Хатха-йога: полезная духовная практика для начинающих. Йога для начинающих — как достичь гармонии Две роковые ошибки духовных искателей в йоге

Хатха-йога: полезная духовная практика для начинающих. Йога для начинающих — как достичь гармонии Две роковые ошибки духовных искателей в йоге

Доброго дня, дорогие читатели. Ранее я уже писала о той пользе, которую может принести . В этой статье я бы хотела поговорить о том, что йога духовная практика, прежде всего.

Когда мы говорим о практике йоги, в уме могут возникать разные ассоциации, это и асаны, медитации, самадхи, пранаяма и концентрация внимания. Но давайте обо всем по порядку.

Йога – это не только умение завернуться в какую-нибудь красивую позу, иметь хорошую растяжку, подтянутое стройное тело. Хотя сейчас большинство приходят на занятия по йоге именно за этим. Одни хотят стать более гибкими, другие похудеть и стать более привлекательными, третьи желают поправить здоровье и чувствовать себя лучше с помощью йоги.

Однако, ведь йога духовная практика, а не только лишь работа на физическом уровне, стоит об этом помнить. Кроме выполнения различных асан йога предполагает и практику пранаям, или дыхательных техник, и медитации, а также концентрацию внимания, и главное осознанность во время всей практики йоги.

Йога – это целое учение, включающее в себя самые разные темы о том, как жить в гармонии с собой и всем тем, что вне тебя, с окружающим миром, быть более осознанным и быть в гармонии с природой.

Практика йоги включает в себя как работу с телом и сознанием через выполнение асан и пранаям это классическая хатха йога, так и более философские направления – это Джняна йога, Бхакти йога, Карма йога и королевская Раджа йога.

Практика йоги и медитация

Медитация неотделима от практики йоги. Медитация ведь одна из восьми ступеней аштанга йоги:

Пранаяма

Пратьяхара

Седьмая ступень йоги носит название Дхьяна, что означает медитация. Это уже более глубокое состояние сознания, неслучайно медитация стоит на предпоследнем месте. Все ступени осваиваются последовательно одна за другой, и медитация будет освоена лишь после овладения умением отвлекать чувства от внешних объектов (пратьяхара) и концентрацией внимания (дхарана).

И все же не нужно думать, что овладеть медитацией смогут лишь продвинутые практики йоги. Подготовка к ней идет с самых первых занятий, когда вы учитесь направлять внимание внутрь себя и концентрироваться на ощущениях во время практики.

Многие практикуют медитацию как самостоятельную практику. Однако, медитация является частью йоги, она произошла из нее. И по мере практики, осваивая концентрацию внимания и становясь осознаннее, мы плавно переходим к настоящей глубокой медитации, состоянию внутренней тишины. Еще больше о медитации вы узнаете из моей статьи

Практика пранаям также является составной частью йоги. Пранаяма, или контроль дыхания также помогает освоить медитацию, так как учит концентрации и большей осознанности. Также во время практики контроль дыхания помогает переключить внимание с внешних объектов на внутренние ощущения, то есть увести внимание внутрь себя.

Восьмиступенчатая система йоги и путь духовного развития

Каждый должен найти свой путь, двигаясь по которому он достигнет своей цели – цели своей жизни, своего рождения.

Один наш современник поставил перед собой цель стать профессором, он неустанно трудился, продвигаясь по лестнице научного познания. Достигнув ее вершины, став профессором, он умер (великая радость, как и великая печаль в равной степени делают уязвимым человека перед внезапной смертью). Речь же идет не о тех целях, которые ставит перед собой человек на пути своего материального благополучия или удовлетворения собственных амбиций. Человек может избегать страданий и делать вид, что стал счастливым, получив временные материальные блага, однако истинная цель жизни заключается не в этом. Мы должны обрести вечную жизнь и наслаждаться вечным счастьем. Вот высшая и единственная цель, ради которой нужно подвергать себя аскезе и проходить через всевозможные испытания. Чтобы получить освобождение, человек должен до конца очиститься от неестественных желаний. Душа не может полностью подавить в себе желания (практика искусственного уничтожения желаний даже более опасна, чем сами желания), но она должна преобразить их и направить в духовное русло. Иначе они снова и снова будут проявляться в форме различных стремлений к материальному наслаждению. Как утверждают йоги, воспевание святых имен Бога и медитация на них позволяют душе обрести истинное освобождение.

Ошо Раджниш рассказывал такую историю. Нищий сидел под деревом, а у богача поломалась машина. Водитель принялся ее чинить, и богач вышел из нее. Нищий наслаждался отдыхом под деревом. Было ветрено, солнечно и красиво, богач подошел, сел рядом с нищим и спросил: «Почему ты не работаешь?».

Нищий ответил: «Для чего?».

Богач почувствовал некоторое раздражение и сказал: «Когда у тебя есть деньги, у тебя может быть большой счет в банке».

Но нищий опять спросил: «Для чего?».

Богач почувствовал еще большее раздражение. Он сказал: «Для чего? Тогда в старости ты сможешь отойти от дел и отдыхать».

«Но, – сказал нищий, – я отдыхаю сейчас! Зачем дожидаться старости и заниматься всей этой чепухой – зарабатывать деньги, класть их в банк и в конце отдыхать? Разве ты не видишь? Я уже отдыхаю. Для чего же ждать?».

Йога – это действие, а не бездействие. Она различается в зависимости от положения живого существа.

«Конечная цель для души – высшая ступень духовного развития, духовная эволюция с целью разомкнуть цепь инкарнаций и окончательно перейти на божественный план бытия». Определить свою ступень следует по главным (доминирующим) признакам, которыми являются ваши отношения к тем или иным аспектам реальной жизни, выраженные в поступках и интересах. Йога огромна, а об основных ее направлениях будет рассказано ниже.

Карма-йога («карма» означает «деятельность») учит правильной трудовой деятельности, отношению к жизни. Путь карма-йоги кажется самым простым, но он, пожалуй, самый трудный. Чтобы ни выпало на нашу долю, мы должны терпеливо работать, выполняя свой долг, не со скрежетом зубов, не с проклятьями, а с радостью и улыбкой на устах. Тот, кто постиг значение кармы, будет всякую работу считать йогической практикой, для него не будет низменной работы. Карма-йог совершенно отказывается от личных мотивов, он не заботится о результатах своей деятельности, у него даже мысли нет, что кто-нибудь пользуется плодами его трудов. Вот почему этот путь является самым трудным.

Слово «карма» приобрело известность в нашей стране в конце прошлого столетия благодаря многочисленным трудам Лазарева, Свияша, Жикаренцева и многих других авторов, популяризаторов древневосточных учений. За короткий период времени оно вошло в лексику большинства людей. Любое событие в жизни люди стали трактовать через это понятие, при этом не вкладывая в него должное понимание, а лишь констатируя факт. Но карма – это не просто любая деятельность, это отношение к жизни и осознание процессов, происходящих в результате деятельности человека. Не стоит подходить к этому понятию столь обыденно и фривольно. За ним находятся процессы, дающие жизнь целым цивилизациям. Об этом мы подробнее поговорим дальше.

