Урунтаева дошкольная психология. Урунтаева Г.А

Урунтаева дошкольная психология. Урунтаева Г.А

Урунтаева Г.А.
Дошкольная
психология
Академия 2001

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Оглавление
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. Предмет детской психологии
§ 1. Основные закономерности психического развития
§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта
ГЛАВА 2. Принципы и методы детской психологии
§ 1. Принципы изучения психики ребенка
§ 2. Методы детской психологии
§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
ГЛАВА 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет
§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
§ 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
§ 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ГЛАВА 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
ГЛАВА 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
§ 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА
ГЛАВА 9. Развитие внимания в дошкольном возрасте
§ 1. Функции и виды внимания
§ 2. Развитие внимания в младенчестве
§ 3. Развитие внимания в раннем детстве
§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
§ 5. Руководство развитием внимания
ГЛАВА 10. Развитие речи в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие речи в младенчестве

§ 2. Развитие речи в раннем детстве
§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
ГЛАВА 11. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве
§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
ГЛАВА 12. Развитие памяти в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие памяти в младенчестве
§ 2. Развитие памяти в раннем детстве
§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
§ 4. Руководство развитием памяти
ГЛАВА 13. Развитие воображения в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие воображения в раннем детстве
§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
§ 3. Руководство развитием воображения
ГЛАВА 14. Развитие мышления в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие мышления в младенчестве
§ 2. Развитие мышления в раннем детстве
§ 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
§ 4. Руководство развитием мышления
РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ГЛАВА 15. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие самосознания в младенчестве
§ 2. Развитие самосознания в раннем детстве
§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
§ 4. Руководство развитием самосознания
ГЛАВА 16. Развитие воли в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
§ 2. Руководство развитием воли
ГЛАВА 17. "Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
ГЛАВА 18. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
§ 1. Нравственное развитие в младенчестве
§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве
§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
ГЛАВА 19. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
§ 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
§ 2. Характеристика детей с разными типами темперамента
§ 3. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
ГЛАВА 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие способностей дошкольника
§ 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 21. Психологическая готовность к обучению в школе
§ 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
§ 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
Приложения. ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет детской психологии
Методы детской психологии
Основные направления психического развития в раннем детстве
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Бытовая деятельность
Трудовая деятельность
Игровая деятельность
Изобразительная деятельность
Конструктивная деятельность
Общение ребенка со взрослыми
Развитие общения со сверстниками
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие внимания
Развитие речи
Сенсорное развитие
Развитие памяти
Развитие воображения
Развитие мышления
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие самосознания
Развитие воли
Эмоциональное развитие
ПРОГРАММА ПО КУРСУ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ...
Нравственное развитие
Развитие темперамента
Развитие способностей
Психологическая готовность к обучению в школе Психологические особенности детей 6- летнего возраста
Психологическая готовность к систематическому обучению
Приложения. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Словарь основных психологических понятий
Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико- психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о детской психологии как науке и ее практическом применении.
Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.
Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство - возраст от рождения до 3 лет, детство - от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии , изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.
Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.
Следовательно, развитие психики - не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.
§ 1. Основные закономерности психического развития
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.
Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.
Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.
Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.
Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять , а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.
Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).
Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.
Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.
В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к
«открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».
Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.
Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».
В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации , устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию.
Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.
В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.
В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).
§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка. У животных существуют механизмы поведения двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, - это опыт общественно- исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития.
Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.
Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок.
Главную, определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.
Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо , а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное,

например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально- культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда - это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает). Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.
Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).
В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов - мотивационно-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и операционно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»).
Носителем обоих компонентов выступает взрослый. В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин).
Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых.
Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).
Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.

Обучение - это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.Запорожец). Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.
Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок , ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности.
Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.
Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.
В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств.
Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».
Литература
Выготский Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.-Т.4-С. 244-268.
Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики// Избр. психолог, труды: В 2 т.,-
М.,1986. - Т.1. - С. 223-257.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1981.
Рубинштейн С.Л . Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.-Т. 1.


Урунтаева Галина Анатольевна - доктор психологических наук. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии (1992-1995), заведующая кафедрой психологии (с 1995 г.).

Занимается изучением истории психологии, методики обучения дошкольной психологии. Автор более 100 научных работ, в том числе учебных пособий "Дошкольная психология", "Диагностика психологических особенностей дошкольника", хрестоматии "Психология дошкольника", монографии "Психология изучения дошкольника воспитателем (история проблемы)".

Разработанный ГА. Урунтаевой учебно-методический комплект по дошкольной психологии для учащихся педагогических колледжей и училищ был удостоен диплома 1 степени на конкурсе научных проектов 1997-1998 гг. Северо-Западного отделения Российской академии образования.

Г.А. Урунтаева - главный редактор регионального научно-практического журнала "Наука и образование". Действительный член Международной академии педагогических и социальных наук. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награждена медалью им. К.Д. Ушинского.

Г.А. Урунтаева уделила достаточно много внимания в своих работах развитию трудовой деятельности дошкольников.

