Занятие по развитию речи в логопедической группе. Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки

Занятие по развитию речи в логопедической группе. Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки

Марина Козлова
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Деревья»

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Деревья»

Задачи:

активизировать словарь по теме;

учить отвечать полными ответами на вопросы;

учить словообразованию;

учить детей согласовывать существительные с числительными;

учить составлять короткие рассказы;

развивать слуховое внимание и память,

развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.

Цель:

закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудован ие:

демонстрационный материал - картинки с изображением листьев разных деревьев, самих деревьев, контурное изображение деревьев.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Отгадайте загадки:

Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб).

На полянках девчонки в белых рубашках, зелёных полушалках (берёза)

Как одним словом называем берёзу, дуб, осину? (Это деревья)

Какие ещё деревья вы знаете? (клён, рябина, тополь, липа, ива)

II. Введение в тему:

Логопед: Ребята, вы, наверное, догадались о чем пойдет сегодня речь? О деревьях.

2. Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья - это деревья, которые имеют листву.

Хвойные деревья – это деревья, у которых вместо листьев иголки, которые называются «хвоей».

Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные - сохраняют свою хвою.

3. Игра с мячом «Назови дерево»

Дети становятся, образуя круг. Логопед бросает мяч каждому ребенку по часовой стрелке.

Чем похожи деревья между собой? (У них есть корень, ствол, ветки, листья.)

Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)

Где могут расти деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)

Зачем нужны деревья? (Очищают воздух, строительный материал и т. д.)

Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный лес.)

4. Составление рассказа

Рассмотреть дуб и дать полные ответы:

Что это? (Это дуб)

Назови части дерева. (У дуба есть ствол, ветки, листья, в земле корень)

Как называются листья на дубе? (На дубе растут дубовые листья)

Какие листья у дуба? (Листья дуба овальной формы с резными краями)

Какого цвета листья на дубе весной, осенью? (Весной листья зелёные, а осенью жёлтые)

Как называются плоды у дуба? (Желуди.)

Аналогичная работа проводится с березой, рябиной, клёном, осиной.

5. Физкультурная пауза:

Станем мы деревьями,

Сильными, большими Ноги на ширине плеч,

Ноги – это корни, руки на пояс

Их расставим шире

Чтоб держали дерево, один кулак

Падать не давали. поставить на другой

Из глубин подземных наклониться, ладони

Воду доставали сложить чашечкой

Наше тело – прочный ствол провести ладонями

Он чуть-чуть качается по туловищу покачаться

И своей верхушкой сложить ладони шалашиком,

В небо упирается поднять их над головой

Наши руки – ветви руки в стороны

Крону образуют сомкнуть пальцы

Вместе им не страшно покачать головой

Если ветры дуют. покачать поднятыми руками

6. Игровое упражнение «Один - много»

Одна осина, много осин.

Один клён, много клёнов

Одна липа, много лип.

Одна берёза, много берёз.

Один дуб, много дубов.

Одна рябина, много рябин.

7. Игра: «Назови лист»

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям назвать с какого дерева этот лист, и как он называется.

Лист клена. Лист какой? - Кленовый.

Лист березы …

Лист липы …

Лист тополя …

Лист дуба…

8. Самостоятельная работа в тетрадях

Задание: «Продолжи ряд»

III. Итог занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались интересными? Оценка детей.

Литература:

1. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.

2. Дмитриева В. Г. Игры для развития речи для малышей от 0 до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 160 с. – (Маленькие гении). – ISBN 978-5-17-053324-4. – ISBN 978-5-226-00612-8.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. – М. : У-Фактория, 2005. – 224 с. – (Психология детства: Практикум). – ISBN 5-94799-460-7.

Цель:

  • расширять словарь по теме,
  • упражнять в словообразовании,
  • учить согласовывать существительные с числительными,
  • учить согласовывать существительные с местоимениями,
  • учить образовывать уменьшительно - ласкательные формы существительных,
  • учить составлять короткие рассказы,
  • развивать у детей логическое мышление, внимание, память.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Послушайте стихотворение:

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Какие овощи растут в нашем огороде? (В огороде растут редька, салат, свёкла, картофель, горох).

Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

-Игровое упражнение «Жадина»

Это чья морковь? (Это моя морковь)

Это чей лук? (Это мой лук)

Аналогично: мой перец, мой картофель, мой горох, мой кабачок, мой помидор, мой чеснок, мой укроп, мой огурец.

Моя тыква, моя капуста, моя репа.

-Игровое упражнение «Большой - маленький».

Большой помидор - маленький помидорчик.

Большой лук- маленький лучок.

Большая капуста - маленькая капустка.

Большой перец – маленький перчик.

Большая свёкла - маленькая свёколка.

Большой чеснок - маленький чесночок.

Большой огурец - маленький огурчик

Большая репа - маленькая репка

-Игровое упражнение «Один - много».

Одна морковь - много моркови

Один огурец - много огурцов

Одна репа - много реп

Один кабачок - много кабачков

Один лук - много лука

Один перец - много перцев

Один редис - много редиса

Один помидор - много помидоров

-Физминутка.

-Игровое упражнение «Назови цвет, форму, вкус»

Репа какая? (Репа жёлтая, круглая, сладкая)

Огурец какой? (Зелёный, овальный, сладкий, сочный, хрустящий)

Помидор какой? (Красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий)

Лук какой? (Жёлтый, круглый, горький, сочный)

Капуста какая? (Зелёная, круглая, сладкая, сочная, хрустящая)

Морковь какая? (Оранжевая, овальная, сладкая, хрустящая)

Свёкла какая? (Бардовая, круглая, сладкая, сочная)

Перец какой? (Жёлтый, овальный, сочный, сладкий, хрустящий)

-Игровое упражнение «Овощной сок»

Сок из моркови какой? (Морковный)

Сок из свёклы какой? (Свекольный)

Сок из помидоров какой? (Томатный)

Сок из огурцов какой? (Огуречный)

Сок из лука какой? (Луковый)

Сок из капусты какой? (Капустный)

Сок из тыквы какой? (Тыквенный)

-Предложить детям составить рассказ об овощах по схеме.

Это помидор. Он растёт в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку.

Аналогично дети рассказывают о других овощах.

Итог занятия.

Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;

Коррекционно – развивающие : развитие связной речи, мышления, внимания, памяти; способствовать развитию мелкой моторики; учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение; развивать элементарные математические представления; развитие общей моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, мультимедийное приложение, интерактивная доска, презентация.

Ход нод.

1. Организационный момент.

(Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.)

Логопед:- Ребята, сядет тот, кто назовет ласково своих товарищей сидящих с вами по соседству. Например: Лизу можно назвать Лизонька, а Аделя - Адельчик. (Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.)

1-й ребенок: Альбертик.

2-й ребенок: Риточка.

3-й ребенок: Амирчик.

4-й ребенок: Миланочка.

Логопед:- Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

2. Психогимнастика.

Логопед: - Дети, отгадайте загадку: “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.)

Изобразите, с помощью губ и щек, какой мячик бывает?(Дети изображают)

Каким станет мяч, попавший под колесо машины?

Изобразите, как вы огорчитесь, увидев разорванный мячик?

Изобразите, как вы обрадуетесь, когда родители купят вам новый, разноцветный, красивый мяч?

3. Сообщение темы.

Логопед: - Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю! Ой! (На интерактивной доске появляется изображение Винни – пуха и Пятачка со звуковым сопровождением ) Кто это зовёт на помощь?

Дети: - Винни-пух и Пятачок!

Логопед: Почему Винни-пух невесёлый, такой грустный и печальный? Все его игрушки убежали. Ребята, поможем Винни – пуху, найти его игрушки?

Дети: (ответы детей )

4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)

– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (
Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Ребята поищем с вами пропавшие игрушки?

Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

Логопед: Что ты нашел? (Утку.)

Из чего она сделана? (Из пластмассы)

Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)

Каждый называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)

Логопед: Молодцы ребята! Винни – Пух очень рад, что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.

Игра «Чья игрушка?»

Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.

Д: (-У Димы самолет. Это Димин самолет. - У Алины кукла. Это Алинина кукла.)

Логопед: В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.

Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Кукла – … (куколка)

Машина – … (машинка)

Мяч – …(мячик)

Матрёшка – …(матрёшечка)

Пирамида – …(пирамидка)

Мишка – …(Мишенька)

Собака – … (собачка)

Заяц – …(зайчик)

Самолёт – … (самолётик)

Паровоз – …(паровозик)

6 . Динамическая пауза

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (
шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке
(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

7. Сенсорное развитие

Игровое упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда расставляют на столе игрушку.

Поставим посередине стола (утку);

Справа от…(утки) поставим (пирамиду);

Слева от, (….) положим и т.д.

Логопед: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их много. Представьте что, у вас не один мяч, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Попробуем это сделать?

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Детям предлагается ответить на вопросы.

Одна кукла, а если их несколько?

- (Куклы.)

Один мяч, а если их несколько?

- (Мячи и т.д.)

Кукла – куклы

Машина – машины

Мяч – мячи

Матрёшка – матрёшки

Цель: закрепить обобщающее слово «игрушки», уточнить наименование и предназначение игрушек.

Задачи:

  • активизировать словарь по теме;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • согласование количественных числительных 1, 2, 3, 4, 5 и существительных;
  • упражнять в употреблении родительного падежа единственного числа существительных;
  • развивать слуховое и произвольное внимание;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

  • воздушные шары, мозаика, цветные карандаши;
  • игрушки и предметные картинки с изображением игрушек.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в класс и встают возле парт.

Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Ребята, а вы хотите отправиться в удивительное путешествие? Сегодня мы полетим в волшебную страну. А кто мне скажет, на чем можно летать? Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре, а поможет нам в этом считалочка. (Приложение)

1, 2, 3, 4, 5 (дети загибают пальчики по-одному)
На лужок пойду гулять (руки опустили)
Красный шарик захвачу (показывают «шарик» руками)
Нитку крепко закручу (левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»)
И начну считать (опять показывают ладони)
1, 2, 3, 4, 5 (по очереди загибают пальчики)
Как сочту до десяти (показывают все пальцы)
Крикну шарику: «Лети!» (поднимают руки вверх)

II. Объявление темы занятия.

1. - Вот мы и попали с вами в волшебную страну. А как же называется эта страна? Давайте прочтем на воротах. (Приложение)

Нет названия. Наверно необходимо выполнить задание.

На экране картинка с наложенными друг на друга картинками. (Приложение)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, что вы видите на экране? Какие предметы изображены?

Дети называют предметы.

Что мы делаем с этими предметами?

А каким общим словом можно назвать все эти предметы?

На экране появляется название страны «Игрушки». (Приложение)

Давайте прочитаем название страны, в которую мы прилетели. Дети читают.

Вот оказывается, в какую страну мы попали. В этой стране мы узнаем много интересного об игрушках.

2. Ребята, я хочу, чтобы вы меня внимательно послушали.

Читается стихотворение.

Какие ты любишь игрушки?
Вот кубики, кукла, юла.
А вот надувная лягушка
Лежит на полу у стола.
Мне нравится плюшевый мишка,
И серый задумчивый слон,
Ещё длинноухий зайчишка
Хотя и трусливенький он.

Какие игрушки были названы? Кого вы запомнили?

Дети называют, а логопед выставляет на фланелеграф картинки.

Ребята, сколько игрушек вы видите? (Перечисляют.)

А теперь я прошу вас закрыть глаза (логопед убирает одну игрушку).

Посмотрите, что изменилось? Чего нет?

Молодцы!

3. Выставляются игрушки – машинка, кукла, мяч.

Что это? (Это мячик.)

Это мячик. Какой он по цвету? (Мячик красный.)

Какой он по форме? (Мячик круглый.)

Какой мячик на ощупь? Потрогайте его. (Мячик гладкий.)

Посмотрите как хорошо он прыгает. А что вы будете с ним делать?

Будем играть.
- Будем катать.
- Будем бросать.
- Будем ловить.

4. Физкультурная минутка. (Приложение)

Чуть ударишь этот мячик (ударяем правой рукой)
Начинает он скакать (ударяем левой рукой)
Скачет, скачет, скачет, скачет (прыжки на одной ноге, потом на другой)
И не хочет перестать (прыжки на двух ногах)

Что это? (Это кукла.) (Приложение)

Давайте рассмотрим куклу. Какая она по размеру? (Кукла большая.)

