участники образовательного процесса по
работе с детьми девиантного поведения.
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения
(основные линии нарушений)
Факторы риска
Причины отклонений
Алгоритм действий по профилактике ДП
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВДевиантное (отклоняющееся) поведение –
это
Устойчивое поведение личности,
отклоняющееся от наиболее важных
социальных правил и норм общества
и причиняющее реальный ущерб
обществу или самой личности.Формы
девиантного
(отклоняющегося) поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное
поведение
Формы отклоняющегося поведения:
1. Антисоциальное поведение –поведение, противоречащее правовым нормам
и угрожающее социальному порядку и
благополучию окружающих:
Насилие над более младшими и слабыми
сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностны
2. Асоциальное поведение –Уклонение от выполнения морально-нравственных
норм, принятых в обществе, угрожающее
благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство.
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки
непристойного характера
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личност
3. Аутодеструктивное поведениеПоведение, отклоняющееся от медицинских ипсихологических норм, угрожающее целостности и
развитию личности:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.Белая шляпа - раскрываете из ситуации только факты, в
виде схемы событий, проявляя полную беспристрастность;
говорите только о чувствах, обсуждаете, какие эмоции вы
испытали при анализе ситуации;
Черная шляпа – Попытайтесь увидеть в ситуации самое
плохое, неприятное, составьте список негативных событий;
Желтая шляпа – Вы анализируете и записываете только
положительные события;
Зеленая шляпа – Творчество. Отразите ситуацию
творчески;
Синяя шляпа – Сделайте выводы из ситуации, какой
жизненный урок преподает эта ситуация.
Сначала мы устанавливаем факты, затем исследуем
чувства, и в итоге делаем выводы.Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознаниииФакторы риска:
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом
возрасте
Отсутствие прочных
социальных связейПричины отклоненийПричины отклонений
Необразованные
родители
Низкий уровень
нравственности
семьи
Жестокое отношение
родителей к детям
Неадекватное воспитание
и низкий контакт
родителей с детьми
Семья
Семейные конфликты
Высокий уровень стресса
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Очень большая семья
Асоциальные, психически
больные родители
Нестабильная семья
Отсутствие родителейПричины отклонений
Поражение
нервной системы
в родах
НаследственностьРождение
от наркомана
или алкоголика
Конституционная
предрасположенность
Проблемы
с психическим
и физическим
здоровьем
Физические дефекты
Предрасположенность
к психическим
заболеваниям
Межличностный стресс, связанный с учебой
Взаимоотношения сосверстниками
Конфликтное
отвержение со стороны
сверстников
Вымогательства денег,
давление, шантаж;
Неоднократные мучения,
оскорбления, угрозы,
запугивания; унижения
Принуждение совершать
поступки против воли
Учителя, учеба
Обвинение ребенка во всех
проблемах и трудностях;
Негативное отношение
учителя к ребенку высокой
степени выраженности;
Тенденция постоянных
придирок и приписок
ребенку негативных
характеристик;
Несправедливое отношение к
ребенку в сравнении с
другими детьмиДеструктивное поведение:
плохая успеваемость;
акты жестокости;
употребление/злоупотребление ПАВ;
ранний/незащищенный секс;
проблемы с психическим здоровьем;
суицидальные попытки;
агрессивность
нежелание соблюдать социальные нормы;
проблемы эмоционального характера;
неспособность адекватно выражать свои
чувства;
неспособность преодолевать стресс;
проблемы во взаимоотношениях с людьми;
низкая самооценка.Отсутствие прочных социальных связей
(семья, школа, соседи);
постоянное
желание восставать против чего-
либо;
непризнание авторитетов;
сильное стремление к независимости;
отчужденность;
ощущение собственного провала;
чувство безнадежности;
потеря уверенности в себе;
неспособность устанавливать близкие
отношения;
подверженность влиянию со стороны
сверстников.
Диагностика. Алгоритм действий:
1.Групповое изучение класса (сбор информации об
отклонениях – заполнение матрицы)
2.
