Безнадзорность как объект социальной работы с графиками. Эффективность технологий социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми

Безнадзорность как объект социальной работы с графиками. Эффективность технологий социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми

Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования общественных отношений в наибольшей степени отразились на положении детей в Российской Федерации. Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадаптации большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной "ситуации развития детства". При таких условиях значительными стали безнадзорность, бегство детей из родительского дома, интернатов, приютов

Введение
Раздел I. Безнадзорные дети как объект социальной работы
Раздел II. Технологии социальной работы с безнадзорными детьми
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Введение………………………………………………… ……………………3

Раздел I. Безнадзорные дети как объект социальной работы…………….6

Раздел II. Технологии социальной работы с безнадзорными детьми….17

Заключение…………………………………………… …………………….32

Список используемых источников и литературы……………………34

Введение

Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования общественных отношений в наибольшей степени отразились на положении детей в Российской Федерации. Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадаптации большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной "ситуации развития детства". При таких условиях значительными стали безнадзорность, бегство детей из родительского дома, интернатов, приютов.

О количестве безнадзорных детей в наши дни не имеет точной информации ни одно из министерств и ведомств. По различным данным число безнадзорных детей в России составляет от 2 до 5 млн. человек. 1

На протяжении последних лет наблюдается рост детской и подростковой преступности. Безнадзорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, и не всегда законным путем, и, как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения в 2008 году, превысило 1,15 млн. Десять лет назад их было ровно в два раза меньше. Среди доставленных 310 тыс. - это подростки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. нигде не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще неграмотными. 2

Безнадзорность несовершеннолетних стала масштабной проблемой. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи, требует усиления заботы со стороны общества и, в первую очередь, государства.

Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение такого негативного социального явления как детская безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. 3

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Есть крупные монументальные работы. Среди них выделяются труды Э.Д. Власовой, Н.А. Шахиной, М.Н. Мирсагатовой, Н. Ткач. В этих работах рассматриваются теоретические основы формирования и реализации социальной политики, её история, особенности и влияние социальной политики на технологии социальной работы. В них также включены нормативные документы и информационно-методические материалы по вопросам разработки и внедрения эффективных технологий координации деятельности системы социальной политики в отношении безнадзорных детей и подростков. 4

Технологические аспекты исследования раскрываются в учебниках. В учебнике под общей редакцией Е.И. Холостовой рассматриваются теоретические основы технологии социальной работы, общие технологии социальной работы, междисциплинарные технологии и методики социальной работы, конкретные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками и с их семьями. Учебник под редакцией Соколовой рассматривает технологии социальной работы как инструмент повышения качества жизни конкретных социальных групп. 5

Но, несмотря на значительное количество книг, брошюр, статей проблема применения технологий социальной работы с безнадзорными детьми остается недостаточно исследованной.

Также для подготовки курсовой работы использовались нормативно – правовые документы, принятые на международном и отечественном уровне. Это, прежде всего: Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Семейный Кодекс Российской Федерации; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральные Целевые Программы «Дети России» на 2003 – 2006 и на 2007 - 2010 годы и др. правовые документы.

Объект исследования - безнадзорные дети.

Предметом исследования являются социальная работа с безнадзорными детьми.

Цель исследования: изучить состояние проблем и перспектив развития социальной работы с безнадзорными детьми.

Основные задачи исследования вытекают из цели и состоят в следующем:

  1. Определить понятие и причины безнадзорности как объекта социальной работы
  2. Изучить технологии социальной работы с безнадзорными детьми.

I Раздел. Безнадзорные как объект социальной работы.

