: 15-20 мин.
Ультрафиолетовое облучение Данный вид излучения вызывает выработку противовоспалительных веществ, снимает болевые ощущения путем уменьшения воздействия на нервные окончания. Стимулируется локальное кровообращения и улучшаются метаболические процессы. Курс: 6-8 процедур через день
Время: 15-25 мин.
Электрофорез с различными медикаментами Данный вид оказывает обезболивающее, регенеративное, противовоспалительное действие, улучшая микроциркуляцию и уменьшая боль. Курс: 7-10 процедур через день
Время: от 5 до 15 мин в зависимости от используемого лекарства.
УВЧ Способствует прогреванию глубоких слоев кожи, улучшает микроциркуляцию, снимает воспаление и боль. Курс: 8 – 10 процедур 1 раз в день
Время: 10-15 мин.

Пункция при гигроме

Пункция — это консервативный метод лечения, который проводится путем удаления содержимого гигромы через прокол с помощью шприца. Процедура выполняется под местной анестезией в асептических условиях. Выполняют прокол кожи иглой в области кисты, с помощью шприца откачивают серозное содержимое. Обычно в полость кисты вводят противовоспалительные и антибактериальные средства, после чего производят тугое бинтование конечности или накладывают давящую повязку. Данный метод применяют также при воспалении образования. В этом случае откачивают гнойное или серозно — гнойное содержимое, после чего вводят антибиотики.

Несмотря на эффективность, безопасность и простоту данного метода в 20-40 % случаев возникает рецидив болезни. Это происходит по тому, что капсула гигромы остается нетронутой и со временем внутри нее постепенно накапливается жидкость.

Операция при гигроме

Оперативное вмешательство – эффективный и радикальный способ избавления от данного недуга. Рецидив болезни в этом случае составляет 10-12% в том случае, если по какой-либо причине оставили кусочек капсулы гигромы.

Показания и цель операции

Целью удаления гигромы является быстрое и полное избавление от опухолевидного образования. К показаниям к проведению операции относятся:

  • Стремительное увеличение размеров образования, большие размеры (более 3 см)
  • Болезненные ощущения как при движении и надавливании, так и в состоянии покоя
  • Ограничение подвижности конечности или нарушения ее функции
  • Дискомфорт, эстетическое недовольство, желание пациента

Техника проведения операции

Подготовка в вмешательству представляет собой лабораторное обследование (ОАК, ОАМ, свертываемость крови, анализ крови на гепатиты С и В, ВИЧ, RW). Дополнительно проводят ренгенографию или томографию пораженного участка для уточнения размеров и локализации опухоли. Вмешательство проводят под местной анестезией в амбулаторных условиях. Вначале проводят «обескровливание» конечности путем наложения жгута выше места предполагаемой операции. После обработки операционного поля асептическим раствором хирург выполняет разрез кожи в проекции гигромы. Выделяет и отсепаровывает кисту, затем аккуратно удаляет образование. Далее выполняют ревизию раны, после чего зашивают кожу косметическим швом. Обрабатывают швы, накладывают асептическую повязку, выполняют тугое бинтование конечности.

В настоящее время все большей популярностью пользуется лазерный и эндоскопический методы удаления гигромы. Они менее травматичны и не оставляют шрамов. Операция также проводится в амбулаторных условиях под местной анестезией в асептических условиях. Через микроскопический разрез на коже направляют лазерный луч, с помощью которого удаляется жидкость и затем капсула. При эндоскопическом удалении через микроразрез проводят специальные инструменты, которые разрушают капсулу, содержимое отсасывается с помощью специального аспиратора. После проведения операции при любых способах берется часть опухоли для гистологического исследования.

Послеоперационная реабилитация

Восстановительный период после операционного удаления варьирует от 1 до 3- х недель в зависимости от размеров кисты и способа вмешательства. Правильное выполнение всех назначений врача сокращает период реабилитации и уменьшает риск повторного развития недуга. В восстановительном периоде назначается тугое бинтование конечности, ежедневная смена асептической повязки, антибактериальная и противовоспалительная терапия. Также для улучшения заживления раны показана физиотерапия (Электрофорез, УВЧ, магнитотерапия и др.). При нарушении и ограничении функции после операции показана лечебная физкультура и массаж под руководством тренера.

Покров - в примитивном качестве куска ткани или шкуры - может быть удержан на теле способом накидывания, привязывания и обматывания, без каких-либо значительных конструктивных приспособлений. Исходными позициями являются места опоры, размеры покрова и его пластические свойства.

Первый (I) конструктивный опорный пояс - головной

Головные покровы

Как мы уже знаем, голова представляет собой самостоятельный превосходный объем, и первые шаги в области создания покрова на самом деле были сделаны на ее округлой форме. Недаром история костюма представляет нам совершенные по форме одеяния - шлемы шумеров, ассирийцев, греков. Самое древнее изображение сцен охоты демонстрирует шкуры, целиком надетые охотниками и крепленные на голове. Такого рода головные накидные одеяния носят явный характер преображения - маскировки.