Диагностика нарушений и заполнение
диагностической карты
Анализ полученных данных и выявление
отклонений.
Определение основных направлений работы по типу
нарушения (проблемы в обучении, поведении,
самосознании, общении);
Работа с детьми всех участников образовательного
процесса
Работа с детьми, родителями, педагогами
Применение в работе с детьми основных приемов
психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка
программы развития.
3.
4.
5.
6.
7.
8.1-й этап
1. Групповое изучение класса
заполнение матрицы)Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях –
заполнение матрицы)
Группы критериев
МЕДИЦИНСКИЕ
Критерии,
определяющие
«Группу риска»
Имеют хронические
заболевания внутренних
органов
Проблемы с органами зрения
Часто и длительно болеют
Состоят на учете у
невропатолога, психиатра
Перенесли сложные
медицинские операции
Перенесли стрессГрупповое изучение класса
(Продолжение)
СОЦИАЛЬНЫЕ
Вновь прибывшие
«Отверженные» в классе
Не определились с выбором
профессии (выпускники)
Имеют стойкую неуспеваемость
УЧЕБНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Прогуливают, пропускают уроки
без уважительных причин
Остались на повторный курс
обучения
Обучаются в 1 классе
Обучаются в 5 классеГрупповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Продолжение
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
Имеют стойкие нарушения
поведения (нарушение режима)
со сверстниками
Трудности во взаимоотношениях
с учителями
Трудности во взаимоотношениях
с младшими детьми
Повышенная тревожность
Склонность к вредным
привычкам (курение, алкоголь)
Склонность к суициду
Склонность к воровству
Склонность к побегам
Нарушение влечений2-й этап
Диагностика нарушений
и заполнение диагностической
картыдиагностическая карта3-й этап
Анализ полученных данных
и выявление отклонений.
Применение и заполнение
различных методик4-й этап
В обучении
Проблемы
В поведении
В самосознании В общении
Направления работы5-й этап
Планирование
индивидуальной и групповой
работы с детьмиПлан работы
с ребенком на месяц
Ф. и. ребенка
________________________________________
Месяц _______________
Направления
работы
Групповая
работа
Ответств
Индивидуал.
работа
Ответств
Отметка о
выполнении
,
примечанияМодели профилактики:
Работа
Зам. по ВР
Родители
Работа
социального
педагога
Я - ребенок
Работа
психолога
Работа
классного
руководителя6-й этап
Реализация плана работы.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные приемы психологопедагогического воздействияПроявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Авансирование личности
Прощение
Проявление огорчения
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение в интересную деятельность
Моральная поддержка7-й этап
Анализ динамики развития.
Корректировка программы
развития
Основные направления работы с девиантными детьми
Нарушения в обучении:Оказание учителямипредметниками индивидуальной
методической помощи ребенку в
преодолении учебных трудностей
до уровня полного восприятия
материала, пока ребенок не
почувствует успех
Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении
1.Индивидуальная работа классного руководителя с
родителями и ребенком;
2.
Проведение часов общения, бесед, практикумов по
проблемам поведения
3.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного
представления о себе, уверенности в себе, волевых
качеств посредством включение ребенка в КТД класса,
школы с последующей положительной оценкой его
деятельности. Использование специальных упражнений
на повышение уверенности в себе в групповой работе
для демонстрации положительных качеств.
5.
Организация групп педпомощи для всесторонней
помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений
Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении
Основные направления работыс девиантными детьми
1.
Нарушения
в
общении
Проведение классных часов по
формированию навыков конструктивного
общения
2.
Проведение бесед-практикумов по
ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К
САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия
эмоционального напряжения и
агрессивности
3.
