Как правильно учить чтобы быстро запомнить. Как быстро и хорошо запомнить текст

Как правильно учить чтобы быстро запомнить. Как быстро и хорошо запомнить текст

Доброго времени суток, дорогой друг!

Допустим, что у Вас есть задание, и Вы не можете понять, каким образом можно быстро что-то нужное для его решения выучить. Если Вас поджимает время и нужно закончить приоритетное дело?

Как выучить что-то быстро

1. Учитесь в тишине

Множество людей обожглось на том, что свои дела откладывали до самой последней минуты и начинали учить решающий доклад за десять минут до начала выступления. Знания лучше усваиваются в покое и полной тишине. Постарайтесь найти время и место, где Вас никто и ничто не будет отвлекать, и тогда можете учиться на здоровье.

2. Заранее готовьтесь

Трудно надеяться на успех, если всё время приходится искать нужные документы или информацию вместо того, чтобы учить. Заранее всё соберите, все материалы разложите в пределах досягаемости и настройтесь на соответствующий лад.

Читателю на заметку: Если Вас интересует, кто делает натяжные потолки , то Вам на сайт www.sedmoenebo-eka.ru. Уверен, что Вы останетесь довольны качеством работы и предлагаемыми ценами!

3. Делайте перерывы

Если у Вас для подготовки осталось очень мало времени, в этом, скорее всего, виноваты Вы сами. Зачем же лишний раз насиловать собственный организм. Не существует человека, который мог бы учить эффективно сложный материал, в течение пяти часов не вставая из-за рабочего стола. Обязательно делайте небольшие паузы по десять минут после пятидесятиминутного обучения. Ещё лучше делать небольшую физическую зарядку.

4. Занимайтесь планированием

Обучение нужно планировать. Не нужно в очередной раз возвращаться в студенческие годы, когда в предэкзаменационную ночь Вы старались выучить то, что нужно было выучить за весь месяц. Любое задание можно разделить на более мелкие задания, и их выполнять не спеша, поэтапно. Таким образом, распределив грамотно свои силы, Вы всё успеете сделать в срок, особенно не напрягаясь.

5. Экспериментируйте

Применяйте различные подходы для усвоения и получения знаний. Вам может лучше подойдут интеллект карты, или обычное конспектирование. Пробуйте различные варианты, для того чтобы восприятие информации сделать более эффективным.

6. Повторение

За один присест очень сложно всё запомнить. Поэтому оптимальная схема обучения – учите маленькими порциями, для того чтобы была возможность всё повторить вечером и на следующее утро.

7. Конспектируйте

Великолепный метод усвоить огромный объём информации – это сделать конспект. Конспектировать необходимо собственноручно и пересказывать собственными словами, таким образом, мы будем задействовать зрительную и мышечную память.

Записывая информацию, Вы будете активизировать мозговую деятельность и ускорите процесс изучения.

8. Будьте грамотными

Как бы Вы того не хотели, но выучить за два часа материал объёмом в несколько сотен страниц – нереально. Выход есть. Попробуйте просмотреть и выбрать неизвестную часть материала и её выучить. Также можно ознакомиться кратко с содержанием документа, для того чтобы о его структуре иметь представление, а далее будет нужно импровизировать.

В одно ухо влетает, в другое вылетает. Знакомая ситуация? Эх, как было бы здорово взять и с первого раза запомнить нужную информацию… Я решила посмотреть, что по этому поводу говорит Его Величество всезнающий OК Google. Как лучше запоминать? И, увы, от некоторых советов у меня свело брови от удивления. Например, громко крикнуть запоминаемый текст. Или ходить постоянно во время чтения и запоминания. Или сидеть, часами медитируя, чтобы прийти в гармонию со вселенной…

Я не против всего этого. И считаю медитацию чудесным инструментом, и движение действительно помогает запоминанию. Но… Представляю себе картину, как вы несколько дней подряд готовитесь к экзамену, выкрикивая по несколько часов в день учебник по квантовой физике или по менеджменту. Так можно совсем без голоса остаться. Медитация тоже хороша, но как возможность настроиться на запоминание или дать время мозгу на усвоение и удержание запомненного. Однако, если не запомнить, то нечего будет и удерживать.

