Когда приучать ребенка есть ложкой самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Когда приучать ребенка есть ложкой самостоятельно комаровский. Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

На картинке, которая некогда облетела рунет, полнощекий карапуз ел кашу ложкой, попутно размазывая ее вокруг себя. Подпись передавала слова папы, который интересовался у мамы, какие успокоительные она принимает... Смешно, но ведь правдиво.

Есть мамы, которые быстро и легко обучают крох разбираться с едой. Как им это удается? Давайте выяснять вместе в статье «Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно».

Судя по замечаниям бабушек, раньше дети получали ложку в руки чуть ли не с рождения. Поэтому и учились всему быстрее и охотнее современных детей. К слову, педиатры с ними не согласны. По их утверждению, нет смысла в столовых приборах раньше 6 – 9 месяцев, хотя и эти цифры приблизительны. Все зависит от характера и темперамента малыша (любознателен ли, увлечен ли новыми предметами).

Причем не стоит сразу надеяться на потрясающий результат. Начав в 9-месячном возрасте, можно обучить ребенка одному из важнейших навыков самообслуживания к 1,5 годам. Правда, нельзя забывать о том, что все дети разные. Кто-то тянется к столу уже в 6 месяцев, и его желание важно удовлетворять, а кто-то отказывается брать ложку в 2 года. Но и это еще не предел.

Есть малыши, которых сложно заставить орудовать столовыми приборами и в 3 года. Однако проверять относится ли к ним Ваш кроха, не рекомендуется. Просто потому, что умение есть ложкой существенно облегчает маме жизнь, так как делает ребенка более самостоятельным.

Вообще, педиатры разделяют мнение, что ориентироваться на такие временные рамки, которые к тому же столь расширены, не стоит. Как уже было сказано, все дети разные и нужно смотреть по ним. Если они тянутся к столу, хватают кусочки пищи и отправляют себе в рот, нужный момент настал. Теперь главное, его не упустить, и медленно, терпеливо учить держать ложку самостоятельно.

Выбираем ложку, тарелку, слюнявчик

Если пищевой интерес со стороны крохи продемонстрирован, пора отправляться за принадлежностями для первого прикорма. Традиционно это ложка и тарелка. Правда, и без слюнявчика не обойтись. Он сэкономит маме время и нервы. Как их выбрать? Оказывается, это целая наука.

Ложка

Чтобы сэкономить, бабушки настаивают на кормлении ребенка чайной ложечкой. Правы ли они? Нет, и это станет очевидным после первых же посиделок за столом. Первый прикорм называют самым тяжелым и непродуктивным, во всяком случае, для малыша. Судите сами, ему дали приспособление, которое хочется изучить, прежде чем попасть им себе в рот. В таких условиях вся еда, которая и попадает на него, впоследствии падает на пол, на вещи грудничка и... прибавляет маме работы.

А ведь от нее можно было бы избавиться, купив первые ложечки для грудничков. Они неглубокие, а порой даже практически плоские. Знаете почему? Чтобы смесь, которую ими пытаются донести до рта, меньше пачкала все вокруг. В конце концов, в этом возрасте предлагают преимущественно пюрешки, а они отлично липнут и к плоской поверхности, чем и избавляют от стрессов, ненужного труда.

Предъявляются к этому столовому прибору и другие требования, в том числе удобство. Для малыша – это, в первую очередь, размер. Обратите внимание, что ложки и вилки для детей продаются в упаковках с надписями о том, для какого возраста они рекомендуются. Самые маленькие – для деток с 4 месяцев. Начинать можно с них, но если ребенок совсем не может совладать с подобным предметом, есть смысл «перепрыгнуть».

Ложки для деток в возрасте 1 – 1,5 года выпускаются с немного изогнутой ручкой, где круглая часть (на ней лежит еда) и удлиненная (за нее мы держим) находятся в одной плоскости. По сути, это прототип взрослой ложки, и он невероятно удобен. У ложек для деток помладше ручка выгнута вверх. Это сделано специально для того, чтобы облегчить работу маме (считается, что она сама будет до года ею кормить).

Детям такими ложками есть обычно неудобно, но нельзя забывать о том, что все они разные. Именно поэтому нужно пробовать разные варианты. Быть может, именно Вашему малышу немного непрактичный придется по вкусу.

Кстати, выбирая ложки, обратите внимание на термо-приборы из силикона. Если на них попадает слишком горячая еда, они меняют цвет, сигнализируя об этом. Заслуживают внимания и модели с прорезиненными ручками – они не выскальзывают из неумелых ручек.

