Как научить ребенка буквам легко и непринужденно?
Когда мама считает, что возраст ребенка уже предполагает обучение буквам, перед ней встает вопрос о методе обучения. Мама не захочет нагружать ребенка серьезными занятиями. Поэтому многие пытаются сделать этот процесс интересным, но в то же время очень эффективным.
Иногда мнения специалистов расходятся в данном вопросе. Однако есть некоторые наиболее общие рекомендации:
- Учить нужно тогда, когда у ребенка уже будет возможность и заниматься чтением. Смысл этого заключения в том, что ребенок может выучить буквы и в 1,5 года. Но это будет просто заучивание, которое забудется очень быстро, если его не применять нигде. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что это часть слова. Для него это что-то, что повторяет мама и он должен повторить
- По этой причине оптимальнее будет учить ребенка буквам в 4 года. Не торопясь, занимаясь с ребенком, вы придете к чтению слогов. А значит к школе ваш малыш будет подготовлен в чтении
- В 3 года можно начинать малыша знакомить с буквами, но никак не принуждать к обучению. Показывайте ему буквы и говорите, что это. Произносите звуки. А когда малыш будет готов, он и начнет повторять сам
- Но если ребенок очень хорошо развит, умеет говорить и просит вас научить читать, или вы видите его желание понять какие-то надписи — значит ваш ребенок готов к обучению
- Но это не означает, что вы должны тут же устроить ему серьезные занятия с экзаменами. Нет. Возможно, после начала обучения вы увидите, что ребенку сложно, он злится, не понимает. Не настаивайте. Если желание у малыша пропало — подождите до 4 лет
- Отдельные методики предлагают начать обучение уже в 2 года
ВАЖНО: Какие бы советы не давали специалисты, вы должны ориентироваться на своего ребенка. Но в 5 лет все же стоит начать учить буквы, чтобы ребенок пришел в школу более менее подготовленным
Как легко выучить с ребенком буквы?
Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:
- Изучайте буквы, играя. Подробнее о том, как это делать, читайте в следующем разделе
- Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
- Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым
- После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро быучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лети
- Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
- Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким. Подробнее читайте в разделе ниже «Ассоциации букв»
- Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу и он сам того не замечая запомнит буквы
- Одним из пассивных способов изучения букв будут развешанные буквы в комнате ребенка или в квартире в целом. Вырежьте большие буквы и повесьте несколько в разных местах. Иногда говорите ребенку, что это за буква. Не наседайте с постоянными повторениями. Ребенок и так запомнит их, сам того не осознавая. Через неделю смените на другие. Эффективнее будет, если букву вы будете вешать на предмет, который начинается с этой буквы. Так буква будет восприниматься ребенком, как часть чего-то
- Порядок изучения: учим через ассоциации, разукрашивания, аппликации, а запоминаем в играх и пассивным способом развешивания букв
- Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву
ВАЖНО: Действуя по таким советам, обучение доставит вашему ребенку лишь удовольствие
Как выучить с ребенком буквы, играя?
Игра — это любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получит массу приятных удовольствий. А изучение букв в игровой форме будет неназойливым и непринужденным.
Игра 1. Кубики.
- Самая простая и незатейливая игра
- Купите кубики с буквами и изображениями на каждую букву. Кубики могут быть мягкие, пластмассовые, деревянные
- Просите ребенка отыскать предмет, после чего хвалите ребенка и говорите: «Молодец. Показал арбуз. А-арбуз.» При этом показывайте и на букву
- Или разбросайте кубики по комнате и просите найти кубик с арбузом. Слова при нахождении те же
Игра 2. Аппликация.
- Распечатайте и вырежьте с ребенком буквы размером где-то 10 см в высоту и 7 в ширину
- Предложите ребенку выбрать, чем будете делать аппликацию: крупа, макароны, ткань, вата
- Выбрав материал садитесь вместе с ребенком, наносите клей на буквы и с помощью малыша наклеивайте материал.
- При этом повторяйте, что вы будете украшать букву «А»
- После наклейте бумажно-крупяную букву на картон для сохранения формы
- Пусть ребенок сам выберет место для аппликации
- Но место должно быть не скрытым. Ребенок должен видеть букву ежедневно
Игра 3. Прятки.