Я же хочу рассказать о способах, как лучше запоминать информацию. Мои личные наработки. То, что проверено мной на практике.

Как лучше запоминать: создать себе стимул

Ничто не увеличивает скорость и правильность запоминания, как наша личная заинтересованность в изучаемом материале. Вы, думаю, часто сталкивались с тем, что если Вам интересно, то запомнить или изучить факт не составляет труда.

Это базовый механизм нашей непроизвольной памяти: что интересно, равно тому, что важно. То, что важно, то необходимо запомнить и мозг сам запоминает.

Как это можно использовать?

Если Вам необходимо запомнить то, что на первый взгляд кажется неинтересным, создайте себе мотивацию и интерес. Если это крупный блок информации, учебная дисциплина, то предварительно узнайте, а что интересного есть в этой области?

Новейшие разработки, продукты, секреты, может быть тайны? Например, изучение скучных разделов физики может быть интересно тем, что вы узнаете основы, по которым рассчитываются сложнейшие космические запуски самого современного спутника, или вы изучаете основы, которые потом позволят вам понять, как построены чувствительные сенсоры у самых умных автономных роботов.

Узнайте, какой практический интерес может принести Вам то или иное обучение. Причем в ближайшей перспективе. Возможно, скучное изучение законодательства в сфере налогов позволит Вам прямо сейчас начать консультировать знакомых бизнесменов по поводу налогов, что позволит создать дополнительный доход. Деньги — одна из самых действенных мотиваций.

Сложно дать полные совет, как создать себе мотивацию, ведь каждый из нас имеет свои собственные интересы, мотивы. Ищите интересное для себя.

Как лучше запоминать: создавать образы

Маленький ликбез. Дело в том, что наш мозг оперирует образами. Вдумайтесь: образами. Мы думаем образами. Часто зрительными, чуть меньше слуховыми, тактильными. Человечество же создало множество символьной информации: тексты, цифры, схемы, графики. Все это составляет большую часть нашей ежедневной интеллектуальной деятельности. А образная память самая быстрая. Да, мы можем запоминать и цифры и логические связи, но значительно медленнее, в меньшем объёме и тяжелее, чем образы. Так почему же не воспользоваться самой быстрой памятью?

Как запоминать образами

Старайтесь все, что вам необходимо запомнить, переводить в образы (картинки в вашей голове). Перед выступлением представьте ключевые пункты вашего доклада яркими картинками с сюжетом.

Текст учебного материала проживайте, представляете в воображении. Если вы изучает биологию, представляете всех букашек и таракашек, все прожилочки листьев. Если это математика, то представляйте графики теми объектами, которые могут двигаться по траектории этого графика. Параболу представляйте как мяч, летящий вверх. Синусоиду как летучую мышь. Визуализируйте закон и формулы, положения и принципы, теоремы — все, что только можно.

Если вы имеете дело с числам, то представляете за числами определённые предметами: ящик апельсинов это 50, грузовик с апельсинами — это 1000.

Придумывайте свои образные обозначения для часто используемых символов. Например, мне часто приходится иметь дело с химическим равновесием. Я представляю себе это как чашечные весы. Я вижу, как эти весы смещаются в одну сторону, если что-то происходит в системе. Знаю людей, которые представляют ток в проводах, как реки, текущие по своим руслам. Энштей представлял себя фотоном, летящим со скоростью света. Некоторые биологи гуляют внутри клеток, ходят по митохондриям, распутывают ДНК в ядре.

Приятно вот так изучать материал, неправда ли? Да, поначалу это может казаться непривычным, нужно расшевелить мозги.

Соглашусь, это не всегда просто в начале. Но если вы выработаете привычку, то дальше уже автоматически каждый сложный текст будет рисоваться фильмом в вашей голове. А качество запоминания будет на высоте.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Как лучше запоминать информацию: применять

Скажите, научились бы вы кататься на велосипеде или плавать только по книжкам? Сомневаюсь.

Прочнее всего мы запоминаем то, что делаем. Поэтому все, что вы желаете сохранить в вашей памяти, сначала воплотите в жизнь. Именно так: сначала применить, еще до того, как запомнили.