Хатха-йога иногда называется физиологической, она дает человеку власть над телом и силами природы, идеальное здоровье, долголетие и развивает много таких сил, которые у обычного человека не проявляются.

В настоящее время хатха-йога наиболее популярна в нашей стране. При этом большее внимание уделяется технике асан. Но лишь единицами дается ее истинное понимание. Подробнее об этом также будет рассказано далее.

Гьяна-йога (джняни-йога) – это йога знания, предназначенная для людей аналитического склада ума, которая ведет к пониманию истинного, вечного и единого. Это направление исходит из того, что главным препятствием к познанию истинной картины мира для человека является нахождение его сознания в 3-мерном пространстве.

Раджа-йога – это йога власти. Она также носит название «психологическая йога». Это царственная йога, самая высшая, она включает в себя воспитание и дисциплину ума, переносит сознание человека из обычного состояния до плоскостей сверхсознания. В своей основе она 8-ступенчатая (аштанга-йога). При этом первые 5 ступеней относятся к хатха-йоге, а остальные – это собственно раджа-йога.

Бхакти-йога – это воплощение религиозного пути, которое определяет возможность религиозного отношения к миру без суеверия и стремления к личному спасению.

Кундалини-йога – это основа всех видов йоги, сводящаяся к внутренней природе. Она дает методы особой психофизической тренировки, без которой занятия медитацией и, следовательно, достижение самадхи (сверхсознательного состояния) являются пустой тратой времени.

Мантра-йога – это использование мантр (специальных словесных формул), ежедневное многократное повторение которых в течение длительного времени приводит к пробуждению сверхсознательности.

Агни-йога (как считают некоторые адепты нашего времени) – это высшее откровение мудрости Востока для наступившей эпохи. Это учение для приобщения человечества к высшему миру, учение о будущей жизни. В отличие от священных писаний агни-йога дает не завуалированные, а прямые указания, как и что нужно делать, куда идти в начавшейся новой эпохе. Она представляет собой систему законов раскрытия человечества и ускорения его высшей эволюции.

Таким образом, существует одна большая йога, которая имеет различные аспекты для разных типов людей. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей, характера, физических данных и склада ума для практических целей должен применять не какое-то одно изолированное от других направлений, а их комбинацию.

Все направления йоги в конечном итоге должны привести к сверхсознанию, но оно невозможно без приведения кундалини к Сахасраре (7-й чакре, проецирующейся на вершине темени).

С этой точки зрения карма-, бхакти– и гьяна-йоги должны включать в себя методы кундалини-йоги для достижения конечной цели.

Человек активный и волевой в качестве психической основы выберет себе карма-йогу. Эмоциональный человек будет развивать чувство любви и предпочтет бхакти-йогу. Интеллектуальные личности предпочитают мышление, и им более подходит гьяна-йога.

Лайя-, мантра– и раджа-йоги также находятся в тесном переплетении друг с другом и кундалини.

Особого внимания заслуживает взаимная связь между хатха-йогой и раджа-йогой, тем более что в практической основе они малоразличимы.

Хатха-йога в большой степени имеет дело с физическим телом, но на завершающем этапе она немыслима без некоторых методов раджа-йоги. Последняя имеет дело с умом и психикой, но ее практическое освоение основывается на некоторых важных положениях хатха-йоги. Кундалини-йога объединяет их обе, но не полностью, разумеется.

Хатха-, кундалини– и раджа-йогам предпочитается традиционный 8-ступенчатый путь совершенствования: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи (аштанга-йога).

В «Йога-сутре» Патанджали (11, 30, 32) говорится о том, что не причинение вреда, правдивость, не присвоение чужого, воздержание и непринятие даров – это Яма. Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, изучение и поклонение ишваре составляют Нияму.

Асана – это не ритмичные движения и не обычная гимнастика, а специальные позы (положения тела), основная особенность которых заключается в удержании их в течение определенного времени без усилий. Чем дольше удерживается поза, тем больший эффект она производит.

Пранаяма означает способ проникновения в тайну праны, или жизненной энергии, и овладение ею. Кто осознал прану, тот ощутил сердце космической жизни и активности.

Пратьяхара – это отвлечение от чувств. Как считают йоги, истинная духовная или внутренняя жизнь для человека начинается только тогда, когда он преуспевает в Пратьяхаре.

Чувства не могут действовать без помощи ума. Если отсоединить его от них, то отвлечение чувств произойдет автоматически.

Дхарана – это концентрация и сосредоточение. Индийские учители различают 2 вида концентрации: экзотерическая и эзотерическая. Экзотерическое значение заключается в сосредоточении духа на отдельной мысли, идее или действии, при этом внешние воздействия исключаются. Эзотерический же смысл концентрации означает сосредоточение духа на своем «я» или «я есть», а все мысли, относящиеся к телу, исключаются, остается лишь высшая область души.

Дхиана – это медитация, более высокая «плотность» мысли, направленная на определенный предмет. Медитация как метод характерна для всех направлений йоги:

– бхакти-йог размышляет об избранном божестве;

– раджа-йог – о высшей сущности природы;

– гьяни-йог – о своем «я»;

– хатха-йог – о чакрах.

Самадхи – это состояние сверхсознания, единение с богом. Оно не поддается описанию. Это полное блаженство, радость и гармония.

Карма-йога в конечном счете развивает силу воли и твердость, которые действуют на кундалини так же, как концентрация и медитация.

Хатха-йога воздействует на кундалини путем направления жизненных токов к различным центрам этой системы.

Раджа-йога и гьяна-йога усиливают и пробуждают кундалини путем развития концентрации.

Бхакти-йога пробуждает кундалини путем медитации, так как усиливающаяся любовь к божественному идеалу призывает кундалини.

Мантра-йога усиливает кундалини путем применения особых мантр в сочетании с концентрацией на чакрах.

В лайя-йоге пробуждение кундалини осуществляется путем последовательных концентраций на чакрах.

В основе любых названных выше методов лежат 2 процесса – познание и практика.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. А практика – это материальное освоение человеком окружающего мира.

Знание всегда является идеальным образом действительности. А процесс познания весьма многогранен и различается:

1. По своей глубине, уровню профессионализма, использованию источников и средств:

– обыкновенные знания, которые присущи любому индивиду и не являются результатом профессиональной деятельности;

– научные знания, возникающие в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности.

2. По своим предметам:

– познание природы (естествознание);

– познание гуманитарных и общественных дисциплин;

– художественное познание;

– религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии и т. д.

Этот раздел мы начали с того, что человек должен определить свое место на лестнице духовного развития.

Затем вы определяете свои цели, задачи и пути продвижения вперед. Желательно записать их в свой рабочий дневник. Постарайтесь выделить как общие цели, направления и задачи, так и более конкретные, касающиеся сегодняшнего дня, недели, месяца или года. По мере продвижения вперед вам надо отслеживать их и анализировать, как меняются они, а с ними и вы сами.

Это необходимые этапы перед осознанием себя, к чему приводят различные виды йог. То есть сначала мы пытаемся размышлять прежде всего о себе, своем месте в обществе, своих действиях и побуждениях, анализируем наши желания и возможности и сравниваем с тем, что мы можем получить. Многие это называют техникой формирования событий своей жизни, но без анализа ее результатов, вы никогда не приблизитесь к более высоким ступеням развития. Во все, что вы делаете, необходимо вкладывать понимание «зачем». Не стремитесь писать очень много задач, нужно ко всему относиться реально, не стоит разбрасываться по пустякам.

