Средняя группа нод по экологии. Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу? Упражнение на развитие физиологического дыхания

Средняя группа нод по экологии. Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу? Упражнение на развитие физиологического дыхания

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Чудесная капелька» в средней группе.

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды для всех живых существ,без воды не могут жить растения, животные, человек. Воспитать бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на земле.

Программные задачи:
1. Уточнить и обобщить сведения детей о воде, её свойствах.
2. Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
3. Развивать логическое мышление детей через применение символов - моделей.
4. Закрепить представления детей о водоемах.
5. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей в процессе проведения опытов с водой.
6. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы:
1. Игровой (сюрпризные моменты)
2. Наглядный (схемы, символы, картинки)
3. Практический (опыты)
4. Словесный (беседы, рассказы воспитателя, вопросы поискового характера).

Ход занятия

Организационный момент:
Дети входят в зал и садятся на стульчики. Звучит аудиозапись «Шум моря».

Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?

Ответы детей (звуки воды, шум моря)

Воспитатель: - Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: океанах, в морях, реках и озерах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.

Воспитатель: - Ребята, а для чего нужна вода человеку?

Ответы детей (пить, мыться, готовить еду)

Воспитатель: - Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?

Ответы детей (животным, растениям)

Воспитатель: - Вода необходима животным, растениям, насекомым. Без воды все живые существа не смогут выжить. Вода - это основа жизни!

Проблемная ситуация:

На столе стоит цветок в горшке с увядшими листьями.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что стоит на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: - Это цветок, только что-то он грустный очень, посмотрите, все листочки опустил. Как вы думаете, почему загрустил наш цветочек?

Ответы детей (хочет пить, не полит) .

Воспитатель: - Конечно, посмотрите, ребята, земля в горшочке совсем сухая, значит цветочек давно не поливали и без воды он может совсем погибнуть. Давайте с вами поможем нашему цветочку, польем его.

Дети с воспитателем поливают по очереди цветок из лейки.

Воспитатель: - Ну вот, мы полили цветок, скоро он снова поднимет свои листочки и станет красивым и веселым.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: - Ребята, вы знаете из чего состоит вода?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно! Вода состоит из маленьких капелек!

Звучит музыка «Капельки дождя», воспитатель вывешивает на фланелеграф каплю из картона.

Воспитатель: - Посмотрите, к нам пришла гостья - маленькая Капелька. Она попала на землю с дождиком, путешествовала со своими подружками капельками и заглянула к нам в садик, чтобы познакомиться с детками и узнать побольше о себе, ведь она ещё совсем маленькая.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, где путешествовала Капелька? Где она могла быть?

По ответам детей вывешиваются картинки водоёмов (ручеёк, река, море, океан)

Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
Делать так руками надо:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль,
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.

Воспитатель: - Ребята! А давайте поможем Капельке узнать еще больше о себе?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы знаете, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и эксперименты. Для этого мы сейчас отправимся в лабораторию, превратимся в настоящих ученых-лаборантов и будем проводить опыты. А Капелька сможет узнать много интересного о себе.

Практическая часть:

Дети подходят к столам с расставленными на них материалами для опытов. Одевают шапочки ученых и садятся за столы.

Опыт №1 Вода - это жидкость».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед нами два стаканчика, один пустой, а другой с водичкой, давайте попробуем, очень аккуратно, перелить воду из одного стаканчика в другой.

Воспитатель: - Что делает водичка? (ответы детей) Вода льётся. А почему она льётся? (ответы детей) Потому, что вода жидкая.

Вывод: Вода - это жидкость.

Опыт №2 Вода не имеет запаха».

Воспитатель: - Ребята, а как пахнут цветы? Какой у них запах?

Ответы детей (приятный, вкусный)

Воспитатель: - А давайте понюхаем воду в наших стаканчиках. Чем пахнет вода?

Ответы детей.

Вывод: Вода ни чем не пахнет, у воды нет запаха.

Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.

Гимнастика для глаз «Дождик»:
Капля первая упала - кап!
И вторая прибежала - кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли - посмотрите -
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: - Ребята, а какая соль на вкус? Лимон? Интересно, а какая на вкус вода?

Ответы детей.

Воспитатель: - А давайте проверим? Попробуем воду в своих стаканчиках.

Воспитатель: - Какой вкус у воды?

Ответы детей.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.

Воспитатель: - Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наша гостья Капелька улыбается! Ей очень нравится у нас в лаборатории! И как мы с вами экспериментируем!