Этот способ применим, чтобы лучше запоминать слова, прочитанные текст, алгоритмы действий, даже числовые данные. И многое из того, что нам нужно.

  • Если вам необходимо запомнить алгоритм действий, то просто проделайте его несколько раз (Конечно, подглядывайте, пока еще не помните его наизусть). Пусть это будут условные попытки. Допустим, вам нужно запомнить алгоритм работы с компьютерной программой. Зайдите в программу и, пока по подсказкам, пройдите по алгоритму.
  • Если вам нужно запомнить маршрут, условно двигайтесь по своей комнате мелкими шагами, представляя дорогу и делая повороты так, как это необходимо.
  • Если вам нужно знать последовательность тезисов в вашем устном выступлении, расскажите его будто перед настоящей аудиторией.
  • Если вам нужно знать метод решения задач, прорешайте эти задачи по этому методу, с подсказкой и подглядыванием. Только не стройте из себя списывающего школьника. Смело смотрите в примеры.
  • Если вы участвуете в тренинге, то бессмысленно запоминать. Большие массивы вливаемой в вас информации вылетят из вашей памяти мгновенно. Воплощайте на практике то, что вам хочется запомнить. Тренинг по созданию сайта — делайте сразу сайт, тренинг по отношениям — применяйте практики.

Очевидно? Да. Но мы часто не применяем их, а только читаем или смотрим. Помните, что память на действия самая крепкая .

Еще раз: берите и сразу делайте то, чему учитесь. Иначе вы не сможете лучше запомнить прочитанное или услышанное.

Пусть первый опыт будет не самым удачным, это не главное. Главное делать то, что хочешь запомнить.

Как лучше запоминать: создавать базу или фундамент

Может ли база быть нулевой или ненулевой? Смотря какая… Наш мозг хитро устроен. Основа его физиологической работы — это нейронные сети, а когнитивное следствие этой работы — ассоциативность мышления и памяти.

Это значит, что новое может ложиться только на известное старое, цепляться за известную информацию.

Ассоциации как крючки: если их нет, то не на что вешать. Если у вешалки нет крючков, то как тогда?

Если предмет изучения совершенно вам не известен, даже в своей минимальной основе, то запоминать материал становится крайне тяжело.

Можете ли вы сориентироваться в незнакомом городе без карты и помощи прохожих? Вы будете ходить наугад, пока на практике не изучите город? Хорошая стратегия, но своей цели (найти определённое здание) вы достигните в лучшем случае через несколько недель, а может и месяцев. Как мы обычно поступаем в такой ситуации: карты, навигаторы, общение.

Почему тогда мы пытаемся запомнить новое на нулевую базу? Надеемся быстро отыскать гостиницу, не имея карты для туристов?

Как лучше запоминать новый материал:

1. Перед изучением и запоминанием нового и сложного найдите в других источниках (гугл и Яндекс вам в помощь) самое простое объяснения основ изучаемой темы. Пусть это будет статья из википедии, лекция для чайников или для школьников. Важно понять основы, ключевые принципы (прибить вешалку с крючками)

2. Книгу читайте по спиральному алгоритму (об этом методе работы с информацией у меня ), несколько раз. Сперва это будет быстрый краткий просмотр, затем чтение ключевых выводов, далее более глубокое чтение.

Каждый раз у вас будет заполняться база знаний по этой теме, каждое прочтение будет навешиванием новых идей на имеющиеся крючки.

3. Выбирайте такие материалы (книги, тренинги, лекции, статьи), в которых вам известно 20-50% материала. Результат запоминания от освоения информации такого распределения будет выше, чем от 100% новой информации. Удивительно, не правда ли?

Итак, мы рассмотрели 5 важных принципов, как запоминать лучше любой материал. Я очень надеюсь, что хоть часть вы начнете применять сразу (смотрим выше, почему это важно). А сейчас возьмите и перескажите эти принципы кому-то, чтобы осталось в памяти большая часть информации, а при первом случае (первой книге, лекции, тренинге) сразу изучайте материалы так, чтобы они запомнились максимально полно.

Оставляйте свои впечатления и пожелания, я очень люблю комментарии!

