Конспект бесед по этикету старшая группа. Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию "этикет"

Конспект бесед по этикету старшая группа. Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.

Пояснительная записка:

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

1. Познакомить с понятием «этикет».

2. Закреплять знание детьми вежливых слов.

3. Упражнять в использовании вежливых слов.

4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.

Предварительная работа:

1. Загадки про этикет.

2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

3. Правила этикета в гостях.

4. Речевой этикет.

Материал к беседе:

Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.

Ход беседы:

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Здравствуйте, милые дети!

Вы прекрасней всех на свете.

Дети: (Здравствуйте ).

Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?

Дети:

Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Воспитатель:

Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.

Правила речевого этикета.

1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;

2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;

3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;

4. Просить прощения за проступок;

5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;

6. Не перебивать чужой разговор;

7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

Воспитатель:

Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.

Загадки про этикет:

Очень в садик я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

И с прохожим в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал.

Дети: (Приветствия )

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»-

То слова.

Дети: (Прощания )

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Дети: (Извинения )

Я «спасибо» говорю,

Значит, я.

Дети: (Благодарю )

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»

Дети: (Прошу прощенья! )

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите …»

Дети: (Вам помочь! )

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

Дети: (Будь здорова! )

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте.»

Дети: (Так добры! )

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …

Дети: (Представиться! )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.

А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.

Физкультминутка:

Ванька-встанька:

Ванька-встанька, (Прыжки на месте )

Приседай-ка. (Приседания. )

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши. )

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. )

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой. )

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево. )

Воспитатель: А сейчас разучим стишки.

Что такое «этикет»?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что такое этикет?

Это можно,

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно,

И веди себя достойно.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

На здоровье угощайтесь!».

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»-

Значит «будь здоров».

Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы – не конфетки.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель:

Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:

Нормы гостевого этикета:

1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;

2. Поприветствовать хозяев дома;

3. Не опаздывать к назначенному времени;

4. Соблюдать правила общения;

5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;

6. Не настаивать на своих желаниях;

7. Соблюдать правила поведения за столом;

8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;

9. Не задерживаться в гостях надолго;

10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

Воспитатель:

Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости ).

Вместо заключения:

Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— уточнять представления об исторической сущности норм и правил поведения;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории этикета;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: письмо; диктофон; настольно-печатная игра «История этикета»; иллюстрации с изображением различных способов приветственной жестикуляции.

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья — первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Скоро в нашей школе состоится необычный праздник, он будет посвящен доброте и вежливости. К предстоящему празднику готовятся все ученики первых классов: разучивают стихи, песни, танцы, готовят выставку рисунков о добрых и вежливых поступках. Ребятам нашего класса дали задание: интересно рассказать о правилах приветствий, об истории этих правил. Когда мы стали все вместе думать о том, как можно интересно рассказать об истории правил, выяснилось, что мы мало знаем об этом. И вдруг кто-то вспомнил, что вам, ребята, много рассказывали об истории правил поведения, в вашей группе есть много книг, картинок, игр. Очень просим вас помочь в подготовке к этому празднику». Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?

Дети . Да.

Воспитатель . Как им можно помочь?

Дети . Мы можем записать наши рассказы, стихи на диктофон, подобрать картинки, наши рисунки, книги, игры об истории правил поведения и отправить их им.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все хорошо придумали. А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о правилах приветствия, об истории этих правил. Ребята, для чего люди придумали разные правила?

Дети. Чтобы всем было хорошо, приятно, радостно.

Воспитатель. Для лучшего понимания друг друга люди придумали разные правила.

Послушайте стихотворение об этом.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро

Солнцу и птицам!

— Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Н. Красильников

Первые слова, которыми мы начинаем день, — «здравствуйте» и «доброе утро»! Что означает слово «здравствуйте»?

Дети. Пожелание здоровья, радости.

Воспитатель. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Давайте послушаем стихотворение А. Кондратьева об этих волшебных словах.

1-й ребенок

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2-й ребенок

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель . Почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

Дети. Такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим.

Воспитатель . Действительно, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Когда услышишь добрые слова да еще сказанные от души, с улыбкой на лице, сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню «Улыбка».

Дети поют песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

А еще какие слова приветствия вы знаете?

Дети. «Добрый день», «привет», «добрый вечер», «очень рад вас видеть», «приветствую вас».

Воспитатель . Молодцы! Вы много волшебных слов знаете! Послушайте о них стихотворение И. Курочкиной «Что стряслось?».

