Конспект сюжетно-ролевой игры "Дочки-матери". план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект сюжетно-ролевой игры

Традиционная игра в дочки-матери популярна среди детей дошкольного возраста. Нередко к ней подключаются даже мальчишки, видя, с каким воодушевлением играют сверстницы. Она воспитала много поколений и даже стала объектом внимания детских психологов.

В игру «Дочки-матери» играли еще наши прабабушки. Это теперь куклы для девочек умеют говорить, двигаться, носят модные вещи и шикарные прически. Тогда же игрушки были проще, но суть игры в дочки-матери оставалась неизменной.


Психология игры в дочки-матери
Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых. Если вы понаблюдаете за процессом игры, то сможете понять, как малыш видит и чувствует себя в семье.
Анализ психологии детской игры даст вам полезную и часто неожиданную информацию о вашем чаде. Как кроха понимает требования и запреты в семье? С кем из родственников он себя ассоциирует? Чем для него являются семейные отношения?
Чтобы выяснить все это, можно «подсмотреть» один из эпизодов игры в куклы вашей дочери (сына) с другими малышами. Нередко ребята разыгрываются сценки, посвященные какому-либо событию из жизни семьи. Ваша задача – быть внимательной и не вмешиваться в действие игры.
Проанализируйте то, что вы увидели. Отмечайте важные детали: кого играет ваша дочь? какие манеры этого родственника она копирует? Если это один из родителей, то как он относится к ребенку? Что поощряет, а что запрещает и как? Повышает ли голос на куклу-ребенка? За что хвалит?


Интерпретация детской игры в куклы
Наблюдения за игрой в дочки-матери позволит вам увидеть отношения с ребенком со стороны. Конечно, реальные факты в таком «зеркале» искажены детским восприятием, но основная идея прослеживается. Эмоции в игре могут быть утрированы, но они имеют место в детском сердце в действительности, только выражены не столь ярко.
Нельзя сказать, что игра в семейные отношения полностью однозначна. Не все, что вы увидите, стоит воспринимать на собственный счет. Очень часто дети путем игры рассказывают о том, чего бы им хотелось. Поэтому вы можете увидеть желаемое вместо действительного.


Игра как способ «достучаться» до ребенка
Как утверждают психологи, игра в дочки-матери – это не только возможность понять детские переживания. Это не просто источник знаний, но и средство, которое может повлиять на картину семьи в понимании крохи.
Допустим, вы поняли из игры, что ребенок считает ваши запреты слишком строгими, а когда вы не выполняете его капризов, начинает обижаться. Предложите в таком случае сыграть малышке «маму», а на себя (свою куклу) возьмите роль дочери.
В таких амплуа можно воплотить показательный эпизод, когда малыш больше всего упрямится. Например, поход в магазин. Действуйте так, как ведет себя ребенок в реальности, чтобы он понял, каково это – быть на месте родителя в такие моменты. Игра «наоборот» даст ребенку понять, каких действий вы ожидаете от малыша, и поможет в игровой форме достичь компромисса.
Психология игры в дочки-матери очень проста: в сюжетно-ролевой игре малыши воплощают то, как они видят семейные отношения. Наблюдая и анализируя процесс игры в куклы, вы сможете лучше понять ребенка. Более того, с помощью игры родители могут корректировать восприятие и поведение крохи в разных бытовых ситуациях.

МАДОУ Д/С ОВ » Радуга» город Новый Уренгой.

Сюжетно-ролевая игра в младших группах «Дочки-матери»

Описание: Данный материал будет полезен и интересен воспитателям младших групп.

Цели:

— учить детей принимать на себя роль мамы и папы;
— учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет;
— воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;
— формировать навыки общения в процессе игровой деятельности;
— формировать через игру культурно-гигиенические навыки;
— познакомить с планом — сюжета.

Предварительная работа: чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.

Оборудование: атрибуты для игры «Дочки-матери».

Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на куклы).

Воспитатель машет палочкой и говорит: «Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)». Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?