Опыт №4 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Выводы: Молодцы! Ребята, давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода? А из опытов мы узнали, что: вода-это жидкость, без вкуса и запаха, но может растворять некоторые вещества и приобретать вкус и запах, растворенного в ней вещества.

Воспитатель:
- Все мы славно потрудились
Поиграть пришла пора,
И у Капельки - подружки
Есть для нас одна игра!

Игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: - Ребята, Капелька говорит, что вы ей очень понравились. Все вы много знаете о воде, отлично потрудились в лаборатории и очень весело играли!

Капелька дарит вам на память о себе волшебные капельки, чтобы вы никогда не забывали о пользе воды и бережном к ней отношении.

Каждому ребенку вручается капелька.

Воспитатель: - Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.

Воспитатель: - Ребята. А чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось у нас это сделать? (ответы детей) .

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

  • Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы.
  • Формировать интерес и бережное отношение к природе, к животным.
  • Закрепить знание детей геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
  • Вызвать интерес в рисовании на камнях.

Демонстрационный материал: используя кукольный театр, дом круга - колобок, дом прямоугольника - паровозик, дом треугольника - ёжик. Ковёр самолёт, воздушные шары, поляна подснежников, паровозик, ёлочки высокие (2) и низкие (1). Дикие животные (игрушки): зайчиха, медведица, лисонька, белочка. Косынки треугольной формы (4).

Раздаточный материал: картофель разного размера, блюда большое и маленькое, на прямоугольниках - картинки домашних животных, разрезанные на четыре части. Гуашь, кисточки, камни разных размеров.

Ход занятия

Дети стоят около воспитателя. Воспитатель обращает внимание, какие все дети красивые и нарядные. Сегодня дети, мы отправимся в сказочное путешествие, полетим на ковре-самолёте. Все дети садятся на ковёр-самолёт (большие пазлы). Закрывают глаза (звучит музыка).

Мы прилетели, ковёр - самолёт приземлился.

Отгадайте загадку: "Тает снежок, оживает лужок. День пребывает, когда это бывает?" (Весной).

А какое время года на дворе? (Весна).

Мы пришли с вами на лесную поляну, что вы здесь увидели? (Цветы - подснежники).

В какое время года появляются подснежники? (Весной).

Ещё не весь снег растаял, но появились подснежники. Почему этот цветок называют подснежником? (Они растут под снегом).

Подснежники какого цвета? (Белые, голубые по краям).

Сколько выросло подснежников? (пять).

Какая красивая поляна подснежников.

Ребёнок читает стихотворение "Подснежник" (Л. Герасимова).

"На лесной полянке
Море из цветов
Расцвели подснежники
После зимних снов."

Но чтобы цвели подснежники, что для этого нужно? (солнышко, тепло).

Продолжаем наш путь. На пути мы увидели письмо, а в письме загадка:

"Зайка нам рисует сам,
Сколько важного вокруг.
Мячик, солнышко, кольцо.
И арбуз, и колесо". (Дети называют круг)

Мы пришли к домику колобка. Появляется из-за домика колобок (кукольный театр).

Здравствуйте дети, я рад, что вы пришли ко мне в гости. Дети, а колобок какой формы? (Круглой).

Колобок вам загадает загадку, а вы отгадайте:

"Неказиста, шишковато, а придёт на стол она. Скажут весело ребята, ну рассыпчата, вкусна." (Картофель).

Дети, где растёт картофель? (В огороде).

Какой формы картофель? (Круглой).

По величине одинаковые? (Большие, маленькие).

Помогите разложить большой картофель на большое блюдо, маленький на маленькое блюдо. (Ответы детей: 2 больших, 2 маленьких).

Колобку понравилось, как вы выполнили задание. Картофель - очень полезный овощ. Какие блюда из него можно приготовить? (Дети называют).

Много труда люди вкладывают, что бы собрать хороший урожай картофеля. Что для этого необходимо? (Чтоб было тепло, грело солнце, дождик полевал). Колобку понравилось как вы отвечали, работали. Прощаемся с колобком и продолжаем свой путь.

Я предлагаю отправиться на воздушном шаре. К каждому детскому стулу привязан воздушный шар. На одном из них конверт. Почему то наши шары не поднимаются. В конверте задание: назовите пословицы и поговорки о природе. (Ответы детей).

"Лес - богатство и краса, береги свои леса"

"Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте"

"Много леса - не губи, мало леса - береги, не леса - посади".