Организация системы поощрений при
применении навыков общения
Нарушения в самосознании
Основные направления работыс девиантными детьми
Нарушения в самосознании
Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития
навыков ЗОЖ;
Формирование в ребенке устойчивого позитивного
представления о себе через поиск таких видов
деятельности, где бы ребенок мог почувствовать
ситуацию успеха
Формирование навыков ответственного поведения
через включение в КТД, школьное самоуправление;
Развитие трудовых навыков как важного средства
формирования личности посредством включения в
трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯРОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ВОСПИТАНИЯ
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ,
ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО
АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
Основные направления работы с педагогами
1.Проведение тренингов по овладению
навыками саморегуляции, обучению снятия
эмоционального напряжения
2.
обучению навыкам эффективного
взаимодействия
3.
Организация педагогических советов по
обсуждению линий поведения в построении
взаимодействия с девиантными детьми.
4. Организация системы поощрений при
улучшении линий поведения ребенкаЗадачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по
профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:
пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по
предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психологопедагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической
помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении
в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их
заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих
программ, направленных на предупреждение девиантного поведения
несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные
организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего
образования.Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы
переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных
эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и
отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и
сосредоточения;
тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным
трудностям;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей,
формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства
ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности,
умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе
и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные
трудности через труд и волевое усилие над самим собой.Профилактическая программа
«Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор»
Авторы программы
к. пс. н. Романова О.Л., к. пс. н. Колесова Л.С.Профилактические программы:
"Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа
для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.
"Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В.,
Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
"Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
"Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
комитета образования, 1997 г.
"Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
комитета образования, 2003г.
"Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики"
(11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э.
"Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими
психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий)
Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
Программа «Здоровье» Касаткин
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. В. Солоухин «Камешки на ладони»
По словарю Ожегова: девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
три формы девиантного поведения: 1. Антисоциальное поведение 2. Асоциальное поведение 3. Аутодеструктивное поведение
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид.
факторы риска Семья Наследственность Проблемы в подростковом возрасте Отсутствие прочных социальных связей.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
конституционная предрасположенность - Поражение нервной системы в родах - Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии…. - Физические дефекты - Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика
Взаимоотношения со сверстниками - Конфликтное отвержение со стороны сверстников - Вымогательства денег, давление, шантаж; - Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения - Принуждение совершать поступки против воли.
Школа – один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков - Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; - Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; - Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми - В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;
Педагог должен знать: Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений Факторы риска, формирующие девиантное поведение Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Презентация скачана с сайта Psy. 5 igorsk. RU Первый психологический портал Пятигорcка.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Антисоциальное поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих Поступки: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Мелкое хулиганство; Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками
Асоциальное поведение уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений Поступки: Побеги из дома; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности Поступки: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен; Алкоголизм; Суицид
После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. Коля без спроса берет тетрадки.
1. Семья интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, насилие над ребенком, раздоры, конфликты в семье.
2. Наследственность - нарушения в физическом и психологическом здоровье вследствие конституционной предрасположенности: Поражение нервной системы при родах; Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии; Физические дефекты; Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика
3. Проблемы в подростковом возрасте Последствия: Конфликтное отвержение со стороны сверстников; - Вымогательства денег, давление, шантаж; - Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения; - Принуждение совершать поступки против воли
4. Отсутствие прочных социальных связей Возможные последствия: Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми; В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях; Постоянное желание восставать против чего-либо; Чувство брошенности и ненужности
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕВИАЦИЙ: Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением с помощью наблюдения, анкетирования, беседы); Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты; Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений; Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса; Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия; Анализ динамики развития. Корректировка программы развития
Профилактика девиантного поведения Раннее выявление (диагностика); Проведение классных часов по профилактике суицидального поведения, употребления ПАВ и т. д. Беседы специалистов с учащимися
Виды коррекции: Педагогическая (включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального» и «реального Я» ; помощь в выборе профессии); психофармакологическая; психотерапевтическая; психологическая
Формы воздействия: ласка, шутка, поощрение, строгий тон, создание группы общения, приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности
это дети с повышенной эмоциональной возбудимостью Формы воздействия: мероприятия на снятие психоэмоционального напряжения; коррекционно-воспитательная работа -
Импульсивны, никто не может предсказать, что они сделают в следующий момент. Действуют они, не задумываясь о последствиях, и поэтому чаще других попадают в неприятные ситуации. Они чрезмерно вспыльчивы, не говорят, а кричат, спорят, доказывают, оправдываются. Нуждаются в коррекции внимания и воспитании усидчивости.