Еще, какая кукла? (Кукла красивая.)

Что вы будете с ней делать? (Приложение)

Будем играть.
- Будем кормить.
- Будем укладывать спать.
- Будем одевать.
- Будем раздевать.
- Будем качать.

Что это? (Это машинка.)

А что мы с ней будем делать? (Приложение)

Будем играть.
- Будем нагружать.
- Будем разгружать.
- Будем ремонтировать.
- Будем возить.

5. Игра «Четвертый лишний».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»

Выставляются предметные картинки (Приложение):

  • машинка, юла, кубики, капуста;
  • мяч, пирамидка, кукла, яблоко.

Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор (лишняя картинка убирается).

Найдите и назовите картинки, названия которые начинаются на гласную букву, согласный звук. (Приложение)

Найдите и назовите слова-названия игрушек состоящих из 5 звуков. (Приложение)

Назовите слово, в котором 9 звуков. (Приложение)

Сколько согласных в этом слове, какие?

Сколько гласных? Какие?

Разделите слово на слоги. Сколько слогов?

Молодцы!

6. Физкультурная минутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед, вниз.
Улыбайся и садись.

7. Упражнение «Веселый счет».

Логопед показывает картинки. (Приложение)

Ребята, давайте посчитаем наши игрушки. (Счет 1-2-3-4-5.)

Молодцы!

8. - Вы все любите играть с игрушками, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. А игрушки делаю на фабрике игрушек. На фабрике есть различные цеха. И в каждом цехе изготавливают игрушки из разных материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидки – из дерева, машину – из пластмассы или железа. А потом художники специальными красками раскрашивают игрушки.

Посмотрите игрушки и назовите их.

Определите материал, из которого она сделана.

Составьте словосочетания:

  • Мяч из резины – резиновый мяч.
  • Кукла из резины – резиновая кукла.
  • Танк из железа – железный танк.
  • Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.
  • Мишка из плюша – плюшевый мишка.
  • Кукла из соломы – соломенная кукла.
  • Машинка из бумаги – бумажная машинка.

9. Упражнение на развитие мелкой моторики.

У Тани было много игрушек: и большой красный мяч, и мягкий плюшевый мишка, и резиновая кукла, и деревянная пирамидка с разноцветными кольцами. Но больше всех игрушек Таня любила пластмассовую мозаику. Из разноцветных кнопочек она собирала разные узоры. Больше всего Таня любила собирать из мозаики цветы.

Какие игрушки были у Тани?

Какую игрушку Таня любила больше всех?

Что любила собирать из мозаики Таня?

Мы тоже попробуем собрать с вами Цветок. Слушайте и делайте:

  • Возьмите 1 желтую кнопку, поставьте ее по середине.
  • Возьмите 6 красных кнопок, поставьте их вокруг.
  • Возьмите 5 зеленых кнопок, сделайте стебелек.
  • Возьмите 1 зеленую кнопку, сделайте листок.

Молодцы! Какие красивые цветы у нас получились!

10. Итог занятия.

Ребята, как интересно и весело мы провели время в стране Игрушек, но настало время возвращаться обратно. Давайте откроем вот этот волшебный сундучок, что же в нем?

Открывают, а в нем воздушные шарики.

Возьмите себе по одному шарику и полетим обратно.

Звучит музыка. (Приложение)

1, 2, 3 – крикну шарику «Лети!»

Вот мы с вами и вернулись из волшебной страны.

О чем же мы сегодня говорили?

А для чего они нам нужны?

А как нужно относится к ним, можно ли ломать, бросать, разбрасывать по классу?

Правильно! Я знаю, что в вашем классе есть игрушки, и вы их бережете, чтобы они еще долго служили вам.

На этом наше занятие закончено. До свидания!

Использованные источники:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru/
  2. А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. -СПб.: «Издательский Дом «Нива». -М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002. 352с.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задании для детей 5-7лет с ОНР. Альбом 1. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. 48с.
  4. Л.Н.Смирнова. Логопедии в детском саду. Занятии с детьми 4-5лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.
  5. http//www.dou21ribka.narod.ru – стихи (считалочка).
  6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. Издательство: Дельта, 1998.


top