Кто природу губит, тот свой край не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Вы правильно назвали пословицы и поговорки. Воздушные шара полетели (Музыка).

Ну вот наши воздушные шары опустились на землю около домика. Паровозик встречает детей и загадывает загадку:

"Вот сжали котики квадрат,
Он этому совсем не рад,
И видно всем, как он теперь,
Похож на книгу и на дверь." (Прямоугольник)

Молодцы дети, что отгадали загадку паровозика. А теперь помогите ему пожалуйста. У него разбежались вагонщики с пассажирами, давайте мы их соберём. (Дети собирают прямоугольники, разрезанные на 4 части)

А кто, дети, на прямоугольниках? (кошка, собака, корова, телёнок, лошадь, овца, коза, свинья)

Какие это животные? (Домашние)

А почему мы говорим, что домашние животные? (Они живут рядом с человеком)

Какую пользу приносят человеку животные? (Корова - молоко, кошка - ловит мышей, собака - дом охраняет, коза - шерсть, молоко, свинья - мясо).

Мы помогли паровозику, собрали все его вагончики с домашними животными. Теперь весёлый паровозик отправиться в путешествие. И мы с вами продолжаем свой путь.

Физ.минутка "Лесная лужайка" (Ходьба с высоко поднятыми коленями)

Мы к лесной лужайке вышли.
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.

На пути дети увидели письмо. А в нём загадка:

"Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три" (Треугольник)

Молодцы дети, вы правильно отгадали загадку. Мы с вами пришли на лесную лужайку. А вот и домик ёжика. Какой он формы? (Треугольной)

Появляется ёжик (Кукольный театр)

А по высоте они одинаковые? (Разные. 2 - высокие, 1 - низкая)

Какого цвета ёлочки? (Зелёные)

Какие все ёлочки красивые. Под ёлочками сидят зверята. Назовите? (Зайчиха, медведица, белочка, лисонька)

А сколько их всего? (4)

Какие это животные? (Дикие)

А почему дикие? (Живут в лесу)

Они какие-то грустные. Что бы им подарить? Знаете дети, ёжик в своём домике открыл швейное ателье. Давайте попросим ёжика, сшить для зверят косынки. Какой они формы? Треугольной. Дарим зверятам косынки. Теперь животным хорошо в лесу. Можно спрятаться от любой опасности под ёлочкой и примерить красивые косынки. Нам пора возвращаться в д/сад. Мы много с вами путешествовали. Совершили много добрых дел.

(Узнали, что первые цветы появляются подснежники, помогли колобку разобрать картошку, паровозику - собрать домашних животных, диким животным подарили косынки, рассмотрели ёлочки и вы правильно назвали геометрические фигуры)

Но чтобы всё росло, радовались домашние и дикие животные, что для этого необходимо? (Грело и светило солнышко).

Давайте позовём солнышко.

"Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко,
Солнышко, солнышко,
Посвяти немножечко.
Солнышко покажись
Красное нарядись."

Каждый день солнышко выходит, что бы обогреть землю. Какой формы солнышко? (Круглое)

Что дарит нам солнышко? (Лучики)

А сейчас пройдём к столам. Рассмотрите свои камни, потрогайте. (Дети ощупывают камни). Как вы думаете у вас камни одинаковые? (Конечно разные). Какие они по величине? (Большие, маленькие)

Какие ваши камни на ощупь? (Гладкие)

Мы с вами приглашали солнышко в гости. А давайте нарисуем солнышко на камешкам. (Дети рисуют. Играет музыка)

Какое солнышко красивое у всех получилось. Распрямило солнце свои золотые лучики, вдохнуло в себя свежий воздух и всем улыбнулось. Дети вам в подарок солнышко-кулончик. Пусть оно вас согревает и радует.

Светлана Быкова
Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес - наш общий дом»

Конспект НОД в средней группе «Лес – наш общий дом »

Цель : расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.

Задачи :

1. Закрепить знания о деревьях;

2. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.

3. Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста

4. Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни

Предварительная работа с детьми : разучивание с детьми стихов и загадок.

Оформление группы : пейзажами Шишкина И. И. «Хвойный лес» , «Еловый лес» , «Березовая роща» , «Опушка леса» , «Дуб» ; плакат-рисунок экологических ситуаций ; искусственные ёлочки.