Регулярность – это одно из важных качеств во всех действиях на пути духовного развития. Старайтесь быть как можно более целостными как в своих желаниях, так и в действиях. Работу следует проводить с определенным сосредоточением и концентрацией сознания.

Мы приводим разные схемы лестниц духовного развития для того, чтобы вам было легче ориентироваться в имеющейся литературе, описывающей различные направления йоги.

При изучении восточных учений приходит понимание глубины этих знаний. А их внешняя схожесть порой не имеет ничего общего с внутренним содержанием.

Йога – это практика, позволяющая человеку обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на божестве. В «Бхагавадгите» (2.48) говорится: «О Арджуна, выполняй свой долг невозмутимо без привязанностей, не беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой». Только йога поможет человеку избавиться от стремления господствовать над миром. Процесс воссоединения живого существа с высшим божеством называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии, а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознает свою духовную природу. Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделив на 3 части:

– гьяна-йога (джняни-йога);

– дхьяна-йога;

– бхакти-йога.

Низшую ступень лестницы называют йогарурукша, а высшую – йогарудха.

Йогарурукша – это начальная стадия, на которой предписанные обязанности важны для того, чтобы постепенно очистить человека от желания наслаждаться результатами.

Йогарудха – это такая ступень, когда человек, избавившись от желаний, побуждающих к деятельности ради результата, отходит от активных обязанностей и предается размышлениям и медитации.

«Полностью отрешившись от объектов чувственного восприятия, сосредоточив взор на межбровье, уравновесив в ноздрях вдох и выдох и остановив дыхание, йог, стремящийся к освобождению, укрощает таким образом свой ум, чувства и разум и избавляется от желаний, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно, освобожденная душа» («Бхагавадгита», 5.28).

Древний мудрец Патанджали, живший во II веке до нашей эры, собрал йогическое знание, систематизировал его и изложил в «Йога-сутре». Но он изложил свои сутры на языке, уровне знаний и категорий мира, в котором он жил, поэтому сейчас его мысли трудно доступны обыкновенному человеку. Свами Вивекананда сумел прокомментировать труд Патанджали и представить его в доступной форме для современного человека. Тот, кто решит по-настоящему заниматься йогой, должен помнить, что это очень точная наука, требующая огромных сил. Согласно Патанджали, «йога является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы». Анни Безант утверждала: «Йога есть прекращение функции ума, то есть такое состояние, когда действует высшее человеческое сознание».

Приступив к практике 8-ступенчатой йоги, йог должен следовать определенным правилам, которые упорядочивают жизнь, и выполнять различные физические упражнения, что поможет войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. А когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность. «Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестает искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью» («Бхагавадгита», 6.5). Йог, не знакомый с бхакти-йогой, вынужден механически подавлять в себе материальные желания, прежде чем достигнуть высшей ступени йогической лестницы.

Успех в практике йоги приходит только тогда, когда человек достигает связи с Параматмой (сверхдушой, формой верховного божества Вишну, в которой он находится в сердце каждого живого существа), что является непосредственным результатом контроля ума. Последнее имеет первостепенное значение в практике йоги. Неконтролируемый ум будет медитировать на удовлетворение чувств и стимулировать материальное сознание.

«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и ее врагом» («Бхагавадгита», 6.5).

Йога имеет своей целью обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. «Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его» («Амритабинду-упанишада», 2).

Цель практики 8-ступенчатой системы йоги – обуздать ум и сделать его своим другом, который поможет исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия йогой будут лишь пустой тратой времени. Каждое живое существо по своей природе призвано исполнять указания свыше. Пока ум остается «непокоренным врагом», мы вынуждены подчиняться диктату вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т. д. Обуздав его, человек исполняет указания верховного божества, находящегося в сердце каждого в образе Параматмы. Истинная йога дает человеку возможность ощутить его присутствие в своем сердце и начать действовать, повинуясь его воле.

Ум, который следует диктату чувств, ведет человека к кармической деятельности и поэтому является злейшим врагом живого существа. Ум, который следует повелению Параматмы, ведет человека к самоосознанию, а следовательно, он является лучшим другом живого существа.

«Глубоко осознанное знание о сверхдуше делает человека полностью отрешенным от положения, в которое его ставят чувства («Бхагавадгита», 6.8–9). Когда оно приходит, человек начинает одинаково относиться ко всем объектам: он не видит разницы между галькой и золотом. Когда осознание сверхдуши становится глубже, человек начинает нейтрально относиться ко всем людям: он одинаково видит друзей и врагов, хорошее и плохое. Освобождение и рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается.

Отречением является отказ не от деятельности, а от привязанности к ее плодам. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного осознания. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, незрелый неофит, вставший на путь отречения, будет заниматься греховной деятельностью, так как он еще привязан к самой деятельности («Бхагавадгита», 3.7, 4.45).

Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от образа мыслей наслаждающегося. Если в сердце такого человека возникает желание действовать ради плодов, у него не будет подлинного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии. Он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть для этого к неблагочестивым средствам. Отречение от деятельности – это не средство очищения, а его результат. Душа активна по своей природе, поэтому отречение от деятельности в принципе невозможно. Напротив, человеку следует действовать на уровне чистоты.

Путь бездействия (санкхья-йога) и путь действия (карма-йога) взаимно зависимы и не противоречат друг другу.

Философский анализ (санкхья-йога) косвенным образом приводит человека к бхакти и помогает осознать свою духовную природу. Затем человек может осознать свою связь с всевышним божеством. Метод бхакти (буддхи-йога или карма-йога) означает деятельность на уровне осознания своей духовной связи со сверхдушой.

Хотя санкхья-йога и буддхи-йога – это 2 направления одного и того же пути самоосознания, но последняя является высшим методом благодаря своей практичности. Под понятием «буддхи-йога» подразумевается связь с божеством через разум.

Сосредоточив свой разум на концепции души, человек больше не будет действовать ради получения плодов своей деятельности, связанных с телом. Он будет продолжать действовать, но уже в настроении отречения от материальных результатов (нишкама-карма), что дает истинное понимание святости. Человека связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее: он будет свободен от зависимости, если в своих действиях будет руководствоваться представлениями о вечном и духовном «я».

Лестница йоги в «Бхагавадгите» представлены следующими ступенями.

Карма-канда («деятельность ради плодов») – это удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил, которое приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда различными способами очищает практикующего ее:

– она заставляет человека следовать правилам, которые приведут его к отрешенности, благоприятствующей знанию;

– она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы «гьяна» (знание) и «упасана» (отречение);

– совершение ягьи (жертвоприношений) и получение результатов дают ему веру в шастры (священные писания);

– это приводит человека к общению с садху (святыми людьми, мудрецами), которые могут дать ему знания. Встав на путь познания Вед и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов «гьяны» и «упасаны», так как удовлетворение чувств в рамках карма-канды неизбежно приведет его к полному разочарованию.

