Тема любви в трагедии «фауст. Маргарита и Фауст: история несчастной любви Истинна ли любовь между фаустом и гретхен

Тема любви в трагедии «фауст. Маргарита и Фауст: история несчастной любви Истинна ли любовь между фаустом и гретхен

О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

И. Гёте

«Фауст» — произведение, над которым Гёте работал почти всю жизнь и которое изменялось вместе с автором. В центре трагедии история доктора Фауста, в образе которого воплощена вера автора в безграничные творческие возможности человека, в его разум и душу. Человек предстает здесь как подлинный центр мироздания. Фауст не только осознает себя как личность, но и противопоставляет себя всему остальному миру. «Я, названный подобьем божества, взомнил себя и вправду богорав-ным», — говорит он.

Это противопоставление проявилось и в трагической истории любви Фауста и Мар-гариты. Вернув с помощью Мефистофеля молодость, Фауст влюбляется в первую же увиденную им красивую девушку — скромную и трудолюбивую, но набожную и не-далекую Маргариту. Мефистофель надеется, что в ее объятиях Фауст найдет то сладо-стное мгновение, которое захочет продлить до бесконечности. Он помогает Фаусту со-блазнить Маргариту. Она — обыкновенная женщина, которой приятны и богатые подарки, и восхищение знатного господина. А Фауста привлекают не только ее красо-та и свежесть, но и душевная чистота, доброта Маргариты. Его не смущает то, что она простолюдинка, необразованна. Трагедия возникает позднее: Фауст не мог и не хотел обвенчаться с девушкой, а следовательно, она была обречена на позор. Маргарита, Грет-хен, во имя любви к Фаусту забыла о матери, брате, приличиях. Ведь встреча с Фау-стом, любовь к нему — самое главное, самое яркое событие в ее скучной, размеренной жизни. Их чувство взаимно, но они настолько разные, что трагедия неизбежна.

В Маргарите способность самозабвенно любить сочетается с чувством долга. Она искренне верит в Бога и старается направить на путь истины безбожника Фауста. Де-вушка глубоко переживает свое «падение». При этом она надеется на Божью защиту и спасение души. Ведь после убийства брата Маргариты Фауст был вынужден скрыться, и вся тяжесть позора рождения внебрачного ребенка падает на хрупкие плечи Марга-риты. Она оказывается грешницей и в глазах окружающих, и в своих собственных глазах. Гретхен не может понять, почему любовь, дарившая ей такую радость, проти-воречит морали. Эта страсть — косвенная причина гибели брата Валентина и смерти матери, которую Маргарита случайно отравила. Теперь возлюбленная Фауста, в при-падке безумия убившая своего родившегося ребенка, обречена на казнь.

Узнавший об этом Фауст спешит на помощь и застает Гретхен в темнице. Он хо-чет увести Маргариту с собой. Но поздно! В краткий миг просветления она признает себя виновной и хочет понести кару, чтобы спасти свою душу: «Я покоряюсь Божье-му суду». Стремление жить и любить борется в ее душе с ужасом перед адом. Страни-цы, посвященные свиданию Фауста и Маргариты в тюрьме, — самые пронзительные в трагедии. Последние слова Гретхен обращены к любимому. «Погибла!» — в отчаянии восклицает Фауст. «Спасена!» — раздается голос с небес. Ее простили, теперь душа Маргариты свободна. Материал с сайта

Вина Фауста в гибели Маргариты несомненна. Его любовь, лишенная ответствен-ности, не была такой сильной и самозабвенной. Он бросил любимую женщину в са-мый тяжелый для нее момент, бежал, спасая свою жизнь. Но и увлеченный чарами Вальпургиевой ночи, он не забыл о Маргарите и попытался спасти ее. Гибель Гретхен — трагедия и для Фауста. Это крушение надежд на спасительную силу любви. Больше Фауст никого не сможет так полюбить. Он не остановил мгновения. Он был в любви эгоистом, не умеющим отдавать, а главная радость любящего — бескорыстие, стрем-ление сделать счастливым другого. Этого не дано было понять скептику Фаусту, на-прасно погубившему Маргариту и впустую растратившему вновь обретенную молодость.

ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»

Создавая трагедию «Фауст», Гете стремился всесторонне раскрыть человеческую душу, ее стремления, мечты, идеалы, чувства. Основой сюжета произведения является спор Господа и Мефистофеля о предназначении и величии чело­века. Высоки или низменны его стремления и чувства, что составляет главную цель человечес­кого существования, готов ли он пожертвовать своими земными радостями и удовольствиями во имя постижения истины? Раскрытию этих вопросов, поиску ответов на них подчинена вся структура, композиция тра­гедии Гете, весь образный ряд. Человеку устраи­ваются испытания, одно из которых - испыта­ние любовью. Мы видим, как в душе главного героя возни­кает сильное чувство к Маргарите. Он желает до­биться ее любви и, кажется, готов пойти на все что угодно ради достижения своей цели. Это, ко­нечно же, на руку Мефистофелю, который как раз и хочет доказать, что ради своего удоволь­ствия человек готов продать душу. Он помогает Фаусту завоевать любимую девушку. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стрем­лений, он опьяняет его зельем, устраивает встре­чи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед исти­ной. Сцены, посвященные Маргарите, Гете напи­сал в ранний период творчества. В народных ле­гендах прототипа образа Маргариты нет, матери­алом для его создания послужила реальная дей­ствительность тогдашней Германии. Писатель хорошо знал печальную историю франкфуртской девушки Сюзанны Маргариты Брандт, убившей своего внебрачного ребенка и казненной за это. Маргарита выросла в бедной семье, получила традиционное религиозное воспитание, высшие авторитеты для нее - мать, брат и приходский священник. Ей бесконечно далек сложный и воз­вышенный внутренний мир Фауста - Маргари­та привыкла принимать жизнь такой, какой она есть. Трудясь и молясь, не задумываясь о контра­стах и несовершенстве окружающей жизни, де­вушка во всем полагается на Божье милосердие и заступничество святых. Маргарите неведомы ни притворство, ни злоба, ни коварство, поэтому, полюбив Фауста, она всецело доверяется ему, но сразу же чувствует интуитивное недоверие к Ме­фистофелю: Я с ним бы дружбы не водила!.. Он так насмешлив и хитер И ни во что людей не ставит!.. Боюсь, как он бы нас не предал… Философия любви, воплощенная в образе Маргариты, противостоит человеконенавистни­ческой философии Мефистофеля, но Гете не мо­жет принять и пассивную форму любви Марга­риты. Раскрывая чувства этой простой, скромной девушки, автор рисует и ее портрет, и условия жизни, во многом сформировавшие ее взгляды. Перед нами предстает вовсе не воплощение Бо­жественного откровения, мудрости и красоты, а милая, но очень наивная девушка. Ее мир прост и ограничен: бедный домик, улица, соседи, цер­ковь, постоянный труд, редкие праздники. Мы без служанки, я стираю, мою; Готовлю, подметаю, шью - все я. Возни и спешки, только б с ног не сбиться. И матушка строга. В том, с какой откровенностью рассказывает девушка историю своей жизни Фаусту, раскры­вается непосредственность героини Гете. Она вов­се не стесняется своего положения, работы, ко­торую ей приходится выполнять. Как и не жалу­ется на свою судьбу. Но как раз эта простота, наи­вность, скромность, покорность очаровывают ге­роя. Для Фауста Маргарита становится воплоще­нием красоты и полноты жизни, самой природы и естественности. Однако ее простой мир, тихая привычная жизнь не могут удовлетворить вечно ищущего героя. Фауст не готов посвятить себя подобной мирной жизни без стремлений и дви­жения вперед. Он еще не готов «остановить мгно­вение ». Покорив Маргариту силой своего ума и добив­шись ее любви, Фауст испытывает к ней ответ­ное искреннее и глубокое чувство, но даже лю­бовь не может стать единственным смыслом его жизни, потому что она лишена интеллектуаль­ного единства. Героя влекут беспредельные про­сторы познания, он больше всего на свете любит человечество. Маргариту же удовлетворяет лю­бовь к одному человеку - Фаусту. Именно эта безоглядная любовь и приводит ее в конечном итоге к трагической гибели. Фауст, хотя и не принял окончательного ре­шения не возвращаться больше, покидает Мар­гариту. Вина его в том, что он пренебрег житей­скими «мелочами»: не позаботился узаконить свои взаимоотношения с Маргаритой, вступить с ней в официальный брак. Цельная, чистая душа героини не может смириться с ложью и притвор­ством. Потому ее тайна открывается, доставляя ей мучительные страдания. Свое недолгое счас­тье с Фаустом она воспринимает как тяжкий грех. Положение бедной девушки усугубляется рождением «незаконного ребенка», страхом пе­ред неминуемой Божьей карой. В отсутствие Фауста происходят трагические события: напуганная проклятиями церкви, изму­ченная сплетнями и пересудами, Маргарита в порыве отчаяния убивает своего ребенка и, охва­ченная мраком надвигающегося на нее безумия, обвиняет себя в несуществующих преступлени­ях - убийстве матери и брата. Узнав об этом, Фауст спешит на помощь к Маргарите, но поте­рявшая рассудок девушка не узнает его и отка­зывается покинуть тюрьму. Фауст пришел слиш­ком поздно: Маргарита окончательно сломлена. Она не может идти с ним, отталкивает его. Не надеясь и не ожидая физического спасения, она молит о спасении духовном: «Спаси меня, Отец мой, в вышине!» Мефистофель говорит: «Навек погибла!», но раздается голос свыше: «Спасена!» Высшим су­дом совести Гете оправдывает свою героиню: Мар­гарита любила и никому не хотела зла, а степень страданий намного выше ее вины. Трагическая гибель Маргариты убеждает Фа­уста в том, что смысл жизни - не в удовлетворе­ниях личных желаний, а в служении людям, в постижении человеком своей ответственности за других. Он осознает всю Тяжесть собственной вины за невинно погубленную жизнь той, кото­рую так пылко любил. Но с гибелью героини не заканчивается тема любви в трагедии «Фауст». Снова она возникает в финале произведения, когда Маргарита своей любовью спасает душу Фауста. Мы слышим го­лос «одной из кающихся», которая прежде назы­валась Гретхен (уменьшительная форма от име­ни Маргарита). Обращаясь к Богоматери, она просит позволе­ния быть проводником героя, потому что тот ос­леплен светом небес. Здесь чувствуется сильное влияние творчества Данте - его Беатриче была проводником поэта в раю…

