Автор Нина Игнатова задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
как называются люди которые делают деревянные ложки. и получил лучший ответ
Ответ от GoogLenna[гуру]
Если вопрос про профессию, то название профессии - РЕЗЧИК. .
Мастера резьбы по дереву трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей. В ряде случаев
резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву. Получить специальность можно, например, в Художественном училище им. Калинина в Москве и в Художественном училище в Абрамцево Московской области. Продолжить образование можно, например, в Высшем художественно-промышленном училище, Художественном институте им. В. И. Сурикова.
Родственные профессии: Художник-оформитель по деревянной игрушке, модельщик по деревянным моделям.
Содержание труда: Выполнение будущего изделия в эскизах, глине, пластилине, художественная резьба разной сложности на поверхности скульптурных изделий, игрушек, объемная резьба, выполнение декоративных панно, ларцов, шкатулок и др. , работа вручную и за верстаком.
Должен знать: Основные свойства разных пород древесины, способы ее заготовки, хранения и обработки, художественные промыслы, правила хранения и обращения с инструментами, основы рисования, черчения, способы и приемы всех видов резьбы.
Процесс изготовление ложки:
Источник: Словарь профессий
Ответ от Людвика Браслетова
[гуру]
Ремесленники
Ответ от Klayton
[гуру]
Ложкари
Ответ от Иван Геренцев
[гуру]
баклуши
Ответ от Svetlana Саенко
[эксперт]
Ложечники
Ответ от Дарья Кривошеина
[новичек]
ага
Ответ от 3 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называются люди которые делают деревянные ложки.
Как называются люди, которые из камней делают вазы (шкатулки) , например из малахита? Вопрос ребёнка 2-го класса.
Сразу вспомнилась малахитовая шкатулка Бажова и Данила мастер))
мастер-камнерез (резчик
Резчиков сейчас становится меньше - молодежи это неинтересно, констатирует Алексей Сидоров, член творческого Союза художников России, член амурской изостудии им. Верещагина, член академии новой эры New Era Academy.
- Вы отдельно учились на художника по дереву?
Правильно мое занятие называется - рельефная резьба по дереву. То есть создание полуобъемных картин. Хотя иногда бывает полный объем - это уже фигура.
Липовый - оптимальный
У меня была общая специализация «Живопись, рисунок», дерево шло как дополнительная специальность. И со временем я полностью переключился на дерево - как-то руки сами потянулись. Это дело более живое, что ли. Хотя временами пишу и живопись (показывает на пейзаж на стене мастерской - Авт.).
- И как долго вы занимаетесь деревом?
Вообще с 1995 года начал этому обучаться. А профессионально, в смысле создания работ на продажу, - с 1999 года.
- Как именно вы учились искусству работы с деревом?
Практически полностью самостоятельно. На худграфе преподавали, в основном, живопись и рисунок. Дерева очень мало было в программе - раз или два в неделю.
Но рисунок мне все-таки сильно помог и помогает. Ведь не значит, что взял деревяшку и пошел резать. Основа всего - рисунок, без него нет ни живописи, ни скульптуры , ни резьбы. А в скульптуре надо будущий облик твоей идеи еще и из пластилина вылепить. Так что вначале рисуем то, что мы хотим увидеть, показать людям. Можно набрасывать отдельными частями, эскизами. Набросок занимает от 5 до 20 минут.
- Вы режете едиными композициями или приходится что-то скреплять, склеивать?
Существует и цельная резьба - из одного куска. Но в большинстве случаев все складывается из частей. Вот рельеф - всадник на коне - сложен из задней, передней части коня, всадника и щита.
- Насколько все это сложно?
Это действительно сложно и тяжело, поэтому, наверное, мало кто этим занимается. Что-то мелкое смогут даже женщины делать. А вот что-то большое - громоздко, тяжело, да и вообще не женское это дело.
Алексей создает уникальные работы в своей мастерской. Главное, говорит мастер, надо чувствовать материал.
- То есть это самое сложное в деревянном художестве?
Дерево нужно чувствовать - руками, головой. Даже образование здесь не обязательно. Я знаю людей, которые без специальных знаний брали и делали - на своем интересе. Чтобы сделать ладью (снимает с подоконника - Авт.), не надо быть семи пядей во лбу. Вот обычный кусок шпалы. Берем полукруглый резак и выдалбливаем сверху ложе для гребцов. Потом со всех концов отрубаем все лишнее. А дальше художественная часть пошла - «голова» и «хвост» ладьи.
- Почему вообще вы выбрали именно дерево?