Ребенок читает стихотворение.

Ребята, мы с вами много рассказали о том, как люди приветствуют друг друга с помощью слов. А можно ли поприветствовать друг друга без слов? Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как это можно сделать.

Игра «Приветствие»

Воспитатель предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Воспитатель . Каким образом взрослые люди могут поприветствовать друг друга без слов, кроме тех способов, которые вы назвали?

Дети . Мужчины приподнимают шляпы, мужчина женщине может поцеловать руку.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением вышеназванных способов приветственной жестикуляции.

Воспитатель. Каждое правило поведения имеет свою историю, проверенную многими годами общения людей друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник обычай приветствовать друг друга, приподнимая шляпу?

Дети . Да.

Воспитатель. Когда-то воины носили шлемы. Чтобы показать свое доверие другому человеку, они снимали их, как бы говоря, что не ожидают от них нападения. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, мужчины тоже снимали или приподнимали шляпу. Для чего они это делали?

Дети . Это означало, что человеку нравятся эти люди, что ему приятно всех видеть.

Воспитатель. Да, ребята, если мужчины снимали или приподнимали шляпы — это обозначало, что он находится в кругу друзей. Позже шляпу стали снимать перед важными людьми, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор. Чтобы вспомнить историю такого правила приветствия, как рукопожатие, предлагаю поиграть в игру.

Игра «История этикета» (рукопожатие)

Нужно разложить по порядку картинки, на которых нарисован один из этапов истории обычая рукопожатия. На первой картинке изображена протянутая невооруженная ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. На второй нарисован средневековый ритуал, включавший в себя вкладывание своих рук в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение. На третьей картинке изображена древняя традиция целовать руку вышестоящему лицу или даме, а равному ее пожимать в знак приветствия. На четвертой — общепринятый приветственный жест рукопожатия. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая- то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной).

В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания о трансформации такого приветственного жеста, как рукопожатие.

Воспитатель . Ребята, а почему важно знать историю правил поведения?

Дети отвечают.

Да, ребята, многие правила поведения берут начало в далеком прошлом, и знание истории помогает лучше их понять и запомнить. У каждого народа есть свои правила приветствия. Послушайте стихотворение Е. Хоринской «Хороший обычай» о прекрасном обычае русского народа встречать или приветствовать гостей.

Воспитатель читает стихотворение.

Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник прекрасный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом-солью?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте обратимся к истории. Ненастной ночью в избу попросился незнакомец. Он был озябшим, вымокшим. Его впустили, дали обсушиться, радушно усадили за стол. Утром оказалось, что это был... леший. «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, — прощаясь, сказал он хозяину, — ни один зверь не обидит». А что было бы, если бы хозяева не проявили должного гостеприимства?

Это только легенда, но так было в далеком прошлом. Люди боялись нечистой силы, старались задобрить, накормить любого, кто входил в их дом. Ту легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлебом?

Дети. Тот, кто угощает хлебом, и тот, кто его пробует, считались друзьями.

Воспитатель . Этот обычай пришел к нам из далекого прошлого. Наши предки считали, что если кто-то в их доме испробует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угощавший гостя, не мог причинить ему зла, и гость, испробовавший хлеба, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб-соль — мирный договор между гостем и хозяином.

«Водить хлеб-соль» означало дружить. Угощая хлебом-со- лью, хозяин показывал, что готов отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Вот какие интересные истории мы с вами вспомнили.

Как вы думаете, помогут наши рассказы первоклассникам подготовиться к школьному празднику доброты и вежливости? Что еще можно им отправить?

Дети. Игру «Приветствие», альбом «История правил», картинки, книги о правилах поведения.

Воспитатель . Молодцы, ребята, я думаю, что с вашей помощью наши друзья смогут интересно рассказать на празднике другим детям о правилах приветствий, об их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?

Дети . Чтобы быть приятным другим.

Воспитатель. Совершенно верно!

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Дети раннего возраста (до 2 лет)

Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года « месяцев).

Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать ротпо напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб,правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения:пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

* * *

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он есть или у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должное внимание формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка

употреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других – только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться. Предлагаю несколько элементарных советов по организации питания детей (приложение 1)

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками, по возможности ваза с цветами. За столом следует разрешать детям при необходимости обращатьсяк сидящим за столом, при этом не следует одергивать детей, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим присутствием взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде, помогает малышам. Зачем за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный для ребенка момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие(например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремиться многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справиться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то илидругое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли дети выполняют данную ему работу, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, сядет за стол, не вымыв реки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий.

