Развод родителей глазами взрослых детей. Как помочь детям пережить развод родителей и избежать психологической травмы Как сказать детям о расторжении брака

Развод родителей глазами взрослых детей. Как помочь детям пережить развод родителей и избежать психологической травмы Как сказать детям о расторжении брака

Взрослые часто не предполагают, какие страдания испытывает ребенок, когда два любимых им человека вдруг расстаются. Как влияет развод на психическое развитие ребенка в дальнейшем? Какими опасностями он грозит? Какие условия могут дать надежду и помочь избежать травматических воздействий на последующую жизнь ребенка?

Настоящая книга написана на основе анализа результатов исследовательской работы Института прикладной психологии в Вене.

В книге раскрыта индивидуально различная психодинамика детских переживаний в зависимости от того, какую помощь окружающие (родители) оказывают ребенку, а также анализируются причины несостоятельности родителей и окружающих, не сумевших вовремя оказать ребенку необходимую помощь.

Фрагменты для ознакомления


"Я никогда не мечтала иметь абсолютно послушного ребенка, к тому же мальчик должен быть живым и иногда даже шаловливым". Фрау Б. вздыхает. Потом она опускает глаза, и, когда снова продолжает говорить, я вижу, что ей приходится бороться со слезами: "Но я не знаю, как мне быть дальше. Меня уже просто не хватает!"

Такое проявление чувств слишком неожиданно. Фрау Б. обратилась ко мне за помощью, как она сообщила по телефону, для того чтобы получить несколько педагогических советов. Непосредственно перед описанной сценой она охарактеризовала своего сына Лео как живого, развитого мальчика, с которым постоянно возникают проблемы, когда он должен делать то, к чему в данный момент не расположен, как, например: одеваться или раздеваться, выключить телевизор, идти спать и тому подобное. Мать беспокоит также чрезмерная стеснительность сына по отношению к чужим взрослым.

Все это она рассказала в спокойной манере, к которой теперь так не подходила ее внезапная растерянность, составлявшая контраст со сравнительно невинной симптоматикой, если вообще в этом случае можно говорить о симптомах. Я обращаю на это внимание фрау Б., тогда она, заливаясь слезами, рассказывает, что из таких конфликтов состоят их будни и что из-за них ее отношения с Лео так испортились, что они постоянно кричат друг на друга, а потом рыдают.

И что мальчик последнее время убегает от нее, когда она приходит за ним в детский сад. На мой вопрос, догадывается ли она о вероятной причине, она отвечает: "Я не знаю, но, может быть, правы мои родственники и друзья, говоря, что я избаловала Лео, что недостаточно строга и непоследовательна с ним. Я всегда пыталась воспитывать сына, воздействуя на него разумом, а не строгостью. Но самое ужасное, что я просто не понимаю, что происходит между нами. Очевидно, я все делаю не так!"

Время беседы подходит к концу и я обращаю внимание фрау Б. на то, что она рассказала мне достаточно много о Лео и о себе, о родственниках и друзьях, но ни словом не обмолвилась об отце ребенка. Она краснеет, как будто я застиг ее на месте преступления, и произносит вскользь, что не соответствует ее заметному внутреннему волнению: "Да, это верно и это взаимосвязано, что отец в наших отношениях не играет почти никакой роли. Мы вот уже два года в разводе и Лео видит своего отца раз в месяц, а то и в два".

И на мои дальнейшие вопросы она утверждает, что развод не мог негативно повлиять на ребенка, потому что в момент развода ему было всего два года, и он не в состоянии был что-либо понять и совсем не грустил, когда отец ушел. При этом фрау Б. держится с возрастающей отчужденностью и изо всех сил старается увести меня с "неверного следа". Поскольку время беседы истекло, мы договариваемся о следующей встрече. Конечно, нельзя заранее утверждать, что причиной проблем между Лео и его матерью является непременно развод родителей.

Но все же удивительно, что эта образованная и, как она сама говорит, интересующаяся психологией женщина абсолютно не считает вероятной возможность, что ее развод с отцом ребенка, как минимум, является одной из причин тех трудностей, которые возникли в ее отношениях с Лео. Подобное несоответствие вызывает подозрение психоаналитика о существовании здесь неразрешенных психических конфликтов, имеющих значение для данной проблемы и ее разрешения.

Напрашивается вопрос - почему мать Лео пыталась скрыть от меня развод? А точнее, у меняя сложилось впечатление, что речь шла не столько обо мне, сколько о ее желании избежать нового столкновения с фактом развода. Через неделю фрау Б. сама отвечает на этот вопрос. Она начинает рассказывать о своем браке, о разочарованиях и переживаниях, о том, что ее муж после рождения ребенка больше заботился о ребенке и о своих друзьях, чем о ней. Мать сосредоточилась на сыне, не желала спать с мужем, что еще больше осложняло их отношения. Когда ребенку исполнилось два года, желание уйти от мужа с ребенком приобрело конкретный характер.

И в заключение фрау Б. рассказала, вся в слезах, как долго она мучилась этим решением, так как чувствовала, что не имеет права отнимать у ребенка отца. Несмотря на то что муж все реже бывал дома, Лео его тем не менее очень любил. Можно предположить, что это было именно то огромное чувство вины, которое и привело фрау Б. к полному отрицанию роли отца для Лео, а вместе с тем и значения развода, и она вжилась в представление о том, что ребенок не заметил изменений в семье. Иначе она, вероятно, не совершила бы столь важного шага и не смогла бы освободиться от ставшей невыносимой совместной жизни.

Фрау Б., конечно, не одинака с ее конфликтом между личными чувствами и желаниями, с одной стороны, и родительской совестью - с другой. С огромным чувством вины по отношению к детям приходится бороться большинству родителей, решившихся на развод. Эти угрызения совести кажутся, на первый взгляд, удивительными, но они подтверждаются статистическими выводами. Тем не менее в Австрии распадается каждый третий брак и каждый десятый ребенок до своего четырнадцатилетия уже обременен переживаниями развода (для ФРГ и Швейцарии цифры те же). /.../

Манфреду шесть с половиной лет. Мальчики в этом возрасте обычно идентифицируют себя с отцами. Психоаналитическое понятие идентификации означает гораздо больше, чем просто взятие другого человека в качестве примера для подражания. Идентифицировать себя с другим означает частично быть с ним сросшимся, подсознательно фантазировать: что ты действительно этот другой, жить "через" него и переживать, как он. Идентификация выражается в чувстве "мы", которое принимается в себя.

Путем идентификации я присваиваю себе часть объекта, с которым я себя идентифицирую. (Идентификации являются также важными стимулами детской социализации и имеют огромное значение для развития личности, на них опирается большинство рекомендаций, которые играют большую роль в педагогической практике.)