Покрывало укутывало головы африканских женщин и римских матрон в знак замужества. В период христианства европейские женщины (в знак смирения) укрывали волосы большими покрывалами, а головные платки (но уже без подобного назначения) существуют и по сей день.

На Востоке мужчины употребляли головное покрывало как молитвенное. Все кочевники пустыни укрывали головы тканью, предохраняя глаза и рот от песка и зноя. В арабском мире и по сей день как знак национальной принадлежности носят покрывало, крепленное на голове шнурами из верблюжьей шерсти.

Более сложную систему одевания образует лентообразный кусок, свиваясь на голове в чалму (у народов ислама). Женщины в средние века скалывали куски ткани в сложную систему головных повязок, крестьяне европейского региона связывали узлами головные платки. Проклеенные, а затем накрахмаленные (с XVI века) квадратные и прямоугольные куски укладывались в чепцы монашеских одеяний, в униформенные платки современных поварих.

Петрус Кристус. Женский портрет. Ок. 1470 г.

Второй (II) конструктивный плечевой пояс

Плечевая одежда

Практически плечевой пояс несет на себе наибольшую нагрузку, и большинство ОДЕЖД - с рукавами и без, глухие и распашные - строятся на опоре плеч и рук.

1.Накидная одежда в примитивной форме представляет собой наброшенный на плечи кусок ткани, шкуру, модифицированные затем в плащ, плед, платок, одеяло, шарф, во все времена употреблявшиеся и употребляемые большинством народов (тропического и умеренного климатических поясов).

2. Обвивная - представляет систему спиралеобразного обертывания куском ткани с опорой на плечах или на одном плече.

В зависимости от конфигурации полотнища (ленты, прямоугольника, квадрата и овала) одежда принимает соответствующее значение: сари у индусов, лорум у византийцев, тога пикта и тога протекста у римлян, конакэ у шумеров, плащи ассирийцев, гиматий у греков и т.д.

3.Сколотая плечевая одежда подразумевает крепящую конструкцию - узел, веревку, ремень, пряжку, булавку, фибулу,- удерживающую на плечах ниспадающий покров. Крепление, разрешая проблему длительного и деятельного существования человека в одежде, непрерывно находится в процессе усовершенствования. Ступени цивилизации отмечены изобретением запонок, пуговиц, блоков со шнурами и застежки-«молнии».

Ханс Хольбейн Младший. Портрет Генриха VIII в возрасте сорока девяти лет. 1539-1540 гг.

Одежда некроеная

Накладной (накидной) способ . Возьмем другой пример примитивного формообразования одежды из одного куска ткани, но единственной опорой сделаем плечевой пояс (без крепления), приспособить эту ткань к употреблению можно будет, лишь сделав конструктивный разрез в центре сгиба сложенной пополам ткани и продев в отверстие голову. Возникнувшая при этом новая форма одежды называется пончо и хорошо известна народам Латинской Америки.

На всем континенте (еще до Колумба) американцы носили пончо: древние мексиканские мозаики демонстрируют пончо, украшенное перьями, у индейцев прерий были замшевые пончо, украшенные иглами дикобраза. Вся современная Латинская Америка использует пончо: на севере Колумбии - короткое черное, на юге - толстое, голубое с черными или красными полосами. В горном Перу пончо красного цвета, в Бразилии - белого.

Манипулируя размерами куска, мы получим и аргентинское коротенькое пончо, и чилийское длинное, определив длину полотнища симметрично до пят и кончиков пальцев ног. Сделав его почти квадратным, получим бу-бу африканцев, эта же форма, обшитая бахромой, будет соответствовать древнеассирийской мантии и гупелянду Возрождения. В ручном вязании покров, отделанный бахромой и без нее, адресует нас к моде периода 60-х - 70-х годов XX столетия. А к началу 1978 года такая конструкция определит моделирование платьев (как обыденных, так и нарядных). Сама констатация факта малозначащая, но соотнесение ее с образным эффектом, с теми эмоциями, которые могут вызвать пропорциональные или цветовые соотношения в бесчисленном количестве вариантов,- это рассуждение обращает нас уже к искусству костюма. Такая же форма покрова, опоясанная на бедрах, предстанет в виде средневекового блио-накидки на кольчужное одеяние, сюркот-накидки, одеваемой на тунику, табар - короткой накидки геральдического характера и казак - накидки мушкетеров. Эта же форма, коротка и длинная, в моде 60-х и 70-х годов XX века представляет разнообразие дополнительных комбинаций, определяющих стиль «луковицы» - систему многослойных, одетых одна на одну форм одежды.