Общение с детьми во время еду требует тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддержать беседе во время еды – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится и т.д. Пожелание «Приятного аппетита» - обязательно.

Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Мы предлагаем провести с детьми четыре занятия по теме «Столовый этикет»:

1. Посуда и столовые приборы.

2. Как правильно и красиво накрыть стол.

3. Поведение за столом.

4. Чаепитие друзей.

К каждой теме дается краткий текст, который воспитатель соотносит с возрастом детей.

Тема: « Посуда и столовые приборы»

Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием поможет взрослым накрыть стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть.

Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы.

Какая еще посуда есть в вашем доме? Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. А для чего нужны салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники? Все это для того, чтобы удобно было есть и пить.

Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок – закусочные нож и вилка размером поменьше столовых. Рыбными ножом и вилкой едят рыбу. Чтобы отделить рыбу от косточек, на кончике ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление. Чтобы не разрезать тонкие рыбные кости, рыбный нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные или фруктовые столовые приборы. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца – и к ним маленькие ложечки. На праздничный стол не ставят солонку с дырочками: вытрясать соль из такой солонки не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Воспитателю. Прочтите сказку К.Чуковского «Федорино горе», организуйте игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.

Тема: «Как правильно и красиво накрыть стол»

И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью.

С чего начинается сервировка стола? На стол стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон стола одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.

Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50- 70 сантиметров, а в ширину до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Только помните, что, когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на столе, только кисти рук.

У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставится закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая вилки лежат зубчиками вверх, а не упираясь в стол. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки: ими мы будем пользоваться в первую очередь, так как обычно застолье начинается с закусок.

Когда хозяйка уберет со стола закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для него столовые тарелки, мы возьмем в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки примерно 2 сантиметра (два-три пальца), до хлебной 5 сантиметров.

Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице.

Приготовив место для каждого гостя, займемся общей сервировкой. Разместим на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда – приборы для расклада: для салата – салатные ложка и вилка, для закусок – маленькие вилочки. Закуски с общего блюда на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсить цветами или свечами.

На праздничный стол ставится супница, и мама разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда гости переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется большое блюдо с мясом и гарниром: хозяйка раскладывает это угощение в тарелки либо гости делают это сами.

Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской.

Воспитателю. Прочтите стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Можно организовать «Праздник красивого застолья».

Тема: «Поведение за столом»

Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.

Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам. Кавалер, ухаживающий за дамой, легко и красиво отодвигает стул от стола. Надо взять стул за спинку, приподнять его и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.

Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях. Выходим из-за стола, кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной (столовой) тарелками. Когда совсем закончили трапезу, положим салфетку на пирожковую тарелку. Эта салфетка во время всего застолья не меняется. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить себе на колени.

Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетку так, чтобы следы губ оказались внутри ее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Новое блюдо на новой тарелке едим новыми приборами и пользуемся новой бумажной салфеткой.

Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно.

В правой руке держат нож, лезвием вниз, в левой – вилку, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. Следует правильно держать нож и вилку: ручки (черенки) приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных опираются на них. Оба прибора одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.

Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Когда закончили есть, нож кладем так же, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.

Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, отрезаем следующий. Вот несколько простых, но важных советов:

· чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;

· вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул, и под небольшим наклоном;

· нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;

· если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку; проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.

Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.

Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы. Протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.

То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.

Как есть суп. Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет. Наклонять или нет тарелку, чтобы собрать из нее остатки супа? В гостях мы не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Если еще едим, ложка лежит углублением вниз, закончили есть – положим углублением вверх. Ее ручка направлена к правой руке.

Как есть бульон. Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой чашки лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).

Десертной ложкой едим бульон из чашки. Как суп, его остатки можно допить. Для этого повернет чашку ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко тру, левой же придерживаем блюдце. Есть специальный бульонные чашки – с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

Как есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем. Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку – для этого используют нож. Только совсем маленькие дети так поступают. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу.

У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. В таком случае обязательно скажите хозяйке дома: «Простите меня, я это сделал нечаянно». Но не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т. е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно – положите другое.

За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко, немного и со свободным от пищи ртом. Как вы думаете, можно ли сказать так: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю»; «Как плохо пахнет. Это невкусно»; «Посмотрите, макароны, как червяки». Объясните почему? Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.