Сакама-карма-йога – это деятельность из желания отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям человек привязан к некоторым из результатов своей деятельности, но постепенно он продвигается к стадии полной отрешенности.

Нишкама-карма-йога представляет собой деятельность без привязанности к плодам своего труда, но с привязанностью к самой деятельности как к таковой. Ее достижение приводит к следующей ступени.

Гьяна-йога – полное отречение от желания действовать и плодов деятельности: человек может отречься от всех обязанностей и полностью посвятить себя изучению философии.

Бхакти-йога может пронизывать все стадии, кроме карма-канды, но она обычно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокое осознание, характерное для стадии гьяны. «Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он нашел, что Я – причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко» («Бхагавадгита», 7.19).

Последняя ступень представляет собой совершенство йоги. Это не просто процесс очищения, это также и цель очищения, вечное положение живого существа. В «Бхагавадгите» (6.37–45) Кришна говорит, что нет потерь для того, кто встал на путь, ведущий к трансцендентному, на пути духовной жизни нет потерь и утрат. Согласно уровню своего духовного развития в момент смерти йог достигает такого положения, в котором он без усилий сможет продолжать свое духовное развитие с прежнего уровня. Тот, кто недавно практикует йогу, отправляется на высшие планеты, чтобы осуществить оставшиеся у него материальные желания. Затем он рождается в аристократической семье или семье, занимающей хорошее положение, живя в которой, он сможет возобновить практику йоги без всяких препятствий. Тот, кто практикует йогу уже долгое время, но еще не достиг совершенства, рождается в семье, где занимаются духовной практикой. Он чувствует непроизвольное влечение к возвышенным принципам йоги и успешно завершает свое самоосознание.

Кришна в 12-й главе «Бхагавадгиты» отвечает на вопрос «Как совершать преданное служение?», принимая во внимание то, что не все люди готовы сразу же приступить к практике высшей формы чистого преданного служения. Он предлагает пути постепенного возвышения, ведущие к этой цели.

Бхакти-йога – это постепенный процесс развития привязанности к божеству, идущий одновременно с отречением от материального мира.

Хотя карма-йога и считается самой низшей ступенью к лестнице йоги, Кришна говорит, что она лучше медитации, так как она более практична, поскольку не беспокоит ум суровыми и трудновыполнимыми требованиями, направленными на отречение. Для обозначения этой практики (описанной в текстах 10 и 12) существует специальный термин – «карма-мишра-бхакти». Тексты 8 и 9 относятся к сфере чистого преданного служения, тогда как тексты 10 и 12 – к смешанному преданному служению. 9-й и 10-й тексты относятся к сфере вайдхи-бхакти, пути следования регулирующим принципам бхакти-йоги (прямой путь). Косвенный же путь представлен в стихах 11 (отречение от результатов деятельности, не связанное с бхакти) и 12 (медитация и развитие знания). Поведав о том, что человек, который постоянно медитирует на Кришну, несомненно достигнет его, Кришна объясняет теперь, как медитировать на него («Бхагавадгита», 8.8-13). При этом он упоминает о йога-мишра-бхакти (практике преданного служения, смешанной с аштанга-йогой).

Памятование о Кришне означает медитацию на его качества. Это важный момент, потому что снова и снова подчеркивает превосходство личности Кришны. Качества исходят из личности, а не из пустоты («Бхагавадгита», 8.9). Постоянная практика йоги дает человеку силу сосредоточить свой ум на Кришне, готовясь к критическому моменту жизни – к смерти («Бхагавадгита», 8.10–11). В сравнении с такими видами йоги, как шат-чакра-йога и чистая бхакти-йога, это наилучший путь, так как он наиболее доступен для всех классов людей. Поскольку строгое следование практике йоги ведических времен недоступно для людей нашего века, то бхакти (особенно повторение святых имен Кришны) является наиболее действенным средством очищения. Практика гьяна-йоги и аштанга-йоги требует многочисленных материальных качеств, в то время как повторять святые имена может кто угодно и где угодно («Бхагавадгита», 8.11–13).

В гьяна-йоге и аштанга-йоге способность человека духовно развиваться напрямую зависит от наличия у человека таких качеств, как знание и отречение, а также благоприятной ситуации для практики. В бхакти единственно, что необходимо, – это искреннее желание духовно развиваться. Для бхакти не существует материальных препятствий. В «Бхагавадгите» (11.66) говорится, что тот, кто хочет практиковать чистую преданность, не нуждается ни в каком предварительном очищении, Бхакти-йога сама по себе в высшей степени очищает.

Стремящийся к совершенству трансценденталист может думать, что он не готов заниматься прямым поклонением божеству. Он может почувствовать, что ему нужно практиковать какую-нибудь другую форму возвышения, а только затем прийти к непосредственному преданному служению. Но в этом нет необходимости. Когда человек искренне практикует бхакти-йогу, Кришна сам берет на себя ответственность за исправление недостатков в преданном. Все формы религии, йоги (связи) и дхармы (долга) предназначены для постепенного возвышения человека до его вечного положения преданного слуги верховного божества. Следовательно, не следует избегать непосредственного служения Кришне под предлогом других религиозных и общественных обязанностей.

Люди, трудящиеся только ради наслаждения чувств, не могут считаться йогами. Настоящие йоги – это карма-йоги, гьяна-йоги, аштанга-йоги и бхакти-йоги. В сущности, они равны, хотя имеют разные названия. Процесс йоги похож на лестницу, поднимаясь по которой, человек достигает Абсолютной Истины. 1-я ступень этой лестницы – нишкама-карма, или отказ от плодов труда. Когда к этому добавляются знание и аскетизм, такой процесс называется гьяна-йогой, и он является 2-й ступенью лестницы. Когда к ней присоединяется медитация на верховное божество, человек достигает 3-й ступени – Аштанга-йоги. Когда, наряду с Аштанга-йогой, практикуется любовное преданное служение верховному божеству, она превращается в бхакти-йогу.

Те, кто желает самого лучшего для человечества, избирают путь йоги. Чтобы достичь успеха в этом, необходимы решимость и строгое следование дисциплине на каждой ступени. Когда человек утвердился на какой-либо из них, он должен оставить привязанность к данному виду практики и подняться на следующую ступень. Те, кто по какой-либо причине не может достичь вершины лестницы и останавливается на одной из ступеней, получают результаты именно этой ступени.

Судьба различных йогов после смерти описана в «Бхагавадгите» (8.69). Кришна говорил: «Осын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни. Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны и в то же время сражаться, исполняя свой долг. Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенным на Мне, ты непременно достигнешь Моей обители. Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчайшего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материальных представлений, кто непостижим и кто всегда остается личностью; как о том, кто сияет словно солнце, кто запределен материальному миру».

В 10-м тексте речь идет о дхьяна-йогах: «Тот, кто в момент смерти направляет жизненный воздух в межбровье и, обуздав с помощью практики йоги свой ум, сосредоточивает его на верховном божестве, думая о Нем с любовью и преданностью, непременно достигнет обители Верховной Личности Бога».