По мнению Урунтаевой первый вид деятельности, которую осваивает младенец, - бытовая. Она возникает на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище, отдыхе (бытовые процессы, которые организует взрослый с помощью режима дня). На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает технической стороной бытовой деятельности, т.е. культурно-гигиеническими навыками, направленными на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных способов и средств. Старший дошкольник начинает осознавать нравственные нормы, определяющие поведение в быту, соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе, у него складываются первые бытовые привычки. С бытовой тесно связана трудовая деятельность; так, одним из видов труда, доступным дошкольнику, является хозяйственно-бытовой.

Под трудовой деятельностью Урунтаева понимает деятельность, направленную на создание общественно полезных продуктов. Ее развитые формы не характерны для дошкольников, они формируются позднее. В детстве развиваются некоторые предпосылки участия в дальнейшем производительном труде по следующим направлениям: складываются определенные представления о труде и профессиях взрослых, формируются отдельные трудовые умения и навыки, усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности, формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность и т.д.

Урунтаева пишет, что дошкольник нередко выполняет поручения совместно с другими детьми и поэтому учится распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам; постепенно он начинает осознавать взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включается в общее дело. Дети учатся планировать свою работу, разделять ее на составные звенья. Выполняя трудовые задания, дошкольники обучаются различным трудовым операциям, приобретают трудовые навыки и умения, например умение обращаться с орудиями (ножницы, молоток и др.) и материалами. В итоге они начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, его значение для других людей.

Особенное внимание Урунтаева уделяет индивидуальному подходу в развитии трудовой деятельности дошкольников.

Урунтаева пишет, что правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его "общественное" лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы.

Анализ результатов исследования по методике Урунтаевой

Практическая часть была выполнена на базе группы из 15 человек детского сада г. Челябинска. Исследовалась подгруппа из 5 человек. Возраст детей от 3,5 до 4 лет.

В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане: хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

Каждому ребенку было предложено по 3 задания: поливка цветов, протирание листьев, взрыхление земли. И если ребенок справлялся с заданием, то этому ребенку я ставила плюс (+), если нет то он получал у меня минус (-), но встречались дети, которые наполовину справлялись с заданием, тогда они получали (+/-).

В таблице представлены результаты работы детей.

Из таблицы видно, что Наумова Лера с первым заданием справилась хорошо. Со вторым не получилось, но в следующий раз она обязательно постарается. С третьим она справилась на половину, у нее земля высыпалась прямо на столик.

Климов Саша с первым заданием абсолютно не справился, он не умеет поливать цветы, с лишком много льет воды. Со вторым заданием справился на половину, не очень аккуратно пользуется тряпочкой. И с третьим заданием справился великолепно, с взрыхлением земли у него проблем не оказалось.

Ротозей Даша также как и Саша не смогла справиться с первым заданием, но зато со вторым она справилась без подсказки, и с третьим у нее были не большие затруднения, нужно аккуратней взрыхлять землю.

Ерохин Владик всех удивил, со всеми заданиями справился замечательно без замечаний и без напоминаний

Якимова Настя не справилась ни с одним заданием, это говорит о том, что ребенок с детства не приучен труду.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуальных особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств личности ребенка приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

5-е изд. Издательство: Академия. Серия: Педагогическое образование. Год: 2001. Кол-во страниц:
336. ISBN: 5-7695-0034-4.
Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка. Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

Содержание:
Раздел первый. Общие вопросы детской психологии.
1. Предмет детской психологии.
- Основные закономерности психического развития.
- Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.
2. Принципы и методы детской психологии.
- Принципы изучения психики ребенка.
- Методы детской психологии.
- Как воспитателю изучать психические особенности ребенка.
3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет.
- Особенности психического развития в раннем возрасте.
- Психическое развитие ребенка первого года жизни.
- Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет.
- Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Раздел второй. Развитие деятельности дошкольника.
4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие бытовой деятельности в младенчестве.
- Развитие бытовой деятельности в раннем детстве.
- Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.
5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве.
- Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие игры в младенчестве и раннем детстве.
- Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
- Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника.
- Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.
8. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- Развитие общения дошкольников со взрослыми.
- Отношение дошкольников к личности воспитателя.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками.

Раздел третий. Развитие познавательных процессов дошкольника.
9. Развитие внимания в дошкольном возрасте.
- Функции и виды внимания.
- Развитие внимания в младенчестве.
- Развитие внимания в раннем детстве.
- Развитие внимания в дошкольном возрасте.
- Руководство развитием внимания.
10. Развитие речи в дошкольном возрасте.
- Развитие речи в младенчестве.
- Развитие речи в раннем детстве.
- Развитие речи в дошкольном возрасте.
11. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.
- Сенсорное развитие в младенчестве.
- Сенсорное развитие в раннем детстве.
- Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.
12. Развитие памяти в дошкольном возрасте.
- Развитие памяти в младенчестве.
- Развитие памяти в раннем детстве.
- Развитие памяти в дошкольном возрасте.
- Руководство развитием памяти.
13. Развитие воображения в дошкольном возрасте.
- Развитие воображения в раннем детстве.
- Развитие воображения в дошкольном возрасте.
- Руководство развитием воображения.
14. Развитие мышления в дошкольном возрасте.
- Развитие мышления в младенчестве.
- Развитие мышления в раннем детстве.
- Развитие мышления в дошкольном возрасте.
- Руководство развитием мышления.