Уважая сидящих рядом, мы не поворачиваемся к ним спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Из-за стола выходить не спешим. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать.но есть правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

Воспитателю. Побеседуйте с детьми, о том какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложите детям закончить фразы:

§ Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

§ Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);

§ На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);

§ Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);

§ Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);

§ За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);

§ Если во тру пища, воду…(не пьют);

§ Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);

§ Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;

§ Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);

§ Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;

§ Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

Тема: «Чаепитие друзей»

Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней – блюдце. Ручка чашки сморит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные – каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар – в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, - на тарелке.

Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара – щипцы, для лимона – маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся, когда берем угощение с общего блюда, если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.

На столе стоят два фарфоровых чайника: большой – для кипятка, маленький – для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Воспитателю. Организуйте игру «Кукольное чаепитие»

Гостевой этикет.

Ребенок любит ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Он может чувствовать в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, может быть радушным или равнодушным и эгоистичным. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и надо обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. Изучению гостевого этикета можно посвятить три занятия.

1. Друзья у меня в гостях.

2. Я в гостях у друга.

3. Как дарить подарки.

К каждой теме предлагаю краткий текст для организации беседы.

Тема: Друзья у меня в гостях.

Гости в доме – это праздник, потому что собираются друзья. Прежде чем приглашать гостей, надо подумать, зачем это делается: вместе поиграть – это одна ситуация, а отметить свой день рождения – другая. И подготовка к приему гостей будет другой, основательной. Пригласить в гости можно друзе, детей из группы. Братьев и сестер, тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были мальчики и девочки. Для них можно нарисовать пригласительные открытки

Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, посколько в неубранный дом приглашать нельзя. Как же надо готовиться? Хорошо бы подготовить сувениры, т.е. небольшие памятные подарки для гостей и призы для победителей и пр. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом помогут взрослые они же возьмут на себя приготовление угощений. Накрывать стол и подавать угощение гостям должен виновник праздника.

Каждого гостя надо встретить и, когда все соберутся, пригласить к столу. За столом мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку. Мальчики будут ухаживать за девочками, а хозяин праздника - за всеми гостями.

Для развлечения можно приготовить лотерею с призами, аттракционы, детский концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами.

Можно ли кричать, плакать, злиться на своих гостей? Конечно, нет. Гостям должно быть хорошо и уютно в вашем доме.

А что можно хозяину праздника? Веселиться со всеми, говорить комплементы, добрые и приятные слова, угощать их. В конце праздника он должен поблагодарить своих гостей за отличный праздник. Можно сказать: «Спасибо вам! Мы так весело провели время» или « Я так рад, что у меня такие веселые и замечательные гости».

Когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника. Вместе и убирать веселее, и быстро управишься с посудой.

Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать, принимая гостей:

В доме должно быть чисто и красиво.

Нарядные хозяева встречают гостей.

Для гостей готовится вкусное угощение.

У входной двери гостя встречает хозяин праздника.

Надо уделить внимание каждому гостю.

За подарки обязательно говорят «спасибо».

Гостям можно подарить небольшие сувениры.

Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Для воспитателя. Организуйте сюжетную игру «В гости»; Прочтите сказку «Лиса и журавль»; сказку С.Маршака «Кошкин дом».

Тема: Я в гостях у друга.

Как надо готовиться, собираясь на день рождения друга, чтобы все поняли, что ты хороший гость?

Во-первых, надо приготовить подарок для друга и цветы для его мамы. Во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Можно подготовить исполнение песни, стихотворения, игра на музыкальном инструменте – то что ты умеешь хорошо делать. Праздник пройдет весело, если каждый сделает что-то хорошее и веселое для других. В-третьих, надо взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать новорожденного своими капризами, ссорой с друзьями.

В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома. Можно сказать: «Какойбыл хороший праздник, спасибо всем».

Теперь повторим правила этикета, которые надо соблюдать:

Гости приходят с подарками и цветами.

Гости всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь, так как в гостях не ходят босиком.

Хозяином праздника является новорожденный, родители только помогают ему.

Гости приходят с хорошим настроением, с приготовленными для праздника выступлениями. Если гость отказывается выступать, не надо его заставлять.

Гости благодарят хозяев за праздник в его конце.

Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить плохие слова.

Для воспитателя. Можно инсценировать приход Вини-Пуха в гости к Пятачку, прочесть сказку К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Тема: Как дарить подарки.