Дети: В детский сад.

Воспитатель: Для чего мы приехали в детский сад?

Дети: Забрать своих детей домой.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Воспитатель: Что у вас будет в квартире, чтоб ребенку было удобно?

Воспитатель обращается к разным детям.

Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.

Дети встают на разные места, расположенные в группе.

Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.

Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Хороводная игра «Наша кукла»

Наша кукла погуляла,
А потом домой пришла.(Дети ходят по помещению.)
Обувь и одежду кукла
Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)
В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)
Вытирала их потом.
На диване посидела,
Наблюдала за котом.(Садятся на ковер и имитируют наблюдение)
За столом она поела,(Имитируют движения.)
Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)
И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)
Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)
Кукла, спи и отдыхай,
Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время удобной для них позе.)

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.

Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает.

Воспитатель принимает кукол в детском саду.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?
Дети рассказывают.

Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.

Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.

Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: : Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.

Дети вместе с воспитателем наводят порядок.

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Как играть в «дочки-матери»

1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.

Варианты игры «дочки-матери»

1. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.

Польза игры «дочки-матери»

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР«Детский сад Улыбка№34».

Воспитатель: Бирюкова Л.Г.

Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку.

Задачи:

Содействовать:

Развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке).

Овладению моделированием знакомых ребёнку трудовых и общественных отношений: «Дочки-матери».

Согласовывать игровые действия с принятой ролью.

Умению пользоваться предметами заместителями.

Обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач, поддержке желания соединить ролевую игру с элементами конструирования.

Организации предметной игровой среды – обеспечению различными атрибутами, предметами – заместителями, игрушками.

Выполнению правил игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

Содействовать умению конструировать объекты в соответствии с определёнными условиями (кроватки, столы, стулья); (например - рост куклы);

Содействовать:

Умению правильно пользоваться ножницами;

Уметь срезать углы у прямоугольника, вырезать округлую форму из квадрата.

Предварительная работа:

рассматривание картинок о семье; чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; настольная игра «Семья»; хороводная игра «Стираем, стираем», пальчиковые игры « Этот пальчик папенька, этот пальчик маменька…»; настольный театр « Моя семья».

Методы и приёмы:

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

Создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

Наблюдение за играми других детей

Организация предметно-игровой среды

Сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

Изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

Ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

Создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Материал:

Куклы, предметы – заместители, строительный материал, игрушечная посуда, постельные принадлежности (для кукол), игровой персонаж – Мишка.

Утро:

Индивидуальная работа:

На столе разложены картинки – заботливая мама одевает, читает, моет, ухаживает за младенцем, за столом сидит семья.

Воспитатель:- иди, посмотри, что здесь на картинках?

Это воспитатель делает?

Ребёнок: нет, это мама.

Как узнал?

(Ребёнок рассказывает, доказывает)

Воспитатель: спой про маму.

- «Только просыпаюсь, улыбаюсь я.

Солнышко целует ласково меня

Я смотрю на солнце, маму вижу я

Моё солнце – мама милая моя».

Воспитатель: молодец, хорошо рассказал про маму.

Воспитатель: какая мама?

Ребёнок: мама заботливая.

Подгрупповое общение:

Воспитатель: ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким.

А ваши дочки голодные сидят.

Давайте для них угощение сделаем?

У квадрата срежем уголки, это у нас будет угощение.

(Выполняют работы)

О! сколько получилось угощений и яблоки, и морковка, и репка.

Воспитатель: Для кого угощение приготовили?

Дети: для наших дочек.

Мотивация:

Воспитатель: дети, нас Мишка ждёт.

Воспитатель: - на чём поедем?

Дети: - на машине.

Воспитатель: Качайте шины – ш – ш - ш.
Наливайте в баки бензин – с- с- с.
Заводите моторы – д- д- д.

Берите руль, поехали машины – дж..дж..дж.

Машина, машина идёт гудит

В машине, в машине шофёр сидит

Вот речка, вот поле, вот лес густой

Приехала, машина - стой!
Воспитатель: Мишка, что случилось?