Не чувствительны к замечаниям, внушениям, рациональным разъяснениям. Их недисциплинированность окрашена демонстративным поведением, слепым эгоцентризмом и непомерным уровнем притязаний. Они часто считают себя "героями" или "жертвами". Истеричные подростки тонко чувствуют отношение к ним окружающих. Они трусоваты. В беседе с ними следует пользоваться образным языком, в таких беседах необходимо выяснить увлечения и интересы подростка и использовать для коррекции. Следует возбудить любопытство подростка и дать ему понять, что его уважают, хотят помочь, но не заискивать перед ним. Их необходимо выслушать, а затем постараться объяснить, на что они имеют право, а на что нет, постараться заменить асоциальные увлечения другими. Чтобы этого достичь, нужно организовать досуг ребенка.
обычно не вовлекаются в кружки, секции, но если работают индивидуально, то достигают высокой продуктивности. Им нужна постоянная опора, похвала, успех и одобрение их деятельности, которые и поддерживают интерес. Иначе они запутываются в бесконечных сомнениях и опасениях, боясь осуждения, собственного "безответственного" отношения.
не выносят однообразия и жестко регламентируемого режима. Интерес ко всему у них неиссякаемый. В плане компенсации необходимо найти выход их кипучей энергии, разнообразить жизнь. У таких детей много увлечений, и они поочередно могут заниматься ими. Необходимо только направлять в социальное русло развитие личности такого подростка, т. к. оставленные сами по себе, они совершают антидисциплинарные поступки.
адаптируются к своей микросреде настолько, что даже небольшие перемены в их окружении вызывают у них негативизм. Они предпочитают стабильность существования. В этом жизненном правиле отражается отсутствие у них самостоятельности и гибкости мышления. Подростки спокойно существуют в монотонной, стабильной обстановке. Настоящих друзей в школе у них нет. В учебе и в работе они старательны, но избегают нововведений. Дезадаптация наступает, когда подросток попадает в группу с антиобщественным поведением. В силу своего характера они постепенно усваивают такое поведение в качестве эталонного.
Слайд 1
Заседание методического объединения классных руководителей Руководитель: Кальмина Татьяна Владимировна
Слайд 2
Тема: «Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения»
Слайд 3
Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Слайд 4
Предпосылки асоциального поведения
Слайд 5
Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте
Безнадзорность учащихся - Азартные игры - Сквернословие - Курение, алкогольная зависимость - Отклонения в сексуальном развитии ребенка - Ложь - Неврозы
Слайд 6
Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): - ребенок плаксив и раздражителен - непоседлив - часто ссорится с другими детьми - капризничает за столом - долго не засыпает - не может одеваться самостоятельно - не может слушать других, постоянно перебивает - не доводит начатое до конца - характерны перепады настроения, вспышки гнева - принимает поспешные решения - возникают проблемы с успеваемостью - проявление эгоизма - проблемы с милицией - психология наплевательства - сквернословит - выкрикивает с места на уроках - низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них - выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка - бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных - они плохо успевают, необщительны
Слайд 7
Дети «группы риска» -
категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 8
Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: - пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); - устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, - - - сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими; - отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей; - алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Слайд 9
Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Слайд 10
Профилактика девиантного поведения
Слайд 11
Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
Слайд 12
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Слайд 13
Основные цели профилактики:
Формирование желания вести здоровый образ жизни и сокращение доли детей и молодежи, охваченной асоциальными проявлениями; - Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; - Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д). - Формирование навыков справляться со стрессами; - Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения - Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные
Слайд 14
Информационный подход
основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
Слайд 15
Социально-профилактический подход
в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Слайд 16
В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления:
Меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне
Слайд 17
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:
Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми; - организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. - информационно-просветительскую работу.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!