- Распечатайте каждую букву в двух экземплярах
- Выберите первую игровую букву. Предположим «О»
- Одну оставьте у себя
- Второй экземпляр положите куда-либо так, чтобы ребенок нашел ее
- Несколько других букв также положите в разные доступные и видные места
- Покажите ребенку букву, назовите ее и попросите найти
- Когда ребенок пойдет искать, следуйте за ним и при необходимости подсказывайте
- Ребенок не должен расстраиваться, что не может найти, иначе такой метод станет для вашего малыша неинтересным
Игра 4. Правильный выбор.
- Игра уже скорее на закрепление
- Распечатайте картинки с буквами
- Разложите перед ребенком и просите показать нужную букву
- Найдя букву можно показывать предмет, начинающийся на эту букву
Игра 5. Кто быстрее.
- В игре хорошо участвовать двум детям или взрослому и ребенку
- Разбросайте на полу несколько одинаковых букв
- По команде участники должны приносить буквы
- Хвалим каждого
- Обязательно повторяем звук буквы каждый раз
- Можно подбадривать участников словами или лозунгами типа «Букву А найди скорей, а ну давай-ка побыстрей!»
Игра 6. Сюрпризы в мешке.
- Сложите в непрозрачный мешок предметы, которые будут начинаться с изучаемой буквы
- Например: бегемот, бык, барабан, будильник
- Заинтригуйте своего ребенка
- И давайте ему по очереди доставать игрушки, проговаривая название каждого
ВАЖНО: Все дети разные. Попробуйте разные игры и выберите подходящую для вашего ребенка
Видео на тему: Учим буквы алфавита: 3 игры с манкой [Супермамы]
Ассоциации букв
ВАЖНО: Легко малыш запомнит буквы, которые вызывают у него ассоциации. Подходит метод в том числе для самых маленьких
- Для каждой буквы, которую вы изучаете, придумайте ассоциацию: на что похожа буква или кто издает такой звук
- Вы можете придумать сами ассоциацию, можете почерпнуть идеи ниже
- Если видите, что некоторая ассоциация не срабатывает у ребенка, то временно отложите букву в сторону
- Через некоторое время вернитесь к букве уже с другой ассоциацией
- Ассоциации хороши тем, что ребенок быстро их запоминает и вам не придется повторять ему букву сотню раз, что он ее запомнил
Некоторые ассоциации.
Буква Б.
- Буква Б — это бегемотик, который хорошо покушал и у него стал большой животик
- Можно попытаться придумать рифмованные строки типа «Бегемотик наш поел, походил, устал и сел»
- При этом демонстрируйте все действия, которые делает бегемот
Буква Д.
- Похожа на домик
- Возьмите маленькую мягкую игрушку и садите ее в домик
Буква Ж.
- Вырезать букву из картона и сказать, что это жучок
- Показать, как ползает и жужжит «ж-ж-ж-ж»
- Предложите ребенку приклеить жучку глазки
- Дайте ребенку самому поползать с жуком или прокатить его на машине
Буква О.
- Буква О похожа на ротик ребенка, который плачет и кричит «о-о-о-о-о»
- Дорисуйте ротику зубки и язык
Буква С.
- На букву С сыпется песок
- Вырежьте букву из картона
- Сыпьте на нее песок или манку аккуратно, как бы зарисовывайте букву песком
- Говорите при этом «Песочек сыпется с-с-с-с-с-с-с»
Буква Т.
- Вырежьте из картона
- Буква Т похожа на молоток
- Издает звук «тук-тук»
- Постукивайте молоточком по полу и дайте ребенку повторите за вами, произнося «тук-тук»
Буква Х.
- Буква Х похожа на пересечение двух дорог
- Возьмите кукол или своими пальцами изображайте хождение по дороге
- При этом говорите рифмованный строки
- Например: «Ходим-ходим по дорожке, у меня устали ножки. До конца сейчас дойдем, а после сядем, отдохнем»
Буква Ш.
- Похожа на змейку, которая ползет и издает звук «ш-ш-ш-ш»
- Ползайте со змеей по полу и не забудьте нарисовать голову с глазками и языком
- Если вы решили учить ребенка буквам, то сразу после обучения части букв приступайте к написанию
- Ребенок должен понимать, что буквы нужны для написания слов
Где, чем и как писать?