Подарки, которые нам дарят – это свидетельство того, что нас любят, и хотят порадовать. Есть подарки купленные в магазине. Их обычно дарят взрослые. Есть подарки самодельные, сделанные своими руками, они хранят тепло наших, рук. Можно нарисовать открытку, картину, сделать аппликацию или поделку. В семье обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать.

Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика или хомячка, надо предварительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в дом живое существо.

Очень хороший подарок – цветы, большой букет или один красивый цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке, в гостях – хозяйке дома.

Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой обговорите подарок для папы, с дедушкой или родителями – для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника. Тогда будет приятный неожиданный сюрприз.

Дарим мы подарки не только к дню рождения, но и к именинам, а также к другим праздникам: к Новому году – 31 декабря, Рождеству – 7 января, Дню влюбленных – 14 февраля, к женскому дню – 8 Марта.

Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, т.е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя в глаза тому, для кого подарок, говорить добрые слова. Маме можно сказать: «Мамочка, любимая, поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе счастья! Это мой подарок для тебя!». Бабушке – «Дорогая бабушка! Мы с папой дарим тебе цветы и поздравляем с праздником. Мы тебя очень любим!»

Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:

· принимают подарок стоя, а не сидя;

· улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

· подарок желательно рассмотреть;

· любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие» .

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

Где ты был? - дёргают за ухо.

Я скучал! - руки к сердцу.

Ты пришёл? - развести руки.

Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость» ?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Задачи: развивать у старших дошкольников потребность в познании социальной действительности; познакомить с понятием «этикет»; формировать представления о навыках социально одобряемого поведения на основе художественных произведений; формировать умения размышлять о музыке, её характере, моделировать музыкальный образ с помощью средств художественной выразительности (слово, изобразительное искусство); воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, аккуратность, честность, вежливость.

Предварительная работа: чтение художественных произведений с последующим обсуждением, просмотр иллюстраций к ним; дидактические игры: «Оцени поступок», «Герои сказок», «Хорошо - плохо», «Можно - нельзя»; речевые игры: «Сочини сказку», «Придумай своё завершение», «Представь, что ты герой сказки…»; проведение нравственно-этических бесед; слушание музыки; установление правил поведения в группе; подготовка презентации «Сказки учат».

Материал: мультимедийная установка; презентационный, тематический материал; льдинки на плоской ёмкости; репродукции картин; белый лист бумаги, цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки).

Ход интегрированного занятия

Воспитатель (В.). Ребята, поздоровайтесь, пожелайте друг другу здоровья.

А ещё поздороваемся с нашим большим экраном, который будет нам помогать, показывать и подсказывать.

Послушайте, что я вам расскажу. За высокими горами, за синими морями, за дремучими лесами, не на небе, на земле, на лесной опушке в сказочной избушке живёт Волшебник по имени ЭТИКЕТ. Как вы думаете, кто это, что это за слово «этикет»? (Ответы детей.)

Этикет - это установленный порядок поведения человека в обществе. Этикет учит, как нужно вести себя в общественных местах: в кинотеатре, в магазине, на улице, в гостях.

Волшебник Этикет очень любит сказки, особенно те, в которых герои помогают друг другу, дружат, заботятся. Посмотрите на экран, как эти сказки можно охарактеризовать? (Добрые, весёлые, разноцветные, хорошие.)

Но среди сказок и рассказов есть такие, где герои совершают плохие поступки, они проказничают, обманывают, обижают. Посмотрите, экран показывает, что эти сказки какие? (Грустные, серые, скучные, бесцветные.)

Как вы думаете, когда волшебник Этикет читал такие серые сказки, что с ним происходило? (Он переживал, расстраивался и даже плакал.) Смотрите на экран, он плакал, и его слёзы превращались в маленькие льдинки. Потрогайте их, какие они? (Холодные, колючие, мокрые, твёрдые, серые.) Мы с вами попробуем развеселить волшебника, растопим льдинки.

Присаживайтесь на стулья. Давайте посмотрим, какие же сказки расстроили волшебника. Герои из какой сказки сейчас на экране? (Три медведя.)

Как вы думаете, что не понравилось волшебнику в поступках героя? (Ответы детей.)

Правильно, так поступать нельзя. Посмотрите, какие правила нам предлагает экран? («Не бери чужого», «Спрашивай разрешения»). Какое правило мы возьмём с собой в группу? (Ответы детей.)Молодцы, я думаю, что после ваших ответов льдинки начинают таять.

Есть ещё один рассказ, в котором поведение мальчика не понравилось волшебнику. Послушайте маленький отрывок. «К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, сразу понял, что никуда я с мамой не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа, а на шляпе - наша каша».