Итак, Манфред относился к тем мальчикам, которые особенно сильно идентифицируют себя со своими отцами. Для него отец был живым воплощением всего того, что придает жизни смысл: он был обладателем роста, силы, власти, разума и любви к матери в сочетании с восхищением ею. Отец обладал всем тем, в чем он сам так мучительно нуждался. Только благодаря идентификации с отцом ему удавалось не падать духом по поводу своей слабости и маленького роста и преодолевать страх перед теми, кто был старше и сильнее его.

Отец гарантировал мальчику также необходимое эмоциональное прикрытие в отношении матери, что позволяло тому хотя бы частично чувствовать себя защищенным от ее строгости. Идентификация давала ему возможность сосуществовать с болезненным сознанием, что мать обращается с ним как с маленьким ребенком и доминирует над ним, и все же сохранять свою мужественность. Такие сильные идентификации не обязательно результат внешне особенно близких отношений.

Отец Манфреда был художником и очень часто отсутствовал по нескольку дней или недель. И, как раз наоборот, из-за частой недосягаемости отца, чувство идентификации сильно возрастало, что обычно является - подсознательно - путем к тому, чтобы любимого человека всегда иметь при себе, вернее, в себе, даже тогда, когда его нет рядом.

Когда Манфред узнал, что отец не вернется больше домой из своей последней поездуди, он потерял не просто любимого человека. Жить дальше без отца означало для Манфреда потерять самого себя. Отец в известном смысле забрал с собой хорошие и сильные части личности Манфреда. Осталось маленькое существо, обижаемое и дразнимое во дворе и в школе и чувствующее себя в полной зависимости от чересчур заботливой матери.

Потеря отца означала для Манфреда также потерио будущего, а именно, в его становлении мужчиной, поскольку у него отняли возможность уже сейчас, путем идентификации с отцом, таковым себя ощущать. Развод кастрировал Манфреда и таким образом сделал действительностью эдиповы и предэдиповы опасения. В этих обстоятельствах печаль превращается в растерянность, чувство вины обращается к фантазии о самоуничтожении и на место стража вступает чувство поражения.

Но не только разлука с однополым родителем может переживаться ребенком так драматично. Катарине было неполных пять лет, когда ее родители разошлись. Она находилась в высшей точке своей эдиповой любви и была нежно предана отцу, который воплощал для нее сияющего сказочного принца.

Отец был врач и для Катарины было самой собой разумеющемся, что она со временем тоже станет врачом или медсестрой, чтобы ассистировать отцу. Уже сейчас это были счастливейшие моменты, когда она бралась за ручку двери его кабинета и ей разрешалось принести ему картотеку. Ее любимейшей игрой была кукольная семья. При этом кукольный отец был ее отцом, она сама была матерью, они вместе заботились о детях..."

Теперь изложение некоторых идей из книги словами переводчицы


"...Тройственные отношения в психоанализе именуются триангулированием. Они означают не только отношение к отцу и отношение к матери, но также отношение к обоим родителям сразу. Это соотношение создает новое равновесие, внутрипсихическую структуру, которой в дальнейшем предстоит играть огромную роль в умении построения одновременных отношений с разными персонами. Здесь невольно напрашивается сравнение с физическим законом о точках опоры, которых, для того чтобы предмет стоял, а не падал, требуется не меньше трех.

Вспомните, мы говорили о том, как Кристиан, ссорясь с мамой, на время отходил «под защиту» отца. Если отца в это время не было дома, он просто думал о нем и этого было достаточно. Таким образом ему удавалось не очень пугаться своих ссор с матерью. Но когда третья персона - отец - отсутствует по-настоящему, то есть в результате развода его не просто нет рядом, а его нет, он не придет сегодня вечером и неизвестно, придет ли вообще когда-нибудь, то ребенок не в силах выдержать страха перед окончательной потерей еще и матери: потеря эта может оказаться расплатой за его злые слова и мысли.

Роль отца в успешном прохождении «фазы нового приближения», в процессе индивидуализации и в достижении константы объекта трудно недооценить. Если ребенок живет в благодушной атмосфере, если мама с папой любят его и любят друг друга, то его психические структуры развиваются нормально и именно они защитят его в дальнейшем от психических срывов.

Следует отметить, что шести- или семилетние дети, переживая развод, обычно регрессируют именно в эту фазу развития. Но теперь это «оживление» прошлого происходит без отца, который был когда-то так важен для душевного равновесия и чувства защищенности ребенка.

Годовалый малыш, хотя и не чувствует себя больше сим-биотически связанным с матерью, но когда он замечает, что у отца, который теперь воспринимается как отдельная персона, существуют свои собственные с нею отношения, он оказывается потрясен, поскольку видит себя из этих отношений исключенным. Но одновременно он приобретает необыкновенно важное познание: быть другим или быть исключенным вовсе не означает оказаться потерянным в этом мире.

Отец подает малышу пример отношений между автономными субъектами, и ребенок начинает думать так: я такой же, как папа, который любит маму и любим ею. Путем отождествления себя с отцом он открывает возможность новых, не симби-отических отношений с матерью.

С этим чувством независимости своего существования от матери вступает он в критическую «фазу нового приближения», которая переполнена конфликтами между стремлением к самостоятельности и желанием безграничной заботы матери и симбиотического воссоединения с нею. И все это к тому же сопровождается совершенно разноречивыми страхами: страхом перед новым воссоединением, поскольку в нем заключается угроза «поглощения» его матерью, и в то же время страхом перед разлукой.

Короче говоря, он и боится, и в то же время желает независимости. Именно эта неопределенность и скрывает в себе огромный конфликтный потенциал по отношению к матери. Так ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет создает себе два совершенно противоположных представления о матери. То она в его глазах абсолютно добрая, защищающая, дающая удовлетворение, то вдруг превращается в абсолютно «злую», отказывающую в удовольствии, преследующую и угрожающую. В этом возрасте он, хоть и знает уже, что у него одна мама и воспринимает ее целиком, но в то же время ему кажется, что существуют два противоположных существа, которые стремятся взять над нею власть.

Этим и объясняется то, что дети в этой так называемой фазе сопротивления столь отчаянно борются за, казалось бы, пустяковые удовлетворения и, если им не удается одержать верх, реагируют на это как на истинную катастрофу. Вам кажется, что вашему малышу очень важно, чтобы вы купили ему эту машинку (хотя у него их уже больше десяти и эта ничем особенным не отличается от остальных), но на самом деле для него может быть в этот момент речь идет скорее о «доказательстве», что «хорошая мама» все еще здесь, или о возможности путем ожесточенной борьбы изгнать «злую мать», чтобы снова вызвать к жизни «добрую». Нет оснований сердиться на него за это или чувствовать себя беспомощной, постарайтесь просто - как взрослый человек - забрать ситуацию в собственные руки.

Итак, вашему малышу нужно доказательство? Дайте ему его! Но для этого нет необходимости покупать ему требуемую игрушку или разрешить зимой идти гулять в сандалиях. Есть много других способов доказательства любви и прежде всего это готовность к компромиссу и ласковая любовь, которые обязательно подскажут вам нужное решение.