К слову на первых порах нужно иметь хотя бы две ложки. Одну – для ребенка, вторую для мамы – чтобы процесс шел быстрее. И это без учета дополнительных приборов на смену падающим.

Тарелка

Тарелочки для первого прикорма делают из пищевого пластика. И пусть материал критикуют за неэкологичность, он выигрывает у стекла, фарфора и металла хотя бы тем, что не бьется при падении и не нагревается.

Основные требования, которые к ним выдвигаются:

  • удобство – порции для первого прикорма маленькие, поэтому и тарелки должны быть неглубокими (с них удобнее будет есть);
  • устойчивость – рассмотрите варианты с прорезиненным дном, обеспечивающим противоскользящий эффект (думаю, почему, рассказывать не стоит);
  • привлекательный внешний вид – тут, как говорится, на любителя, но на форумах мамы пишут, что их дети охотнее ели из посуды, которая им самим приглянулась в магазине.

В конце концов, именно поэтому в продаже есть варианты в голубом цвете для мальчиков, и в розовом – для девочек.

Слюнявчик

Больше всего на рынке – махровых. Они мягкие, красивые, но не практичные, так как защищают только от еды, но не от воды. Другое дело – слюнявчики с подкладом из клеенки или из плащевки. Есть модели, которые закрывают не только грудь, но и руки, шею. Также разработаны слюнявчики с карманчиком. Их преимущество – в том, что как раз в него и собирается жидкость, оставляя все вокруг сухим.

Какой выбрать – дело вкуса. Причем не только Вашего, но и малыша. Есть дети, которые напрочь отказываются надевать неугодные им одежки.

С какой пищи начать

Чтобы облегчить процесс обучения и себе, и ребенку, следует первым делом предложить ему пюрешки, кашки, творожок. Они не выпадают из ложки, а зачерпывать их самому – одно удовольствие. Кусочки пищи не подойдут, их будут пытаться брать ручками.

Также важно следить за температурой пищи. Для молочных и безмолочных каш, овощных и овоще-мясных пюре она должна составлять 30 – 37С. Есть мнение, что чем ближе температура еды к температуре тела, тем легче эта еда усваивается, но ориентироваться только на него не стоит. Попробуйте съесть теплый творог, и Вы с этим согласитесь.

Как быстро научить кушать самостоятельно

Нужно усвоить, что научить ребенка есть ложкой самому в 6 месяцев или в год не получится. Ему нужно время попрактиковаться, а Вам – терпение все выдержать. Чтобы обучение прошло максимально гладко, есть смысл следовать простым правилам и:


Ниже прилагается видео, иллюстрирующее, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

Сколько времени нужно, чтобы малыш научился

Медики уверены, что на все про все нужно 9 месяцев (исходя из правила о начале обучения в 9-месячном возрасте, чтобы добиться успеха к полутора годам). На практике все индивидуально. Большинство детей учится до 2 лет. Кто-то пытается и отказывается. И тут главное, не давить, а докормить самостоятельно, а затем повторить попытку через время. В противном случае, сформируется отвращение к еде.

В этом уверен и Комаровский. По его словам, ориентироваться нужно именно на ребенка. Когда тот действительно захочет есть сам, он легко и просто всему обучится.

Врачи считают, что уже с 6 месяцев можно начинать приучать ребенка есть ложкой. Не рановато ли? На самом деле, на это есть свои причины.

Чем раньше, тем лучше.

Врачи считают, что можно уже с 6 месяцев, как только ребенок начал есть «взрослую» еду, давать ему пластмассовую ложечку. Зачем? Ведь все равно он не сможет ею управляться! А на самом деле, чем раньше ребенок понимает, что есть надо ложкой, а не руками (которыми, конечно, удобнее), тем раньше он и начинает орудовать столовыми приборами самостоятельно. То есть, давая ребенку ложку, вы сразу приучаете его к культуре поведения за столом.

Также не маловажным в раннем приучении к ложке является и второй момент – развитие мелкой моторики малыша. Он держит ложку пальчиками, учится управляться ею, зачерпывать кашку, старается донести ее до рта (что, конечно, не всегда удается). Но постепенно движения малыша становятся все точнее и точнее.

С чего начать?

Главное, выбрать любимое блюдо малыша. Что-нибудь, что он очень-очень любит и непременно захочет не по столу размазывать, а съесть.