Ну, во-первых, так совпало. Во-вторых, к примеру, по камню другие технологии и инструменты нужны. Да и у нас не особо обучали по камню. Я, кстати, еще до училища немного корнепластикой занимался; даже по кости резал (показывает ручку от ножа - Авт.). Приходится и по льду резать. На мне, кстати, все снежные и ледовые фигуры на площади к Новому году.
- Какие породы дерева вы используете для работы?
Разнообразные, но сейчас, в основном, липа. В последнее время понемногу металл стал применять. К примеру, поталь (листы сплавов и металлов) по виду напоминает сусальное золото.
Липу использую в силу того, что ее у меня очень много и она мягкая, податливая. Поэтому из нее можно делать более пластичные вещи. И потом липа не дает текстуры. Видите на изделиях множество всяких прожилок, полос, волокон... Из-за этого и тяжелее режется. Вот у лиственницы есть такое качество. Сейчас я с таким не вожусь, только если заказ поступит. Та же лиственница очень тяжелая для резьбы, только кувалдой ее долбить. Очень твердая порода - клен, а также груша, абрикос и вообще все плодово-ягодные деревья. А неплохо работать с осиной, хотя, как мне показалось, она тверже липы. Ну и кто-то говорит, что осина отнимает энергию, когда ее режешь.
- А откуда берется материал?
Да отовсюду. Пособирайте на улице (к примеру, тополя сколько после распилки на месте бросают), посмотрите на своих дачах. Можно и покупать, но я в этом смысла пока не вижу. Куски липы мне подарили друзья-коллеги, а так это очень дорогое дерево . Можно купить в магазине стройматериалов. Можно еще проще поступить - работайте с елкой. И материал для работы отличный, и достать его можно на любой лесопилке, пилораме. После коробов - форм для будущих снежных и ледовых фигур - много дерева остается. Можно его добыть каким-то образом - все равно это все сжигается.
Основное место работы Алексея Сидорова уже 14 лет - пожарная часть № 12 Благовещенска. Работает Алексей в дежурной смене, прапорщик внутренней службы. 12-я часть - специализированная, то есть по тушению крупных пожаров по области, в том числе лесных.
Нарасхват
- А насколько прибыльно быть резчиком по дереву?
Я могу чисто на продажу работать, и заказы у меня всегда будут. Одно время я торговал на Амурской ярмарке. Там на цену, которую я назначал сам, накручивали 40%.Сейчас я работы переношу больше в благовещенский выставочный зал. Спрос есть - работы назад практически не возвращаются. В Китай возил - все там осталось, даже живопись моя.
- Как вам работы китайских резчиков?
Конечно, в своем национальном стиле они работают. Но в последнее время они стали больше с камнем работать, с корнепластикой. А вообще, смотришь, резчиков стало мало. Молодежь уже не хочет этим заниматься, больше в электронику идут.
- Советы для начинающих резчиков…
Перед началом работы, повторюсь, попробуйте порисовать или хотя бы перерисовать. Бывает, что уже в куске дерева сразу видна какая-то фигура - это в корнепластике больше актуально. Вот фигура спящего богатыря (показывает - Авт.) - и у меня идея такая была, и кусок дерева подходящий попался - фигура самой природой была прорисована. Правда, первоначально кусок втрое больше был - это уже его попилили. Это у меня самая большая на сегодняшний день фигура.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №61 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 40
Резчик по дереву и бересте
§ 16. Резчик по дереву и бересте 2-го разряда
Характеристика работ . Резьба по бересте вручную простых сюжетно-орнаментальных рисунков. Разметка основных линий, нанесение контуров рисунка и простых композиций.
Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте; приемы нанесения контуров простых рисунков; способы определения пригодности бересты по качеству и расцветке; народные художественные традиции промысла.
Примеры работ.
1. Бурачки.
2. Коробочки.
3. Кузовки.
4. Шкатулки.
§ 17. Резчик по дереву и бересте 3-го разряда
Характеристика работ . Резьба по бересте вручную средней сложности сюжетно-орнаментальных рисунков и создание орнаментальных композиций, характерных для народных традиций промысла. Резьба контурная и объемная по дереву вручную простых рисунков, неглубоко прорезанной линии с обработкой фона. Обрубка или опиливание и шерлачение цветок, вырубка грифеля, расстановка булавок. Ремонт цветок.
Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте рисунков средней сложности и простых рисунков по дереву; приемы объемной плоскорельефной резьбы; элементы орнаментов; свойства и породы древесины и бересты; правила пользования применяемым инструментом.
Примеры работ.