Способ обвивания ткани вокруг тела составляет наиболее грудную из всех систем кускового одеяния, требующую навыка, ловкости, грации, сохранения достоинства, позволяющих эту одежду носить не только с пользой, но и определенными эстетическими качествами. Простейшая из таких одежд - греческий гиматий, который может быть просто перекинут через плечо на туловище. Но манипулирование большим количеством ткани заключает в себе более сложные функции психологического воздействия на поведение человека. Так, по-разному наброшенные ткани оказали свое влияние на образное состояние костюма - как гармонии личности и одеяния, гармонии тела и драпировки. Простейшие, без особого регламента драпированные одежды и сегодня можно наблюдать у тибетских лам и у жрецов-индусов, у народов Африки, тогда как в своей сложной закономерности драпировка обвивного костюма античной Греции являет собой даже в простейшей форме примеры двух различных систем употребления: открытый гиматий (более простой) и закрытый (ношение которого определяют эстетические правила драпировки и ораторские достоинства носителя). Таким образом, оратору, спеленатому тканью, остается рассчитывать только на выразительность своего красноречия и соблюдение достойного поведения. «Гипербола», превратившись в конструкцию, намертво закрепила драпировку и тем самым уничтожила обаяние подвижности ткани, ее следование формам тела и изменчивости линий в движении.

Это была скульптурная форма, статичностью апеллирующая к произведению монументального искусства, импозантностью и величием обращенная к значению персоны. «Кусок» обрел социальную жизнь, превратившись в национальную одежду римлянина, в государственный знак, привилегию значимости и недосягаемости. Возникнув как антипод гиматия, тога была настолько недейственна, что даже у тех, кто ее изобрел и для себя предназначил, она вызывала неудовольствие, нарушение гармонии между телом и тканью.

И только индийское сари, изготовленные из тонких тканей и естественные в условиях климата Индии, явили классический пример одежды, где туловище и ноги обвиваются широким куском ткани в различных вариантах, пластические возможности и размер (полоса, а не полотнище Рима) которого превращает тело в подобие веретена, ловко обвитого в разных направлениях живой, не скованной драпировкой. К разряду обвивания можно отнести также мантии шумеров и плащи ассирийцев.

Обвивным можно назвать и кусок ткани довольно позднего происхождения, применяющийся на Филиппинах (он обвивает туловище под грудью, но ограничен размером и плоско закрывает тело).

Сколотая плечевая одежда . Крепление разрешит проблему деятельного существования человека в одежде. Начав с узла, оно перейдет к застежке-фибуле и окончится максимально удобным вариантом - шнуром на блоках, регулирующим движение средневекового плаща. В таком виде эта застежка существует и по сей день на военной плащ-палатке.

Классическим примером крепления может служить экзомида (см. гл. «Античность»), где имеются в последовательной эволюции узел, лямка, фибула. Креплениями облагорожены все античные одежды, включая и плащ-хламиду, но более распространенной формой его является перевязь, которая крепила кусковые опоясывания шумеров, египтян и греков.

Совершенство опоясывания являет нам скульптура дельфийского возничего, где движение перевязи фиксирует «образование» рукавов.

Одним из прекрасных примеров крепления узлом может служить египетское женское одеяние Нового Царства, где ткань, будучи плиссированной, облегает фигуру, плавно сводя лучи плиссировки под грудь, стянутую концами полотнища, завязанными узлом.

В одежде последней четверти XX века идея СВОБОДЫ поведения дала право завязывать узлами сарафаны и лифы, мужские и женские рубашки. И как довершение осознанной свободы ношения одежды любую ее часть (свитер, рубашку и т.д.) завязывать узлом на талии или плечах, дабы не обременять руки тяжестью не понадобившегося в данный момент одеяния.

Таким образом, поиски человечеством удобной оболочки (когда оно научилась манипулировать куском ткани) успешно завершились в винтообразном одеянии шумеров, в обвивном качестве египетских опоясаний, в индийском сари и в идеальном решении греческих одежд.

Высшим достижением было создание эллинами некроеного драпированного костюма, существованием которого было доказано, что только в драпированном виде ткань может покорно следовать за движением и формой тела, скользить по объему, то плотно облегая, то наполняясь воздухом. Соблюдение условий пластической красоты ткани, искусства размещения и управления складок, поиска нужных величин размеров ее определяют костюм как произведение искусства.

Этот принцип, как уже упоминалось выше, утраченный в период Римской империи и на миг реставрированный в период Французской революции, был воспринят в XX веке как основа для формирования костюма, скрепленного швами и скроенного ножницами.

Одежда, сшитая из куска ткани

Кусок полотна и его скалывание логически приводят к закреплению ткани швами.

Переход от драпированного кускового костюма к сшитому футляру обнаружил несоответствие плоского куска ткани и объема тела.

Исходной единицей отсчета в этом случае была ширина ткани, ибо длина куска по системе своего изготовления безгранична, тогда как ширина продиктована возможностями примитивного ткацкого станка, которая в свою очередь соотносилась с движением рук, подталкивающим челнок и возвращающих его на прежнее место.

Система сшивания и складывания полотен роднит конструкции одежд народов мира друг с другом. Целесообразность назначения и логика складывания ткани, в основе имеющая стремление к минимуму швов, исключает излишества материи и использует ее максимально. Отсюда следует некоторая приблизительность терминологии, когда употребляется понятие «крой» в применении к одежде различных народов, его не знающего. Логика распределения ткани по туловищу едина для всех народов, ибо определена анатомическим устройством объекта. А система проста - образование трех цилиндров (в первую очередь два для рук и затем один - для туловища).