Жизнь является своего рода подготовкой к заключительному экзамену – смерти. Тот, кто выдерживает его, отправляется в духовный мир. В момент смерти йог закрывает двери своих чувств, и этот процесс называется Пратьяхара. Слух его сконцентрирован на слоге «Ом», который звучит внутри. Другие чувства также оторваны от внешних объектов. Он концентрирует свой ум на Вишну, находящемся в сердце. Отрешившись таким образом от объектов чувств и сосредоточив ум, он концентрирует жизненный воздух в области темени и решает, куда ему пойти.

Существует бесконечное множество планет, за которыми находится духовный мир. Йоги получают знания о них из Вед. Чтобы достичь высших планет, человек должен сформировать определенный тип тела, в котором он сможет жить на одной из них. Мы не можем достичь их искусственными, материальными методами, поскольку, чтобы жить на них, нужно иметь соответствующее тело. На высших планетах продолжительность жизни значительно выше, чем на Земле, но даже там рано или поздно приходит смерть. И только в духовном мире человек полностью освобождается от всех страданий.

Целью практики шат-чакры-йоги является медитация, позволяющая поднять жизненный воздух к голове, проведя его через 6 чакр. В результате человек достигает совершенства в дхьяна-йоге и может перенестись на высшие планеты.

«Великие мудрецы, которые овладели знанием Вед, отреклись от мира и произносят омкару (слог Ом или Аум), входят в Брахман. Тот, кто стремится к этому совершенству, должен хранить безбрачие» («Бхагавадгита», 8.10–11).

Далее в общих чертах будет описана практика йоги, с помощью которой можно освободиться из материального плена. Йог должен полностью прекратить деятельность чувств, закрыв все врата тела, сосредоточив ум на сердце и подняв жизненный воздух в верхнюю часть головы, он должен войти в состояние транса. Он должен научиться управлять органами познания – глазами, ушами, носом, языком и органами осязания – и никогда не позволять им действовать ради собственного наслаждения. Тогда он сможет сосредоточить ум на сверхдуше в сердце и поднять жизненную силу в верхнюю часть головы.

«Если тот, кто неустанно занимается этой практикой йоги и произносит священный слог «Ом», высшее сочетание букв, будет, покидая тело, помнить Меня, он непременно попадет на планеты духовного царства» («Бхагавадгита», 8.13).

Дхьяна-йоги, концентрирующие ум на Кришне, могут достичь Голоки Вриндавана (вечно обители Кришны) и стать деревом или травой, то есть обрести свою сва-рупу (истинную природу) в шанта-расе – нейтральных взаимоотношениях с Кришной. Люди, не признающие верховное божество как личность, никогда не смогут стать жителями духовных планет. Они остаются в сиянии брахмаджьоти. Имперсоналисты сливаются с духовным бытием, но тем не менее сохраняют индивидуальную природу, поскольку душа по своему положению является индивидуальностью.

Изначально мы обладаем качествами «сат-чит-ананда» – вечности, знания и блаженства. Те, кто входит безличное брахмаджьоти, не могут остаться там вечно, думая: «Ну наконец-то я слился! Теперь я един с Брахманом». В брахмаджьоти присутствуют качества вечности и знания, однако блаженства там нет. Хотя индивидуальное живое существо остается в брахмаджьоти, как бы сливаясь с ним, «оно похоже на попугая, спрятавшегося в кроне дерева», следовательно, оно сохраняет свою индивидуальность.

В «Шримад-Бхагаватам» (10, 2.32) говорится: «О, лотосоокий Господь, хотя непреданные, совершающие суровые аскезы, чтобы достичь высшего положения, могут почувствовать себя освобожденными, их разум нечист. Они падают вниз с этого мнимого пьедестала величия, поскольку далеки от твоих лотосных стоп». Имперсоналисты подобно космонавтам в поисках неизвестной планеты. Но, даже найдя ее, они не могут долго оставаться на ней, поэтому они вынуждены возвращаться на Землю. Находясь в этом мире, они должны научиться любить бога и преданно служить ему, только в этом случае мы сможем войти в духовный мир.

«Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, – это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, осын Кунти, уже никогда не родится здесь» («Бхагавадгита», 8.16).

«То, что ведантисты называют непроявленным и нетленным, то, что именуют высшей целью, то место, достигнув которого живое существо никогда не возвращается в материальный мир, – это Моя высшая обитель» («Бхагавадгита, 8.21). В Ведах («Катха-упанишада», 1.3.11) говорится, что обитель верховного божества выше всех миров и что она является высшей целью каждого. «Олучший из Бхарат, сейчас Я расскажу тебе о периодах, в которые йоги покидают тело. От того, в какой период йог покинул тело, зависит, вернется он в этот мир или нет» («Бхагавадгита», 8.23).

То есть те, кто идет путем карма-йоги, гьяна-йоги или хатха-йоги, должны покидать тело в строго определенное время, так как от этого будет зависеть, вернутся они в мир рождения и смерти или нет. «Те, кто познал Верховный Брахман, смогут войти в Него, если покинут тело днем, в период, которому покровительствует божество огня и света, в течение 2 недель, когда луна растет, и в течение 6 месяцев, когда солнце движется в северном полушарии. Йог, покинувший тело ночью, в период, которому покровительствует божество дыма, в течение 2 недель убывающей луны и в течение 6 месяцев, когда солнце движется в южном полушарии, достигает Луны, но затем возвращается на Землю».

«В Ведах описаны 2 пути ухода из этого мира: светлый и темный. Тот, кто уходит светлым путем, больше не возвращается сюда, тот же, кто уходит во тьме, будет вынужден вернуться» («Бхагавадгита», 8.24–26).

В 3-й песне «Шримад-Бхагаватам» Капила Муни говорит, что люди, преуспевшие в кармической деятельности и совершившие все необходимые жертвоприношения, после смерти отправляются на Луну. Там эти души живут 10 000 лет и наслаждаются жизнью, вкушая райский напиток сома-раса. После этого они возвращаются на Землю.

В «Чхандогья-упанишаде» (5.10.3–5) описывается, что те, кто с незапамятных времен занимается кармической деятельностью и философскими изысканиями, вынуждены постоянно переселяться с одной планеты на другую, пока они не достигнут уровня бхакти. «Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа» («Бхагавадгита», 8.28).

На страницах «Бхагавадгиты» вы найдете информацию о том, что Кришна рассказал Арджуне о разных формах знания и религии: он открыл ему знание о Верховном Брахмане, знание о сверхдуше, рассказал о различных сословиях общества и ступенях духовного развития, об отречении от мира, а также объяснил, как освободиться от материальных привязанностей, обуздать чувства и ум, рассказал о медитации и т. д. Иначе говоря, он поведал ему об очень многих формах религиозной практики и в заключение сказал: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» («Бхагавадгита», 11.66).

Существует много религиозных систем и методов очищения сознания: можно заниматься философским поиском истины, медитацией и мистической йогой, но тому, кто предался верховному божеству, нет нужды прибегать ко всем этим методам. Но при кажущейся простоте метод бхакти одновременно очень сложен, так как доступен очень возвышенным личностям, не имеющих ложного отождествления себя с божеством и т. д.

Цель гьяна-йоги – постижение безличного сияния Брахмана, хатха-йога помогает осознать локализованный личностный аспект Абсолютной Истины (Параматму), а практика бхакти-йоги дает возможность полностью постичь Верховную Личность Бога, именно она дает то блаженство, которое может испытать человек, будучи здесь, на Земле. Познав различие методик, вы увидите то, что за ними всеми находится.

