Упражнения для интеллекта. Правильные действия для того, чтобы развить свои интеллект

Упражнения для интеллекта. Правильные действия для того, чтобы развить свои интеллект

Музыка, которую мы слушаем, определяет наше развитие в детстве, формирует в юности и меняет в течение жизни, от нее зависят наши настроение, воспоминания и способность справляться со стрессом. T&P публикуют отрывок из книги Виктории Уильямсон «Мы - это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом» , которая недавно вышла в издательстве МИФ.

«Угадай мелодию» для новорожденных

Музыкальные способности новорожденных не ограничиваются выявлением ритма и включают различение звуков по таким их свойствам, как громкость, длительность и высота. Более того, младенцы способны различать высотные контуры, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь. Тьери Наззи и коллеги исследовали умение французских новорожденных различать два списка японских слов, которые отличались только по высотному контуру - восходящему или нисходящему.

В этих целях они использовали естественное умение новорожденных сосать: младенцам дали специальную соску, которая измеряла каждое посасывание, отмечая его силу и время. В начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них «выбыли»: 34 заснули (как трогательно!), 15 отказались от специальной соски, 17 совершили проступок в виде «нерегулярного или недостаточного сосания», а 15 не освоились в условиях исследования. Итак, осталось 40 младенцев, готовых и способных участвовать. Для этих 40 крох в течение нескольких минут воспроизводился один из двух списков слов; в одном списке тон произношения повышался, в другом - понижался. Во время ознакомления ребенок привыкал к звуку, и его темп сосания становился равномерным. Затем половине младенцев - экспериментальной - воспроизводили второй список, а другая половина - контрольная группа - продолжала слышать тот же список, что и раньше. Предполагалось, что если младенцы способны различать изменения высотного контура, то они будут сосать интенсивнее, восприняв новый звук и заинтересовавшись им. Ожидалось, что малыши из контрольной группы, которые слышали один и тот же звук, будут продолжать сосать в постоянном темпе. Именно это и произошло. Младенцы в экспериментальной группе явно заметили изменение в высотном контуре японской речи, в мелодическом рисунке слов, прежде чем вернулись к знакомому темпу сосания.Что важно, все дети были из франкоязычных семей; это почти исключило возможность реакций, вызванных предыдущими контактами с японским языком. Исследование показало способность новорожденных не только замечать различия в высотном контуре, но и делать это в незнакомой речи; это наводит на мысли о гибкой системе усвоения звуков, способной потенциально сформировать важное основание для развития речи ребенка.

Умнеют ли дети благодаря Моцарту

Вопрос связи музыки и интеллекта также важен в практическом смысле, поскольку ребенок начинает проявлять активный интерес к взаимодействию с мелодиями: танцам, пению и игре на инструментах. На этом этапе родители, наверное, начинают размышлять - записать чадо в музыкальный кружок, на занятия музыкой или проще потратиться на аудио плеер. Может, купить несколько CD с произведениями Моцарта? Давайте задержимся на этой мысли и рассмотрим имеющиеся данные. Один из друзей недавно рассказал, что начал включать CD с записью Моцарта маленькой дочке, чтобы она засыпала под эту музыку, - ради эффекта Моцарта. Он надеется, что прослушивание подобной музыки повысит уровень интеллекта ребенка; эта идея уверенно завоевала себе место среди легенд популярной психологии. Когда я представляюсь музыкальным психологом, часто в первую очередь спрашивают именно об эффекте Моцарта. У этого термина есть «своя» страница в «Википедии», а вокруг самой гипотезы - что определенный вид музыки полезен для IQ - возникла целая отрасль. Однако взвешенное изучение литературы показывает, что картина не такая радужная.

Профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении

Все это началось в 1993 году, причем довольно невинно, когда в журнале Nature была опубликована одностраничная работа авторства Фрэнсис Раушер и др. Они провели эксперимент, в ходе которого американские студенты университета либо 10 минут слушали сонату Моцарта ре мажор для двух фортепиано (K 448), либо слушали инструкции по расслаблению, либо сидели в тишине. Затем исследователи попросили студентов выполнить тест на пространственно-временное мышление. Задания такого типа (анализ определенных фигур из бумаги, поиск недостающих деталей или анализ конфигураций) требуют, чтобы испытуемый мысленно представлял различные фигуры и их возможное взаимодействие. Ученые обнаружили, что показанные в тесте результаты были значительно выше только после прослушивания произведения Моцарта: IQ участников повышался на восемь-девять баллов.

Затем исследователи провели еще один эксперимент, получив аналогичные результаты, но не обнаружили повышения IQ после того, как участники 10 минут слушали произведения Филипа Гласса, британскую музыку в стиле транс, инструкции по расслаблению или аудиокнигу. Эффект Моцарта казался очень увлекательной и важной находкой, наводившей на мысль, что определенный тип мелодий, возможно, оказывает благотворный эффект на наши мыслительные способности. В чем может заключаться его механизм? Раушер и коллеги предположили, что прослушивание музыки Моцарта усиливает возбуждение нейронов в той области мозга, которая также способствует выполнению пространственно-временных задач. Все это казалось настолько здорово, что даже не верилось: найдено простое решение (слушать музыку) сложной проблемы (улучшать умственные способности). И конечно, на самом деле все оказалось не так. […]

Движения

Если вы играете на музыкальном инструменте или поете, для оптимального исполнения приходится вырабатывать и оттачивать сложные навыки управления движениями. Лучшие профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении; это изумительное достижение для пальцев. Наличие таких невероятных способностей не проходит бесследно для строения мозга.

У людей, выработавших улучшенные двигательные навыки, обычно есть измеримые различия в части мозга, представляющей тело и движения. Она расположена примерно между макушкой и стволом мозга, включает в себя соматосенсорную кору и двигательную кору, находящиеся рядом и тесно сотрудничающие. Двигательная зона отвечает за планирование и совершение движений, а соматосенсорная реагирует на информацию об осязательных ощущениях, включая боль, а также на проприоцепцию - наше представление о расположении тела в пространстве. В соматосенсорной и двигательной зонах отражена логическая, вытянутая карта тела: каждая часть тела представлена в разной степени, в зависимости от важности точного управления и регулярности использования. Визуальное воплощение карты выглядит странно: так называемый кортикальный гомункул; представьте человека с массивными кистями рук, стопами, губами и языком, но крошечными животом, спиной, ушами и шеей.

Большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения

Конечно, эта карта тела у всех отличается, мы по-разному используем свое тело; к тому же на протяжении жизни в карте происходят значительные изменения в ответ на инсульт или травму мозга или тела. Но, несмотря на это разнообразие, все равно заметны общие различия между картами тела у музыкантов и всех остальных. У музыкантов-клавишников проявляется повышенная тактильная чувствительность кистей рук; они также лучше выполняют задачи, требующие приобретения новых двигательных навыков, особенно если начали учиться музыке в детстве. Этим качествам соответствуют отличия на мозговой карте их тела.

Кэтрин Эмантс и коллеги с помощью МРТ измерили ту часть двигательной коры, где представлены кисти. В ее структуре у немузыкантов оказалось больше асимметрии: слева она заметнее. Такого соотношения стоило ожидать у праворуких, так как тело представлено в мозгу перевернутым: правая рука - с левой стороны мозга, и наоборот. А у клавишников структура была намного симметричнее, что отражает гораздо большее представительство обеих рук в мозгу. Это особенно относилось к людям, с детства начавшим заниматься музыкой. В более свежих исследованиях также был обнаружен четко выраженный рисунок в виде греческой буквы омега (ω) на моторной коре музыкантов. Поразительно, что аналогичные результаты выявили невооруженным глазом - настолько явными были различия.