- Карандашом, ручкой, фломастером на бумаге
- Мелом на доске или асфальте
- Красками на бумаге
- Палочкой на песке
- Пальцам на муке или манке
- Выложить буквы камушками на асфальте
ВАЖНО: Рисуйте сами, но обязательно давайте рисовать и ребенку, но помогайте ему. Если малыш совсем еще не владеет ручкой, то помогайте ему с этим
Видео: Обучающий Мультфильм. Прописи для детей:пишем буквы
- Если буквы после озвучивания вы будете с малышом лепить, то запомнятся они быстрее
- Лепить можно из соленого теста или пластилина
- Слепив букву, ее можно украсить фасолью, горохом, бусинами или просто разукрасить
Видео: Учим буквы от А до Д лепим из пластилина Плей До и открываем киндер сюрприз!Развивающий мультик!
- Разукрашивать можно буквы, которые вы распечатали, написали, вырезали, написали на асфальте или доске, слепили из пластилина, вы сделали из манки, наклеив ее на картон
- Разукрашивать можно: фломастерами, мелками, пальчиковыми красками, карандашами, ручками, гуашью
- Можно распечатать буквы, рядом с которыми будут предметы, название которых начинается с этой буквы
Обводить контуры букв
- Вырезаем букву
- Кладем на лист бумаги или картона
- Обводим. Если ребенок сам еще не может, то берите его ручку и обводите
- Обводить можно точечками, штрихами, прямыми линиями
- После обводки контур можно выложить камушками, фасолью, макаронами
Печенье из букв
- К 4 годам, особенно у девочек, появляется огромный интерес помогать маме выпекать вкусности
- Воспользуйтесь этим интересом
- Если у вас есть любимый рецепт печенья, то используйте его
- Тесто должно быть эластичным и не липким
- Вместо привычных звездочек или кружочков, вырежьте буквы и отправьте выпекаться
- Украсить можно кокосовое стружкой или помадкой
- Испеките несколько букв в нескольких экземплярах, чтобы можно было сложить простые слова: мама, папа, баба
- Ребенок с удовольствием поиграет с печеньем, после чего благополучно его скушает
- Для упрощения можно купить готовое печенье в магазине
Если такого рецепта у вас нету, то воспользуйтесь следующим:
- Два яйца смешайте с ванилином по вкусу
- Взбейте миксером до пены примерно 10 минут
- Добавьте предварительно растопленное до состояния сметаны сливочное масло (100 г)
- Перемешивайте в течение 5 минут
- 300 г сметаны взбейте с 150 г сахара
- Добавьте смесь в миску с остальными ингредиентами
- Всыпьте 1 ст. л. муки, смешанную с 1/2 чайной ложки соды и перемешайте
- Добавляйте еще по ложке муки
- Тесто должно стать эластичным и не липким
- Замешенное тесто поставьте в холодильник на 30 минут, чтобы легче было формировать буквы
- Вырезав буквы, отправляйте печенье на смазанный маслом противень в разогретую духовку
- Печенье должно приобрести золотистый цвет
Листайте книги, журналы
- Для закрепления изученных букв можно использовать книги и журналы
- Для изучения они не очень подходят, так как глаза ребенка будут разбегаться, ему будет сложно сконцентрироваться на конкретной букве
- Показывайте буквы, которые ребенок уже знает, если они выделены как-то на странице или написаны крупным шрифтом
- Или спросите ребенка, где же буква «А». Если ребенок найдет букву, он будет очень рад
- Если у него не получается, делайте подсказки, говорите, что изображено рядом
- Буквы должны быть довольно крупными, не заставляйте ребенка всматриваться в мелкий шрифт
Игра говорящая азбука
Говорящая азбука подходит:
- Для тех мам, у которых недостаточно времени для самообучения с ребенком
- Просто для закрепления материала
- Для разнообразия занятий
Плакаты с говорящей азбукой.
- Купить такой плакат можно практически в любом магазине детских игрушек
- Вешаете его на стену в детскую комнату или туда, где ребенок чаще играет
- Если вы занимаетесь с малышом, то говорящий плакат будет лишь дополнением и способом закрепить материал
- Если вы не занимаетесь с ребенком сами, то научите ребенка заниматься с плакатом и он станет сам с интересом подходить и нажимать кнопки
- При нажатии он будет слышать букву и предмет/животное, название которых будет начинаться с данной буквы
Онлайн игры.