Абсолютная Истина может быть постигнута лишь теми, кто стремится ее постичь. Йога – это не цель, а средство ее постижения. Желаем вам удачи на вашем пути.

Вместо заключения: взгляд со стороны российского духовного искателя. Это книга будет не полной, если не посмотреть на систему Малахова с другой - духовной - стороны.Взгляд на систему Г.П. Малахова со стороны российского духовного искателя согласился представить

Из книги АнтиМалахов. Система оздоровления: За? , Против? автора Алексей Валентинович Фалеев

Вместо заключения: взгляд со стороны российского духовного искателя Это книга будет не полной, если не посмотреть на систему Малахова с другой - духовной - стороны.Взгляд на систему Г.П. Малахова со стороны российского духовного искателя согласился представить

Из книги Су Джок для всех автора Пак Чжэ Ву

Глава IV. Двойная система соответствия голове. Система "насекомого". Минисистема Двойная система соответствия головеНа пальцах кистей и стоп располагаются две системы соответствия голове: система "типа человека" и система "типа животного".Система "типа человека".Граница

Из книги Лечение постом, молитвой и заговорами автора Геннадий Петрович Малахов

Подробно о молитве как самом важном средстве духовного исцеления О молитве Молитва - это обращение человека к Богу, ангелам, святым, природным силам, предкам. Она является могучим средством, просветляющим и укрепляющим духовную сферу человека и тем способствующим его

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

351. Медитация первая: поводырь души – найти своего духовного проводника В качестве самого первого медитативного опыта необходимо представить своего духовного поводыря, способного поддержать вас во время путешествия в глубь души. Духовный проводник может сопровождать

Из книги Боль в твоем сердце автора Лууле Виилма

Тело – зеркало духовного развития Природу человеческого здоровья можно толковать по-разному. Существует масса учений и учителей, и их число все растет. Речь идет не о школьных учителях, которые учат нас очень многому, ибо считают, что дети глупы. Речь идет о духовных

Из книги В поисках источников личной силы. Мужской разговор автора Валерий Синельников

Путь развития мужчины У каждого мужчины есть два пути развития:1. Путь совершенствования в паре. Это путь семьи, путь Рода. Путь заманчивый, интересный и опасный одновременно. Не все мужчины прошли по этому пути. Многие свернули с него, сдались, не смогли постичь и раскрыть

Из книги Всё будет хорошо! автора Луиза Хей

Первый эмоциональный центр - костная система, суставы, кровообращение, иммунная система, кожа Здоровое состояние органов, связанных с первым эмоциональным центром, зависит от ощущения безопасности в этом мире. Если вы лишены поддержки семьи и друзей, которая вам

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Екатерина А. Виноградова

Мудра «Обретения духовного знания» Найдите возможность почувствовать себя в гармонии с окружающим миром и без напряжения переплетите кисти рук в изображенную позицию, неслучайно в индийской символике именно этот жест предназначен для того, чтобы давать обещание,

Из книги Живые капилляры: Важнейший фактор здоровья! Методики Залманова, Ниши, Гогулан автора Иван Лапин

Система Ниши – еще одна система восстановления капилляров Залманов – не единственный человек, который пришел к мысли о важности капилляров. Японский инженер Кацудзо Ниши, последовав вслед за Залмановым, создал свою методику здоровья, основанную на работе с

Из книги Справочник окулиста автора Вера Подколзина

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ И ПУТЬ ЗРАЧКОВОГО РЕФЛЕКСА Анатомическая структура зрительного пути достаточно сложна и включает в себя ряд нейронных звеньев. В пределах сетчатки каждого глаза – это слой палочек и колбочек (фоторецепторы – первый нейрон), затем слой биполярных (второй

Стало возможно затронуть не самую радостную, но очень важную тему – какие существую опасности в мире йоги.
Как и в обычной жизни, они конечно же существуют, их вариаций огромное количество, но в основе проблема только одна, а главных её посредников две, так что достаточно просто во всём разобраться. В этой статье самое главное что нужно знать, чтобы ни с чем неприятным не столкнуться, я опишу.

Самое худшее, что может случиться на духовном пути йоги.

Чтобы понять в чём основная опасность на пути йоги, нужно чётко осознать самое главное к чему путь йоги ведёт. В статье я уже упоминала об этом.
Йога – путь безграничного расширения сознания от отождествления себя с механизмом тела-ума до просторов своей истинной природы — (Вечное Сознание, Вечное Существование, Вечно новое блаженство).
Всё что способствует расширению сознания – помогает на пути йоги, раскрывает внутреннюю радость и ведёт к успеху. Всё что сужает сознание — является препятствиями.
То есть самое страшное, что может с человеком произойти – это остановка духовного развития или же духовная деградация.
Если человек был всеми любимым артистом и вдруг начал пить и забросил работу – эта деградация. Но если человек добился определённых успехов и перестал прикладывать усилия для того, чтобы стать ещё лучше, ещё совершеннее – для души это тоже потеря, .
Если человек интересовался успехом в материальной сфере или увеличивал знания в своем , а потом открыл для себя сферы духовных небес, стал верить в свою Высшую природу и чувствовать свою душу, стал стараться быть всё более любящим, благодарным и принимающим – тогда это истинное развитие и истинный духовный прогресс.

И если сперва устремившись к высшему, (причем не важно, что стало начальным импульсом: желание здоровья, желание сверхспособностей, желание гармонизировать жизнь – если это в итоге , то любые начальные импульсы хороши) человек вдруг затормозил или вообще повернул вспять (стремился творить добро, а тут вдруг решил, что это никому не нужно и обозлился на весь мир), то такой поворот событий и есть самое худшее, что может случиться.
И проблема не в том, что вдруг негативные чувства возникли, главное, чтобы человек хотел над собой работать и в меру своих сил прикладывал усилия. ()

Когда речь идёт об искреннем духовном искателе, устремлённым к Сверхсознанию, своему Высшему Я, Богу, то самое страшное, что может с ним произойти, это угасание такого стремления.

Чётко следует запомнить две вещи:

1) Серьёзный духовный путь, потребует очень серьёзной работы над собой и своим подсознанием по векторам указанным Ямами Ниямами. Если их исполнение углубляется, и человек хотя бы что-то делает для того, чтобы становиться лучше – значит происходит духовный рост. Если Ямы Ниямы нарушаются и человек осознано или неосознанно не хочет их исполнять – то происходит духовная деградация.

2) Есть внешняя сила, которая не заинтересована в том, чтобы люди были истинно счастливы и осознали
свою истинную природу. Однако, действует она через наши же собственные не проработки, хранящиеся в подсознании и сильное, искреннее, настойчивое , способно полностью устранить все препятствия.

Ничему не позволяйте остановить ваш духовный рост.

Две роковые ошибки духовных искателей в йоге.

Вообще, если у человека достаточно и он дружен со здравым смыслом, то панацея от всех проблем у него в кармане.

Однако же, как правило, особенно в начале духовного пути у искателей истины не очень эти качества работают. И дальше всё зависит от того насколько у данного человека сильна – к каким берегам прибьет лодочку там и останется.