1. "Белка с орехом", "Дятел на дереве", "Куры клюющие", "Птичка у кормушки" - художественная резьба.
2. Ложки разных форм - художественная резьба.
3. Солонки из бересты - художественная резьба.
4. Цветки: роза светлая, светлая голубая, светлая желтая - художественная резьба и грунтовка.
§ 18. Резчик по дереву и бересте 4-го разряда
Характеристика работ . Резьба по бересте вручную сложных сюжетно-орнаментальных рисунков с введением элементов традиций народного орнамента. Резьба по дереву вручную углубленная выемчатая, скобчато-выемчатая, объемная рисунков средней сложности.
Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте сложных рисунков и средней сложности рисунков по дереву; приемы нанесения контуров сложных рисунков на бересту; способы определения скрытых пороков бересты; сорта древесины для изготовления цветок; методы резьбы цветок в зависимости от назначения рисунка.
Примеры работ.
1. Изделия скульптурные типа "Полет на Луну", "Медведь-танцор".
2. Курочки, кукушки, цесарки, совы.
3. Рамы верхние пианино.
4. Туесок из бересты.
5. Цветки турецких и венских рисунков без набора пико, зелень темная голубая, темная желтая, светлая.
§ 19. Резчик по дереву и бересте 5-го разряда
Характеристика работ . Резьба по бересте вручную особо сложных сюжетно-орнаментальных композиций с введением изображений фигур человека, зверей, птиц и различных архитектурных мотивов. Резьба по дереву вручную выемчатая, плоскорельефная с заоваленным и с выборным фоном сложных рисунков с полной их проработкой в рельефе. Объемная резьба с тонировкой элементов. Вырезка фигур, получение щита с откопированным на нем рисунком; обрубка или спиливание цветок, вставка фигур в старые цветки или замена их новыми.
Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте особо сложных рисунков и сложных рисунков по дереву; основы построения национальных орнаментов; способы выполнения плоскорельефной и сквозной резьбы; правила построения композиционных решений; основы инкрустации; требования, предъявляемые к качеству высокохудожественных изделий из дерева с различными видами резьбы.
Примеры работ.
1. Аптечки - ажурная резьба.
2. Изделия скульптурные типа "Медведь на коляске", "Медведь у телефона", "Медведь с бочонком", "Медведь гнет дуги" - художественная объемная резьба.
3. Кистяницы - кудринская резьба.
4. Мебель кукольная, пеналы - рельефная резьба.
5. Цветки венские, украинские темные, цветки турецких рисунков с набором проволочного пика - резьба.
6. Шкатулки - геометрическая резьба, тонировка, полировка.
§ 20. Резчик по дереву и бересте 6-го разряда
Характеристика работ . Резьба по дереву вручную особо сложных орнаментальных и тематических композиций, объемная, плоскорельефная и сквозная с выбранным фоном с полной скульптурной, барельефной проработкой с сильно углубленным фоном. Мелкая геометрическая резьба, сочетание резьбы с инкрустацией. Резьба в традициях национальной резьбы. Рассадка манер по листу, скопированному с рисунка.
Должен знать: приемы художественной резьбы по дереву особо сложных рисунков; основы рисования и пластической анатомии; правила построения композиционных решений скульптуры; основы сложной инкрустации - интарсии.
Примеры работ.
1. Изделия скульптурные типа "Генерал Топтыгин", "Лыжница с собачкой", "Перевозчик в лодке", "Рыбак с удочкой", "Русская тройка" - художественная объемная резьба.
2. Шкатулки и ларцы - старорусская резьба.
Резьба по дереву – занятие тонкое, требующее от человека и творчества, и терпения, и, конечно, наличия «золотых рук». Поэтому в сельской местности мастера, которые водят дружбу с деревом, – личности известные. Можно сказать, они – «штучные экземпляры» в общей «палитре» местного населения. Поэтому когда с председателем сельсовета Леонидом Карповичем зашел разговор о людях творческих, неординарных – он сразу же назвал имя Михаила Малыщика, проживающего в соседнем Завелевье.
Заглянув в гости к мужчине, корреспонденты «ДВ» разузнали о его деятельности и смогли воочию лицезреть его работы. Их у Михаила Николаевича немало. Большие зубры и миниатюрные зубрята, карниз с величественными рогами лося, медведи… Все эти экспонаты – дело умелых рук Михаила Малыщика. Он трудится на дому, являясь при этом работником Брестской фабрики сувениров «Славянка». Причем творения мастера можно приобрести в магазинах по всей стране или, например, в Беловежской пуще, куда приезжает немало туристов.