Поэтому первой формой сшитой одежды можно считать тунику - рубаху, которая в зависимости от нужд каждого народа, условий жизни и климата варьировала свои размеры.

Но чистота формы образующейся геометрической раскладки (накладная одежда) достигается за счет следования незыблемым правилам. Есть только две основные формы одежды - глухая (или одеваемая через голову) и распашная. Предтечей распашной одежды можно считать плащ, накинутый на два плеча, шкуры, связанные тремя кусками. Предтечей туники - две шкуры, связанные на поясе или скрепленные на плечах, или два полотнища, скрепленные как хитон или пеплос.

Тем не менее в истории костюма почти одновременно появляются изображения распашной одежды и глухой. Многие народы определяют каждый из видов как закон и национальную традицию, с которой расстанутся только при переходе на другую общепринятую систему костюма.

Так в одном ряду нашей сравнительной системы можно поставить и простейшие японские кимоно, и мексиканское пончо, и античные туники, и рубахи всех славянских народов, и всю одежду европейского Средневековья, и, как это ни парадоксально, все виды трикотажной одежды.

Разные условия бытовой жизни и отличия климатические (вкупе с характером социального расслоения) определили различие этих конструктивно сходных одежд. Если учесть многообразие языка знаковой системы декора народной одежды, то станет понятным великое разнообразие разноязычного «покрывала» народного костюма, наброшенного на единообразное человеческое существо.

Вертикальное направление конструктивных швов определено изначальным способом образования формы: полотнище укладывается на плечи и, перегибаясь пополам, равномерно прикрывает спину и перед. Тем более что в отличие от ширины вертикальная протяженность полотна не лимитирована.

Реже встречаются горизонтальные швы, определяющие поэтажную винтообразную конструкцию. По всей вероятности, это диктуется малой шириной формообразующего материала, как в камлейках алеутов Аляски, которые сшиваются из кишок нерпы. Это великолепно обработанные легкие ленты укладываются по спирали, начиная от самого широкого радиуса окружности подола, постепенно закручиваясь и сужаясь к подмышкам. Обработка плечевого пояса и рукавов начинается от цилиндрической горловины, от которой протягиваются ленты к рукам, «раскинутым в стороны». Швы скрепляются цветными оленьими жилами, что создает необычно стройную, конструктивно украшенную поверхность одежды.

Конструкция швов определяет и декоративное членение формы, которое в традиционном повторении воспринимается как обязательный признак национального языка костюма и, что часто бывает, в модернизированном виде остается как чистая декорация, теряя свой функциональный смысл. Укрепление швов подсказывает их тщательную и скрупулезную обработку, создающую прецедент для обогащения декоративных элементов: цветных, окрашенных оленьих жил в камлейках алеутов, выпуклых рельефных швов и аппликаций в скифских меховых кафтанах, меха, выпущенного наружу из швов в малицах народов Крайнего Севера, аппликаций войлоком в одеждах венгерских и словацких пастухов и т.д.

Сшивая боковые швы, мы получим дорический хитон, римский колобиум и долматик, виды церковных облачений, а если пришьем прямоугольные куски к плечевым швам, получим тунику с рукавами. Накидки, мантильи, сарафаны, телогреи и т.п., пальто, блузы, галабеи и бурнусы арабов, нагрудники Рязани и т.д.- модификации плечевого накладного способа одевания простейшей плечевой и сшитой кусковой одежды.

Таким образом, модификация плечевого крепления - основа всех одежд.

Третий (III) опорный конструктивный пояс - бедренный

Набедренная одежда

КУСОК ТКАНИ или иное фактурное полотнище, как в простом, не сшитом виде, так и скрепленное швами, образовывает одежды третьего конструктивного пояса - БЕДРЕННОГО.

В своей исторической эволюции набедренные одежды в большинстве своем кусковые, преимущественно не сшитые, так как имели превосходное крепление - пояс, размещенный по линии бедер и животу (ниже пупка). Тем не менее в наши дни линию талии, которая часто фиксирует границы набедренной одежды, определяют на ее естественном месте, а не на месте бедренного выступа. Европейское значение понятия «линия талии», доступное нашему разумению, начинается с конца XV века, когда сформировалась конструкция корсета и корсажа, стягивающих грудную клетку.

При стягивании грудной клетки распирались живот и бока, и граница этого образования (или граница корсета) и означала линию талии.

Шумерская скульптура, крито-микенская пластика и архаическая живопись Греции отмечают утрированную талию, что свидетельствует в пользу предположения о насильственном, искусственном ее образовании. Четыре столетия корсета (XVI - XVII, XVIII - XIX) деформировали женскую фигуру и определили известное в наши дни «естественное положение» этой линии. Тем не менее все народы, не знающие деформации грудной клетки, крепят поясную одежду на бедрах (африканцы, индусы, народы Севера).