А если хорошей кармы не хватило, то новый берег может оказаться и не очень дружелюбным. Бывало так, что мореплавателей на новых, только что открытых ими землях аборигены готовили на обед.

1. Сильный магнетизм не всегда положительный.

О том что, если хороший, благочестивый человек будет вынужден жить и много общаться с людьми пьющими и не особо духовными, то вскоре в 99 случаях, станет такими же как они (это от его собственной но негативное влияние так и так будет, ). А если пьющий и бездуховный человек попадёт в компанию праведников, то точно за какое-то время станет лучше.
О таком феномене все знают. С кем поведёшься, от того и наберешься.
Так действует магнетизм. И это то, почему одной из самых важных рекомендаций для успеха на духовном пути является – общество духовных единомышленников (сатсанги): совместный магнетизм — сильнейшее духовное подспорье.
Далее, на основе вышесказанного, затрону не особо радостную тему, современного мира йоги.
В духовном мире не всё всегда радужно и просто — даже те люди, которые открыто говорят, что являются просветленными мастерами, могут таковыми не являться; даже те учителя, рядом с которыми в первое мгновение встречи сердце открылось и кажется вот он – идеал всех моих мечтаний, могут оказаться не такими уж и идеальными (даже наоборот бывает, сильно наоборот); даже если чудеса творят – материализуют что-то, летают, во снах являются – тоже ничего не гарантирует (вообще истинные Мастера к проявлению чудес (в йоге это сиддхами называется) очень скептически относятся, как правило истинные Мастера этим не занимаются или занимаются крайне редко, неохотно, но всегда бывают исключения).

Гарантировать истину может только правильная интуиция, которая без какой-либо дополнительной информации скажет – нет, туда нельзя идти, даже если вокруг толпа туда идёт. И здравый смысл, который спокойно анализируя, помогает увидеть следует ли данный учитель Ямам Ниямам или нарушает их (и опять же, если интуиция должна подсказать произошло ли нарушение Ямы Ниямы, или в данном случае Мастер действовал так, как и следовало).

Не буду здесь рассказывать страшилки о том, что случается с доверчивыми и открытыми духовными искателям, я таких историй и от друзей, и от знакомых знаю достаточно, да и сама кое что повидала, просто имейте ввиду:

Как в обычном материальном мире есть те, кто умен, силен и привлекателен, но при этом намерения имеет далеко не благостные (либо власти хочет, либо денег, либо сам под чьим-то влиянием, мало ли таких?), так и в духовном мире (хоть и очень не хочется в это верить), есть те, кто желают не блага для приходящих к ним душ, они желают, чтобы их почитали, чтобы их считали мастерами и были готовы ради них на всё (эдакие волки в овечьих шкурах). Любой человек, с любыми намерениями может через занятия йогой развить огромную волю и приобрести нужные свехспособности, чтобы влиять на других людей.

И если доверчивый духовный искатель попадает в ауру такого могучего, но не благостного учителя, то оказывается под влиянием его магнетизма. Чем воля и собственный магнетизм данного человека слабее, тем легче его сделать своим последователем. И если у человека здравого смысла нет, то лодочка его может остаться у берегов данного острова очень надолго, даже ни на одну жизнь.
Основные рекомендации – будьте очень осторожны, будьте бдительны, используйте здравый смысл, . И молитесь почаще своему высшему Я – Богу, чтобы вел вас и оберегал. Ну и избегайте плохих компаний. Не будьте самоуверенны: если молоко вылить в воду оно, как минимум разбавится, а вот если масло поместить в воду оно останется неизменным. Пока наши духовные качества и устремления не станут превращенным в масло молоком, не стоит лишний раз рисковать своим он вам ещё пригодиться на действительно важные благие свершения.

2. Сумасшедшим в йоге делать нечего.

Вторая проблема встречается не так часто и связана она как раз таки с тем, что в этом мире есть удивительные люди, у которых нет лени! Им так повезло!
Представляете себе такое! Человеку говорят делать что-то и он делает, делает, достигает успеха, и ещё большего успеха! И всё бы было прекрасно, если бы опять же ещё и интуиция была со здравым смыслом.
Потому что в йоге нельзя идти слишком быстро. Нельзя сразу начать делать очень мощную технику, к которой надо пару лет готовиться, потому что к ней не просто так надо готовиться пару лет. Йога — это системная наука, в ней полно предписаний и им нужно следовать, иначе…

Как сказал, великий йог Вивикананда:

«В йоге 80% — лентяи, 15% -сумасшедшие и только 5% — умеют сохранять баланс».

Так вот сумасшедшие — это те, о ком можно сказать – заставь дурака Богу молиться, так он себе весь лоб расшибет.

Такие примеры я тоже знаю и периодически встречаю. Возможно, иногда лучше проявить лень…иногда она спасает.

Однако наша задача, как истинных духовных искателей и мудрых йогов – попасть в эти желанные 5% тех, кто умеет сохранять баланс. Кто не ленится, но и не перебарщивает. Кто чувствует меру и следует ей.
И здесь так же очень пригодится интуиция:) Поэтому дорогой мой читатель, пожалуйста –

Вот в общем-то и все проблемы на духовном пути:

Основная – наши собственные не проработки в подсознании, за которые нас цепляет внешняя сила и мешает нашему расширению сознания от индивидуальности к безграничности.

И два канала, которые помогают Сатане-Майе, держать нас в Иллюзии:
1) Плохой окружающих людей;
2) Отсутствие осторожности и чувства меры.

Обе проблемы легко решаются или вообще не возникают при наличии здравого смысла и интуиции. Если действовать мудро, то даже самые неразрешимые ситуации, йогой, привлекающей помощь сил , легко улаживаются и гармонизируются.

Пишите вопросы, делитесь опытом и будьте счастливы!
До встречи в реальности йоги.