– Расскажите, что привело вас к увлечению резьбой по дереву? – спрашиваю у собеседника.
Он на пару мгновений задумывается. А потом скромно отвечает:
– Помню, в детстве я очень любил мастерить разные кораблики, поделки. В школе уроки труда нравились. Поэтому мечтал связать свою жизнь именно с резьбой по дереву.
После окончания школы Михаил по совету двоюродного брата поступил в Кобринское училище. Там он и постигал все премудрости и секреты своей нынешней профессии.
О тогдашнем выборе, спустя время, мужчина ни капли не жалеет.
– Знаете, ни разу такого не было, чтобы я разочаровался в профессии. Почему? Ведь это для меня одновременно и хобби, и работа! Согласитесь, большая удача, когда труд приносит удовольствие и душевный комфорт! – восклицает М.Н. Малыщик.
По его словам, одно из основополагающих качеств резчика по дереву – терпение.
– А сколько времени вы тратите на «рождение» нового зубра? – интересуюсь у Михаила Николаевича.
– На большого зверя потребуется дня четыре, не меньше. К слову, моя месячная норма, установленная фабрикой – 3 зубра в месяц. Раньше больше времени тратил на один экспонат, но с годами, как известно, приобретается и опыт. Набил уже руку! – смеется Михаил.
Материал для своих будущих творений мужчина ищет самостоятельно.
– Я работаю с такой породой дерева, как липа. Порой беру материал и в нашем Брашевичском лесничестве,– говорит М.Н. Малыщик.
Рассказывая о творческом пути Михаила, необходимо упомянуть и о его самых близких людях. Семья у М.Н. Малыщика большая. Жена Наталья подарила ему троих сыновей –Марка, Илью, Давида и дочь Яну.
Дети с интересом наблюдают за занятием отца.
– Они уже пытаются помогать мне. Часто сидят и завороженно смотрят, как я работаю с деревом. Так что растет достойная смена отцу! – улыбается М.Н. Малыщик.
Нам же остается пожелать ему семейного благополучия и успехов на ниве творчества. Творчества, которое радует глаз и приносит удовольствие самому Михаилу!..
Алексей НАУМОВЕЦ
Фото Анна ГОЛЁТА
Художественная обработка изделия из древесины. Резьба по дереву.
Профессии.
научить составлять технологическую карту и по ней изготовлять изделие. Закрепить технику владения резцом.
развить пространственное мышление при составлении модуля.
воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.
Оборудование: образец резьбы, технологическая карта, циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.
Технические средства: видео.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.
^ ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Теоретическая часть.
– Что вы знаете о художественной обработке изделий из древесины?
– Резьба - это один из видов художественной обработки древесины. Техника выполнения резьбы требует от исполнителя большого внимания, пространственного мышления, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса. Существует много видов резьбы по дереву. Их можно разделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). При работе со своим модулем (деталью) предлагаю применить сквозную геометрическую резьбу, которая относится к прорезной.
^ III. Ситуация успеха.
Учащимся предлагается вспомнить что происходит с древесиной при выполнении любой резьбы резцом.
Ученик. При выполнении любой резьбы древесина срезается резцом, а не откалывается.
Учитель. Какие есть правила техники безопасности при выполнении работы резцом?
Ученик. Не касаться руками кромки лезвия резца. При работе резец водить медленно и уверенно, придерживая его свободной рукой. Работу выполнять хорошо заточенным инструментом.
Учитель. Чем необходимо пользоваться при выполнении работы и зачем?
Ученик. Для правильного и последовательного изготовления деталей и изделий с применением нужного инструмента в каждом технологическом переходе необходимо пользоваться технологической картой.
Учитель. Почему образец на технологической карте является геометрической резьбой?
Ученик. Потому что в основе данного образца лежит геометрическая фигура – окружность.
^ IV. Проблемная ситуация.
Учитель. Нам предстоит узнать какой формы и каких размеров следует выполнить модель. Для решения возникшей задачи, выполнения модуля, первый этап мы определили. Что необходимо знать ещё для выполнения модуля?
^ Ученик. Надо мысленно создать изделие, выделить модуль и изобразить его на бумаге в виде эскиза.
Учитель. Каких размеров могут быть выполнены детали?
Ученик. Размерность модулям подсказывает различное сечение заготовки, а количество элементов и модулей будет зависеть от выбора изделий.
^ V. Открытие новых знаний.
Учитель. Необходимо составить технологическую карту своего модуля, соблюдая размерность по образцу.