И это, заметьте, совсем не исключает вашей твердости. Фигдор справедливо утверждает: хорошее воспитание это прежде всего - компромисс! Запомните эти слова, постарайтесь осмыслить их для себя и применительно к своей жизни. Компромисс - это вообще основа любых хороших отношений, а не только международных. Во всяком случае на ниве воспитания, как и в любовных и дружеских отношениях, жесткая и ограниченная принципиальность, максимализм и желание любой ценой настоять на своем могут привести лишь к разрушению.

Двух- или трехлетний малыш вряд ли поймет, что это такое: «нет денег» или что у него уже есть десять машинок и одиннадцатая ему ни к чему. Но вы можете, не сердясь на него, а ласково улыбаясь, предложить заменить это удовольствие другим, например, поиграть с ним в его любимую игру или пойти с ним погулять. Главное, чтобы он видел, что мама, хоть и тверда в своем отказе, но она все равно добра к нему.

И еще - что очень важно - не ленитесь говорить с ребенком. Уже один факт вашего с ним общения для него важнее всех самых дорогих игрушек. Говорить обо всем и давать ему возможность высказаться. И улыбаться. Вот видите: «добрая мама» уже здесь и любимец ваш смеется довольным смехом, ему, собственно, ничего больше и не нужно.

Есть семьи, которые не нуждаются ни в чем и могут позволить себе баллвать своих детей все новыми и новыми покупками и они охотно это делают. Особенно те, чье собственное детство прошло в лишениях. Мне хочется спросить: как долго ваш ребенок радуется новой покупке? Знаю, совсем недолго, часто он забывает о ней уже через полчаса. И это вовсе не от «пресыщенности», как принято считать, а от того, что новое приобретение не принесло ребенку желаемого удовлетворения.

Игрушка - это совсем не то, чего он на самом деле бессознательно себе желал, она нужна была ему в качестве доказательства вашей любви. Не заменяйте себя подарками! Я понимаю, у вас нет времени, вам приходится много работать (благосостояние не падает с неба), вы устали, у вас просто не хватает сил на все. А тут еще и свои собственные неудовлетворенные потребности!

И вот вы уже чувствуете себя ужасно виноватой перед своими детьми и не находите ничего лучшего, как заглаживать вину подарками. И вы даже не представляете, как это опасно для ваших отношений. В результате ребенок ваш, постоянно переживая внутренние разочарования, и в самом деле находит компенсацию в подарках. Так он потихоньку учится бездушно измерять любое доброе отношение не истинным проявлением тепла, заинтересованности и любви, а количеством полученных от человека материальных благ.

Такие люди, если и добиваются в жизни известных успехов, они тем не менее остаются несчастны в личной жизни, поскольку они считают, что все, в том числе и любовь, можно купить за деньги, и не умеют строить настоящих отношений.

Именно в это, такое трудное для матери и ребенка время на отца возлагаются две необыкновенно важные задачи. Во-первых, он предлагает ребенку себя в качестве менее «заряженного», то есть менее конфликтного - в отличие от матери - объекта, который на время освобождает его от противоречивых желаний воссоединения и независимости. И второе: отец одновременно выступает не только как представитель материнских свойств, но и как представитель «внешнего мира», т. е. мира, отличного от матери.

Образно говоря, отец - это тот надежный остров, к которому можно пристать в бурном океане неизвестности, бежав от материка - матери. В этом случае отдаление, освобождение от матери становится не уходом вон, в неизвестность, а уходом куда-то, то есть к отцу, который в какой-то степени тоже как мама. Согласитесь, даже для взрослого человека это далеко не одно и то же.

Таким образом, тройственная структура отношений на втором и третьем году жизни создает необыкновенно важные условия для завершения процесса индивидуализации в области психики. Любовь ребенка к другому родителю не только не обедняет его любви к вам, она делает эту любовь более сильной и уверенной. Не следует смешивать два таких разных понятия, как любовь и зависимость. Если вы стремитесь к безграничной зависимости ребенка от вашей персоны, это значит, что вы желаете безграничной и единоличной власти над ним. А это значит, что вы либо превратите его в «покорного раба», либо в «бунтаря», который станет терроризировать вас своей агрессивностью."

________________________
Гельмут Фигдор родился в 1948 году в Вене. Изучал социологии философию, психологию и педагогику в Венском университете.

После двухлетнего пребывания в Северной Африке и многочисленных поездок в Америку, Восточную Азию и Африку закончил образование и получил диплом психоаналитика (WPV IPA).

Гельмут Фигдор живет в Вене и имеет собственную практику, работает в качестве психоаналитика, детского психотерапевта и консультанта-воспитателя, преподает в Венском университете, является судебным экспертом по вопросам, касающимся детей и юношества, а также сотрудником общества Зигмунда Фрейда по проблемам воспитания.

В последние годы его многочисленные публикации в основном посвящаются вопросу использования познаний психоанализа в повседневной практике воспитания подрастающего поколения.

Доктор Фигдор - один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются дети разводов и их семьи, а также возможностей их преодоления.

Каждая семья - это как живой организм и понятно, что большинство счастливых пар празднует день рождения своей семьи - день бракосочетания. Но никто не празднует день «гибели» этого организма - день развода, особенно если в семье есть дети, что наблюдают за этим процессом со слезами на глазах. Дети после развода родителей, могут быть глубоко травмированными. Они замыкаются в себе, и не могут нормально адаптироваться в социуме, заводить дружбу и романтические отношения во взрослом возрасте.

Как не травмировать ребенка при разводе расскажет вам семейный психолог, к которому обязательно обратиться, если вы ходите, чтобы из вашего отпрыска сформировалась самодостаточная и уверенная в себе личность, а не зажатый социопат.

Развод родителей для детей

Семья дает детям все, что нужно, уже с раннего возраста на основания поведения мамы и папы у них формируется понятие супружества. По тому же принципу, подсознательно они будут строить в будущем свою семью. Родители - это два самых важных человека в жизни. Если родители разводятся, перед отпрысками постает выбор кого-то одного у них рушиться мир, как карточный домик. В это время родители должны максимум времени уделить именно своему малышу и посоветоваться, как объяснить ребенку развод, так чтобы он смог понять поступок мамы и папы. Нужно на какое-то время забыть о личной неприязни, своих переживаниях и вести себя сдержано, убедить малыша в том, что он не станет менее любим каждым из них, и сможет видеться и с мамой, и с папой по первому требованию.

Для более взрослых детей в школах начинают преподавать предмет под названием «психология семейной жизни». В этой дисциплине детям объясняют, что семья - это не результат влюбленности двух людей, а процесс, в котором не исключено начало и окончание. Советы психолога помогут и родителям, которые не знают порой как вести себя с ребенком при разводе и, как сказать ребенку про развод.

Дети при разводе родителей проходят несколько стадий восприятия ситуации, каждая из них имеет свои особенности. Чтобы ребенок после развода родителей остался полноценным членом общества, взрослые должны тщательно изучить, как дети переживают развод родителей и как на каждой из стадий вести себя подобающе.