Завтра устно отвечать или контрольная, а ты все еще не можешь запомнить злосчастный текст? Жаль, нельзя сфотографировать глазами страницу и запомнить все сразу. Но мы знаем несколько надежных способов, которые помогут тебе выучить текст быстро и легко! Больше интересных статей на сайте Девчат!


Кто из нас не мечтал, взглянуть один раз на страницу с текстом и сразу все запомнить! Как было бы тогда здорово и легко делать уроки, а готовиться к экзаменам – одно сплошное удовольствие! Но это не беда, что у нас нет таких сверх способностей, мы можем воспользоваться другими секретами и хитростями!

  • Для начала внимательно прочитай и пойми текст. Выучивать загадочные кракозябры практически невозможно! Поэтому обязательно осознай, что же хотел сказать автор. Попробуй визуализировать картинку, создать маленькое кино в своей голове. Все время отвлекаешься и никак не можешь сконцентрироваться на тексте? Тогда сначала , как научиться сосредотачиваться.
  • Разбей текст на небольшие части. Любую задачу легче решать частями.
  • Организуй себе спокойную обстановку. Если в одном ухе ток-шоу по телевизору, а в другом – мама говорит по телефону с подругой, сосредоточиться будет проблематично. Или вместо биографии Маяковского, к примеру, ты запомнишь телевизионную передачу.

    Расскажи кому-нибудь прочитанное. Когда мы рассказываем или объясняем что-то другим, мы не только легче запоминаем, но и сами лучше понимаем, о чем говорим.

    Выписывай отдельные слова. Всем известно, что писать шпаргалки полезно для учебы. Мы подключаем сразу несколько типов памяти, учимся выделять главное.

    Вспоминай расположение текста на странице, шрифт, картинки. Зрительная память может помочь вспомнить, что же там было написано.

    Переключайся. Когда тебе покажется, что основную работу по заучиванию ты уже проделала, отвлекись, выпей чаю, сделай зарядку. А потом спустя какое-то время, снова вернись к материалу и проговори вслух текст.


По литературе опять задали выучить стихотворение? А может тебе хочется выучить его для себя? В любом случае, тебе поможет вот такая простая методика:

    Несколько раз прочитай стихотворение вслух. Причем не просто бубни себе под нос, а читай с чувством и выражением. Представь, к примеру, что ты известная актриса и читаешь его со сцены.

    Представь все, что ты прочитала. Да, часто стихи бывает намного сложнее визуализировать, чем прозу. Однако придется постараться. Если там, к примеру, говорится про белую березу под окном, обязательно нарисуй ее у себя в голове или даже сделай наброски на бумаге.

Чем больше типов памяти ты подключишь,
тем быстрее справишься с заданием.

    Перепиши стихотворение на бумагу. Так ты подключишь еще один тип памяти, а именно моторную.


    Обращай внимание на рифмы. Тебе будет проще вспомнить следующую строчку, если ты будешь знать, с чем именно она должна рифмоваться.

    Читай по ролям. Если в стихотворении есть диалоги, читай по ролям или попроси подругу почитать вместе с тобой.

    Выпиши первые слова каждой строчки. Выучила, но все равно боишься ошибиться? Составь себе шпаргалку из первых слов каждой строчки – они напомнят тебе, как там дальше.

Если ты все время забываешь какую-то одну строчку или несколько слов, выпиши их отдельно.

Мнемотехника: упражнения для развития памяти и внимания

Ну и, конечно, память можно и нужно развивать. Тогда процесс запоминания любого текста будет даваться тебе намного быстрее и проще. Как это делать?

Во-первых, регулярно используй простые методики, которые мы собрали для тебя .

Во-вторых, делай несколько простых упражнений:

    Посчитай от 0 до 100 в обратном порядке. Причем сделать это нужно сразу, как проснешься и как можно быстрее

    Как можно реже пользуйся калькулятором, чаще умножай и складывай цифры в уме.

Поехала с мамой в магазин за продуктами? Сразу в уме подсчитывай, сколько вам придется заплатить, а потом проверяй себе на кассе.

    Выучи наизусть номера телефонов всех близких родственников и подруг. Тем более кто знает, может однажды у тебя сядет телефон, и такие знания тебе очень пригодятся.