Ученики выполняют эскизы своих модулей и составляют технологическую карту по изготовлению детали, проставляя размеры и проявляя своё творчество. Учитель проверяет выполнение технологической карты и размеры деталей.
Немного из истории профессии... Красивая современная мебель и старинные деревянные ткацкие станки, резные наличники деревянных домов и отделка деревом современных гостиных, резная мебель старых мастеров и современные деревянные шкатулки, художественные панно и т. д. - всё этo творения рук мастеров, кoтopых мы называем столярами..
СТОЛЯР- профессия многогранная, включающая самые разнообразные виды профессионального умения.
Производство изделий из древесины является одним из древнейших. Первые изделия появились вo времена перехода человека нa оседлый образ жизни и paз вития земледелия. Оборудование жилищ началось c изготовления примитивных рубленых табуретов, стола.
Интересна и увлекательна профессия резчика по дереву. Для нее необходимы божья искра и талант художника, умение любить и чувствовать дерево, находить красоту в неприглядной болванке. Все это помогает «оживить» деревянную заготовку, заставляет ее «говорить» и «ласкать» теплом своего рисунка. Большинство граверов-художников и сборщиков ложи получают вторую профессию – резчика по дереву, для того, чтобы ружье, созданное ими, было исполнено в единстве стиля и композиции: почерком одного мастера. Иногда гравер доверяет выполнить резьбу своему любимому ученику.
^ ОБРАБОТЧИК ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ
1. Общая характеристика профессии
Янтарь - окаменелая ископаемая смола хвойных деревьев. Известны янтари черного, голубоватого, зеленоватого, вишневого цвета. Специалисты насчитывают до 350 его оттенков. Иногда в янтаре встречаются различные включения, как бы законсервированные в нем лепестки цветов, травинки, насекомые. Такой янтарь удивительно красив.
В основе своей процесс художественной обработки янтаря сводится к следующим этапам. Прежде всего производится предварительный отбор сырья по цвету, степени прозрачности, способности полироваться, то есть определяется качество янтаря по внешним признакам. Затем намытый и просушенный янтарь мастер вскрывает специальным ножом с кривым лезвием - снимает с него окисленную корочку, чтобы увидеть подлинный цвет янтаря, скрытый за ней, и раскладывает его с учетом дальнейшего применения. Иногда перед процессом резьбы янтарь обрабатывают термически - прокаливают, то есть осветляют в специальных шкафах с высокой температурой или при необходимости окрашивают в разные цвета, получая удивительно красивые цветовые гаммы. После этого в зависимости от поставленной творческой задачи выбирается соответствующее оборудование и инструменты. Вручную или на специальных камнерезных станках мастер производит подгонку - калибровку янтаря, максимально приближая заготовку к форме будущего изделия. При этом важно обработать янтарь с минимальными потерями. После предварительной калибровки изделия мастер производит вторичную отбраковку - смотрит, нет ли трещин, пустот, сколов в заготовке, определяет возможности дальнейшего использования полученного материала. При необходимости процесс резьбы может быть многооперационным, иногда же мастеру достаточно лишь подчеркнуть резцом мотив, образ, уже заложенный в янтаре самой природой.
Резчик по янтарю может выполнять сложную скульптурную, рельефную резьбу, резать сложнопрофилированные детали, то есть выполнять все работы, связанные с обработкой цветных камней. Разница заключается лишь в том, что янтарь материал мягкий, хрупкий и это надо учитывать во время работы с ним. Обработка янтаря происходит вручную и на станках с применением различных приспособлений и контрольно-измерительных приборов. После резьбы мастер шлифует и полирует изделие с помощью мелкозернистой абразивной бумаги, специальных шкурок, фетра, войлока, паст и мастик.
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Тонкая ручная моторика;
Высокая концентрация и устойчивость внимания;
Наглядно-образное мышление.
3. Медицинские противопоказания
Различного рода дефекты зрения;
Заболевания легких и верхних дыхательных путей;
Препятствием к успешной работе могут быть неврозы, тремор.
4. Требования к профессиональной подготовке
Тот, кто хочет работать с янтарем должен овладеть навыками его обработки, должен знать его физические и механические свойства, способы его окраски в различные цвета. Кроме того, в училищах, готовящих обработчиков изделий из янтаря, изучаются основы пластического мастерства, много времени уделяется рисунку, живописи.
5. Пути получения профессии
Получить эту профессию можно в художественно - профессиональном училище.
^ VI. Практическая работа.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
^ VII. Закрепление материала.
Ученики повторяют последовательность выполнения работы
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.
VIII. Итог урока.
Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.