Якоря карьеры цель. Практика НЛП

Якоря карьеры цель. Практика НЛП

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Методика «Якоря карьеры»

Второй блок исследования был направлен на определение ценностных ориентаций в карьере. Для этого мы применили методику диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э.Шейна в переводе и адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокурова. Она помогает определить ведущие профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки сотрудника по шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Якорь Профессиональная компетентность: «Быть профессионалом, мастером в своем деле». Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

Якорь Менеджмент: «Управлять - людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.». Для людей, у которых присутствует в приоритетах якорь «Менеджмент», большое значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них - управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами - это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития - власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

Якорь Автономия (независимость): «Главное в работе - это свобода и независимость». Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек не может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

Якорь Стабильность работы: «Стабильная, надежная работа на длительное время». Такие люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя.

Якорь Стабильность места жительства: «Главное - жить в своем городе (минимум переездов, командировок)». Сотрудникам с этой ориентацией важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Также их не устраивают частые командировки.

Якорь Служение: «Воплощать в работе свои идеалы и ценности». Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать свои таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

Якорь Вызов: «Сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи». Люди, с ведущим якорем «Вызов» считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов - более трудная работа, для других-- конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша - проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

Якорь Интеграция стилей жизни: «Сохранять гармонию между сложившейся личной жизнью и карьерой». Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный для них стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.

Якорь Предпринимательство: «Создавать новые организации, товары, услуги». Сотрудникам с якорем Предпринимательство не подходит вариант работы на других, они - предприниматели по духу, и цель их карьеры - создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им.

Своими словами «якорь » — это команда, которая стимулирует ранее заданную реакцию у человека. За каким-либо действием или прикосновением закрепляется необходимое переживание с помощью техники якорения.

Что такое техника якорения?

Техника якорения — один из самых результативных скрытых инструментов, который помогает вызвать у собеседника нужные нам эмоции и реакции. Используя якорь, мы можем добиться от человека совершенно неожиданного для него поведения.

Если рассматривать типовое поведение людей в семье, то можно уверенно утверждать, что люди со временем привыкают к друг другу и не пытаются менять собственное поведение. У них в мыслях даже не возникают другие варианты. Это и может вызвать сложности при общении через какое-то время.

Для разрушения устоявшихся стереотипов используют первоначальные якори, изначально вызывающие неприятные эмоции, отвращение, брезгливость.

В семейной психологии и психиатрии парам могут запрещать разговаривать, чтобы вызвать у партнеров новые поведенческие реакции. В результате терапии двое начинают по-другому смотреть друг на друга, менять свое поведение и способ объяснения, в результате чего отношения налаживаются, появляется взаимный интерес. Пара вынуждена искать все новые и новые , пока не найдется наиболее подходящий и понятный. На подходящие способы общения и будут установлены якори, которые могут пригодиться впоследствии.

Метод якорения дает пользу не только при общении в семье. Например, можно использовать якорь прерывания речи собеседника в тот момент, когда вам это необходимо. К примеру, его можно заякорить на страх. Перед беседой можно сказать собеседнику вот такую фразу: «Я только что видел в помещении большую пчелу! У вас нет аллергии на укусы пчел?». При этом посмотрите на его руку или ладонь, чтобы он заметил или почувствовал на себе ваш взгляд. Таким образом, вы поставите на руке человека якорь. В уже потом в процессе диалога посмотрев на руку человека вы можете прервать его, сбив, таким образом, с мысли воспоминаниями о пчеле.

Возможно якорение человека с помощью тона голоса. К примеру, когда вы длительное время говорите одним тоном, а потом вдруг резко меняете его на более тихий или громкий. Люди, как правило, обращают на это внимание, и запоминают события и эпизод, который связан с изменением тона вашего голоса.

Якорение может быть закреплено не только на человеке, но и в любом другом месте. И все равно люди будут обращать на него внимание. Техника якорения наиболее универсальна и чрезвычайно восстребована последователями НЛП.