Первая стадия это гнев. Родители разводятся, ребенок злиться на них, почему они не могут помириться и жить, как прежде, ведь в их жизни было так много хорошего. Малышу казалось, что у него постоянно будет и мама, и папа, соответственно гнев на развод родителей для ребенка это нормальная реакция. Он расценивает брак родителей, из-за своей незрелости, как игрушку, которой он так любил играться, но она разломалась и уже не может выполнять свои функции, как раньше. Сказать ребенку о разводе родителей на стадии гнева труднее всего, ведь каким бы мелким не был ребенок, он слышит крики и скандалы, что не редко предшествуют официальном разводу.

Влияние на психику ребенка требуется осуществлять таким образом, чтобы ему было понятно, особенно если он воспринимает семью, как поломанную игрушку и хочет, чтобы она работала, как прежде. Объясните, что теперь вместо одной старой игрушки у него будет две совершенно новых, которыми играться ему будет намного интересней. Под новыми игрушками подразумевается две новых семьи, которые впоследствии у него появятся со стороны матери, и стороны отца.


Вторая стадия - страх. Это, пожалуй, самое сильное чувство, которое после развода родителей дети ощущают. Если проживая в полноценно семье, ребенок чувствовал себя в безопасности и защите, то в процессе новых событий, он уже не уверен ни в чем, и не знает, что его ждет. Если бывают бывшими супруги, то может и бывают бывшими дети? Этот вопрос очень часто задают себе дети, когда родители в разводе. Малыш ощущает потерю одного из близких людей и боится потерять тех, что остались рядом с ним. Если в это время взрослые не решат, как помочь ребенку пережить развод родителей, то это страх будет только увеличиваться, и нарушать психику ребенка, перерастая в комплексы, паранойю и даже некие отклонения в развитии.

Чувство вины - еще одна стадия. Последствия развода для детей трудно предугадать, ведь даже маленький детеныш - уже личность, только не сформированая, и такой переломный момент в его жизни, может стать толчком для формирования основных качеств его характера. Чувство вины очень ярко проявляется у детей от 3 до 7 лет. Малыши задумываются, возможно, это их постоянный плач и капризы стали поводом для того, что родители хотят развестись. В это время маленький человек будет всячески пытаться примирить взрослых, обещать, что впредь он будет вести себя лучше. Наблюдать без слез на глазах, за его рвением восстановить семью, просто невозможно.

Важно сказать сыну или дочке, что они самые лучшие и родители никогда не разошлись бы из-за них, ведь они самое ценное, и самое лучшее, что у них есть. Вину, что ощущает ваш отпрыск, требуется опровергнуть в первую очередь. Можно объяснить, что родители продолжают любить его, но какое-то время они поживут раздельно. Со временем их чадо привыкнет к новой ситуации и подобного чувства больше не возникнет.

Как вести себя родителям?


Как развод влияет на детей родители даже и представить себе не могут, ведь порой дети сохраняют спокойствие внешне, но внутри переживают огромную обиду на взрослых и чувствуют себя одинокими. Чтобы минимизировать последствия развода для ребенка, взрослые должны придерживаться нескольких правил:

  • больше времени проводите со своим чадом, окружите его вниманием и заботой. Важно не только вместе смотреть телевизор, а играть, гулять, даже если один из родителей живет отдельно. Малыш должен понять, что для него все будет, как прежде, изменения будут только у взрослых;
  • ни в коем случае, не обманывайте, малыш чувствует напряжение в семье, он вправе знать намерение мамы и папы расстаться. Нужно просто выбрать правильное время, чтобы сказать детям о разводе родителей и подобрать верные слова;
  • не стоит кардинально изменять условия жизни, если, к примеру, родители расстались, что уже большой стресс, не нужно сразу же переезжать другой город или переводить деток в новую школу. Это дополнительная травма;
  • не вводите школьников в курс всего, что происходит, взрослые вопросы по типу раздела имущества, можно оставить за пределами внимания детей;
  • никогда не длите детей, если их несколько, помимо того, что малыш осознает необходимость проживания только с одним родителем, смириться с мыслью, что папа выбрал не его или мама решила оставить себе сестру, может стать причиной сильнейшей депрессии и развития серьезных психических заболеваний;
  • не перетягивайте детей на свою сторону, и не настраивайте их против второго родителя. Невыносимо малышу выбирать между двумя самыми родными людьми.

Подобные рекомендации помогут подготовить детей к разводу родителей, обустроить их новую жизнь, как можно лучше. Объяснить ребенку развод родителей должны не бабушки с дедушками, а сами родители. Воспитание детей - это большая ответственность, и когда супруги решали завести малыша, то должны были подготовиться, что любые вопросы они будут решать также вместе.

Как сказать детям о расторжении брака?


Как объяснить ребенку что родители разводятся, очень важный вопрос, которым задаются все супруги. Сколько бы лет не было 18 или 6, новость о разрыве отношений между мамой и папой, всегда травмируют психику. Взрослые должны подготовиться к тому, как рассказать ребенку о разводе, и к его неадекватной реакции. Вероятно, он будет кричать плакать, просить одуматься, но если решение о разводе принято окончательно, взрослые не должны отступать от своего намерения, и не говорить что-то по типу: «Ну ладно, мы с отцом подумаем, возможно, все еще образуется». В таком случае, вы даете ложную надежду на восстановления семьи, и если этого в конечном итоге не происходит, помимо обиды, гнева и разочарования, малыш теряет доверие к родителям. Потом восстановить хорошие отношения с ним, будет очень сложно.

О том, как подготовить ребенка к разводу, и как травмирующее событие перевести из раздела «катастрофы», в радел «нового этапа жизни семьи», расскажут многие публикации всемирных психологов, которые можно найти в интернете. На нашем сайте тоже есть советы, которые пригодятся родителям, что не знают, как сообщить ребенку о разводе. Очень хорошо звучат фразы:

  • «Наверное, ты будешь расстроен, когда узнаешь новость, которую мы тебе поведаем»;
  • «Мы понимаем, что ты очень расстроен нашим решением»;
  • «Мы понимаем, что ты зол и думаешь, что мы все рушим».

Хоть эти фразы и звучат грубовато, но они помогут малышу все обдумать и прислушаться к своим чувствам. Он оценит то, что к нему относятся, как полноправному члену семьи, и хотят с ним серьезно говорить.

Конечно, использовать подобные заученные высказывания в беседе с 3-х летним малышом нет смысла, их значения он не поймет. Сейчас речь идет о том, как пережить развод родителей подростку и рассказать почти сформированному отпрыску о своих взрослых делах. Если будет своевременно предоставлена помощь ребенку при разводе психологическая, то он поймет, что нет ничего страшного в том, что родители разошлись.

Как должен вести себя ребенок?