Типы фальшивого пения

Амузию часто называют отсутствием музыкального слуха, но давай-те разберемся в этом понятии. У каждого из нас есть друг, коллега или родственник, ярко воплощающий поговорку «медведь на ухо наступил»; его пение вызывает искреннюю тревогу, и чтобы сберечь здоровье окружающих, его нельзя подпускать к караоке. Но у большинства таких людей нет амузии; в основном они просто не умеют петь.

Лучшей иллюстрацией этого стало исследование канадки Лолы Кадди, проведенное в Университете Квинс. Кадди и ее коллеги спросили у студентов, кто считает себя лишенным музыкального слуха; подняли руки 17 процентов из 2000 человек. Затем исследователи протестировали 200 из этих студентов на амузию (см. описание ниже): лишь у небольшой группы из этих якобы «не имеющих музыкального слуха» людей были настоящие трудности с обработкой музыки. У преобладающего большинства тех, кто считал себя «немузыкальным», на самом деле был нормальный музыкальный слух, просто они не очень интересовались музыкой и считали, что не умеют петь. Почти каждый мой знакомый, уверенный в отсутствии у себя музыкального слуха, упорно думает, что не умеет петь, - обычно из-за суровых оценок школьного учителя, руководителя хора или друзей и родных. Карен Уайз и Джон Слобода изучили взрослых британцев, считавших, что им медведь на ухо наступил, и обнаружили: хотя участникам действительно было трудновато петь, главной их проблемой была недостаточная уверенность в себе. Они лучше пели под аккомпанемент, и в результате авторы предположили, что их трудности нельзя назвать непреодолимыми. Им и большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения. Для сравнения, обучение пению людей с амузией привело к сравнительно меньшим улучшениям, а в большинстве случаев тяжелой амузии почти не повлияло на трудность в обработке музыки.

В общем, если человек говорит: «Мое пение звучит ужасно», вряд ли он лишен музыкального слуха; если он так говорит - значит слышит свои ошибки. А человек с амузией скажет: «Друзья и родные думают, что я пою ужасно, но я не знаю, правда ли это».

Музыка и психическое благополучие взрослых

Учитывая положительное воздействие музыкотерапии и музыкальной медицины на организм, неудивительно, что они также обладают потенциалом влияния на психическое здоровье и благополучие.

В недавнем обзоре последних 20 лет исследований в этой области сообщается, что музыкотерапия, в особенности активное музицирование, может использоваться как дополнительный метод при лечении депрессии, шизофрении и слабоумия, а также проблем возбуждения, тревоги, бессонницы и злоупотребления психоактивными веществами. Всего нескольких сеансов может оказаться достаточно, чтобы увидеть небольшое измеримое воздействие на симптомы, хотя результаты лучше при большем количестве сеансов (16–51); эти данные предполагают, что, возможно, чем больше лечебных сеансов, тем лучше. Завершая обзор этой обширной темы, я коснусь трех определенных областей музыки и психического благополучия.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, отражением и тенью

Музыке приписываются многие виды влияния, причем часто они за-висят от личных особенностей человека. Когда принимается решение, какая музыка для благополучия эффективнее, персонализация тоже крайне важна; не существует одного жанра или стиля музыки, который идеально подходил бы всем. Это напоминает об использовании музыки в качестве витамина, против чего так мудро предостерегал Джон Слобода. Хорошая реакция и положительные результаты от музыкотерапии или музыкальной медицины у любого человека зависят от того, какую музыку он любит. Это становится еще яснее, если увидеть результаты отсутствия персонального подхода, когда исследователи с благими намерениями выбирают музыку некоего общего характера: оказывается, что такая «уравниловка» только ухудшает ситуацию.

В одном случае классическую музыку включали в помещении общего пользования дома-интерната для страдающих слабоумием. Было обнаружено, что расстройства поведения существенно ухудшались во время этих музыкальных пауз, а многие пациенты требовали, чтобы музыку убрали. С какими бы благими намерениями ни проводились подобные исследования, они свидетельствуют, что выбор музыки должен определяться потребностями, симпатиями, антипатиями и желаниями пациента.