В женском одеянии линия бедер отмечалась в греческой одежде, в романском средневековье и в XX веке, в периоды маскулинизации, когда идеал стройности приближался к мальчишескому силуэту. Это продолжается и в наши дни.

Статуя Августа из Прима Порта. Около 20 г.до н.э.

Набедренные пояса и набедренные повязки многочисленны в использовании и имеются почти у всех народов. От них ведут свое начало юбки, передники и штаны, то есть весь комплекс одежды нижней половины туловища. Покров, крепленный на поясе, может представлять собой и веревки (галлштадская культура), и хвосты животных у австралийцев и африканцев, и растительные волокна и звериные шкурки, и меховые полоски на поясах зулусов.

«…И так Джомела вместе с сыновьями отправился на свадьбу. На сыновьях были надеты пояса… из новой и тонкой кожи - задний фартук, блестящей белой счерным телячьей шкурки, и такой же передник. Кроме того, на бедрах у них болтались тяжелые связки хвостов виверы» (См. А. Брайант.Зулусский карнавал.)

Очевидно, такое подобие нарезанных лент из шкур животных представляют собой пояса, изображенные на скульптурах Элама, которые затем воспроизводились в более совершенной форме в виде скрученной из шерсти бахромы, что сделало набедренные повязки более гибкими. В таких набедренных повязках-юбках представлены фигуры в рельефах Карадаша, а затем уже в более рафинированном материале и виде они являют собой подлинное украшение в совершенных юбках крито-микенских женщин.

Древнее происхождение имеет набедренная одежда египтян, начавшаяся от пояса как опоры для крепления. Эта форма разовьется в набедренную одежду, многоликую по своей форме и назначению. Зародившись в среде, где климатические условия не требовали одежды, повязка определится как признак социальный (вместе с убранством головы и регалиями превосходства). Длина и форма одежды, целесообразные в употреблении и климате, в Древнем Царстве не превышают размера и объема бедер, но качество ткани и ее обработка различаются в социальном аспекте. И тогда даже такой незначительный в масштабе кусок полотна не только несет эстетическую нагрузку, но и способствует социальному отличию. Увеличившись в своих размерах в длину и ширину, набедренные повязки египтян были едины по внешнему виду, прильнувшие к телу, они обтекали и обрисовывали его формы.

Эта же набедренная кусковая одежда до сих пор существует в виде плахты в украинской одежде, запаски у белорусов, пристилки у румын и болгар, у тибетских женщин, Пановы в среднерусской полосе, фартуков у всех народов мира, саронж у индонезийцев и малайцев. Таким образом, очевидно, что все народы прошли через путь прикрепления одежды поясом на бедрах и в зависимости от климата, от потребности, обычаев и норм прекрасного, от социального деления общности и национальных признаков, разграничили их по характеру ткани и ее декоративному оформлению.

Можно заметить, что и в креплении горизонтальном, помимо конструктивных естественных членений, возникают различные варианты, как и в примерах с плащами.

Гюстав Кайботт. Площадь Европы в дождливый день. 1877 г.

Кусковая одежда из двух «туник» - штаны

Если мужчины оседлых народов могли довольствоваться туникой - рубахой, то кочевники, по всей вероятности, очутились перед дилеммой: верхом на коне рубаха «исчезает», полы кафтана расходятся - обе ноги лишаются одежды. В пешем хождении достаточно одной туники на туловище. Верхом - ноги обнажаются и становятся уязвимыми. Возможно, логический ход предыстории изобретения и был таков, ибо честь изобретения штанов принадлежит племенам всадников. По всей вероятности эволюция формы штанов начиналась:

а)как два «мешка» для двух ног (скифы, иранцы),

б)как укрытие бедер и живота плюс ноговицы (народы Крайнего Севера),

в)как обматывание бедер и ног одновременно (индусы, египтяне, европейцы, греки),

г)как соединение трусов и длинных чулок (европейское Средневековье).

Штаны более сложной формы встречаются у гренландцев, индейцев Северной Америки (Аляски), эскимосов, чукчей. Форма определялась размером исходного материала-шкуры, его пластическими свойствами, способами об-работки и жизненно практической важностью одежды. Отсюда и точное знание «поведения» одежды на теле и тела в одежде. Последнее условие является главным в практических необходимых одеждах. Их варианты диктовались необходимостью сохранения жизни. Ровдуга, замша и меховые покровы обрабатывались ножом. Наличие этого древнейшего орудия определили возможности изменения формы естественного контура шкуры, и поэтому навык, а затем и понятие «кроя», несомненно, возникли впервые у народов, имеющих дело со шкурами. Отсюда и точность подгонки одежды и ее непроницаемость. Характерно, что все известные нам бедренные одежды состоят в основе из парных штанин, из штанов, крепленных обувью, из штанов, одеваемых в обувь, но всегда раздельных с одеянием туловища - малицами, парками и пр.