Можно просто дать тарелку с любимой едой и положить рядом ложку. Большая вероятность, что ребенок при этом начнет есть руками. Если такое случается, то надо показать, зачем рядом лежит ложка.

Можно просто самой кормить малыша, а он пусть в это время просто держит свою ложку, возюкает ею по столу и тарелке, привыкает. После трапезы оставьте на тарелке немного еды и предоставить малышу свободу действий. Если у него плохо получается, помогите ему: наберите в ложку еду, а он уж пусть сам несет ее в ротик.

Еще мне рассказали такую хитрость. Ребенку в тарелку на присоске накладываем столовую ложку каши, чтоб возился, размазывал и пытался ложкой в рот попасть, а из другой тарелки в это время кормит мама. И овцы целы, и волки сыты!

Головомойка.

Моя подруга, мама годовалой Машеньки, после каждой такой тренировки с ложкой плачет горькими слезами: хоть новый ремонт в кухне делай! Не говоря уже о том, что самой сразу и голову мыть, и полностью мыться, и ребенка тоже. Помогает одеть ребенка на время еды или в специальную одежку, или в специальный "плащик" с рукавами (продается такой в Икее). Ну а мама, чтобы остаться целой и невредимой, может сидеть с другой стороны стола на безопасном расстоянии.

Ну а можно, дабы избежать уборки и головомойки, кормить ребенка самой, а ложку выдавать, когда в тарелке что-то типа риса или зеленого горошка, чтоб не размазывалось.

Главное, перестать морочиться по поводу того, что малыш измазюкается, а предоставить ему свободу действий – и он станет больше проявлять самостоятельность.

Когда дети начинают есть сами?

Это зависит от малыша. Кто-то только в два года осваивает это умение, когда наступает пора идти в садик. А кто-то уже в год резко отказывается от того, чтобы его как маленького кормили с ложечки. Четких сроков нет, это зависит от характера и психического развития ребенка.

Дочери 9 месяцев, на ночь мы кушаем кашу, НО из бутылочки (делаю жидкую). Есть из ложки она умеет (ест творог, пюре). Все дело в самом процессе, т.к. ест дочь кашу уже лежа в кроватке, а съев поворачивается на бок и засыпает. И сытно, и быстро, и всем удобно. Но везде пишут (и в Вашей книге также), что есть надо кашу с ложки. И сегодня мы были у нашего педиатра и она нас даже ругала за это, сказала, что все НОРМАЛЬНЫЕ люди едят кашу утром и еда каши из ЛОЖКИ является ОСНОВОЙ ПЕДИАТРИИ. И. похвалив нас за наше хорошее развитие, в след еще раз обозначила про ЛОЖКУ и УТРО! Женщина она очень хорошая и с большим опытом работы, но т.к. она нам рекомендовала соки с трех мес., то я не могу ей доверять. Разъяснений, почему именно так надо делать, я не добилась.. Но я как-то вся нервничаю по этому поводу. Почему надо обязательно есть прикорм с ложки? Может тогда давать кашу раньше, а для засыпания смесь перед сном?

Отвечает Комаровский Е. О.

В процессе ухода за детьми все время всплывает такое понятие, как "атрибуты взрослости", т.е. определенные действия или навыки ребенка, увидев которые, мы чувствуем себя полноценными родителями и в очередной раз лелеем в себе уверенность, что наше дите не хуже других. Когда мы видим, как ребенок садится, как у него появляются зубы, как он начинает ходить, говорить, мы понимаем, что он взрослеет, становится таким, как все. Одним из явных признаков приобщения к взрослости является еда из ложки - сначала, когда мама кормит, потом, когда ребенок начинает есть самостоятельно. Неудивительно, что этому вопросу уделяется огромное внимание, и многие мамы с малолетства пытаются кормить детей из ложки, нервничая по поводу того, что трехмесячный ребенок плохо умеет это делать. Вот поэтому абсолютно все педиатры, пишущие книги об уходе за ребенком, подчеркивают, что прикорм желательно есть с ложки, - таким образом мы не столько помогаем ребенку, сколько помогаем маме поставить галочку на своей совести: дескать, наш такой же, как все. Опять-таки, умение открывать рот и правильно реагировать на ложку - очень удобный показатель нормального нервно-психического развития. Надеюсь, вы уже поняли, что еда из ложки является не основой педиатрии, а основой психотерапии родственников ребенка. В вашей ситуации ничего нестандартного нет. Описанный режим еды удобен абсолютно для всех, поэтому вы можете продолжать так питаться сколько угодно. Я уверен, что когда ребенку захочется есть только из ложки, тем более самостоятельно, он этому легко научится.