Исследования музыкальной психологии позволяют лучше понять, как мозг и тело реагируют на музыку во время лечения и ухода, и дают возможность врачам и другому медперсоналу оптимизировать ее использование. Музыка не волшебная таблетка и не безотказный способ избавления от невзгод. Но она способна стать важным и гибким средством, с помощью которого можно общаться, получать поддержку, находить утешение и вдохновение. Вы приобрели множество музыкальных навыков, интерпретаций и воспоминаний, которые есть только у вас; второй такой музыкальной личности никогда не будет, сколько бы ни существовало человечество. Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью. Действительно, вы на самом деле и есть музыка.

Иконки: 1) Aha-Soft, 2) -, 3) Raz Cohen, 4) Cenk ÇAKMAK, 5) Daouna Jeong - from the Noun Project.

Как пение способствует развитию личностных качеств ребенка

Известно, что два полушария мозга человека функционируют объединенно и в то же время достаточно изолированно друг от друга. Каждое полушарие выполняет свою функцию. К примеру: левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое – левой.

Сфера деятельности правого полушария – образное мышление, предметное видение . Это полушарие в различной степени связано с пониманием речевой интонации, с эмоциями и восприятием прекрасного, в том числе музыки.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и способствует овладению точными науками.

Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга дает возможность добиться более высоких результатов во всех областях человеческой деятельности.

Если говорить о детях, то снижение активности любого из полушарий неизменно приводит к существенным потерям как в интеллектуальном развитии ребенка , так и в физическом. Загруженность обоих полушарий способствует психологическому здоровью ребенка. Перегруженность одного из них нередко провоцирует возникновение неврозов.

Родителям и педагогам нужно так строить отношения с ребенком, чтобы в его жизни было побольше радости, положительных эмоций. Они способствуют успешному развитию детей.

Пение является своеобразным «тренером» мозга. То есть, во время пения бывает задействован весь мозг, происходит объединение деятельности его полушарий. При пении активно и объединенно работают речевой, языковой и зрительный компоненты развития интеллекта.


Во время активного пения – эмоционального, с воодушевлением, с проникновением в содержание исполняемого,– происходит сильнейшее возбуждение речевых центров коры больших полушарий, которое распространяется на соседние участки мозга, повышает их тонус и работоспособность.

Во время разучивания какой либо песни многократно повторяется литературный текст, голос воспроизводит вокальную линию. Это в значительной степени формирует предпосылки хорошей речи у детей. Таким образом, с помощью вокальной деятельности формируется не только певческие, но и совершенствуются речевые навыки каждого ребенка.

Благотворна вокальная работа и для тренировки памяти. Овладевая большим объемом музыкального материала, открывает новые, дополнительные кладовые памяти, способствует ее углублению и обогащению.

При пении так же развивается и фонема тического слух, способности улавливать мельчайшие особенности произношения гласных и согласных звуков. Одновременно пение тренирует работу всех органов внутренней и внешней речевой артикуляции , повышает разборчивость речи и речевую технику.

Говоря о воздействии пения на развитие интеллекта поющих, необходимо упомянуть и о его влиянии на возрастание способностей детей.

Природные задатки ребенка – это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих – художественных, музыкальных, графических, литературных и других.

При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству.

В последствии, именно из детей, которые успешно сочетали учебу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.

Хор – прекрасное место для выработки всех этих навыков.

Если ребенок любит петь, то есть надежда, что он вырастет умным, интеллектуально развитым человеком.

Дети, лишенные возможности петь в хоре, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.

Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: улучшается кровообращение, дыхание, укрепляются голосовые связки, развивается приятный тембр голоса, развивается координация голоса и слуха, улучшается детская речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.


Древние греки говорили: «Хочешь быть умным – бегай, здоровым – бегай, красивым – бегай!». Все это можно в полной мере отнести и к пению: «Хочешь быть умным – пой, здоровым – пой, красивым – пой!».

Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

Арттерапия, опирающаяся на различные виды художественно-игровой деятельности (такие, как музыка, танец, театр, рисование, лепка и т. д.), давно уже завоевала признание у педагогов и дефектологов . Действительно, искусство, воздействующее прежде всего на эмоциональную сферу человека, помогает в самом главном – найти дорогу к своему «Я», понять близких, увидеть и принять окружающий мир.

Наши предки значительно смелее, чем мы (цивилизованное человечество) использовали музыку, танец и другие виды искусства для лечения людей от различных недугов, для эмоционального настроя человека на различные действия, требующие силы, отваги, энергии. И вот во второй половине XX и начале XХI века явно наметилось усиление внимания к искусству как к терапевтическому средству, позволяющему наиболее щедяще, без особых материальных затрат и вредных побочных эффектов лечить душу и тело человека.

В детских садах на сегодняшний день самая актуальная тема – коррекция речевых нарушений (поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а так же наиболее эффективно поддается коррекции при своевременном лечении). Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов , педагогов, музыкантов.

Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения.

Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речи.

На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса.

Логоритмические упражнения и пение песен с движениями благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т. д., а также внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение.

Несложно заметить, что интеллектом охватывается работа сразу несколько отделов человеческого мозга, из чего следует вывод, что и к его развитию следует применять комплексный подход, состоящий из разных способов. Способы, с которыми вы познакомитесь дальше, могут использоваться как специальная система развития интеллекта (и ), причем применяться она может для его тренировки и у детей, и у взрослых.

Развитие интеллекта: простые и эффективные способы

Информация, с которой вы познакомитесь, на первый взгляд может показаться крайне необычной, если говорить о развитии интеллекта, но именно в ее необычности и простоте кроется наибольшая эффективность. Интересно также и то, что применять ее можно без особых усилий в повседневной жизни, просто уделяя каждый день немного своего времени.

Способ первый – оптимальное время для отдыха

Этот способ можно назвать базовым, т.к. в состоянии усталости и утомленности ни о каком развитии интеллекта и памяти, а также других способностей, не может быть и речи. Поэтому для начала начните уделять соответствующее время и внимание своему сну. Здоровый сон является не только прекрасной профилактикой рассеянности, забывчивости и затрудненности мышления, но и повышает интеллект и все умственные способности вообще. Интересую статью на тему сна, кстати, вы можете прочитать .

Способ второй – ведение записей

Тут речь идет об анализе информации посредством ведения записей. Нередко каждому из нас в голову приходят толковые мысли и хорошие идеи, но вместо того чтобы стараться запоминать их, как это делает большинство людей, мы советуем вам их записывать. Кроме того, в письменном виде также можно и размышлять, продумывая перспективы и варианты развития событий, составляя планы и списки. Так вы задействуете несколько участков мозга и, одновременно с и внимания, будете способствовать улучшению концентрации. Что же касается анализа информации, то наглядное ее отображение позволит видеть картину шире и на основе этого видения принимать верные решения.

Способ третий – тишина и покой

Множество людей по окончании рабочего дня, да и в любое свободное время, занимаются отнюдь не развитием интеллекта, а какими-то делами, которые этому совсем не способствуют. К таковым можно отнести , «залипание» в соцсетях, бессмысленные разговоры по телефону или неразвивающие компьютерные игры. Особенно склонность к этому проявляется у детей. Всему этому, конечно же, может иметься время и место в жизни, но если есть цель развивать интеллект, лучше как можно больше находиться в тишине и спокойствии – это позволяет генерировать новые идеи, обдумывать планы, находить верные и мудрые решения сложных проблем и вообще лучше и качественнее отдыхать.

Способ четвертый – развивающие игры

Для развития интеллекта и памяти, внимания и концентрации очень полезно играть, например, в логические игры, шахматы и шашки, домино, («Монополия», «Имаджинариум», «Миллионер» и т.п.). Если сделать такое времяпрепровождение регулярным, можно создать действенную систему развития не только интеллекта, но и способности анализировать, считать в уме, находить причинно-следственные связи, вести расчеты и развивать мышление в целом. А еще можно посвятить время прохождению различных развивающих тренингов и курсов, например, .