Безнадзорные дети – это дети, которые имеют своих родителей, но которые не уделяют им должного внимания, и которые большую часть своего времени находятся на улице. В последнем случае сосредоточено большая часть проблем, здесь в большей степени необходима профилактика, развитие новых социальных технологий цивилизованного вторжения в семью, вторжения в судьбу ребенка и помощь родителям. 6

Сегодня взрослые переживают острый кризис ценностных и нормативных представлений и происходит это как раз в тот момент, когда семьи должны передавать своим детям ценности и образцы поведения в обществе и формировать нравственные установки. Крайней формой этого кризиса является устранение родителей от воспитания своих детей, хотя, конечно, алкоголики, дезаптированные семьи всегда были, но все-таки рост масштабов социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности совершенно беспрецедентный в последнее десятилетие.

В 2004 году на учете в органах социальной защиты состояли 768,4 тыс. несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, то есть фактически являющихся безнадзорными. Наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. В 2003 году, по сравнению с 2002 годом уменьшилось с 998 тыс. до 950 тыс. 7

Точный учет беспризорных детей в Российской Федерации затруднен и тем, что многие родители далеко не всегда своевременно подают заявления в милицию об "ушедших на улицу", т.е. сбежавших из семьи детях. В розыск оперативно объявляют прежде всего детей и подростков, сбегающих из детских домов, интернатов, специальных образовательных учреждений, приютов (например, в 2000 году в официальном розыске числилось около 40 тысяч детей и подростков, в т.ч. более 10 тысяч, самовольно покинувших государственные учреждения). 8

Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков. 9 По оценкам Министерства внутренних дел РФ в 2004 году 32,600 детей самовольно ушли из дома из-за сложившейся трудной обстановки в семье, а 61,600 детей находились в розыске. Хотя эти данные и не отражают точного числа детей улицы, они, тем не менее, свидетельствуют о всей серьезности проблем, с которыми сталкиваются семьи, и необходимости как можно более раннего выявления кризиса в социально - уязвимых семьях и оказания им помощи. 10 То есть устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику. Создание стройной законодательной системы и системы мер по ее реализации позволили бы на государственном уровне скоординировать усилия по работе с детьми. Эффективность системы пока недостаточна. И цифры, характеризующие состояние с детской безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних говорят сами за себя. 11

Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ.

Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав. 12

Жестокое обращение провоцирует ребенка на уход из семьи. Официальная статистика не в состоянии отразить истинный масштаб этого процесса. Жестокость по отношению к детям, проявляемая не только родителями, но и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских домов и школ-интернатов, приобретает все более распространенный и тяжелый характер и является одной их причин безнадзорности. 13

Следующая проблема. Углубление масштабов бедности семей с детьми. Хотя за последние годы эта проблема сглаживается и наступает некоторое улучшение, о чем свидетельствуют статистические данные и характеристики разных типов семей, но все-таки сегодня все еще остаются за чертой бедности 34 млн. человек. Снижается реальный уровень минимальных социальных гарантий, это приводит к тому, что члены низкодоходных семей, как правило, больше болеют, хуже обеспечены жильем. Из сознания и образа жизни таких семей вымываются потребности в образовании, повышении деловой квалификации, укреплении здоровья, обращении к литературе и искусству. Эти факторы способствуют сохранению застойной бедности и предъявляют особые требования к организации социальной работы. 14

Одной из серьезных причин детской безнадзорности является снижение роли образования, ослабление контроля за реализацией права на образование детьми школьного возраста. Сложилась ситуация, не знающая прецедента в новейшей истории России: по данным Минобразования, только в 2000 году не обучалось в образовательных учреждениях около 368 тысяч ребят. Более того, школы во многом утратили воспитательные функции. Детьми во внеурочное время никто не занимается. Спортивные залы, помещения школ пустуют, тогда как многим детям негде заниматься спортом, развивать творческие способности. Не хватает внешкольных учреждений. На начало 2001 года в РФ сеть учреждений дополнительного образования детей Минобразования России включала в себя всего 8,7 тысяч учреждений муниципального и регионального уровня. Большинство кружков платные. Практика показывает, что система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, реабилитационную, компенсаторную, но и профилактическую функцию. Вместе с тем возможности удовлетворения потребности детей в получении данной формы образования, а также возможности творческого развития личности ребенка сегодня явно не достаточны. Еще одной причиной детской безнадзорности, несомненно, является нарушение прав детей в области, оздоровления, получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 15

Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что защита прав человека и в особенности несовершеннолетних детей зависит не только от разработки и исполнения справедливых законов, но и от усилий всего общества, объединенного общей идеей. В данном случае - идеей заботы о своих детях. 16

С целью налаживания межведомственного взаимодействия органов и учреждений социальной защиты, милиции, здравоохранения и образования по выявлению и работе с беспризорными детьми и их семьями, работали межведомственные оперативные штабы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Был реализован комплекс мероприятий по противодействию безнадзорности детей, который наряду с мерами по выявлению и социальной реабилитации беспризорных детей предусматривал обширную программу профилактических действий, включая расширение доступа детей к культурной и образовательной деятельности, содержательному досугу. 17

Число несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, растет. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.

Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества беспризорных и безнадзорных подростков:

  • - чрезмерная коммерциализация общества; распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
  • - сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей; криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
  • - потеря престижа образования и честного заработка. Эти и многие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала - так называемого нового русского, обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации беспризорных и безнадзорных детей и подростков.

Наибольшая социальная реабилитация возможна для безнадзорных детей, имеющих стаж безнадзорности до 3 лет.

Наименьшие шансы реабилитации у детей, чей стаж безнадзорности превышает 6 лет.

Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства безнадзорных и беспризорных детей очень мало.

В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе. Сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления высокой степени физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.

Отношение к безнадзорным детям во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность - неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которые раньше не пользовались вниманием властей.

Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае замечены лишь органами правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.

Статистических данных о количестве и составе беспризорных и безнадзорных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной и острейших и трудноразрешимых проблем. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты количество таких учреждений постоянно растет, а реабилитацию в них прошли уже более 150 тыс. несовершеннолетних.

Задачами учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков являются:

  • - профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
  • - психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
  • - формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • - выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
  • - психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  • - содействие возвращению в семью или дальнейшее жизнеустройство детей;
  • - обеспечение возможности получить образование;
  • - забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

  • - диагностическая работа;
  • - реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  • - постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков.

Основными направлениями реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в социально-реабилитационном центре являются:

  • - профилактика безнадзорности, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
  • - предоставление несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
  • - обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Центры рассчитаны на детей и включают в себя:

  • - приемное отделение;
  • - отделение диагностики социальной дезадаптации;
  • - отделение реализации программ социальной реабилитации;
  • - отделение социально-правовой помощи;
  • - семейная воспитательная группа.

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.

В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.

В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

Ее поэтапное осуществление проводится в отделении реализации программ социальной адаптации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы - дети в них могут быть разного возраста, но желательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара - от 5 до 10, а для круглосуточного - до 7.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников. В том числе находящихся в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях, организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

И, наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности, безусловно, перспективно в общей системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.

Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников - оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни. Анализируя опыт, можно отметить такое несомненно перспективное направление деятельности, как программа "Дети улиц", осуществляющая работу с беспризорными и безнадзорными подростками непосредственно в их привычной среде обитания - на улице. Это направление помогает на раннем этапе предотвратить разрушение связей подростка с семьей, осуществить профилактику правонарушений.

Целью программы является создание системы адресной социальной помощи, внедрение новых технологий в работу социальных служб.

Основные задачи программы:

  • - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков;
  • - профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, сохранение психического здоровья детей и подростков;
  • - профилактика безнадзорности, подростковой преступности. Правовая защита детей и подростков;
  • - создание условий содействия социальной адаптации и повышения конкурентной способности молодежи на рынке труда;
  • - разработка современных технологий работы социальных служб, клубов для детей и подростков.