Технику якорения можно использовать даже в случаях, когда человек находится в сложной жизненной ситуации и, как ему кажется, уже исчерпал все свои внутренние ресурсы. Но специалисты с этим не согласятся — наверняка где-то в его сознании еще есть ресурсы, которые могут послужить ему источником сил и позитивного опыта, только человек их таковыми не отождествляет.

К примеру, человек поменял место работы и крайне неуверенно чувствует себя в новом коллективе. А вот уверенно он себя чувствует занимаясь спортом в тренажерном зале. Занятие спортом никак не связано с его работой, поэтому он не отождествляет эти два события друг с другом. Эти два состояния можно закрепить с помощью якоря и человек сможет воспользоваться ощущением уверенности в спортзале в случаях ее отсутствия на работе.

Если человек не имеет какого-либо практического личного жизненного опыта и переживаний, необходимых для установления определенного якоря, всегда можно воспользоваться знаниями о переживаниях других людей — близких или друзей. Человек может показать, как в данной ситуации ведет себя его друг или знакомый, приобретая тем самым отсутствующий у него жизненный опыт. Опыт и эмоция, закрепленная с помощью якоря, станет для него такой же естественной, как будто он сам ее пережил.

Практический пример постановки якоря:

Кстати, напомним вам, что не существует негативного опыта . Сам по себе опыт не может быть негативным. Негативным может быть ваше суждение об этом опыте. То есть, только вы можете оценить опыт как негативный.

Если вы будете расценивать собственные переживания как опыт и смотреть на него с правильной точки зрения, вы получите бесценные знания и опыт для дальнейшего обучения и продвижения вперед. Очень важно иногда грустить и переживать, иначе вы не сможете выделить позитивные моменты в жизни и радоваться им. Поэтому, на любой опыт нужно смотреть как на развивающий, вне зависимости от того, какие эмоции он вызвал у вас — негативные или позитивные. А уже как вы его оцените, зависит от вас и от вашей жизненной позиции.

Кроме этого, все наши впечатления о прожитых событиях в жизни — это миф. Причем они постоянно меняются. Если вы во всех подробностях запишите на листке недавно произошедшее событие, а потом достанете этот листок через несколько месяцев, вы удивитесь, насколько другой будет эта ситуация в ваших воспоминаниях и эмоциях.

Наш личный опыт — это не только источник всех наших будущих возможностей, но и всех наших ограничений. Но мы можем пользоваться не только личным опытом, но и использовать опыт наших друзей и знакомых, тем самым расширяя варианты нашего выбора.

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

Для начала, давайте, прежде всего, разберемся в том, что такое якорь. Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием. Так, когда мы слышим мелодию, которая звучала на нашем первом свидании, то мысленно мы непроизвольно переносимся в то самое время. И даже если и не делаем этого более или менее осознанно, то, как правило, погружаемся в него эмоционально. Эта мелодия как раз и является тем самым якорем, который запускает у нас целую цепь реакций.

Любые мысли, позитивные или негативные, расслабляющие или напрягающие нас, сопровождаются тем или иным эмоциональным фоном. А эмоции в свою очередь вызывают различные физиологические изменения, как то выброс гормонов и других активных веществ в кровь, замедление или учащение сердцебиения, дыхания, обмена веществ, напряжение или расслабление различных групп мышц. Т.о., на любое событие мы реагируем комплексно, задействуя все составляющие себя как человека: и психологическую и физиологическую (телесную).

Вот поэтому, когда мы мысленно или в большей степени эмоционально переносимся в то или иное событие, мы не просто думаем о нем или испытываем какую-то эмоцию, мы при этом изменяем свое физическое состояние. Если это событие радостное и приятное, то у нас наблюдается прилив сил, увеличение активности, улучшение мышечного тонуса. А негативное событие вызывает чувство подавленности, апатию, упадок сил. Бывало ли у Вас так, что вдруг ни с того ни с сего у Вас портилось настроение и Вы даже не понимали, почему это произошло? Скорее всего, это сработал какой-то негативный якорь, который связан с неприятным событием в Вашем прошлом. Вы услышали, увидели или почувствовали что-то, что вызвало у Вас переживания того времени, хотя и не смогли осознать, как это произошло. Т.е. сознательно Вы не обратили на этот якорь внимания, зато Ваше бессознательное его считало и отреагировало на него.