Способ пятый – общение с людьми

Взаимодействие и общение с разными людьми несет в себе огромное количество положительных моментов – расширяет кругозор, способствует получению новой информации, избавляет от комплексов, развивает коммуникативные навыки, и самооценку. Чтобы обеспечить свой интеллект почвой для постоянного развития, общайтесь с окружающими как можно больше, причем старайтесь общаться с такими людьми, которые в чем-то лучше вас, например, умнее, образованнее, сильнее, увереннее, обеспеченнее и т.д. Чем выше вы сами себе поставите планку, тем более сильной и развитой личностью сможете стать.

Способ шестой – чтение книг

Еще один превосходный и простой способ развития интеллекта у детей и взрослых – это чтение. Люди, всегда поддерживают свой мозг в тонусе и познавательной активности. Наполняя его все новой информацией, они просто вынуждают себя личностно и интеллектуально расти. Ко всему прочему, начитанный человек испытывает в общении с другими намного меньше трудностей, ведь литература несет в себе информацию совершенно разного плана, которую всегда можно успешно применить в жизни. А еще одним плюсом чтения является то, что начитанный человек с развитым кругозором способен быть отличным собеседником практически в любой ситуации.

Способ седьмой – делать привычные вещи непривычными

Речь идет о том, чтобы вполне обычные повседневные вещи выполнять неординарными способами. Все мы ежедневно чистим зубы, умываемся, расчесываемся, моем посуду и завязываем шнурки – такие вещи уже давно стали привычными и выполняются нами на автоматизме, а значит, мозг совершенно не напрягается. Но из них реально сделать классную систему развития интеллекта. Начните ходить на работу новыми путями, застегивать ремень наоборот, всегда переходить дорогу, начиная с левой ноги и т.п. Так вы активизируете свои мыслительные процессы, станете обращать внимание на мелочи, будете . Помните о том, что даже такие банальные эксперименты способствуют развитию ума и служат хорошим способом тренировки интеллекта и памяти, внимания и сосредоточенности, мышления и креативности.

Способ восьмой – изобразительное искусство

Чтобы развивать интеллект вам вовсе необязательно становиться новым Пабло Пикассо или Леонардо да Винчи – можно просто время от времени . Поставьте себе задачу нарисовать конкретную картину, и вы заметите, как ваш мозг начал работать активнее. Когда человек рисует, активизируются оба полушария мозга, повышается концентрация и улучшается координация. Помимо этого, в процессе рисования человек как бы отключается от внешнего мира на какое-то время, благодаря чему очищается и отдыхает сознание.

Способ девятый – постоянное обучение

Обучение – это всегда прогресс и движение вперед. Таким образом, постоянно усваивая новые знания и овладевая новыми навыками, вы автоматически будете заставлять свой интеллект развиваться. Подойти может все, что угодно: , подробное исследование карты мира, погружение в исторические хроники, чтение автобиографий знаменитых людей и т.д. Но можно пойти дальше и, например, получить новую специальность, пройти курсы переподготовки и повышения квалификации или вообще или начать вести собственный бизнес. Такая система развития станет для вас отличным помощником, и всегда будет поддерживать ваш интеллект в тонусе.

Способ десятый – самообразование

Этот способ – логическое продолжение предыдущего. К сожалению, далеко не каждый человек готов , однако тот, кто задумывается о тренировке своего интеллекта, делает самообразование непременной частью своей жизни. Возможностей для этого сегодня – хоть отбавляй. Читайте книги и учебники, узнавайте новое и общайтесь с интересными людьми, увлекайтесь необычными вещами и найдите для себя хобби, смотрите документальные фильмы и развивающие передачи. А если хочется заняться самообразованием по полной программе, вы можете, к примеру, или какой-нибудь хороший онлайн-тренинг. Здесь же мы хотим напомнить, что любую новую информацию, если она предполагает практическое применение, необходимо всегда использовать на практике – только так самообразование станет полноценным и эффективным.