Чем старше становится малыш, тем самостоятельнее он хочет быть. Вот он уже сам берет бутылочку и пьет из нее, сам складывает игрушки в корзину, но как научить ребенка кушать ложкой? Часто для родителей этот вопрос оказывается не менее важным, чем даже вопрос приучения к горшку, ведь самостоятельный прием пищи – это важный этап в развитии малыша. Попробуем разобраться с проблемами и трудностями, которые часто сопровождают приучение крохи к самостоятельной трапезе.

Когда надо начинать учить ребенка есть ложкой?

Все дети развиваются по-разному. Кто-то берет ложку и пытается ковыряться ей у себя в тарелке уже в 10-12 месяцев, кто-то откладывает это обучение аж до трех лет. Конечно, чем скорее вы научите малыша пользоваться столовыми приборами, тем лучше. И уж тем более не нужно тянуть с этим, самостоятельно кормя ребенка.

Специалисты утверждают, что начинать приучать малыша к ложке нужно в возрасте 10 месяцев, и уже к полутора годам ребенок должен сам уверенно орудовать этим столовым прибором.

Главная ошибка, которую допускают некоторые родители, – излишняя опека. Мамы не дают малышу ложку, даже когда тот сам пытается взять ее и помешать еду в тарелке. Причин этому может быть несколько. Кто-то считает, что, кормя кроху самостоятельно, они проявляют заботу и внимание. Кому-то просто не хочется лишний раз убираться на кухне. Оба подхода неверны. Малыша нужно приучать к ложке. Хотя бы потому, что это одно из требований при подготовке ребенка к детскому саду.


Какую ложку выбрать?

Очень важно выбрать правильную ложку, чтобы малышу было удобно ею пользоваться. Для детей можно использовать следующие ложки.

  • Серебряная – это дань традиции. Часто серебряные приборы дарят малышу крестные родители в день Крещения. Достоинством серебра является то, что оно обеззараживают пищу.
  • Резиновая — хороша тем, что не травмирует нежный ротик малыша, но она подходит лишь для введения прикорма. Самостоятельно таким прибором кроха не сможет воспользоваться, так как для неуверенных детских пальчиков он слишком неудобен.
  • Анатомическая – это специальная разработка, предназначенная для самых маленьких. Такую ложечку удобно держать в руке, ею просто зачерпывать еду. Но у прибора есть существенный недостаток: после привыкания к анатомической ложке малышу будет сложно кушать обычной.
  • Чайная ложка – это классика. Именно такими ложечками кормили нас мамы и бабушки. Она удобна, компактна и идеально подходит для обучения.

Для детей от 10 до 18 месяцев можно использовать пластмассовые ложки. Они легкие, красочные, отлично ложатся в детскую ручку. Благодаря многообразию форм вы можете выбрать наиболее удобный прибор.


Как научить малыша есть самостоятельно?

Итак, вашему малышу исполнилось 10-12 месяцев, и вы решили научить его кушать самостоятельно. Вы уже выбрали подходящую ложку и, может быть, даже купили тарелку на присоске, чтобы ребенку было удобнее зачерпывать из нее еду. Но что же дальше?

Существует несколько основных правил по обучению крохи самостоятельному владению столовыми приборами.

  1. Следите за ребенком . Как только вы заметите в нем хотя бы самый маленький интерес к ложке, тут же дайте ее ему в ручки. Даже если это случится в семь месяцев и не принесет никаких результатов, кроме заляпанного едой стола.
  2. Заинтересуйте малыша . С самого начала дайте понять малышу, что прием пищи – это ответственное и важное дело. Не надо сажать ребенка в гостиной и кормить его, пока он смотрит мультики. Учите кроху «с пеленок» — есть нужно только на кухне, в тишине и спокойствии. Хорошо, если ребенок будет ужинать со всей семьей за общим столом. Это разовьет у него правильное отношение к приему пищи и подтолкнет поскорее научиться орудовать ложкой самостоятельно.
  3. Создайте приятную атмосферу. Не торопите ребенка, будьте доброжелательны и ласковы. Пусть трапеза длится столько, сколько захочет ваш малыш.
  4. Не отказывайте в помощи. Если у малыша не все получается и он расстроен из-за этого, помогите ему. Направьте своей рукой его ручку к ротику или на своем примере покажите, как нужно держать ложку.
  5. Приучайте играя. Практика показывает, что детишки, которые часто играют в песочнице, легче привыкают к ложке. Все дело в такой детской игрушке, как лопатка. Она напоминает увеличенную копию обычной ложки и отлично тренирует навыки владения столовыми приборами.
  6. Позвольте выбрать. Некоторые детки проще привыкают к вилке, нежели к ложке. Предоставьте выбор: детская ложечка или пластиковая вилка с тупыми концами.
  7. Начните со вкусного. Приготовьте малышу его любимое блюдо, но по консистенции оно не должно быть слишком жидким. Суп или пюре не подойдут, а вот каша – самое то. Украсьте блюдо ягодами и фруктами, чтобы крохе было приятно его есть.