    Больше читай. Это удивительно, но чем больше информации ты будешь поглощать, чем легче тебе будет ее запоминать. Так что не бойся, это только в твоем телефоне или компьютере память может переполниться, тебе же такого точно не грозит.

Что влияет на нашу память

Ты же в курсе, что в нашем организме все взаимосвязано. Поэтому если ты хочешь иметь хорошую память и быстро выучивать любые тексты, нужно позаботиться и о своем самочувствии в целом.

    Высыпайся. Это очень важно. Врачи отмечают, что люди, которые спят меньше 7-8 часов в сутки, намного сложнее усваивают и запоминают любую информацию. Да ты, наверное, и сама замечала, что когда очень хочется спать, что-то выучить просто невозможно. Так что обязательно соблюдай режим дня. А о правилах здорового сна ты подробно можешь почитать .

    Правильно питайся. Чтобы мозг хорошо работал, ему нужна энергия. А откуда он ее берет? Правильно, из еды! А именно тут не обойтись без углеводов: налегай на каши, макароны из твердых сортов пшеницы, темный шоколад и фрукты.

    Занимайся спортом и гуляй на свежем воздухе. Физические нагрузки и долгие прогулки на природе снабжают кровь кислородом, что важно как для здоровья в целом, так и для хорошей памяти.

А у тебя легко получается запоминать тексты? Пользуешься какими-нибудь особенными секретами? Поделись с другими девчонками!


Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации» , эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

Главная проверка качества вашего понимания - это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с , и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде - будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память - как и хорошую концентрацию - можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент - очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения - это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация - ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон... да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт - вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом - даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы - средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно - столь же важно для запоминания. Это хорошо - фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей - чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают , бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это - перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель . Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе - через несколько дней, а третье - прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии - бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них - механическая зубрежка , когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время - если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ - повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации - мнемоника . Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Один из самых простых способов - попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE - для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу...

Одно из решений - составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов - очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько - на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните : нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в . Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны - их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

Какие бы методы запоминания ни выбрал человек, есть универсальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса. Например:

  • Запоминать нужно осмысленно . Дело усложняется, если речь идет об информации, которая нам не интересна или не важна. В таком случае нужно определиться, зачем именно нам необходимо ее выучить, какие преимущества мы получим в будущем, и все-таки сосредоточиться на сути материала.
  • Многих интересует и вопрос о том, в какое время лучше всего учить материал. Здесь все индивидуально, нужно учитывать свой биоритмы и график дня. Кому-то больше всего подходит бодрое утро, кому-то – время перед обедом, а кто-то максимально продуктивен вечером или даже ночью.
  • Важно создать подходящие условия. Они тоже индивидуальны: кто-то требует абсолютной тишины, кому-то понравится спокойная музыка. Что точно не способствует запоминанию – бесконечные вибрации телефона от приходящих сообщений и звонки не по делу. Поэтому если есть возможность, отвлекающие факторы можно на время отключить.
  • Чтобы хорошо запомнить текст, человеку важно быть достаточно отдохнувшим , не испытывать острого чувства голода и жажды.
  • Хорошее самочувствие – тоже важное условие для запоминания.

Классическая зубрежка

Этот подход используют уже сотни поколений учеников и студентов, которые интересуются, как лучше запомнить прочитанное к экзамену. Он заключается в бесконечном повторении одного и того же материала, пока тот все-таки не останется в памяти. Этот метод имеет смысл.

Повторение – действительно мать учения. Но обычно информация, втиснутая в память таким образом, выветривается из нее сразу после того, как необходимость отпадает.

К тому же, этот подход занимает огромное количество времени и энергии.

Мысли вслух

Чтобы запоминание информации происходило более эффективно, можно ее озвучивать. Здесь есть пара хитростей:

  • Читать текст вслух самому себе.
  • Читать текст вслух кому-то другому.
  • Записать прочитанный вслух текст на диктофон и слушать его много раз подряд. Метод хорош тем, что в это время можно заниматься другими делами – например, убирать дома. Это хорошее подспорье для запоминания.
  • Можно даже записать текст на диктофон и оставить запись, укладываясь спать. Некоторые люди утверждают, что этот метод достаточно результативен.
  • Считается, что информация запоминается немного лучше, если произносить ее вслух на повышенных тонах, проще говоря – выкрикивать. В таком случае для разучивая лучше использовать дневное время, поскольку если прокричать свой исторический доклад ночью, это может испугать впечатлительных соседей.