- Таких игр много в сети Интернет в открытом доступе
- Такой способ плох тем, что ребенок вынужден заниматься за компьютером. А значит у него могут уставать глазки или даже портиться зрение
- Такие игры лучше использовать лишь иногда для разнообразия
Говорящие азбуки в видео-формате.
- Также означает нахождение ребенка за компьютером
- В отличие от игр ребенок может находится на довольно далеком расстоянии, как при просмотре мультиков
- Также будет хорош иногда для разнообразия
- Один из примеров такого видео смотрите ниже
Видео: Говорящая азбука. Учим русский алфавит для самых маленьких. Для детей 3-6 лет
Компьютер: смотрим буквы
- Этот способ обучения подойдет для ленивых или занятых мам, которые не могут заниматься с ребенком с помощью простых подручных средств
- Смотреть буквы и слушать о них — это непременно хорошее и полезное занятие
- Но не забывайте, что лучше добавить разрисовки, аппликации и вырезания букв
- Как правило, обучение буквам на компьютере сводится к просмотру обучающих мультфильмов
- Один из примеров видео смотрите ниже
Видео: Развивающие мультфильмы — Азбука для малышей
Как играть в игру Азбука?
- Игра Азбука может встречаться в разных вариантах
- Это онлайн-игры, в которых нужно ставить буквы на места, находить предмет, начинающийся с нужной буквы; искать пары для каждой буквы
- Игры смогут понять дети от 3 лет
- Обязательно должны находиться рядом родители и помогать
- Не увлекайтесь такими онлайн-играми, ведь компьютер для малыша не приносит никакой пользы
- Если игра не компьютерная, а купленная в магазине, то играйте, прочитав инструкцию. Таких игр может быть очень много разнообразных
Игра Азбука
Развивающие игры для детей: учим буквы 5 — 6 лет
- В 5-6 лет обязательно нужно научить ребенка буквам, если он их еще не знает
- В таком возрасте основным методом становятся не ассоциации, а слова, начинающиеся с данной буквы: «А-арбуз», «Б-банан»
- Ребенок уже отлично будет понимать связь буквы и слова
- Все игры будут сводиться к построению слов для такого возраста
- Купите буквы-магнитики и складывайте слова из них
- Основные принципы обучения такие же, как и для раннего возраста (читайте второй раздел данной статьи)
- В помощь в таком возрасте обязательно придет книга-букварь
- Там вы и увидите картинки и прочитаете ребенку занимательные стихи
- Ребенок в таком возрасте уже не захочет играть в совсем детские игры (смотрите выше)
- Заучите букву и попросите ребенка собрать по дому вещи, которые он видит на выбранную букву. За каждую вещь можете предложить небольшой вкусный сюрприз. Так ребенку будет веселее и интереснее
- Испечь печенье вместе — также актуально для данного возраста (правила и рецепт читайте выше в разделе «печенье из букв»). Только такой взрослый для букв ребенок уже действительно помочь вам вылепить буквы
- Купите пазл с буквами
- Лепите, вырезайте, разукрашивайте, делайте аппликации. Для возраста 5-6 лет это также актуально
Всегда хвалите ребенка за успехи
- Не всегда обучение дается ребенку легко
- Без вашего подбадривания ребенку скоро надоест этот процесс, если он будет совершать ошибки особенно
- Всегда хвалите ребенка за успехи
- Даже в случае не совсем идеального запоминания, понимания и ответа
Мамы, от вас и вашего подхода к этому непростому занятию во многом зависит успех вашего ребенка и его интерес. Не ленитесь заниматься со своим чадом и вскоре вы будете хвалиться окружающим об успехах своего любимого ребенка.
Видео: Учим с ребенком буквы
Оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать произносимые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный интерес, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот период развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.
Знакомство с алфавитом
Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.
С этой целью можно не только , но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и .
Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.
- Звуки или буквы?
Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.
При этом важно понимать , что звуки детям выделять в слове легче ([б] – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).
Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.
- Сразу или постепенно?
Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.
На одну букву можно потратить не один, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к следующей.
- С чего начать?
Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).
- В какое время проводить занятия?
Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.
Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.
- Кнут или пряник?
Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.
Чтобы мотивировать ученика , повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.
Методы изучения алфавита
Любое занятие должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, которые помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее часть).
Обучение будет легким и интересным, если использовать в процессе:
- Занимательные задания (головоломки «Спряталась буква», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
- Словесные игры («Выдели первый звук», «Какая буква спряталась в домике, если известны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную букву»).
- Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту букву).
- Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, ткани и т.п.).
- Магнитные буквы или кубики , из которых можно будет складывать даже целые слова.
- Развивающие мультфильмы и видео.
- Компьютерные игры .
Быстро запоминаются буквы, изученные в нестандартной ситуации . Например, совместная выпечка печенья – букв, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные буквы (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).
Еще интересно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в виде «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения алфавита будет проходить легко и быстро.
Как быстро и правильно выучить с ребенком алфавит. Советы и правила по изучению алфавита. Интересные приемы по изучению букв в разном возрасте (от 3 до 6 лет). Методики по запоминанию букв.
Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.
Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.
Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.
Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.
Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:
- пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
- внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
- обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.
Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.
Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:
Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.
Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.
В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.
Изучаем алфавит в 3 года
Первый шаг в обучении алфавиту трехлетнего ребенка – заинтересовать его. Чаще он начинает проявлять интерес к буквам во время чтения. Задача мамы и папы – поддержать эту заинтересованность. К этому возрасту у малыша появляются любимые сказки, стишки (если родители читают ему много книг). Появляется мотивация освоить алфавит, чтобы в дальнейшем читать самому. Лучше всего в трехлетнем возрасте дети запоминают первую букву имени, буквы А, Б и В.
Итак, как научить ребенка буквам:
Во-первых, можно использовать кубики, с нарисованными на них буквами, карточки, магнитную азбуку, различные плакаты и наклейки.
Во-вторых, родители вместе с ребенком должны прорисовать буквы на бумаге, на доске, или на асфальте. Это поможет быстрее запомнить буквы.
В-третьих, можно складывать буквы из различных подручных переметов, например, пуговиц, палочек и так далее. Такое занятие будет полезно не только в плане изучения алфавита, но и позволит развить мелкую моторику.
Главное правило – алфавит изучается по одной букве.
Важно помнит, что ребенка в 3 года не стоит насильно принуждать и заставлять учить буквы – это может отбить весь интерес и желание, и в дальнейшем научить ребенка буквам будет уже тяжелее.
Изучаем алфавит в 4 года
Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.
Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.
Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.
Изучаем алфавит в 5 лет
В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.
Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка. В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»).
Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.
В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.
Изучаем алфавит в 6 лет
6 лет – самый лучший период, когда запомнить алфавит и начать читать. Поэтому родителям не стоит сильно переживать, если до этого их малыш не проявлял никакого стремления к изучению букв. В 6 лет алфавит куда быстрее, нежели в 3 года.
В данном случае для занятий можно использовать буквари, магнитную азбуку, полезными окажутся прописи. Можно смотреть с ребенком специальные мультфильмы, обучающие буквам. Сейчас есть множество полезных приложений для и смартфонов, сайтов с развивающими играми в интернете помогающих ребенку познавать алфавит.
Всей семьей можно создать авторский букварь. Для этого нужно рисовать или вырезать из бумаги букву и картинку, изображающую предмет на эту букву. Затем приклеиваем их на страничку в альбоме для рисования. Ребенку очень понравится такая работа.
Последовательные занятия с использованием букваря способствуют тому, что параллельно с изучением алфавита, шестилетний ребенок учится читать.
Итак, главные правила как научить ребенка буквам:
- Чтобы ребенок выучил алфавит, родители не должны насильно заставлять заниматься.
- Наиболее благоприятной для изучения букв является игровая форма обучения.
- Начинать занятия стоит тогда, когда у ребенка появляется интерес к буквам.
- Лучший способ выучить азбуку – родители должны вызвать любопытство малыша.
- Стоит подбирать интересные игры, в которые ребенок будет искренне хотеть играть.
- Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому.
- Закреплять усвоенный материал очень важно. Родители должны просить ребенка называть буквы, которые есть в окружающих предметах. Пусть он сам рисует их.
Теперь Вы узнали, как помочь своему ребенку выучить алфавит. Помните, не стоит требовать от него больше, чем он сможет запомнить. И даже если у него что-то не получается, не ругайте. Обращайте внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Ваш малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если Вы возьмете во внимание приведенные в статье советы.
На чтение 4 мин.
Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?
Методики, помогающие обучению
Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.
Оригинальный способ запоминания букв
Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.
Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.
Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.
Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.
Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.
Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.