Мужские штаны во все времена всегда крепились на бедрах и животе ниже линии пупка (если не подтягивались на грудь помочами, как во времена Французской революции и Диккенса).

В XIX и XX столетиях у мужчин были модны широкие пояса, что определило место талии почти под диафрагмой. Нужно сказать, что пояс брюк, укрепленный на верхнем выступе бедер, и сегодня сообщает людям пожилого возраста юношескую стройность.

Но место размещения куска ткани на теле и способ его одевания еще не объясняют разночтения наименований и характера одежд, объединенных признаками примитивности своей изначальной формы.

ЗНАЧЕНИЕ полотнища, укрывающего тело, раскрывается только в его взаимоотношении с человеком.

На богине с перстня Аргота надет широкий распашной кафтан с короткими (до локтей) рукавами (рис. 22, 15).

Головные уборы

Тип 1. Этот убор на изваяниях, известный почти исключительно на Северном Кавказе (№ 78, 126, 149) (рис. 22, 1), после ряда работ В.С. Ольховского было принято считать лишь достоверным изображением боевого шлема так называемого кубанского типа - с острым тонким валиком-гребнем надо лбом и пластинчатой металлической бармицей ниже тульи (Бокий, Ольховский 1994; Ольховский, Евдокимов 1994, с. 67). Однако трактовка В.С. Ольховского убедила не всех скифологов. Так, И.В. Яценко задалась вопросом: не являются ли эти изображения на деле «воспроизведением таких же кожаных башлыков»? (Яценко 1997, с. 169).

Действительно, для подобных сомнений можно найти самые серьезные основания. В Западном Предкавказье (где обнаружены почти все изображения «шлемов») еще в раннем средневековье, в VIII–IX вв. у ираноязычных аланов широко бытовал сшитый из ткани башлык, во всех деталях конструкции и декора соответствующий образцам на изваяниях (см., например: Мощевая Балка: Иерусалимская 1992, № 29; рис. 5). Он также имеет широкие лопасти с низом из полосатой ткани, застегиваемые на пуговку; общий контур его также шлемовидный, а узкий шишак изготовлен из деревянной палочки, обтянутой золоченой кожей. Заметим также, что изображения гребня есть лишь на одном (и при этом - самом схематичном) изваянии из ст. Манычской, где отсутствуют полосы в нижнем ярусе (Яценко 1997, рис. 1, 2); видимо, это и есть подлинное изображение шлема кубанского типа.

Итак, на мой взгляд, здесь обычно изображен не шлем, а шлемовидный кожаный или войлочный башлык особого типа. Его боковые лопасти, покрытые декором (?) из горизонтальных полос, плотно огибают подбородок, т.е., видимо, завязаны под ним.
Тип 2. Головной убор мужчины из Келермеса представляет собой оригинальный башлык из плотного материала (войлока?) с невысоким заостренным верхом и узким длинным назатыльником (Schiltz 1994, p. 99) (рис. 22, 2). В средней части он украшен горизонтальной полосой не вполне ясного декора (V-образные фигуры).

Тип 3. Он представлен в двух комплексах Лесостепи: кургане 100 у с. Синявка и кургане 35 у с. Бобрицы (Бобринский 1901, с. 138; Iллiнська 1971; Мирошина 1977, с. 83–87; рис. 7–9) (рис. 25). Следует, видимо, согласиться с определением обеих могил как женских (см., например: Бобринский 1901, с. 113, 138; Мирошина 1977, с. 86–87). Находчик определял этот убор как своеобразный платок, скрепленный сзади бронзовой булавкой и украшенный височными подвесками; Т.В. Мирошина допускает также, что это мог быть обычный башлык (см. оба варианта реконструкции: Мирошина 1977, рис. 8–9). Оба этих варианта не кажутся мне убедительными. В первом случае мы получаем убор, не имеющий никаких аналогов у этносов иранского мира древности и средневековья. Во втором трудно объяснить наличие при башлыке булавки и височных подвесок. Я склонен предложить менее экзотичный вариант, когда головной убор сочетается с дополняющим его начельным украшением. Речь идет, на мой взгляд, о повязке, украшенной по краю двумя нижними рядами треугольных бляшек, скрепленной сзади булавкой и декорированной парой подвесок, а также облегающей голову маленькой полусферической (?) шапочке.
Тип 4. У богини на перстне Аргота поверх прически изображен небольшой полусферический головной убор с отверстием на макушке, в которое пропущена крупная прядь волос (ср. ниже у мужчин: рис. 23, 17). Подобный убор у обоих полов известен позже, во II–VIII вв. н.э. у ираноязычных хотано-саков Синьцзяна (у мужчин: Stein 1907, pl. XLIV; Дьяконова, Сорокин 1960, № 15, 19; у женщин: Stein 1921, pl. CXXVI).


Начельные украшения

33 Первоначально в диадеме было четыре шнура, но один из них был удален новыми хозяевами-скифами, вероятно, из-за особого отношения к священному числу «3» (см.: Кисель 2003, с. 50).