Основные направления реализации программы:

  • - пропаганда здорового образа жизни, психического здоровья детей;
  • - поддержка и развитие форм и методов воспитания, потребности в физической культуре, спорте;
  • - обобщение и внедрение в практику эффективных методов социальной рекламы;
  • - просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
  • - формирование условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков;
  • - пропаганда отечественной истории и культуры, разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего, дополнительного и профессионального образования, развитие системы взаимосвязей армии и подростков;
  • - развитие различных форм патриотического воспитания в летних лагерях отдыха, в клубах по месту жительства;
  • - координация работы детских оздоровительно-образовательных учреждений.

Профилактика безнадзорности, подростковой преступности и правовая защита детей:

Обеспечение координации действий государственных органов и общественных организаций округа по осуществлению

Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  • - создание условий для удовлетворения социальных запросов населения в период каникулярного времени учащихся, повышение возможностей для временного трудоустройства подростков в свободное от учебы время;
  • - создание системы профилактической работы по предупреждению асоциальных явлений в подростковой среде;
  • - создание системы повышения правовых знаний среди педагогов, детей и родителей.

Разработка и внедрение современных технологий в работу социальных служб:

  • - создание системы информационного обеспечения;
  • - создание системы баз данных по различным видам деятельности социальных служб и осуществление ее мониторинга;
  • - создание центров психолого-социальной службы;
  • - развитие новых форм семейного образования, создание методического консультативного кабинета с привлечением психологов, методистов;
  • - создание системы кадров, повышение уровня профессионализма социальных педагогов;
  • -создание информационной системы повышения правовых знаний среди педагогов, детей и родителей.

Но есть и другой способ социальной помощи безнадзорным и беспризорным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями - создание семейных (воспитательных) групп.

Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.

Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это одни из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.

Состав несовершеннолетних в социальных детских учреждениях сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах и школах-интернатах, поскольку:

  • - подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;
  • - подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
  • - у большинства детей выявляются различные хронические заболевания;
  • - многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки. Не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
  • - у многих детей отмечается задержка психического развития.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

  • o личного обращения;
  • o направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;
  • o постановления комиссий по делам несовершеннолетних;
  • o заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;
  • o постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Одной из главных задач социальных учреждений, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общения со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т. д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний.

Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.

Социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка.

Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100%-ную школьную дезадаптацию, - организация в условиях социального учреждения систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения.

Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми.

Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.

Одни из них - ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.

Одна из трудностей при реабилитации подростка - нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности.

Именно поэтому процесс обучения в детских социальных учреждениях должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. В учреждениях используются несколько вариантов обучения:

  • o общеобразовательные - дневная и вечерняя школа;
  • o колледж;
  • o классы выравнивания.

В ряде учреждений обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников; ее задача - снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и укрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах; занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).

Социальное учреждение - это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку - устройство его дальнейшей судьбы.

Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

Сотрудники учреждения обязаны изучать условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в учреждение.

Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети.

Продуктивной формой семейного устройства является передача детей под опеку или на усыновление родственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и материальные условия и т. д.

Если возвращение в семью невозможно, учреждения передают подростков в интернат.

В учреждениях моделируют отношения, похожие на домашние. Это не так просто: сказывается отсутствие у воспитателей опыта работы с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.

Таким образом, задача учреждения - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Работа социального учреждения для детей и подростков осуществляется в рамках правового поля, принятых федеральных законов и постановлений государственных исполнительных органов:

  • 1. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
  • 2. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений" от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
  • 3. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30.01.1997 г. № 4 "Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
  • 4. Постановление Правительства г. Москвы: "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов" от 31 августа 1999 г. № 797.

Социальное учреждение для детей и подростков в своей работе для согласованных действий по разработке и проведению в жизнь социальных программ как федерального, так и местного значения взаимодействует:

  • - с управлениями социальной защиты населения;
  • - департаментами социальной защиты населения;
  • - комиссиями по делам несовершеннолетних;
  • - управлениями по образованию;
  • - органами опеки и попечительства;
  • - органами по делам молодежи;
  • - органами управления здравоохранением;
  • - органами службы занятости;
  • - органами внутренних дел;
  • - общественными и благотворительными организациями. Основные технологии, используемые в деятельности социального реабилитационного центра.
  • o Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • o Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • o Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  • o Диагностика и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
  • o Организация оздоровления, отдыха детей-сирот и детей из социально незащищенных семей.