Как пережить развод родителей ребенок школьного возраста или подросток не знает, но манеру своего поведения он определяет, исходя из ситуации, что держится в семье. Если чадо уже сформировалось, то оно тоже должно понимать, что плохо не ему одному, но родителям тоже нужна поддержка и понимание. Он, как важная часть их семьи может помочь поскорее завершить этот неприятный процесс расторжения брака, адекватно реагируя на решение мамы и папы жить отдельно.

Что делать если родители разводятся, знают немногие дети, поэтому чаще всего попросту убегают из дому, дополняя список проблем взрослых, своим исчезновением. Уход из дома, а если быть точнее от проблемы, ее никогда не решит. Подросток, что переживает развод, должен дать родителям немного времени разобраться во всем, не вмешиваться во взрослые дела, а попросту выполнять поставленные на него обязанности - ходить в школу, хорошо себя вести.

Ни в коем случае, не стоит использовать развод родителей в своих целях, то есть говорить «если ты купишь мне то-то, я останусь жить с тобой». Нельзя также настраивать еще больше родителей друг против друга, это подло и не честно по отношению к ним, ведь они и так переживают сложный период в своей жизни.

Как бы тяжело не было переживать раскол семьи, дети должны осознавать в полной мере, что все в скором времени пройдет и нормализуется. Больше не будет так больно видеть маму и папу, и на лице родителей хоть и порознь, но опять появиться улыбка и блеск в глазах. Как объяснить ребенку о разводе родителей и как влияет развод на детей, теперь вам известно. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что никогда не стоит жить в браке ради общих деток. Иллюзия семьи не принесет радости никому. Со временем ребята вырастут и не оценят поступка родителей, а свою жизнь мама и папа начать сначала, уже не смогут.

В жизни каждого человека случаются моменты, вспоминая которые, накатывают слёзы. И неважно, мужчина это или женщина. Одним из таких поводов часто бывает развод самых дорогих и любимых людей – родителей. Почему же так происходит, что близкие люди не могут больше жить вместе? Давай попробуем разобраться.

Как узнать причину развода?

Развод ни в коем случае не значит, что ребёнка в семье не любят

Развод – это документальное подтверждение того, что мужчина и женщина больше не хотят жить друг с другом. Обрати внимание, что документ касается только двоих: мамы и папы. И в нём ни слова не сказано о том, что они перестают тебя любить или отказываются от тебя. Но кое-какие детали новой жизни, не такой, как прежде, тебе всё же предстоит узнать. Когда в семье происходит такое потрясение, как расставание мамы и папы, ребёнок обязательно должен знать причины. К сожалению, не все взрослые готовы говорить с детьми на столь болезненную тему и предпочитают замалчивать некоторые вещи. В этом случае тебе стоит:

  • задать прямой вопрос маме или папе: «Я знаю, что вы расстались, мне хотелось бы знать почему». Иногда вопрос в лоб провоцирует эффект неожиданности и способствует тому, что взрослые начинают говорить с тобой на равных, как со взрослым, понимающим человеком. Конечно, лучше спрашивать родителей отдельно, иначе может случиться так, что они начнут говорить тебе о причинах и, если у них возникнут расхождения, разговор перерастёт в ссору между ними.
  • спросить бабушку или дедушку. Однако в этом случае учти два момента – насколько ты близок с ними и насколько они посвящены в дела вашей семьи, чтобы не спровоцировать у дедушки и бабушки нервный приступ, если им ещё ничего не известно о решении твоих родителей.

Кстати, большинство семейных психологов, вырабатывающих стратегию поведения детей, у которых разводятся родители, считают, что детям вообще не стоит вмешиваться в отношения взрослых и пытаться узнать причину. Дело в том, что новые условия жизни вынудят родителей самих сказать, почему они не живут вместе. И пусть это будет не настоящая причина – значит, они считают, так тебе будет лучше. Со временем правда всё равно станет тебе известна. Нужно просто дождаться этого момента.

Способы помирить родителей

Ничто так не объединяет, как положительные эмоции

Вуди Ален: «Я держусь старых правил. Я верю, что люди должны сочетаться браком пожизненно, как голуби».

Каждый малыш понимает, что в мире, кроме мамы и папы, у него нет никого дороже. И абсолютно естественно, что ребёнок хочет примирить родителей, чтобы снова жить в любви и дружбе, как прежде. Это может оказаться действенным, только сразу оговорим ситуации, при которых не стоит пытаться мирить взрослых:

  • угаснувшая любовь (к сожалению, любовь между мужчиной и женщиной иногда проходит, от этого нельзя сделать прививку, но обязательно запомни, что перестать любить своего ребёнка ни папа, ни мама не смогут ни при каких обстоятельствах);
  • измена (любовь – это доверие, а измена это доверие убивает, поэтому вернуть всё как было уже не получится – надо просто смириться с этим);
  • пьянство, рукоприкладство, наркомания (это те пороки, которые нужно лечить, но если лечение не помогает, то для сохранения безопасности – в том числе и твоей – лучше с таким человеком развестись).

Будем надеяться, что причины развода в вашей семье в этот набор не входят. Тогда тебе можно попробовать:

  • предложить сесть за стол «письменных переговоров» (дай родителям по листочку, пусть подробно напишут, за что они любят друг друга и что хотят изменить в вашей семье, а потом обсудите написанное), а от себя напиши что-то вроде: «Я люблю вас обоих, прощаю и разрешаю срочно поцеловаться!»;
  • напомнить о том, как хорошо вам было вместе, когда вы, например, ездили на море (предложи снова куда-нибудь съездить вместе);
  • предложить поиграть вместе (например, в мафию или монополию – главное, чтобы было весело и хорошо вместе);
  • устроить для родителей романтический вечер с мороженым или чаем, но обязательно при свечах (попроси денег у родственников, если нет своих сбережений, но обязательно скажи, зачем тебе понадобилась эта сумма);
  • пригласить родителей в парк, но так, чтобы они не знали заранее, что вы идёте втроём;
  • купить маме букет и сказать, что от папы, а папе туалетную воду или какую-то приятную мелочь и сказать, что от мамы;
  • позвать папу и маму в кино на комедию – мириться легче, когда вы в хорошем настроении.

Как пережить развод?

Душевный разговор – лучшее лекарство от страданий

При расставании страдают, вопреки народной мудрости, не двое, а двое и дети. Иногда случается так, что конфликт между взрослыми достигает такой точки кипения, что ребёнку, наблюдающему за этим, самому не справиться с болью. Тогда на помощь приходят советы психолога:

  • поговори с мамой и папой (по отдельности), скажи, что тебя мучает эта ситуация (никто лучше родителей тебя не знает, поэтому иногда очень помогает просто пожаловаться им);
  • смотри на жизнь с хорошей стороны (если развода не избежать, подумай над тем, что у тебя есть и мама, и папа, просто они не живут вместе, а ведь миллионы детей даже не знают своих родителей!);
  • подумай над тем, что у многих пар после развода получается найти своё счастье, и у тебя могут появиться братики и сестрички (ты же хочешь, чтобы маме и папе было хорошо, правда?);
  • привлекай внимание к себе успехами, неординарными проявлениями (только учти, что негативные проявления, как наркотики, сигареты, алкоголь, только усугубят ситуацию);
  • мечтай о собственной семье (прими опыт родителей, подумай, как бы ты избежал подобной ситуации в своей семье, возможно, тебе удастся не только найти решение конфликта для своего будущего, но и помочь родителям в вашем настоящем).