Точно так же, как нам не нужно участие нашего сознания для того, чтобы распознавать и считывать якоря, мы способны к неосознанной постановке таких якорей в своей психике. Так, пример с мелодией является как раз таким неосознанным якорем, возникшим у нас непроизвольно. Неосознанные якоря возникают у нас в психике в двух случаях: при частом повторении (то, что Павлов назвал условным рефлексом) или при одноразовом, но очень сильном переживании. В этом случае, как и всегда, действует такое правило: чем меньше наше эмоциональное вовлечение, тем большее количество повторений нам нужно для того, чтобы закрепить реакцию. Вспомните, когда Вы учились в школе, то какую информацию запоминали быстрее и легче: ту, что интересна или ту, которая никак Вас не задевала? То же самое касается и неосознанного запоминания нашей реакции, которое мы назвали якорем.

Но мы можем ставить себе якоря и вполне осознанно. Возникает вполне закономерный вопрос: а для чего нам это делать? А вес дело в том, что якоря являются теми самыми доступными нам пусковыми кнопками, которые способны запустить скрытые ресурсы нашего организма. Так, в какой-то трудный жизненный момент, когда нет ни сил, ни желания что-то делать, сильный позитивный якорь способен изменить нашу внутреннюю программу, перенастроив ее на новый лад. Ведь все знают, как трудно бывает отвлечься от негативных мыслей и переключиться на что-то хорошее. А якорь открывает нам доступ к тем внутренним ресурсам, которые делают это практически автоматически. Якорь способен сообщить нам дополнительные силы, когда они уже на исходе, поднять настроение, возродить угасший интерес, придать уверенности в волнительной ситуации (экзамен или публичное выступление) и даже поможет преодолеть фобию.

Для того, чтобы заякорить ресурс из своего прошлого и сделать его доступным для какой-то ситуации в будущем, нужно проделать следующие шаги:

1.Определите ту ситуацию, для которой Вам нужен дополнительный ресурс.

2. Определитесь с тем, какой именно ресурс Вам нужен. Например, Вам предстоит экзамен, и Вы хотели бы чувствовать себя увереннее.

3. Убедитесь в том, что именно этот ресурс Вам и нужен. Это можно сделать, задав себе вопрос: Если бы у меня был этот ресурс, я бы действительно им воспользовался или нет? Если Вы ответили утвердительно на этот вопрос, то переходите к следующему пункту. Если Ваш ответ отрицательный, вернитесь к предыдущему этапу.

4. Вспомните то событие в своей жизни, когда Вы наиболее ярко переживали нужное Вам ресурсное состояние.

5. Выберите, какие якоря Вы будете использовать, для того, чтобы вызвать у себя это ресурсное состояние в будущем. Это могут быть якоря одного или нескольких видов: картинка, звук, прикосновение. Чаще всего используют прикосновение или жест, поскольку их наиболее легко и незаметно можно повторить в любой нужной ситуации. При выборе якоря важно соблюсти 2 правила: во-первых, якорь не должен иметь еще какое-то значение, помимо того, которое Вы ему придадите, т.е. распространенные жесты лучше исключить, во-вторых, он должен быть легко воспроизводим. Но наиболее сильны и эффективны якоря, которые задействуют сразу несколько каналов восприятия, т.е. звук подкрепляется картинкой и движением.

Выбранный якорь необходимо воспроизвести несколько раз, для того, чтобы выработать у себя необходимый навык. Ведь дело в том, что якорь будет работать только тогда, когда он будет повторен в абсолютной точности и полном соответствии с первоначальным выбранным образцом.