Предварительная работа :

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование : Картинки : к игре «Назови дерево» , к подвижной игре «Создай лес : хвойный и лиственный» , «Правила поведения в лесу» , саженцы (берёзки, ели, кедра, ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Ход НОД:

На столе перед воспитателем лежит конверт.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за конверт у нас лежит? Откуда он взялся!

Давайте откроем конверт и прочитаем :

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу и приглашаю вас к себе в гости».

Воспитатель : Что ж, ребята, примем приглашение Лесовичка?

Воспитатель : Только мне вот стало интересно, а что вы знаете о лесе?

Ответы детей.

Воспитатель : Действительно, лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Лес является домом для зверей, птиц и многих растений. Это кладовая, которая отдаёт свои дары : орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов.

В лесу всегда чистый воздух.

Воспитатель : Но прежде, чем нам пойти в гости к Лесовичку, нужно вспомнить правила поведения в лесу :

Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу» .

Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

Воспитатель : Теперь я вижу, что вы готовы для прогулки по лесу. Но как же мы пойдем? Ведь в лес нужно что-то с собой взять. А что брать я

не знаю. Давайте спросим у Лесовичка, что можно брать с собой в лес, а что

нужно оставить дома.

Игра «Что возьмем в лес?» Цель : развивать логическое мышление

Перед детьми лежит рюкзак с вещами : игрушки, книжки, шарф, бутылка с водой, цветные карандаши. Необходимо выбрать нужные вещи.

Воспитатель : Посмотрите, здесь в конверте ещё что-то лежит. Это же загадки! Давайте отгадаем одну из них :

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

Воспитатель : Деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты» .

Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые

Воспитатель : Ребята, какие деревья растут в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель : Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети : Лиственный

Воспитатель : Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери лес» .

Игра «Собери лес» : На доске висят две картинки с изображением сосны и берёзы. Дети делятся на две команды.

Дети картинки с лиственными деревьями приклеивают под изображением берёзы, а картинки с хвойными деревьями- под изображением сосны.

Воспитатель : Давайте прочитаем следующую загадку :

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. (Трава) .

Воспитатель : В лесу растёт очень много цветов и лекарственных трав, которые помогают человеку : лечат его. А можно ли рвать в лесу цветы?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие цветы и лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей : мать- и- мачеха, мята, ромашка, подорожник и т. д.

А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди (Ромашка)

Воспитатель : Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Воспитатель : О каком лекарственном растении говорится в загадке?

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Воспитатель : Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Воспитатель : Лес-это сказочный мир. Он полон разнообразием ягод и грибов.

Воспитатель : А какие грибы знаете вы? Все ли грибы можно собирать в корзину?

Ответы детей

Воспитатель показывает гриб-мухомор, объясняет, что это ядовитый гриб, несъедобный. А также картинку гриб- подберёзовик, объясняет, что это съедобный гриб, а называется он так, потому что растет под березой.

Воспитатель : Но самые главные жители леса- это животные, насекомые и птицы. (Воспитатель включает звук пения птиц) .

Воспитатель : Давайте послушаем пение птиц. Каких птиц вы знаете?

Ответы детей

Подвижная игра «Птички в домике»

Воспитатель : А какие звери водятся в лесу?

Игра : «Кто, где живет?» Цель : систематизировать знания детей о обитателях леса.

Воспитатель : Что ж, вот и подошла к концу наша прогулка. Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу?

Воспитатель : Что же даёт человеку лес?

Ответы детей.

Воспитатель : А что надо сделать, чтобы воздух в городе стал таким же чистым, как в лесу?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект беседы по экологии в младше средней группе «Буратино знакомится: «живая», «неживая» природа» Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов). Задачи: познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Лисичкины помощники» Тема: «Лисичкины помощники» Цели: закрепить знания детей о диких животных сибирского леса, способах их подготовки к зиме; способствовать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе «Подарки осени» Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени. Уточнить представления детей о фруктах и овощах, названиях деревьев,.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».

Тема: «Прогулка в зимний лес» Тип: Интегрированное занятие Программное содержание или задачи Образовательные задачи Учить детей узнавать.

Образовательные задачи: закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении диких животных и птиц осенью;

Активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;

Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Средняя группа детского сада

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети под музыку входят в зал, воспитатель проводит с ними психогимнастику:

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать.

Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки? Сейчас я покажу вам загадку-схему. А вы должны отгадать - что это?

(воспитатель показывает мнемотаблицу, поясняет свой показ)

Она имеет круглую форму, на ней есть горы, леса, реки, на ней живут люди, звери, птицы.

Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно, ребята - это наша планета Земля. А это что?

Воспитатель показывает глобус.

Дети: Глобус

Воспитатель: Ребята, а какие цвета есть на глобусе? Как вы думаете, что они означают?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Зеленый цвет - леса;

Голубой - вода;

Белый - снег;

Желтый - земля.

Посмотрите, ребята, в лесу красный сигнал.

Кто-то просит нас о помощи. Вы согласны

отправиться в путешествие? Тогда в путь!

2. Основная часть

Дети встают со своих стульчиков и подходят к воспитателю.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?

(Дети берут экологические знаки-листочки и объясняют значение каждого знака)можно отправляться в дорогу. Давайте закроем глазки и скажем такие слова: «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились!»

(Звучит музыка. Открывается занавес, и дети оказываются в осеннем лесу).

Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Ответ детей).

Воспитатель: Но почему-то нас никто не встречает. В лесу темно и скучно. Нет, нет, смотрите - Лесовичок сидит! (обращает внимание детей на куклу Лесовичка на ширме). Здравствуй, Лесовичок! Это ты просил о помощи?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Беда в нашем лесу! Шалунишка ветерок налетел на наш лес, поозорничал и улетел. Птичек всех распугал, часы времен года сломал. Звери к зиме не готовятся, скачут, играют, что делать - не знают. Тучек нагнал, солнышка совсем не видно, поэтому так скучно, грустно и не светло в нашем осеннем лесу.

Воспитатель: Не волнуйся, Лесовичок. Ребята, поможем Лесовичку и лесным жителям?

(ответы детей).

Воспитатель: Но для этого мы должны очень постараться. Много дел нам предстоит сделать, чтобы в лесу снова был порядок. Не будем терять время. Чтобы лесные часы ходили, их нужно...

(ответ детей)

Воспитатель: К какому времени года можно

отнести эту картинку? Укажите стрелкой, какое сейчас время года. (Дети раскладывают картинки по временам года и в конце задания прикрепляют стрелку на «Осень», звучит музыка работающих часов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, лесные часы исправно ходят и время года «Осень» точно показывают.

Воспитатель: Теперь нужно помочь белочке, скажите, ребята, как она готовится к зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте соберем для белочки грибочки на зиму. Собирать будем только какие грибы? (Ответы детей)

Звучит музыка, дети собирают грибы-муляжи, называют гриб и кладут в корзину)

Белочка: Спасибо, ребята! Заигралась я, совсем забыла запасы на зиму сделать, ведь осень скоро закончится, зима придет.

Лесовичок: Белочке вы помогли, теперь помощь нужна птичкам. Собрались они в стайку и не знают, кому пора улетать и зачем.

Воспитатель: Ребята, поможем птичкам? Куда должны лететь некоторые птички осенью?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Игра "Перелетные птицы"

Сейчас только услышите слово «Зима» - перелетные птички полетят к березке, а зимующие - к елочке.

Маленькие птички, (дети летают и машут руками, как крыльями)

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачивают из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Наступают холода, (дети подлетают к своему дереву)

Приближается зима.

Дети в шапочках зимующих и перелетных птиц разбиваются на 2 группы. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь перелетные птички знают, что им пора улетать в теплые края, а зимующим птицам мы будем помогать, подкармливать их.

На ширме появляется зайчик. Воспитатель: Ребята, кто это? Дети: Зайчик.

Воспитатель: Видите, он тоже к зиме не готовится. Что ему нужно сделать к зиме? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поможем зайчику и его семье, приготовим для них белые шубки. Дети подходят к столам и закрашивают силуэт зайчика белой краской (на фоне негромко звучащей музыки). По окончании работы зайчики выставляются на панно «Осенний лес». После того, как дети выполнили работы, на занавесе под музыку из-за тучки появляется солнышко.

Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Снова в нашем лесу радостно и светло. За ваши добрые дела хочу подарить вам подарок.

Сюрпризный момент

Лесовичок дает детям корзинку со сладостями

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, нам пора поблагодарить Лесовичка, а на прощание мы подарим ему наш танец с листочками. Дети танцуют с осенними листочками.

Лесовичок: Спасибо вам, друзья, до свидания!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем все вместе: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились!»

Ребята, вам понравилось путешествие? Вы сегодня были молодцы! Скажите, кому мы помогли и что сделали? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы пойдем в группу и попробуем угощение от Лесовичка.