Пересказывать

Очень эффективный способ, особенно если заставить кого-то выступить в роли слушателя. Когда мы выступаем перед кем-то, то стараемся меньше подглядывать, усилено подбираем слова, таким образом стимулируя память.

Если завербовать кого-то в слушатели не удалось, можно создать такой эффект с помощью собственного изображения в зеркале.

Или просто эксплуатировать безвыходную ситуацию домашнего хомячка. Главное – именно эффект публики.

Конспектировать

Нудные лекторы, которые настаивают на том, чтобы студенты записывали их речи, на самом деле правы.

Когда информация не только воспринимается на слух, но и переписывается, она запоминается намного лучше. Поскольку подключается также зрительная и даже двигательная память.

Структурировать

Если сам текст не структурирован, очень важно разбить его на части хотя бы мысленно, занимаясь разучиванием.

Если материал, который предстоит запомнить, велик, рекомендуется разделить его на части, и каждую из них разучивать в новой обстановке.

Воспроизводить обстановку

Те, кто хочет знать, как лучше запомнить информацию, удивятся, насколько этот совет помогает.

Когда пытаешься вспомнить что-то важное, иногда достаточно воспроизвести в памяти атмосферу, в которой это знание было получено.

Например: обстановку в комнате, людей, которые были рядом, запахи.

Музыка в помощь

Многим из нас сложно запомнить текст, а вот песни, стоит услышать их пару раз, сразу запоминаются и неоднократно поются. Можно пойти на хитрость, и, разучивая текст, не читать его вслух, а пропевать, оптимально – с использованием любимой мелодии.

Двигаться

Многим людям нравится, заучивая материал, не сидеть за столом, а пребывать в движении – например, ходить по комнате кругами.

Мыслить образно, подбирать ассоциации

Этот совет применим не только для стихотворений о любви. Найти ассоциацию можно с чем угодно, если использовать различные признаки – например, цвета, формы, размеры, сходе звучание. Можно и нужно придумывать аббревиатуры, которые легко запомнить, и маленькие, но интересные истории – про что угодно, хоть про двигатели или шнековые установки.

Погрустить

Это звучит странно, но существует точка зрения, что информация в негативном тоне запоминается намного лучше.

Приступая к изучению материала, нужно настроиться на меланхоличный лад

Например, послушать грустную музыку или вспомнить неудачи за день.

Главное не переборщить – учить материал, рыдая над распечатками, не очень удобно.

Выйти на природу

Есть исследования, результаты которых указывают на то, что люди намного лучше запоминают, разучивая что-то в окружении природы.

Это прекрасный повод лишний раз выйти на улицу и подышать свежим воздухом для тех, кто хочет узнать, как усваивать большой объем информации.

Альтернативой может стать также разглядывание красивых фотографий с изображением пейзажей.

Высший пилотаж

Это метод, который используется профессиональными «запоминальщиками». Принято считать, что его автором является знаменитый оратор древности – Цицерон (хотя есть и другие версии). Его также называют системой комнаты. Он заключается в следующем: элементы информации, которые нужно запомнить, расставляются в определенном порядке в хорошо знакомом нам месте. Говорят, именно так и поступал Цицерон: ходил по собственному дому и представлял те или иные единицы выступления в нем. Когда каждому предмету в доме соответствует единица информации, которую важно запомнить, при необходимости легко вспомнить привычную обстановку. А значит, и данные, соответствующие ей.

Однако очень важно соблюдать последовательность предметов. Связывать предметы в комнате и элементы информации нужно с помощью ассоциаций.

Заключение

Заключение

Даже если человека все упрекают в том, что у него девичья память, ему вполне по силам запомнить текст любой сложности и объема. Вопрос только в том, сколько времени и усилий на это уйдет. Однако если тренировать память, она становится все податливее и выносливее, и тексты, которые раньше давались с трудом, человек начинает щелкать, как орешки.


Самое обсуждаемое
Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками
Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток
Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья


top