Способ одиннадцатый – позитивное мышление

Естественно, жизнь никогда не проходит абсолютно спокойно, и иногда преподносит сюрпризы. Обстоятельства и ситуации, о которых мы даже не подозревали, могут лишить силы и выбить из колеи, заставить переживать и бить тревогу. Но воспринимать их нужно именно как очередной шанс для саморазвития и развития интеллекта. Собирая в кулак волю, поднимаясь с колен и направляя энергию в нужное русло, мы становимся сильнее, опытнее, мудрее и умнее. И особую роль во всем этом играет не что иное, как позитивное мышление, т.к. именно оно позволяет нам сохранять спокойствие, мыслить созидательно, быть стойкими и уверенными в себе. И уже отсюда проистекают все остальные преимущества – , тренировка навыка управления временем и планирования, развитие силы воли и стрессоустойчивости. Помните, что жизнь вместе со всеми ее событиями уже сама по себе может использоваться вами, как идеальная система развития интеллекта. И такое отношение к ней должно быть сформировано, как у детей, так и у взрослых.

Способ двенадцатый – видение перспектив

Умение видеть перспективы есть определяющее звено на пути к успеху и полноценной жизни. Если вы научитесь всегда быть настроенным на поиск новых ступеней для развития, ваше мышление всецело будет сосредоточено на анализе имеющихся у вас перспектив. В действительности судьба постоянно предлагаем вам нечто ценное и значимое, а ваша задача – это увидеть, понять и оценить. Мысля конструктивно, вы способствуете развитию своего интеллекта и искусственно создаете для себя потребность в расширении кругозора. И действовать именно так, а не иначе, должен каждый, кто стремится к самосовершенствованию, . Без этого компонента достичь полноценного успеха и счастья будет просто невозможно.

Способ тринадцатый – физические нагрузки

Несмотря на то, что данный способ развития интеллекта считается скорее косвенным, нежели прямым, он дает отличные результаты. Во-первых, нагружая себя физически, вы способствуете улучшению кровообращения, обогащаете свой мозг кислородом, благодаря чему он начинает функционировать в разы эффективнее, и способствуете выработке белка, отвечающего за формирование нейронов – ключевого элемента в развитии интеллектуальных способностей. Во-вторых, физическая работа – это замечательный способ отдохнуть и набраться сил вашему уму, т.к. если он будет постоянно утомлен, результативность любой работы над собой многократно снижается. И, в-третьих, вкупе с умственным – это самое полноценное развитие, к которому и нужно стремиться. Если есть желание, можно записаться в спортивную секцию или пойти в тренажерный зал, хотя вполне сгодятся пробежки, зарядка, дыхательная гимнастика и банальные отжимания от пола.

От того, насколько хорошо развит ваш интеллект, зависит очень многое. Конечно же, нельзя назвать решающим в достижении успеха и улучшении жизни, но если интеллектуальные способности развиты хорошо и вы работаете над собой, ваши шансы самореализоваться и осуществить свои мечты многократно возрастают. Занимайтесь тренировкой интеллекта и памяти, развивайте тягу к совершенствованию у себя и у детей, и, конечно же, улучшайте свое мышление – тогда перед вами откроются небывалые возможности, способные сделать вашу жизнь яркой, насыщенной и счастливой.

Музыкальный интеллект нужен, чтобы делать самые обычные вещи: слушать музыку; играть на музыкальном инструменте (любом); петь(в хоре или просто подпевать, слушая радио); сочинять песни; играть в своей группе или музыкальном ансамбле; напевать себе под нос, выстукивать ритм ногой, пока что-то делаешь или о чем-то думаешь.