Трагедия Гёте «Фауст» – синтез просветительской эпохи.

Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей - восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, косность и консерватизм церкви. Бурная эпоха рождала своих титанов - Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гёте в Германии.

Художественные вкусы эпохи были многообразны. Все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди «третьего сословия».

Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.

В основе трагедии Гёте - народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой - бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе.

Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте - прежде всего ученый, подвергающий сомнению все - от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него - орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.



Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, - все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте.

Трагедия Маргариты («Фауст» Гете).

Первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

Если поначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.

Гретхен - прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.



Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время.

Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место. Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель. Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен. Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.

Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.
Гибель Гретхен - трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий. Гибель Гретхен - трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины, прекрасней чем она, для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.

Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решённым и трудным вопросам жизни

    Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище». Фауст - человек с высокими стремлениями....

    В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные...

    Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние угрозы, внутренние...

    Если бы в литературной викторине задали вопрос: кто первым перевел на русский язык что-нибудь из «Фауста»? - мало кто нашел бы ответ. Оказывается, автор «Горя от ума». В 1825 г. в журнале «Полярная звезда» был напечатан его перевод отрывка из «Театрального...

    Трагедия «Фауст» занимает отдельное место в творческой деятельности И. В. Гете и является наибольшим его достижением как писателя. Это бессмертное произведение автор начал писать в 1772 г., продолжал работать над ним всю свою жизнь, вкладывая у него...

    Произведение открывается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратном времени юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: «Вы вновь...

Любовь — это тема, которая привлекает к себе внимание многих писателей. Есть тема любви и в трагедии Фауст, которую мы изучили на последнем уроке литературы. Фауст — это произведение, написанное Гете. В нем писатель стремился раскрыть человеческую душу, показать мечту, надежду, идеалы.

Сочинение на тему Фауст Гете

Фауст — герой трагедии, которому встречается юное, доверчивое и простое создание в лице Маргариты-Гретхен, девушки, что ответила на чувства главного героя. Да и невозможно было устоять перед соблазнами, которые приготовил ей Фауст. К тому же он готов был на все ради того, чтобы добиться ее расположения. Он готов даже на сделку с дьяволом. Вот ему и помогает Мефистофель, предлагая добиться ответных чувств.

Именно через чувства героев раскрывается любовная тема в трагедии Гете. Здесь мы видим, что Маргарита полностью отдалась чувствам, да и у Фауста героиня вызывает трепетное состояние, некий восторг, и это делает его разум туманным. Однако, наш герой — человек, которому нужны познания и он постоянно к ним стремится. Для него любви мало. Ему еще нужна интеллектуальная гармония, которую он не находит в любви.

Работая над по теме Фауст, мы видим, как Гете, раскрывая тему, показывает нам страдания Маргариты. Ее страдания связаны с таким прекрасным чувством, как любовь. Эта любовь стала для нее губительной и повлекла смерть матери, которую девушка по совету ученного Фауста усыпила и та не проснулась. Эта любовь привела к гибели ее брата, которого убил Фауст, а после бежал, оставив на растерзание обществу Маргариту. Любовь к Фаусту стала причиной гонения ее обществом, что привело к убийству их незаконнорожденного ребенка. Героиня собственноручно топит малыша и теперь готова нести наказание. Да, Фауст приходит на помощь героине, но слишком поздно. Ведь, что это за жизнь, когда на руках столько смертей, и как жить с такими грехами дальше. Девушка не соглашается идти вместе с героем произведения. Для нее спасение только в смерти. Она просит лишь одного. Она просит прощения у Господа, покоряется только суду Божьему и ее душа прощена, поэтому мы и слышим в конце голос с небес: Прощена.

Сочинение на тему: тема любви в трагедии «Фауст»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение: тема любви в лирике Фета Сочинение на тему: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» Куприна


Самое обсуждаемое
Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток
Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья
Новогодняя варежка своими руками из соленого теста Новогодняя варежка своими руками из соленого теста


top