6. После того, как Вы выбрали и несколько раз отрепетировали якорь, самое время войти в необходимое Вам ресурсное состояние. Для этого перейдите в другое место и в своем воображении представьте те переживания, которые хотите у себя закрепить. В примере с уверенностью представьте ситуацию, когда Вы испытывали абсолютную уверенность в собственных силах. Представьте ее во всех красках и деталях. Прочувствуйте, что Вы видели и слышали в этот момент, в каком положении находились, что ощущали в теле. Пусть эта мысленная картинка будет наиболее яркой и насыщенной, на какую Вы только способны. Погрузитесь в эти воспоминания полностью, пусть они Вас наполнят, охватив Вас целиком.

7. В тот момент, когда Ваши воспоминания достигнут своего пика, поставьте якорь или несколько якорей (зрительный, слуховой, тактильный). Пробудьте в этом состояние столько времени, сколько захотите, а потом плавно выйдите из него.

8. Теперь проверьте, закрепился ли Ваш якорь. Для этого, воспроизведите тот якорь, который Вы поставили на пике своих переживаний. Этот якорь должен вновь перенести Вас в это состояние. Если этого не произошло или Ваши переживания недостаточно интенсивны, повторите шаг 7.

9. И, наконец, финальная проверка того, насколько этот якорь эффективен. Для этого выделите тот сигнал, по которому Вы определяете, что приближается проблемная ситуация. Например, в примере с экзаменом у Вас начинает нарастать тревога, учащается сердцебиение, возникает испарина. Войдите в это состояние, а затем воспользуйтесь поставленным якорем. Какой получился результат? Вам удалось полностью избавиться от тревоги и почувствовать уверенность в себе или лишь немного снизить уровень тревоги? Если так, то Вам, возможно, понадобится несколько ресурсных ситуаций, для того, чтобы преодолеть свою тревогу.

Следуя этому алгоритму, Вы можете закрепить на разные якоря несколько разных ресурсов. Так, удобно закреплять различные ресурсные состояния, каждое на своем пальце. Но можно также завязать все эти состояния на один палец. Такая техника получила название Накачка ресурсов.

Чем чаще Вы будете практиковаться в технике якорения ресурсов, тем более легко и быстро Вы сможете ее использовать в нужных ситуациях. Выше описано то, как ставить позитивные якоря, но точно также можно поставить себе и негативный якорь.

Пример негативного якоря , метода НЛП Ричарда Бендлера с супружеской парой:

Перед началом своего сеанса, Бендлер, зайдя в комнату, где принимал пациентов, сказал, что его, как городского жителя, здесь в деревне многое поражает. И затем поведал им вымышленную историю о том, как вчера в его гостиную заползла змея, и красочно описал, как это было ужасно. При этом он взглядом как бы прослеживал путь змеи, проходящий позади кресел пациентов. Затем, когда уже начался сеанс психотерапии, и супруги начинали спорить друг с другом, он воспроизводил то самое движение глаз, символизировавшее движение змеи, что заставляло супругов каждый раз прекращать спор. К концу сеанса супруги уже и не пытались спорить друг с другом, поскольку теперь спор у них ассоциировался с их чувствами к змеям. Вот так негативный якорь позволил отучить супружескую пару от неэффективного метода решения споров, что позволило им в дальнейшем выработать другие, более продуктивные формы взаимодействия.

Метод якоря достаточно прост в исполнении и ему может научиться практически каждый. При этом, он весьма эффективен и позволяет решить множество разных задач: быстро поднять настроение, снять тревожность и придать уверенности, избавиться от страхов, помочь расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в общем войти в любое эмоциональное состояние, в котором мы хотим находиться в данный момент времени. Он может также помочь Вам избавиться от вредных привычек. В общем, метод якоря позволит Вам лучше управлять своей жизнью и быстрее и легче достигать поставленных целей.


Самое обсуждаемое
Что нужно для того, чтобы ребенок легче пережил развод Что нужно для того, чтобы ребенок легче пережил развод
Энергия и мечты — от чего зависит исполнение желаний Энергия воздуха для исполнения желаний Энергия и мечты — от чего зависит исполнение желаний Энергия воздуха для исполнения желаний
Подарок учителю на День Рождения: идеи Подарок учителю на День Рождения: идеи


top