Помните название этого рассказа? (Ответы детей.) Это рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Как можно объяснить это выражение? Что мальчик сделал плохо? Как вы думаете, как можно было поступить в таком случае? (Ответы детей.) Давайте прочитаем правила на экране и запомним их. («Не обманывай», «Говори правду».)

Посмотрите на льдинки, как вы думаете, что с ними происходит? Почему? (Ответы детей.)

Волшебник немного успокоился и предлагает нам отдохнуть, понаблюдать за бабочкой глазами.

Дети стоят перед экраном. Проводятся упражнение на снятие зрительного утомления.

В. Ребята, смотрите, на экране герой сказки, который не угодил волшебнику. Из какой он сказки? (Ответы детей.) Да, эта сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Чем же поведение мальчика не понравилось Волшебнику? А вы не расстраиваете свои мам? Вы всегда аккуратные и чистые? (Ответы детей.) Сейчас проверим. Если вы считаете, что утверждение верно, поднимайте руки вверх и говорите «да», если нет - махайте рукой и говорите слово «нет». Готовы?

Утром умываемся и делаем зарядку.

Чистим зубы по вечерам.

Надо гулять и ходить пешком.

За стол садимся с немытыми руками.

Носовой платок и расчёску никому не даём.

Обувь надо чистить каждый день.

Вещи нужно содержать в порядке.

Грязные вещи складываем в шкаф.

Чистота - залог здоровья!

Молодцы, внимательные! Уверена, что вы всегда аккуратные!

Пожалуй, экран с вами согласен, вы, любите чистоту и порядок. А мальчик из сказки не любил, поэтому и все вещи от него убежали. Давайте покажем, как.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка в - печку!

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку

Под кровать.

Дети передают движения.

Что же нам говорит экран, какие правила предложит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Посмотрим, правы ли вы. («Не будь грязнулей», «Будь аккуратен».)

Давайте подойдём к льдинкам и посмотрим, как они уменьшаются. Мы обязательно их растопим и развеселим волшебника Этикета.

А сейчас посмотрим видеосюжет.

В. Из какого рассказа этот мальчик? (Ответы детей.) Да, это рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Что же мальчик делал не так? Почему ему никто ничего не давал? Чему его научил мудрый старичок? (Ответы детей.) Правильно, он научил его говорить слово «пожалуйста», говорить: тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Давайте станем парами, возьмёмся за руки и, глядя в глаза друг другу, скажем тихо «пожалуйста». Е:щё раз скажем громче и улыбнёмся. Если вы всегда будете так говорить, у вас будет много хороших друзей.

Попробуйте вспомнить другие волшебные слова, которые нужны нам каждый день. (Дети называют, на экране появляются такие же вежливые слова.)

На мой взгляд, вы очень вежливые, знаете правила этикета, уважаете друг друга. А сейчас посмотрим правила. («Не груби», «Будь вежлив».) Надо обязательно их запомнить и не нарушать.

Ребята, разные ситуации, которые происходят в жизни, заставляют нас думать о том, как надо поступить и что сказать. Люди, которые знают правила этикета, добрые, они любят читать книги, любоваться природой, слушать стихи и хорошую музыку. Давайте мы с вами присядем и послушаем музыку, а вы подумаете, о чём она рассказывает.

Звучит произведение Э. Грига «Утро». Дети, прослушав музыку, подходят к столам. Музыка в тихом звучании включается второй раз. Одна подгруппа детей выбирает из предложенных репродукций картины, которые соответствуют музыке, вторая - выбирает и выкладывает на белый лист бумаги предложенные цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки). После выполнения заданий, подгруппы обмениваются мнениями.

В. Присядьте на ковёр в круг, и мы посмотрим на льдинки, удалось ли нам их растопить. Почему они не все растаяли? Как вы думаете? Что надо делать, помнить, выполнять, понимать? (Ответы детей.)

Мы сейчас с вами превратим их в яркие звёздочки, хотите?

Дети берут льдинку на ладошку и говорят слова: «Льдинки-слезинки растопитесь и в звёздочки превратитесь». На экране появляются звёздочки.

В. Получилось! Слезинок больше не будет, будут улыбки, смех, дружба.

Мы с вами сделали много хорошего, помогли волшебнику Этикету. Смотрите, он нас благодарит, радуется, что вы подарили ему звёздочки. Скажите ему до свидания, до новой встречи.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста подготовила Капкович Е.



top