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Духовная йога

Описание

Освоение 1-й ступени Духовной йоги: 1) непричинение вреда (на каждом плане); 2) правдивость перед всеми живыми существами (т. е. не имеешь право раскрыть рот, если своим словом причинишь вред); 3) недопущение воровства (на всех планах); 4) недопущения раздражения (астральный план); 5) недопущение алчности (ментальный план). 3. Освоение 2-й ступени Духовной йоги: 1) содержание всех своих тел в чистоте; 2) смирение – выполнение кармических и мирских обязанностей; 3) огненное устремление – преодоление всех трудностей и испытаний, препятствующих в продвижении по эволюционному пути; 4) Духовное чтение – усвоение и понимание истин изложенных в Ведах, Библии, Тайной Доктрине и Вневременной Мудрости, переданной человечеству Иерархией Света через Алису А. Бейли; 5) Преданность душе – главный Бог в человеке это его душа (душа говорит через совесть), хочешь познать Бога, познай самого себя; царство божье внутри нас, хочешь изменить мир – измени самого себя, выполняя 1-ю и 2-ю ступени Духовной йоги. 4. Стать независимым от 9 зол: 1) комфорта; 2) денег; 3) примитивного секса; 4) страха; 5) ненависти; 6) жажды власти; 7) гордыни; 8) отделенности; 9) жестокости. Поставить все на свое место, личность должна на всех планах подчиняться душе. Лошадь (душа) впереди, а телега (материальный мир) сзади, т.е. материальный мир должен служить человеку, а не наоборот. 5. Научить поддерживать свои 4 тела в чистоте через практики Духовной йоги и установление практическое, осознанной связи со своей душой, Царством душ во главе с Христом и Иерархией света (нашими старшими братьями). (см. раздел «Основы духовной йоги»). 6. Изменить образование в соответствии с 1-5 задачами. Образование должно быть 3-х, 4-х ступенчатым в зависимости от эволюционного развития души, с индивидуальным подходом к каждому человеку. Развитие: 1) инстинктивных способностей ребенка (от 1 до 7 –ми или 10 лет); 2) ментальных способностей, низшего ума (от 7 до 14 или от 10 до 20 лет); 3) высшего ума (от 14 до 21 или от 20 до 30 лет); 4) высших интуитивных способностей (от 21 до 28 лет). 7. Максимально возможно подготовить человечество к приходу 6-й расы (интуитивных духоразумеющих людей), к установлению Царства Божьего на Земле. Наладить телепатическое общение между 4-м (человеческим царством) и 5-м царством душ (Иерархией света во главе с Христом). На земле существует 7 царств: 1) царство минеральных жизней; 2) царство растительных жизней; 3) царство животных жизней; 4) царство человеческих жизней; 5) царство душ во главе с Христом; 6) царство планетарных жизней; 7) царство Солнечных жизней. Участник Возрождения Духовной йоги на планете Земля для выполнения 4-й задачи Духовной йоги освой и постоянно владей практиками Духовной йоги. Практики Духовной йоги - это овладение 7-ю каналами: 1) «Личный канал» – позволяет снять кармические привязки и избавиться от разного рода астрально- ментальных сущностей (болезней); 2) «Доброе утро Иерархия Света» - утренняя гимнастика под управлением собственной Души; 3) «Энергия Кундалини человеку в Эпоху Водолея» - это синтез аэробики, хатха-йоги и других йог в автоматическом режиме под управлением Души. Занятия проводятся по собственному выбору – дома, в лесу, на лугу и т.д.; 4) «Блок» - чистка своих тонких тел (астрального, ментального и эфирного) под управлением Души от разного рода порчи, сглаза и колдовства. 5) «Жар-птица» - канал для чистки и защиты (экран) помещений на астральном и ментальном планах от негативных сгустков энергии и всяких астральных сущностей (полтергейст); 6) «Бумеранг» - канал для отражения атак «темных сил», как прямых, так и через разного рода колдунов, шаманов; 7) «Согласие» - канал для решения вопросов в мирской жизни, используя главную энергию нашей Солнечной системы – Любовь и Добро. Духовная йога предлагается всем людям Доброй Воли независимо от их политических и религиозных убеждений. Срок обучения 1 этапа 40 дней. Освоивший мудрость Духовной Йоги забудет дорогу в медицинские учреждения и аптеки, а откроет дорогу к Высшей Эволюции - Эволюции своей Души.

Многие люди в бурном течении современной жизни испытывают постоянный стресс. Неудивительно, что организм человека не выдерживает напряженного ритма и периодически дает сбои: болезни, нервные срывы, повышенная утомляемость — всё это результат постоянной жизни в состоянии стресса. Как же достичь гармонии без отрыва от привычной деятельности? Сегодня на помощь нам приходят древние индийские учения о здоровье и силе духа и тела. Одно из них — йога. Духовные практики йоги помогают поддерживать тело и душу в гармоничном балансе.

Йога — это, пожалуй, самый универсальный вид фитнеса на сегодняшний день. Какие же изменения происходят с нами при занятиях йогой? Эта статья для тех, кто решил заняться духовными практиками и хочет узнать о йоге немного больше.

Существует пять философских направлений йоги. Наиболее подходящее для новичков и самое популярное из них – хатха-йога. Благодаря этому направлению свое тело можно держать в хорошем физическом состоянии, а также достигнуть душевного благополучия.

Ступени йоги

1-я ступень — яма. Она учит соблюдать чистоту мыслей и тела, а также следовать моральным принципам.

2-я ступень — нияма. Дисциплинирует человека, учит контролировать страсти и эмоции, очищая душу.

4-я ступень — пранаяма. Это, собственно, дыхательная гимнастика.

5-я ступень — пратьяхара. Обучает очищать разум от воздействия эмоций и чувств при общении с другими.

6-я ступень — дхарана. Благодаря ей, практикующие йогу, учатся концентрировать свое внимание.

7-я ступень — дхьяна. Это погружение в свой внутренний мир, медитация.

8-я ступень — самадхи. Приводит к гармонии человека с миром и собой.

Особенности йоги для начинающих

Если вы решили заниматься йогой, найдите хорошего педагога. Важно начинать занятия постепенно, чтобы тело подготовилось. Обычно сначала обучают асанам, постепенно вводя дыхательные упражнения.

Неподготовленному человеку сложно удерживать свое тело в одной позе и при этом суметь расслабиться. Как только новичок начинает комфортно себя чувствовать в позах, не испытывая при этом боли, и хорошо расслабляться, добавляют дыхательную гимнастику.

Только спустя три месяца тело ученика может быть достаточно подготовленным к усложнению упражнений. Именно с этих пор йога уже начинает укреплять и оздоравливать. Человек чувствует, что уже не так подвержен стрессам, так как появляется уравновешенность и внутреннее спокойствие. Новичков обучают технике медитации, концентрации, а также массажу головы и рук. Занятия проходят в спокойной обстановке. И не все новички готовы быть терпеливыми и подчиняться своеобразной дисциплине.

Чтобы научиться контролировать себя новичкам необходимо следовать всем советам своего учителя. И уже в скором времени заметно улучшится память, внимание, работоспособность и общее состояние.

Что дают практики йоги?

Если говорить о йоге в полном значении этого слова, то это — особый образ жизни, помогающий достичь просветления. Йога – это древнейшее философское учение о сути и о цели жизни человека.

Каждый, кто решится серьезно заняться йогой, должен осознавать, что жизнь по новым канонам потребует больших затрат времени на это серьезное увлечение, потребует отказаться от некоторых благ цивилизации.

Йога потребует переосмысления своих жизненных принципов и привычек. Она потребует немедленного отказа от всего вредного, плохого. Человек должен привить себе контроль над своими чувствами, приобрести душевное, да и физическое равновесие. Независимость от своих чувств, умение медитировать и полностью концентрировать свое внимание ведут к достижению совершенства души, физического тела человека.

Если же воспринимать йогу как набор асан (специальных поз), то она станет просто гимнастикой, не более того. Но и желанного эффекта полного обновления не принесет. В таком случае йога – это комплекс разнообразных упражнений для улучшения здоровья, для нормализации работы отдельных органов, для формирования совершенной фигуры.

Йога для начинающих — видео

Предлагаем вам посмотреть видео-урок -занятия йогой для начинающих


Самое обсуждаемое
Как сделать букет из игрушек своими руками Как сделать букет из игрушек своими руками
Удаляем волосы народными методами Удаляем волосы народными методами
Советы психолога: как разлюбить мужчину Советы психолога: как разлюбить мужчину


top