Если у тебя не получается поговорить с родителями или вы не можете найти общий язык, тогда обратись к своему школьному психологу (чужому человеку такие проблемы легче рассказать, он сможет трезво оценить ситуацию и дать полезный совет), учителю, с которым у тебя хорошие, дружеские отношения или к кому-то из близких родственников. Но только помни, что этому человеку ты должен доверять. Кстати, проверить, насколько приятен тебе этот человек и насколько он внушает доверие, легко: представь, что вы вдвоём попали на необитаемый остров на три дня. При этом вы не должны разлучаться ни на секунду (вместе добывать еду, есть, гулять, защищаться от диких зверей, спать и даже в туалет сопровождать друг друга). Представил? Уживаетесь? Тогда можешь смело говорить ему о своих проблемах.

С кем остаться после развода?

Ребёнок имеет право выбрать, с кем остаться после развода

С точки зрения закона, после развода дети преимущественно остаются с мамой, если у неё есть постоянная работа, жильё и нет проблем с алкоголем или наркотиками. Но по достижении ребёнка возраста 10 лет, он имеет право выбирать, с кем жить – с мамой или с папой. Это пожелание суд обязан принять во внимание. Поэтому дети зачастую стоят перед очень серьёзным решением: с кем остаться?

В этом случае тебе стоит подумать, на чьей ты стороне в данной ситуации. Конечно, если причина развода не связана с рукоприкладством, пьянством или наркоманией (тут выбор очевиден – жить надо со здоровым родителем), то определить свою позицию в конфликте мамы и папы сложно. Будем надеяться, что твои родители расстаются цивилизованно, поэтому ты сможешь видеть их обоих. А выбирая, с кем жить, руководствуйся эгоизмом. Да-да, именно эгоизмом. Подумай, кто:

  • будет лучше о тебе заботиться;
  • сможет уделять тебе внимания максимально столько, сколько ты хочешь;
  • будет вникать в твои школьные дела;
  • обеспечит твой быт всем необходимым (едой, одеждой).

И не думай, что выбрав, с кем жить, ты отказываешься от второго родителя. Более того, ты не должен этого делать. Только если причина развода не алкоголизм, рукоприкладство или наркомания – об этом мы уже говорили. Твои родители для тебя – единое целое. И пусть между ними возникли непримиримые разногласия, ты не перестанешь любить кого-то из них. Поэтому общаться будешь с обоими, только условия общения теперь немножко изменятся, с кем-то ты не сможешь видеться так часто, как раньше.

Иногда даже с самыми близкими людьми лучше не общаться какое-то время

Ситуации, которые приводят к разводу, могут быть разными. И твоё отношение к роли мамы и папы в этих ситуациях тоже может быть разным. Это нормально: каждый человек имеет право на своё мнение, даже маленький член общества. Единственный момент: даже если ты не согласен с кем-то из родителей, любить его ты не перестаёшь, привязанность к маме и папе – это на всю жизнь, чтобы они неисделали. Но бывают ситуации, когда тебе в какой-то момент становится неприятно общаться с родителем. И возникает необходимость объяснить ему это. Попробуй:

  • спокойно объяснить своё нежелание поддерживать отношения на данном этапе (при этом старайся избегать слов: навсегда, никогда – они красиво звучат, но их смысл слишком серьёзен, а в жизни бывают разные моменты, и о подобных словах иногда приходится жалеть, жаль, что слишком поздно);
  • пригласить маму или папу в кафе или парк – выбери нейтральное место – и попросить тайм-аут в общении, чтобы утихомирить эмоции (обязательно оговори сроки – месяц, неделя, чтобы просьба не была похожа на отговорку, но и, соответственно, по истечении этого времени вам придётся вернуться к этому разговору);
  • сказать, что после ваших встреч тебе плохо, ты не можешь сосредоточиться на учёбе, своих делах (для каждого родителя самым главным является комфорт ребёнка, поэтому, узнав, что он провоцирует некомфортные ситуации для своего чада, задумается над предложением прервать общение на время, даже испытав при этом душевную боль).

Видео: Развод и дети

Основа любой семьи – любовь. Да, иногда она не выдерживает накала страстей и даёт трещину. И если не удаётся уладить разногласия мирным способом, люди разводятся. Это не говорит, что они плохие, ущербные. Просто им не повезло – они не научились прощать. Это удивительное умение, которому научиться совсем непросто.

Развод родителей — ужасный стресс для ребенка. Как не повторить судьбу разведенных мамы и папы? Как уберечь своего малыша от последствий вашего развода? Поговорим сегодня об этом. Ваших отзывов жду на [email protected] .

Анжела Харитонова, практический психолог

Моя сестра перенесла развод родителей, когда была совсем маленькой. Повзрослев, она вышла замуж за разведенного мужчину старше себя. И постоянно «спасает» его то от пьянства, то от депрессии. Ей тяжело! Недавно сестре улыбнулось счастье — она встретила настоящего мужчину. Но уйти из семьи не может: муж ревнивый, да и пропадет без нее, ради сына жить надо. Масса причин! Как помочь сестре? Ведь у нее с мужем нет будущего.

Ольга, 42 г., Тула.

По статистике, дети разведенных родителей сами разводятся в 70% случаев. Что делать, если вы из разведенной семьи, но сами твердо решили построить крепкую семью на всю жизнь? Что делать, если у вас есть ребенок, а развод неизбежен?

Как дети в случае развода спасают себя от стресса?

Развод родителей — стресс для ребенка. Чтобы справиться с ним, каждый ребенок принимает свое «особое» решение, которое, как ему кажется, спасет его от повторения родительской судьбы. Насколько это решение эффективно, зависит от возраста ребенка, от того, как проходила разводная ситуация, и от его личных особенностей.

Чем младше ребенок, тем меньше он понимает ситуацию, и его подсознание может принять совсем нелепые решения. Например, «Никогда не выйду замуж» или «Мужа надо найти такого, чтоб уж точно никуда не ушел, пусть убогий, но мой». Это превращается в сценарий личной жизни. Чтобы выйти из деструктивного сценария, надо осознать, какое решение вы приняли, когда ваши родители разводились. Только тогда можно стать свободным от прошлого!

Какое решение принимают дети, чьи родители разводятся?

Приведу примеры самых распространенных детских решений и опишу, в какую судьбу эти решения выливаются. Поскольку чаще инициатором либо причиной развода становится мужчина, я буду приводить примеры «девчоночьих решений», но то же самое может решить и мальчик, соответственно, по отношению к будущей жене.