Они представлены у обоих полов, наиболее эффектны из них золотые мужские. Архаические мужские диадемы представляют собой месопотамские или малоазийские изделия периода походов на Ближний Восток. Образец из Литого (Мельгуновского) кургана, вероятно, сирийского производства (Придик 1911; Артамонов 1966, рис. 4–5; Клочко 1983, рис. 1; Кисель 2003, с. 50–52) демонстрирует хорошо известную в регионе схему: сплетенную из трех золотых шнуров ленту 33 , к которой через равные промежутки крепятся крупные розетки. Более оригинальны типы диадем, найденных в курганах 1 и 3 в Келермесе на Кубани (Артамонов 1966, табл. 25–28; Галанина 1997, № 14–15; табл. 28–30; Кисель 2003, с. 52–59), связанные, видимо, своим происхождением с Малой Азией. Первый образец, возможно, являлся заказом скифского аристократа (здесь, в частности, представлен популярный в тогдашнем кочевом мире мотив взлетающего орла с выгнутыми вверх крыльями) (Манцевич 1959, с. 76; Кисель 2003, с. 57; кат. № 16) (рис. 26).

Известная сегодня женская диадема выглядит много скромнее (Матусов, гробница 1). На ее ленте были, видимо, нашиты два ряда бус (Ильинская, Мозолевский, Тереножкин 1980, с. 35).

Поясная одежда

Она представлена у обоих полов широкими шароварами. У богини на перстне Аргота видим подобные шаровары в крупных складках (рис. 22, 16). На изваянии из Кожемяк (№ 33) штанины не заправлены в обувь (персонаж бос), а стянуты по нижнему краю шнурком (рис. 22, 9).

Штаны на ритоне из Келермеса состоят из множества вертикальных полосок с линией зигзага внутри каждой; они заправлены в обувь.

Пояса

34 В этой книге не рассматриваются специфически воинские защитные наборные пояса, подобные № 149 (Ольховский, Евдокимов 1994, рис. 87).

Мужские пояса, известные на изваяниях, очень широкие (№ 1, 8) 34 . Один из них - в Виноградовке (рис. 22, 10) - красного цвета и застегнут на животе удлиненной прямоугольной пряжкой, окрашенной черным. В Литом кургане пояс украшали 17 литых бляшек в виде взлетающего орла (Граков 1971, рис. на с. 127; Кисель 2003, рис. 103).

Обувь

У богини на перстне Аргота туфли выделяются загнутыми внутрь острыми носами (рис. 22, 17). Невысокие сапоги от середины голени и выше хорошо известны в это время и не документируются в следующем периоде. Судя по изваянию из Виноградовки, Одесской области (Субботин и др. 1992, с. 5; рис. 1; Ольховский, Евдокимов 1994, с. 17, ил. 6, № 8), их голенища кроились отдельно от низа, окрашенного в красный цвет, и имели округлые носки (рис. 22, 11). На обухе келермесской секиры сапожки той же высоты имеют довольно длинные острые носы и перехвачены выше щиколотки ремешком (рис. 22, 12).

На ритоне из Келермеса, вероятно, представлены полусапожки, подвязанные шнурком.

Прическа

У большинства изображенных персонажей она скрыта под головными уборами. Однако некоторое представление о ней получить можно.

Наиболее характерную деталь мужской прически представляла собой коса средней длины, носившаяся сзади. При этом обнаруживаются любопытные различия между двумя основными регионами тогдашнего скифского мира - Северным Кавказом и Украиной.

На Северо-Западном Кавказе (№ 149) (рис. 22, 1а) бытует коса, сужающаяся книзу. Видимо, она заплетена, так как схематично разделена вертикальной полосой. На более западных землях от Днепра до устья Дуная коса оформлена иначе: она завершается особым украшением или накосником из плотной ткани или кожи в форме удлиненного прямоугольника или двух небольших прямоугольных выступов (рис. 22, 3–4).

На уникальном парном изваянии супругов из Мескетов в Чечне у женщины (см. выше) представлены, по-видимому, две короткие косы, убранные сзади в специальный двойной широкий прямоугольный накосник, украшенный горизонтальными полосами (рис. 22, 14).

На статуе из Александровского на Ставрополье (№ 128) (Ольховский, Евдокимов 1994, ил. 77) спереди передана очень короткая стрижка. Сзади же видно, что волосы скреплены высоко надо лбом узкой «ленточкой». Такая выступающая полоска в виде полукруга сзади, скорее всего, изображала воткнутый в прическу вогнутый деревянный монолитный гребень-расческу (см. подобную же деталь в «классический» период на персонаже гривны в Куль-Обе; ср.: Trippet 1974, p. 40). На изваяниях обычно показаны длинные висячие усы, но без бороды.