Раздел четвертый. Развитие личности дошкольника.
15. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
- Развитие самосознания в младенчестве.
- Развитие самосознания в раннем детстве.
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
- Руководство развитием самосознания.
16. Развитие воли в дошкольном возрасте.
- Развитие волевого действия в дошкольном возрасте.
- Руководство развитием воли.
17. "эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.
- Эмоциональное развитие в младенчестве.
- Эмоциональное развитие в раннем детстве.
- Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.
- Эмоциональное неблагополучие детей и его причины.
18. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
- Нравственное развитие в младенчестве.
- Нравственное развитие в раннем детстве.
- Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
19. Развитие темперамента в дошкольном возрасте.
- Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни.
- Характеристика детей с разными типами темперамента.
- Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
20. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
- Развитие способностей дошкольника.
- Условия развития способностей в дошкольном возрасте.
21. Психологическая готовность к обучению в школе.
- Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
- Компоненты психологической готовности к обучению в школе.

Приложения. Программа по курсу "дошкольная психология" для учащихся педагогических училищ и колледжей.
Общие вопросы детской психологии.
- Предмет детской психологии.
- Методы детской психологии.
- Основные направления психического развития в раннем детстве.
Развитие деятельности дошкольника.
- Бытовая деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Общение ребенка со взрослыми.
- Развитие общения со сверстниками.
Развитие познавательных процессов дошкольника.
- Развитие внимания.
- Развитие речи.
- Сенсорное развитие.
- Развитие памяти.
- Развитие воображения.
- Развитие мышления.
Развитие личности дошкольника.
- Развитие самосознания.
- Развитие воли.
Эмоциональное развитие.

Программа по курсу дошкольной психологии.
- Нравственное развитие.
- Развитие темперамента.
- Развитие способностей.
- Психологическая готовность к обучению в школе психологические особенности детей 6-летнего возраста.
- Психологическая готовность к систематическому обучению.

Приложения. Словарь основных психологических понятий.

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издательская программа

«Учебники и учебные пособия

для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы 3. А. Нефедова

Рецензент:

доктор психологических наук,

зав. кафедрой возрастной психологии

МГУ им. М. В. Ломоносова

А. И. Подольский

Издание осуществлено при финансовой поддержке акционерного банка газовой промышленности «ГАЗПРОМБАНК»

Урунтаева Г. А.

У 73 Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведе­ний. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 336 с. - ISBN 5-7695-0034-4

Учебное пособие написано на основе базовых методологи­ческих и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении. Изложе­ние теории сопровождается конкретными примерами.

Пособие имеет ярко выраженную практическую направлен­ность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

ISBN 5-7695-0034-4

© Урунтаева Г. А., 1996

© Издательский центр «Академия», 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методика­ми, курс детской психологии является одним из основных в под­готовке воспитателей дошкольных учреждений.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся педагогических училищ, колледжей и студентов вузов. Его цель состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу.

В основу учебного пособия положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном, Л.А.Венгером, Л.И.Божович, А.А.Люблинской, М.И.Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

Пособие состоит из четырех разделов. В первом рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы пси­хологического изучения ребенка. В остальных трех разделах по­казываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности.



Мы не ограничились рассмотрением психического разви­тия ребенка только в возрасте 3-7 лет. В каждом разделе не­маловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства. Во-первых, воспитателю необходимо иметь представ­ление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психичес­ких процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младен­цу и преддошкольнику, воспитатель не сможет спроектировать последующее психическое развитие. В-третьих, материал, каса­ющийся формирования психики ребенка в младенчестве и ран­нем возрасте, необходим тем специалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка.

Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его цен­ности и значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развития мы выделили основ­ные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и при форму­лировании задач воспитания.

Для того чтобы связать психологические знания с педаго­гической практикой, мы рассмотрели некоторые принципы ру­ководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, вообра­жением и пр.

Изложение материала в учебном пособии сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей. Они были подобраны из проведенных нами иссле­дований. Примеры не только иллюстрируют теоретические по­ложения, но и восполняют недостаток психологического опы­та у студентов и учащихся, дают им повод для дальнейших раз­мышлений и сравнения с фактами, полученными в собственной деятельности. К тому же примеры уточняют, раскрывают и на­полняют смыслом научные понятия.

Учебное пособие знакомит читателей с наиболее выдающи­мися отечественными психологами, их достижениями и основ­ными положениями исследований.


Самое обсуждаемое
Почему 8 летний мальчик сосет пальчики Почему 8 летний мальчик сосет пальчики
Самые эффективные ночные маски для лица в домашних условиях Самые эффективные ночные маски для лица в домашних условиях
Размерный ряд брюк женских Размерный ряд брюк женских


top