Мишка: да вот дочки голодные сидят.

О них позаботиться некому.

Хорошо, если бы вы, мамами и папами стали.

А если нет? …Тогда я соберу всех кукол и отдам в детский сад.

Воспитатель: Мишка, сегодня выходной день, детский сад не работает.

Может быть, найдутся мамы и папы заботливые, всех дочек разберут! (Чудо!)

Дети: мы позаботимся и я, и я…

Воспитатель: ни одной не останется? (меняет интонацию)

Дети: всех заберём.

Воспитатель: Так, придумали, в какую игру будем играть?

Дети: играть будем в «Дочки- матери».

Воспитатель: после завтрака поиграем.

Умывание:

(В умывальной комнате идёт не большая беседа)

Воспитатель: руки дочкам тоже будем мыть с мылом (дети делают мыльные перчатки), чтобы чистыми были, и вытирать насухо полотенцем.

(во время завтрака беседа)

Воспитатель:

Вкусно вас повара кормят?

Дети: Да.

Воспитатель: а вы тоже позаботитесь о своих дочках, вкусно их будете кормить?

А, чем?

(ответы детей)

Ход:

Игра в кругу «стираем, стираем»

Стираем, стираем целый день стираем

Устали ручки ножки?

Нет

и снова на работу готовы ли идти?

да

Полощем, полощем целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет

Да

Отжимаем, отжимаем целый день, целый день устали ручки ножки?

Нет

и снова на работу, готовы ли идти?

Да

Вешаем, вешаем, целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Снимаем, снимаем целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Гладим, гладим целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Одеваем, одеваем, целый день, целый день

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

(дети садятся на стульчики)

Что мы с вами задумали?

Какой материал нужен?

Какой инструмент?

Как будем играть?

Что у нас получится?

Воспитатель: кем вы будете?

Дети: Мамами и папами.

Воспитатель: Какими мамами и папами?

Дети: Заботливыми.

Воспитатель: Куда дочек возьмёте?

Дети: Домой.

Воспитатель: Находите себе место для дома и забирайте дочек.

Воспитатель . Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

(дети играют- кормят кукол, укладывают спать, рассказывают сказки, гуляют и т.д.)

Воспитатель: выходной день заканчивается, пора дочек вести в детский сад (дети приносят кукол)

Воспитатель: как дочку зовут?

Чем угощал дочку?

Поспала ли дочка?

(дети рассказывают, чем занимались с дочкой)

(дети садятся на стульчики)

Итог:

Воспитатель: хорошую мы игру придумали?

Получилась игра?

Почему вы думаете, что игра получилась.

Дети: я была мамой, делала угощение.

Я была заботливая, спать укладывала.

Воспитатель: я видела, ты была заботливой, книжку читала, дочке было весело, интересно с мамой.

А кто ещё позаботился, чтобы дочке интересно было?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми мамами.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились,
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!

Предполагаемый результат:

Дети стали эмоционально – отзывчивы.

Дети умело берут на себя роль, используя для этой цели игровые действия.

Дети легко переходят в мир взрослых, становятся заботливыми « родителями».

Речь у детей стала выразительна, эмоциональна.

Дети стали любознательные, активные.

Дети стали активно с интересом участвовать в игре.

Дети умело применяют предметы – заместители и действуют ими.

Дети сами изготовляют предметы – заместители, находят в группе любые предметы и применяют их в игре.

Дети сами придумывают игровые действия (рассказывают сказку дочке, поют колыбельную и т.д.)

Дети овладели средствами общения.

У детей пополнился и активизировался словарь, употребляют монологическую и диалогическую формы речи, при рассказывании о своей дочке, сыночке, между собой и взрослым.

У детей сформировалось представление доброты, ласки, нежности, заботливость.

У детей сложились дружеские взаимоотношения в игре, дети делятся в игре игровыми предметами – заместителями.


Самое обсуждаемое
Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками
Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток
Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья


top