Надо держать мужа на коротком поводке, чтобы не ушел. Это решение ведет к патологической ревности, постоянному контролю, проверкам и в итоге к разрушению отношений.

Лучше найти такого, который никому не нужен, тогда точно останется в семье. Такие девочки подсознательно привлекают пьяниц и неудачников и потом сами с ними мучаются. Но даже когда становится совсем плохо, они не могут уйти, потому что решили, что не повторят судьбу родителей. Им страшно, что их ребенок пострадает, если мама и папа разведутся. Но жить-то в такой семье гораздо хуже для ребенка!

Я сама его брошу. Девочка, папа которой оставил маму, может принять и такое решение. Но для этого нужно найти мужчину морально слабее себя, который любил бы ее сильнее, чем она сама. Это своеобразная месть отцу за «мамины слезы».

Подумаешь, развод… Можно менять мужей как перчатки! В этой ситуации девочка приняла решение, что не надо трудиться, чтобы сохранить семью. Не надо подстраиваться, не надо прощать, не надо проходить кризисы. Как только пришло первое охлаждение или первые конфликты — «все, до свидания!». Чаще всего это приводит к тому, что, пережив несколько официальных и гражданских браков, женщина приходит к пустоте и разочарованию. Но есть другой вариант — через некоторое время приходит мудрость, и отношения уже строятся по-другому, женщина учится прощать и принимать.

Семья любой ценой! Пережив разводный стресс, девочка принимает решение, что ни за что и никогда не разведется сама. Часто она испытывает чувство вины за развод родителей или считает неправой маму. Это приводит к позиции жертвы. Ее подсознание притягивает такого мужчину, с которым не так-то просто сохранить семью: неверного, пьющего, бездельника, агрессивного и т. п.

И тогда девиз «семья любой ценой» начинает действовать в полную силу, делая женщину несчастной. Например, муж изменяет уже в открытую и хочет уйти, но она все равно держит его всеми способами, потому что в голове запрет на развод.

Хорошее дело браком не назовут. Пережив развод, ребенок принимает решение, что семья — это сплошные проблемы. Это решение «затаивается» в подсознании. Вот девушке или парню уже 25, 30, 35… и т. д., а в загс они не торопятся. Хотя могут говорить о своем желании создать семью, но только «человека подходящего нет». Потому что внутри огромный страх пережить то, что пережили родители.

Что делать, если ваш развод неизбежен?

Иногда бывает, что для всех членов семьи развод — меньшее зло, чем сохранение семьи. Чтобы решение ребенка, переживающего развод, было позитивным, а не деструктивным, необходимо соблюдать несколько правил.

Позитивное решение.

«Да, так иногда случается, что люди уже не могут жить вместе. Это не так ужасно, ведь они оба любят своего ребенка и могут остаться между собой в хороших отношениях. Когда я вырасту, я постараюсь создать крепкую и счастливую семью, я сумею прощать, сглаживать острые углы, правильно проходить кризисы и подпитывать семейное счастье. Но если случится так, что я стану несчастлив в этих отношениях и ничего не смогу исправить, я буду готов расстаться и начать новую жизнь».

Правила для разводящихся

  • Не ругайтесь при ребенке, не обвиняйте друг друга.
  • Объясните ребенку, почему вы приняли решение расстаться, максимально смягчив ситуацию. Ответьте на все вопросы. Расскажите, почему так будет лучше.
  • Показывайте любовь к ребенку с двух сторон: и от мамы, и от папы.
  • Не отзывайтесь при ребенке друг о друге плохо.
  • Сохраните спокойные, дружественные отношения.
  • Что делать, если вы — из разведенной семьи и хотите создать счастливую семейную жизнь?
  • В первую очередь определите свое детское решение и как вы его реализуете сейчас. Поймите, что это решение было принято детским умом, а сейчас вы — взрослый мудрый человек и можете принять другое решение.
  • Дайте себе свободу выбора и свободу действия, примите новый девиз (позитивное решение, см. выше). Это лучше делать с психологом.
  • Примите полностью самого себя, тогда вам несложно будет принимать и вашего партнера. Позвольте себе быть собой, а другому — быть другим!

Я росла без папы. Когда мне было 6, мои родители развелись. Далее я буду рассказывать о том, как это повлияло на мою жизнь и что я с этим сделала. Да, развод воспринимается вполне штатно в современном мире, но я хочу донести - что происходит с ребёнком, какие запускаются механизмы и как они влияют на его дальнейшую жизнь. Все о чем пойдёт речь может иметь место и в полных семьях, но развод, как стресс для всех участников, сильно повышает вероятность иметь последствия для самых уязвимых и не зрелых - детей.

Все о чем пойдёт речь может иметь место и в полных семьях, но развод, как стресс для всех участников, сильно повышает вероятность иметь последствия для самых уязвимых и не зрелых - детей.

Итак, таких историй как моя много - развелись, не участвовал, не интересовался, почти не помогал. При разводе значение имеет то, что слышит ребёнок от родителей, которые не справляются с болью. Многие разведённые люди реально не фиксируют своего искажающего влияния на детей.

Как на детей влияет развод родителей

Я выделила несколько важных паттернов, которые, запускаются в психике ребёнка, укореняются и перемещаюсь в бессознательное. Возможно вы оставите что-то себе.

1. Формируется внутренний выбор - на что смотреть. У мам часто не хватает ресурса уберечь детей от тяжести разводов, от своей боли. Именно мама задаёт вектор того, «на что смотреть» - на хорошее: «папа тебя любит», «папа все решит», «папа защитит», «у тебя есть отец»; или на плохое: «отец тебя оставили», «бросил», «отказался», «ты ему не нужен», «у него нет времени на тебя», «у тебя нет отца». Этот внутренний выбор в голове остаётся на всю жизнь как вектор. Потом по жизни такой ребёнок будет получать подтверждения установкам из заданного вектора - так наш мозг работает.

2. Ребёнок учится подавлять свою боль и чувства. С одной стороны ребёнку очень больно отрываться от любого родителя, с другой стороны, родитель, с которым часто остаётся ребёнок, неумышленно или умышленно настраивает его против того, кто ушёл. Сам факт того, что родители не живут вместе говорит о том, что кто-то плохой, без кого-то лучше. Чтобы уравновесить боль, нужен противовес убеждений против плохого. «Плохое» мы любить не можем. Вот с этого начинается внутренний конфликт: душа, из любви, стремится к родителю, а моральные установки требуют логического поведения жертвы, жаждущей возмездия. Чтобы это хоть как-то выдержать ребенку приходится подавлять негативные чувства, свою боль.

3. Ребёнок перестает быть ребенком. Если родитель, с которым живет ребёнок часто жалуется, обвиняет, рассказывает ребёнку о своих переживаниях, ребёнок читает: «родитель не справляется с жизнью». Тогда ребёнок решает, что он взрослый и начинает давать своему родителю поддержку, любовь, внимание, одобрение. Но психически ребёнок не созрел. Он перестаёт испытывать детские эмоции и начинает нести боль вместе с родителем.