Данный курс необходим тем, кто желает повысить свой уровень конструирования женской плечевой одежды из ткани. За короткий срок в очень интенсивном ритме у вас будет возможность:

1. Разобрать основные системы конструирования.
2. Научиться объединять их для решения конкретной задачи.
3. Научиться работать с индивидуальными фигурами и различными полнотными группами.
4. Устранять конструктивные дефекты.
5. Изучить систему градации.
6. Разобрать основные требования подготовки лекал на производство.
7. Освоить систему составления ТЗ на изделие.
8. Внедрять свои знания на практике на примере итогового аттестационного задания.

В конце курса каждый студент получит реальный заказ на изготовление лекал, который должен будет отработать по всем правилам и защитить на последнем аттестационном занятии и сдать заказчику.

Данная программа нацелена исключительно на конструирование плечевых женских изделий текстильной группы и не включает в себя работу с трикотажем, моделирование изделий на основе базовых лекал, конструирование мужского и детского ассортимента, изучение технологии пошива.

Данный курс имеет много домашнего задания, выполнение которого обеспечит высокий уровень знаний и практических навыков.

Так как курс нацелен на повышение квалификации, перед записью необходимо собеседование с куратором курса. Курсист должен иметь знания и навык технологии пошива текстильных изделий и начальные знания конструирования.

Для прохождения курса приобретать ничего не нужно, все материалы выдаются на курсе.

Так же выдается подробный конспект – книга и рабочая тетрадь.

По итогу курса выдается свидетельство о Дополнительном Образовании для взрослых на основании

На курсе будут изучаться:

1. Три системы плоскостного конструирования.
2. Проектирование базовых конструкций основных силуэтов и покроев.
3. Методы работы с различными типами фигур.
4. Построение конструкций для различных материалов.
5. Устранение конструктивных дефектов.
6. Построение производных и вспомогательных лекал.
7. Градация.
8. Подготовка лекал к производству.
9. Изготовление пакета лекал на заказ.

Занятие №1

Антропометрия
Стандартизация
Различные типы фигур
Полнотные группы
Прибавки
Углубленное проектирование БК (базовой конструкции) плечевого изделия с одношовным рукавом по системе ЦОТШЛ

Занятие № 2

Углубленное проектирование БК плечевого изделия с одношовным рукавом по системе ЦОТШЛ
Домашнее задание:

Занятие №3



Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ

Занятие №4

Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия

Занятие №5

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе Мюллер и сын

Занятие №6

Проектирование БК плечевого изделия с втачным одношовным рукавом по системе Мюллер и сын
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия

Занятие №7

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Углубленное проектирование БК жакета на подкладке с английским воротником и двухшовным рукавом с рельефами по системе ЦОТШЛ

Занятие №8

Углубленное проектирование БК жакета на подкладке с английским воротником и двухшовным рукавом с рельефами по системе ЦОТШЛ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия

Занятие №9

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами

Занятие №10

Проектирование БК пальто на подкладке с воротником «Шаль» с бочком и двухшовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ

Занятие №11

Проектирование БК пальто на подкладке с воротником «Шаль» с бочком и двухшовным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия

Занятие №12

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Анализ методик
Проектирование БК плечевого изделия с рукавом реглан по системе ЕМКО СЭВ

Занятие №13

Проектирование БК плечевого изделия с рукавом реглан по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета БК спроектированного изделия

Занятие №14

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Проектирование БК плечевого изделия с цельнокроеным рукавом с ластовицей по системе ЕМКО СЭВ

Занятие №15

Проектирование БК плечевого изделия с цельнокроеным рукавом с ластовицей по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия

Занятие №16

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Проектирование БК плечевого изделия с рубашечным рукавом по системе ЕМКО СЭВ

Занятие №17

Проектирование БК плечевого изделия с рубашечным рукавом по системе ЕМКО СЭВ
Домашнее задание:
Раскрой и пошив макета Бк спроектированного изделия

Занятие №18

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами

Занятие №19

Построение на различные типы фигур
Работа с конструктивными дефектами

Занятие №20

Построение на различные типы фигур
Работа с конструктивными дефектами

Занятие №21

Занятие №22

Построение лекал подкладки и других производных деталей

Занятие №23

Градация
Домашнее задание:
Выполнить градацию по заданию

Занятие №24

Градация
Домашнее задание:
Выполнить градацию по заданию

Занятие №25

Градация
Домашнее задание:
Выполнить градацию по заданию

Занятие №26

Получение аттестационного задания
Проектирование БК изделия по заданию

Занятие №27

Проектирование БК изделия по заданию
Раскрой и пошив макета БК спроектированного изделия

Занятие №28

Анализ выполненной работы на предыдущем занятии
Работа с конструктивными дефектами
Построение лекал подкладки и других производных лекал к изделию по заданию

Занятие №29

Градация изделия по заданию на смежных два размера
Изучение всех требований к оформлению лекал
Домашнее задание:
Доделать градацию. Оформление пакета лекал на один Базовый размеро-рост

Занятие №30

Составление Технического задания на производство
Домашнее задание:
Составление ТЗ на производство
Оформление пакета лекал

Занятие №31

Защита проекта. Аттестация


Самое обсуждаемое
Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками
Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток
Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья


top