Основные задачи учреждения:

  • 1. Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
  • 2. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
  • 3. Содержание в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществление их социальной реабилитации, защиты их прав и законных интересов, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
  • 4. Уведомление родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях.
  • 5. Содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

  • 1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • 2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
  • 3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
  • 4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
  • 5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:

  • 1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
  • 2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • 3) заблудившиеся или подкинутые;
  • 4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • 5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
  • 6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о детях данной категории. Любая существующая информация будет неоценимой. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними.. Анализ этой информации был очень полезным в начале работы.

Следующий этап- непосредственное исследование инфраструктуры, создание социального паспорта микрорайона с привлечением небольшого количества работников. Поиск и непосредственное знакомство с детьми, знание их проблем и потребностей на местах, позволит более четко откорректировать цели будущей основной работы, организовать работу с семьями, состоящими на патронажном учете.(см.приложение №2)

· Социальный патронаж- это метод, который предполагает восстановление нарушенных или утраченных связей с семьей, окружением; Это более надежная и эффективная форма вмешательства в конкретную ситуацию несовершеннолетнего,переживающего кризис при сосредоточенности на главном-преодолении имеющихся проблем. Основанием для патронирования служит угроза для жизни или здоровья ребенка в семье. В зависимости от причины, вызывающей критическую для ребенка ситуацию, избираются методы оказания помощи и разрабатываются индивидуальные программы работы, выполнение которых требует не только периодического, но и индивидуального подхода.

Цель патронажа состоит не в том, чтобы вмешиваясь в ситуацию, бесстрастно указывать как поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ребенком, направленное на самопознание, самоуправление собственными отношениями, на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

Наиболее эффективными методами работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне являются:

Работа в парах “парень-девушка” является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.

Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска.

Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

Добровольцам необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы.

Непосредственный контакт с безнадзорными и беспризорными детьми.

Первый контакт с такими детьми может шокировать. Дети могут показаться неприличными, а их действия - угрожающими. Можно столкнуться с откровенной грубостью с их стороны. Они умело используют контакт с сочувствующими людьми, чтобы попытаться приобрести у них что-нибудь существенное - деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины.

На первый контакт с работниками дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов может быть такая форма: Первый контакт обычно не должен быть продолжительным, достаточно 10-15 минут. Прощаясь нужно предупредить ребят, что теперь вы довольно часто в силу своих обязанностей будете здесь появляться (можно указать примерные часы) и надеетесь на их помощь.

В последующих встречах не спешите задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к вам, чтобы быть достаточно откровенными с вами. Иногда не вовремя заданный вопрос может перечеркнуть все ваши усилия по сбору необходимой информации.

заполнение списка детей (обычных и группы риска) района. Благодаря этим спискам можно оперативно разыскать интересующего вас ребенка, собрать детей на мероприятие, проследить работу социальных работников и т.д;

ведение списка группировок района. По данным спискам можно реально оценить ситуацию в районе, проведенное уличными работниками мероприятие, разработать комплекс мер по социальной реабилитации криминальных группировок, организовать работу с лидерами группировок и т.д;

заполнение информационных листков (5 в месяц). Из них формируется банк данных по детям данной категории, для которых в дальнейшем разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы;

оформление своего района на карте. Оформленная карта позволяет визуально определить границы района, место расположения и характеристику группировок, досуговых и учебных заведений, особо опасных территорий, органов местной власти. По мере поступления новых данных или изменения прежде собранной информации она систематически обновляется на карте;

Участие в заседаниях КДН.Мы помогаем нашим детям в трудоустройстве, устройстве в вечернюю школу, инициируем судебный процесс по лишению родительских прав и устройстве ребенка в приют, интернат или детский дом, административному наказанию родителей, нарушающих права ребенка и т.д. С другой стороны, КДН заинтересовано в нашей работе,. У КДН появилась возможность более четко представить себе положение детей в районе и, соответственно, повысить эффективность своей работы.