Многие родители не знают, с чего начать приучение к ложке. Обобщенно можно выделить следующую последовательность действий.

  • Застелите стол и пол вокруг детского стульчика клеенкой.
  • Прикрепите на столешницу тарелку на липучке и положите в нее еду.
  • Малышу наденьте чепчик (чтобы он не испачкал волосы) и повяжите слюнявчик.
  • Встаньте перед малышом и зачерпните ложкой немного каши из его тарелки. Демонстративно проглотите еду и похвалите себя – этим вы подадите малышу пример.
  • Далее вручите прибор малышу. Если он не сможет удержать его, зажмите своей рукой ложку в его ладошке и зачерпните пищу из тарелки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он не сможет сам держать ложку.

Будьте готовы к тому, что весь ребенок и предметы вокруг него будут испачканы кашей. Ничего страшного, дети быстро учатся, и уже совсем скоро ваш кроха начнет более точно доносить ложку до рта.


  1. Заранее сообщите всем домочадцам, что приучаете малыша к самостоятельному обращению с ложкой. Не допустите, чтобы кто-то кормил ребенка сам.
  2. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, если у него что-то болит.
  3. Лучше, если приемы пищи будут происходить в одно и то же время.
  4. Некоторые родители кормят детей в ванной, чтобы легче было помыть малыша и себя, – этого делать не стоит.
  5. Лучше приучать малыша к самостоятельной трапезе летом. В это время года его можно раздеть до трусиков, а когда он перепачкается, сразу помыть.
  6. Не раздражайтесь и не отчаивайтесь, если у малыша не все будет получаться.
  7. Если ребенок устал есть ложкой, докормите его.
  8. Не заставляйте кроху кушать столовыми приборами. Хочет есть руками – пожалуйста! В любом случае, со временем детка захочет быть похожим на взрослых и возьмет ложку.

Последний совет, пожалуй, можно назвать ключевым и не только в вопросе приучения к столовым приборам. Многие методики воспитания (система Монтессори, методика Домана и др.) основаны именно на предоставлении малышу свободы, поэтому учтите, что навязывание ребенку ложки только увеличит период привыкания к ней.


Этапы привыкания к ложке

Выделяют несколько этапов, которые проходит каждый малыш на пути своего обучения самостоятельному приему пищи

  1. Этап «Игра» . Ребенок неумело берет ложку, крутит и играет ею. Для него это пока лишь красивая игрушка.
  2. Этап «Копирование» . Кроха пытается повторить движения взрослых, но из-за слаборазвитой координации донести ложку до рта у малыша не получается.
  3. Этап «Обучение» . Малыш уже вполне осознано берет ложку и даже ест с ее помощью. Правда, иногда еда падает, не достигнув рта.
  4. Этап «Привыкание» . Ребенок уже почти не роняет еду с ложки и довольно хорошо кушает сам.
  5. Заключительный этап. Малыш уверено и спокойно ест сам.

Заключение

Будьте терпеливы и сдержанны, и тогда ваша кроха очень быстро освоит навык владения ложкой. Есть как взрослый хочет каждый малыш, поэтому не сомневайтесь, что в конце концов ребенок научится кушать самостоятельно и будет получать от этого массу удовольствия.

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее научиться пользоваться ложкой, с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

Если ребёнок до двух лет не научился правильно держать ложку , то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.


Самое обсуждаемое
Почему 8 летний мальчик сосет пальчики Почему 8 летний мальчик сосет пальчики
Самые эффективные ночные маски для лица в домашних условиях Самые эффективные ночные маски для лица в домашних условиях
Размерный ряд брюк женских Размерный ряд брюк женских


top