4. Дети перенимают чувства родителей. На уровне души дети очень любят своих родителей и, чтобы им помочь, готовы даже отказаться от «жизни» и разделить боль своего родителя. Эти чувства называются перенятыми.

Позже, когда такие дети вырастают, им тяжело построить отношения, тк эта боль, не их, уже с ними, как негативный опыт.

5. Перенятые установки. Многие наши установки принадлежат нашим родителям. Даже более того, нашим бабушкам, дедушкам, прабабушкам и тд., нашим родовым системам. Кроме чувств дети перенимают установки: например я выросла с установкой - «все мужики козлы». Только в 25 лет я оглянулась на свой личный опыт и поняла, что у меня нет тому подтверждения.

6. Ребёнок может занять не своё место в иерархии. И тут начинается его судьба. Ребёнок после развода затаивает обиду на одного из родителей (чаще на отца). И у него зреет желание возмездия, отмщения, желание проучить, изменить, наказать родителя. Это не возможно. Мы - дети своих родителей, а не родители своих родителей. Мы не можем воспитать, перевоспитать, научить, изменить их - это по праву могут делать только родители родителей. Когда мы взваливаем на себя это намерение, мы нарушаем иерархию и беремся за непосильное. Когда так происходим, мы перестаём «жить» свою жизнь, перестаём быть родителями нашим детям, и становимся родителями наших родителей.

Я хорошо запомнила одного мужчину, которому за 50 лет, и он размышлял так: «Я не был нужен своей маме. Назло ей я стал не счастлив, у меня не удалась жизнь - пусть она видит, что она со мной сделала и пусть ей будет плохо ». Представляете, ему не жаль потратить всю свою единственную жизнь, на то чтобы сделать свою маму несчастной в отместку!

Возможны ситуации, в которых ребёнок становится не на место родителя своему родителю, а на место партнера своему родителю. Например сын стремится «дать» маме внимание, заботу, поддержку, как мужчина, а не ребёнок. Он чувствует, что маме это нужно и «дает» это из любви (из лояльности). В этом случае, такому мужчине будет сложно построить свои отношения, тк он не отделился от своей мамы - нельзя быть партнером для двух женщин сразу.

7. Выросший ребёнок, не может построить свою жизнь, т.к. не отделился от своей родительской семьи. Чтобы построить свою семью, ребёнок должен в идеале получить базовые ощущения принятия, одобрения, любви, значимости, поддержки, внимания от своих родителей. Только так возможно внутреннее взросление и раскрытие женских качеств в девочке и мужских качеств в мальчике. К примеру, в семье конфликты, девочка внутренне может встать на сторону отца и считать, что мама не достаточно любит папу – в этом случае она «становится на место своей мамы», стремясь стать лучше ее. Конечно с мамой будут конфликты, и девочка не возьмёт от матери женскую энергию и внутренне останется «женщиной» своему отцу, а не мужу.

8. Дети лишаются ресурсов. Когда мы злимся, обижаемся на кого-то из родителей, мы не можем принять его «дары», ресурсы, которые он нам передал. Родовая связь - место, куда течёт энергия жизни, любви. Мысленно закрываясь, отвергая родителя, мы блокируем то хорошее, что он нам передал.

9. Чем больше внешне мы демонстрируем неприятие, тем больше внутренне «тянемся» к сближению с отвергнутым, «исключенным» родителем на уровне души. Иногда находим единение с ним в «его» зависимостях, чертах характера, часто не лучших, моделях поведения, болезнях, привычках и тд. Это же может быть и преимуществом: например мы продолжаем дело наших родителей, их хобби.

Я много лет не могла простить своего отца. Иногда казалось, что получается, потом снова накрывало. Не по отношению к нему накрывало. Проявлялись ситуации, в которых я испытывала обиду и чувства, схожие с детскими. Например в ссорах с супругом, я часто чувствовала себя такой же брошенной девочкой, какой я себя чувствовала всю жизнь. Более того, эти же чувства догоняли меня на работе и, возможно повлияли на мою карьеру.

1. Тот родитель, который есть – лучший! Мне дали достаточно - только ресурсы от родителей чего стоят. Главный вопрос - «что я с этим буду делать?», а не что мне дали или не дали.

2. Можно долго обвинять кого угодно в том, что тебе не додали, но это не приблизить меня к Решению. Чтобы внутренне смотреть на «решение», надо перестать обвинять и ждать, что еще должны дать. Надо «отвернуться» от проблемы и смотреть принципиально в другую сторону, вперед - на решение.

3. Я – ребенок. Я ребенок своего отца и своей матери. Я не могу их изменить, что-то вернуть, заставить кого-то раскаяться, одуматься. Я – Ребенок и за чей-то выбор не отвечаю. Я могу жить только свою жизнь, быть супругой только одному мужчине, я могу научить передать свои силы и знания только своим детям. Таков порядок вещей и я его принимаю.

4. Мы можем «обращаться» к «сути» своих родителей. Во время расстановок, я «увидела», что у моего отца есть как минимум две части: его «личность», которая сделал мне больно и его «сущность», которая дала мне жизнь и все лучшее, что есть в нем. Дети появляются только от любви, а любовь может передать только сущность (душа) и она меня точно любит. Стопудово у моего отца кошки скребут на душе, потому что сущность-то эта есть. Во время конфликтов с родителями вы также можете «обращаться» к их сущностный части.

5. Мы можем переписать свой внутренний опыт. Самое тяжелое воспоминание, связанное с отцом - когда он прошёл мимо меня плачущей, в метре от меня со своей второй женой и их совместным ребёнком. Я была маленькая, я плакала, а он прошёл и сделал вид, что не видит меня, свою родную дочь. А я плакала так, что весь двор сбежался. Эта ситуация не давала мне никакой возможности его простить. Будучи знакомой уже с «сутью» отца (см предыдущий пункт»), я интуитивно представила себе эту же самую ситуацию, когда он проходит мимо меня плачущей и я почувствовала, как его «сущность» в тот момент (наверное) разрывалась. Не может здоровый человек не разорваться в такой ситуации. Конечно, его «сущность» подбежала бы ко мне, крепко обняла и никому бы в обиду не дала. Именно эту ситуацию, самую трагичную, я сделала своим коконом, своим ресурсом.

Эта новая позиция стала для меня более гигиеничной и здоровой. Тяжесть ушла, много обид и конфликтов перестало проявляться в моей жизни. Когда ты видишь большую картинку, ты как – будто больше доверяешь жизни и перестаешь нести не свое.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


Самое обсуждаемое
Мама и дочь в красивых одинаковых платьях Мама и дочь в красивых одинаковых платьях
Лечение волос от выпадения Лечение волос от выпадения
Черные юбки (55 способов быть модной) Отделка юбки тесьмой Черные юбки (55 способов быть модной) Отделка юбки тесьмой


top