Кроме того можно предложить такие формы работы как телефон доверия, консультирование, анкетирование, социальный патронаж семей, клубная работа, организация семейных встреч и т.д.

Необходимо соблюдать паритет между личными и профессиональными интересами при общении с уличными детьми. Понимание этого момента позволит социальному работнику выработать наиболее эффективные приемы знакомства и общения, которые, с одной стороны, помогут легче входить в мир уличных детей, а с другой, обеспечат безболезненный выход из него. Уровень принятия проблем безнадзорных и беспризорных детей не должен стать причиной возникновения неврозов, вызванных чувством собственного бессилия, но и не должен оставлять работников равнодушными к чужой беде. Нельзя “объять необъятное”. Сама работа будет многого стоить уже потому, что вы смогли помочь одному ребенку.

В решении этого сложного вопроса могут помочь тренинги, направленные на формирование образа социального работника с его жизненными ценностями, приоритетами. Работа с ближайшим окружением ребенка с целью изменения их образа жизни, сложившегося в этом окружении и приведшего к социальной дезадаптации ребёнка.. Тесное сотрудничество со школами, ОППН, органами опеки и попечительства и т.д. с целью реализации индивидуальных программ реабилитации для неблагополучных семей. Инициация в КДН и органах опеки и попечительства дел по семьям, где происходит систематическое нарушение прав детей. Помощь в оформлении документов для изъятия ребенка из неблагополучной среды. Участие в различных мероприятиях для детей микрорайона.

Для преодоления детской безнадзорности и беспризорности в последние годы принимается ряд мер. Создана сеть специализированных учреждений, в которые помещаются беспризорные и безнадзорные дети. Помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека), появляется практика создания при приютах домашних групп, которая позволяет реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке.

Основное звено системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В данных учреждениях детям оказывается психологическая помощь, социальная реабилитация, определяется их дальнейшее жизнеустройство. Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы транзитные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие прием и перевозку на территории России несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту их постоянного проживания.

Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет немедленно, по выявлению, поместить оставшегося без попечения ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить к проживанию в другой семье или интернатном учреждении.

Органы местного самоуправления формируют на местах муниципальную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Частью этой системы становятся специализированные учреждения органов социальной защиты: социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Они выявляют неблагополучные, малообеспеченные семьи, оказывают им социальную поддержку.

Почти во всех регионах России созданы социальные учреждения для детей и подростков. Основная цель их деятельности - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

Задачами таких учреждений являются:

  • - профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации несовершеннолетних;
  • - психологическая, медицинская, правовая, педагогическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в безысходное положение;
  • - формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • - выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы;
  • - содействие в возвращении ребенка в семью, если это представляется возможным;
  • - забота о дальнейшем жизнеустройстве подростков.

Значительную роль в выявлении и преодолении детской беспризорности и безнадзорности играют социальные приюты. Они выполняют функции экстренной помощи детям и подросткам. В социальные приюты дети попадают прямо с улицы: это могут быть потерявшиеся, брошенные родителями, сбежавшие из дома дети.

Социальный приют для детей и подростков определяется как специализированное детское заведение стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально-реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным и беспризорным детям, ограждать их от влияния асоциальной и преступной среды, проводить комплекс мер по их всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создаются государственными органами, общественными организациями; однако их учредителями могут быть и частные лица.

Состав детей, помещенных в приюты, неоднороден по возрасту, полу, приведшим их в это учреждение причинам. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными мировоззренческими установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям.

Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет. Социальный приют в системе профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, призван выполнять следующие функции:

  • - обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз: жестокого обращения с ним родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
  • - защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с биологической семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.д. Социально-правовая служба приюта при решении всех этих вопросов на первое место ставит интересы ребенка;
  • - снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния, которое является следствием социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в асоциальной среде на улице;
  • - диагностика: деформации, вызванные социальной дезадаптацией, имеют разносторонний характер, затрагивают физическое и психическое здоровье ребенка, отражаются на его личности, этим обусловлена необходимость разносторонней диагностической работы в приюте, ориентированной на получение информации о ребенке от медицинских, социальных работников, психологов, логопедов, воспитателей, инструкторов по труду;
  • - первичная адаптация социально дезадаптированного ребенка к жизни в социально здоровой среде. Ребенок в приюте обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-доброму относятся друг к другу. Важнейшая задача работников приюта - показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней;
  • - восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры, познания, труда, общения;
  • - восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности их доприютской жизни не были ими освоены. Приют помогает ребенку заново обрести кровных родителей, делая попытку восстановить его биологическую семью, а чаще дает возможность войти в новую. На сегодня нет полных статистических данных по этому вопросу, но, как правило, во многих приютах три четверти детей уходит из приюта в семьи, одна четверть - в учреждения интернатного типа.

Таким образом, вся деятельность приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей. Возникновение социальных приютов для детей и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии. Социальные приюты являются полифункциональными учреждениями, призванными не только дать обездоленному ребенку кров, еду, тепло, но и снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким отношением, защитить его права, законные интересы, помочь социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

В последние годы наметилась тенденция к изменению в соотношении между социальными приютами для детей и подростков и социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних в пользу последних. Так как эти учреждения располагают большими, чем приют, возможностями для профилактической и социальнореабилитационной работы с детьми, это обусловлено и кадровым потенциалом, и более разветвленной структурой, и большей ориентацией на семью, на сочетание профилактической и реабилитационной работы. Практика подтверждает целесообразность развития учреждений многопрофильных, предоставляющих больший спектр социальных услуг для различных категорий детей, строящих свою деятельность на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации детей из неблагополучных семей.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России начали открываться в 1993 г. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних определяют как специализированное детское учреждение, обычно амбулаторного типа (хотя в его структуре может быть и стационарное отделение или же приют), осуществлящее на территории города или района разнообразную профилактическую и реабилитационную работу с детьми группы риска, девиантным поведением и социальной дезадаптадией различного уровня. С целью социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков центр организует диагностическую, оздоровительную, коррекционную и реабилитационную работу с ними, вовлекает их в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную деятельность. В своей работе центр взаимодействует с семьями воспитанников, школами и другими учебно-воспитательными учреждениями.

На предотвращение беспризорности, безнадзорности детей и подростков направлена работа каждого из действующих социальнореабилитационных центров, но особое значение имеет тот факт, что большинство из них помимо медико-педагогической коррекции ребенка восстанавливает его связи с семьей или находит замещающую семью, старается создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

  • Защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.
  • Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций. Центр ведет работу с семьей группы риска по предупреждению детской беспризорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.
  • Восстанавливающая функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
  • Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медикосоциальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.
  • Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
  • Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Функции центра определяют основные направления в содержании его деятельности.