Тема: "Необходимые в жизни бумага и ткань"

Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
- дать сравнительную характеристику этим материалам;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.

Активизация словаря : бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель . Ребята! Вы любите ходить в гости?
Дети. Да!
Воспитатель. Нас позвал к себе в гости медвежонок Тишка, который живет в лесу. А вот зачем он нас позвал, мы сейчас узнаем. Вы готовы?
Дети. Да!
(Звучит веселая музыка, дети выстраиваются друг за другом и идут к домику Тишки.)
2. Вводная часть
Дети подходят к домику Тишки, стучат. Появляется медвежонок Тишка и со слезами рассказывает о своем несчастье… О том как его подружка Маша попросила помочь ей разобрать вещи, которые сделаны из бумаги и ткани. А мишка ничего не знает ни про бумагу, ни про ткань.
Воспитатель. Дети, поможем Тишке?
Дети. Да!
Воспитатель. Но для того, чтобы помочь мишке мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
Пожалуйста, проходите, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)

3. Основная часть

(Изучение свойств ткани и бумаги.)
Воспитатель . Дети, посмотрите, на столе так много предметов: это и вода в стаканчиках, и шарф из бумаги, шарф из ткани, полотенце.
(1. Определяем на ощупь, какая ткань и бумага.)
Воспитатель. Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками, отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
(Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая, быстро сминается; бумага – жесткая, холодная, гладкая, легко рвется.
Воспитатель . Молодцы, ребята!
Мне очень понравились ваши ответы! А тебе, Тишка? Что ты запомнил?
Тишка. (Все путает, дети с воспитателем его исправляют.)
Мне понравилось, как дети весело отвечали, потому что я веселый. А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, шершавая, а ткань холодная, жесткая и т.д.
(2. Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
Воспитатель . А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.

Воспитатель . Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а из бумаги нет.
Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети. Да!
(3. Мнем бумагу и ткань.)
Воспитатель. Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Воспитатель. Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети. Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель. Правильно, она шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети. Ничего!
Воспитатель. Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить мишке Тишке?
(Обращается к мишке) Тишка, запомни, что когда мнешь шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука.
(4. Разглаживание бумаги и ткани.)
Воспитатель . Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети. Не получается разгладить!
Воспитатель. Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети. Он разглаживается!
Воспитатель . Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Мишка Тишка. Что-то я устал! Хочу поиграть!
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка
Пантомима. Солнышко утром просыпается, растет цветок,
Распускается, вянет, мятая бумага, спортсмены.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли!
А теперь нас ждет еще один эксперимент. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель. Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети. Он стал мокрым.
Воспитатель. Расправьте его и покажите мишке Тишке.
Видишь, Тишка, шарф стал мокрым.
Воспитатель. Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети. Он размок, стал рваться.
Воспитатель . Правильно, давайте разъясним мишке Тишке, что если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить.
Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети. Из ткани шарф прочнее.
Воспитатель . Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель. А из ткани?
Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Воспитатель. Мишка Тишка, теперь ты понял, что же прочнее – бумага или ткань?
Ребята, давайте еще раз повторим, что такое бумага и что такое ткань.
Бумага Ткань
жесткая мягкая
холодная теплая
не состоит из ниток шершавая
если ее мять – шуршит состоит из ниток
при разглаживании если ее мять – не издает
не распрямляется звуков
при намокании – рвется при разглаживании
распрямляется
в воде намокает, но не
рвется
4. Заключительная часть
Воспитатель . Вот теперь, Тишка, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь!
Вставайте полукругом у коробки, сейчас мы ее откроем и посмотрим, что же там лежит.
(Открыли коробку.)
Здесь вещи из бумаги и из ткани. Возьмите по одной и разложите на 2 коробки:
– в коробку с цифрой 1 положите вещи из бумаги;
– в коробку с цифрой 2 положите вещи из ткани.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель . А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы помогли мишке.
Мишка Тишка. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!


Самое обсуждаемое
Машина из бумаги своими руками (схемы, шаблоны) Машина из бумаги своими руками (схемы, шаблоны)
Новогодняя ёлочка из мишуры — за пять минут! Новогодняя ёлочка из мишуры — за пять минут!
Цвета, сочетающиеся с мятным цветом в одежде Мятная блузка с черной юбкой Цвета, сочетающиеся с мятным цветом в одежде Мятная блузка с черной юбкой


top