  • - Развитие диагностической работы:
    • достижение взаимодействия специалистов всех профилей в процессе диагностики и определения индивидуальной программы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы с ребенком и его семьей, обеспечение систематического характера диагностики, позволяющего фиксировать динамику социально-психологического возрождения ребенка;
    • накопление методик и технологий диагностики, адекватных возрасту детей, степени их социально-психологической дезадаптации;
    • наращивание материально-технической базы для осуществления комплексной диагностической работы, ориентированной как на ребенка, так и на семью (родную, замещающую).
  • - Создание среды обитания детей, способствующей решению задач социальной реабилитации удовлетворяющей потребности детей в домашнем тепле и уюте, персонифицированном внимании, общении и уединении, в разносторонней деятельности.
  • - Организация и совершенствование индивидуальной работы:
    • обеспечение условий для оказания ребенку комплексной медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи;
    • обеспечение процесса индивидуальной коррекционнореабилитационной работы посредством комплекса современных методик и технологий, создание необходимых условий для их проведения.
  • - Осуществление мероприятий, направленных на восстановление важнейших видов деятельности детей:
  • обеспечение условий, способствующих изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению нарушенных связей со школой, овладению общеучебными навыками, развитию познавательной активности;
  • создание условий для привития детям жизненно необходимых трудовых навыков; организация разнообразных производственных и ремесленных мастерских, предоставляющих возможность удовлетворять потребность ребенка в свободном выборе трудовой деятельности;
  • привлечение к работе с детьми профессиональных училищ, центров занятости населения, предприятий различных форм собственности с целью организации профессиональной ориентации и подготовки подростков, расширения сферы их трудовой деятельности.
  • - Создание условий для организации досуга детей как составляющей элемента коррекционно-реабилитационной работы:
    • введение в реабилитационный процесс различных форм арттерапии (домашний театр, хор детей и взрослых, изобразительное творчество);
    • обеспечение возможности для самостоятельного выбора детьми вида досуговой деятельности;
    • развитие содружества, сотворчества детей и взрослых во всех видах досуговой деятельности.
  • - Ориентация на работу с семьей и детьми в условиях их повседневной жизни:
  • овладение сотрудниками методикой сбора информации и определения типа неблагополучной семьи (педагогически несостоятельная, конфликтная, асоциальная);
  • индивидуальное консультирование родителей, лиц, их замещающих, по проблемам жизнедеятельности семьи и семейного воспитания; помощь в оздоровлении их образа жизни; патронирование семей различных типов;
  • осуществление реабилитационной работы с детьми в условиях дневного пребывания в центре.
  • - Развитие различных форм компенсации семейных связей детей, что позволяет снизить количество детей, передаваемых в интернатные учреждения:
  • активизация работы по созданию в составе центра семейных групп;
  • участие в поиске для ребенка возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей.

Социально-реабилитационные центры при поддержке комиссий по делам несовершеннолетних с участием работников органов опеки, внутренних дел при необходимости решают вопросы о помещении детей, которым не обеспечиваются нормальные условия развития и воспитания в семье, под опеку или в надлежащее государственное учреждение.

Помимо устройства под опеку и помещение нуждающихся детей в социально-реабилитационные учреждения, органы социальной защиты выступают инициатором защиты прав детей, принятия мер к родителям, пренебрегающим своими обязанностями по воспитанию детей.

Специалисты по социальной работе, социальные педагоги принимают участие в судебных процессах по лишению родительских прав, отстаивают интересы детей при приватизации жилья, разделе имущества.

Принципиально новым социальным учреждением в системе Министерства труда и социального развития являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь производится подбор и отбор родителей-усыновителей и оформление детей, оставшихся без родителей, на воспитание в эти семьи. Эти учреждения выполняют чрезвычайно важные функции, поскольку наиболее предпочтительный вариант для воспитания осиротевшего ребенка это, конечно, семья, а не казенное учреждение.

Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную поддержку в устройстве безнадзорных детей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологопедагогической помощи населению и другие учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствует о необходимости продолжения начатой работы по решению проблемы детской безнадзорности и беспризорности программноцелевым методом, ибо на сегодняшний день проблема остается одной из самых актуальных для России.


Самое обсуждаемое
Женский свитер спицами — пошаговая инструкция, как связать, для начинающих Связать белый свитер спицами Женский свитер спицами — пошаговая инструкция, как связать, для начинающих Связать белый свитер спицами
Меланжевый пуловер спицами для женщин Меланжевый пуловер спицами для женщин
Перевод беременной сотрудницы на легкий труд (Муромцева Н Перевод беременной сотрудницы на легкий труд (Муромцева Н


top