Проверь себя

  • Ты любишь петь?
  • А слушать музыку?
  • Играешь на музыкальном инструменте?
  • Умеешь читать ноты?
  • Легко запоминаешь мелодии и песни?
  • Можешь сразу узнать песню и отличить ее от другой?
  • Можешь на слух определить звучание отдельных музыкальных инструментов в оркестре?
  • Напеваешь себе под нос, когда думаешь или занимаешься делами?
  • Улавливаешь ритм в окружающих тебя звуках?
  • Любишь издавать разные звуки (напевать, хлопать в ладоши, щелкать пальцами, постукивать ногой)?
  • Сочиняешь свои песни и рэп?
  • Запоминаешь факты, придумывая песни о них?

Если ты ответил «да» хотя бы на один из этих вопросов, значит, ты наделен музыкальным интеллектом.

Как развивать музыкальный интеллект

Приведенные ниже советы помогут развить музыкальные способности. Попробуй выполнить любое задание, которое тебе понравится.

1. Слушай музыку самых разных стилей. Пусть у тебя войдет в привычку слушать радио (блюз, джаз, классику, кантри, поп, рэп, госпел). Не спеши переключать волну, если считаешь, что какой-то из стилей тебе совсем не нравится. Послушай одну-две композиции, и может оказаться, что даже та музыка, которую ты обычно не слушаешь, придется тебе по душе.

2. Слушай музыку разных стран и народов. Ирландскую, мексиканскую, индийскую, китайскую - любую, которая тебе интересна. Есть радиостанции, транслирующие этническую музыку. В интернете можно найти и послушать музыку со всего света.

3. Пой в компании друзей и семьи. Пой любимые песни и учи новые. Петь вместе - это так весело! Регулярно собирайтесь в кругу семьи, чтобы петь! Еще один вариант: найти набор простых ударных инструментов (барабан, кастаньеты, цимбалы, тамбурин) и подыгрывать в такт любимой музыке.

4. Играй с друзьями и родными в музыкальные игры. Например, в «Угадай мелодию»: один игрок напевает несколько первых тактов, а остальные должны угадать, какую песню он загадал.

5. Ходи на концерты живой музыки. На ярмарках, в парках, на фестивалях часто устраивают бесплатные концерты и выступления. Можешь сходить на дневной концерт, прослушивание или репетицию оркестра.

6. Посещай музыкальные занятия в школе. Запишись в школьный хор, группу или оркестр. Так ты освоишь нотную грамоту, сможешь сыграть на разных инструментах и познакомиться с людьми, которым, как и тебе, интересна музыка.

7. Придумывай и создавай музыкальные инструменты из подручных материалов. Все самое подходящее для изготовления музыкальных инструментов можно найти на кухне: кастрюли, сковородки, стаканы, деревянные ложки, серебряная посуда. Маракасы в домашних условиях можно изготовить из пластикового контейнера, наполнив его сухой фасолью, кнопками, скрепками или мелкими камушками.

8. Изучай нотную грамоту. Для этого можно воспользоваться обучающей программой на компьютере.

9. Помогай организовывать музыкальные занятия в школе и в своем районе. Если в твоей школе нет занятий и кружков по музыке, поговори с учителями и директором. Обсуди с ними, как можно организовать музыкальные занятия. Стань тем, кто откроет мир музыки ученикам твоей школы!

10. Внимательно послушай песню или музыкальную композицию вместе с другом. Постарайся различить мелодию, ритм, тональность, звучание инструментов и их тембр. Получается? Ты улавливаешь музыкальный рисунок? Тебе нравится исполнение? Что еще в этой композиции находит в тебе отклик? Обсуди услышанное с другом. Он слышал то же самое, что и ты?

11. Начни брать уроки игры на любимом инструменте. Уроки музыки иногда проводятся при культурных и образовательных центрах. Если у тебя нет возможности заниматься с преподавателем, попробуй научиться играть на пианино, гитаре или губной гармошке самостоятельно - по самоучителю, при помощи компьютерной программы или обучающего видео в интернете.

12. Обращай внимание на музыку, звучащую вокруг. Для начала в течение нескольких минут прислушивайся к звукам природы и окружающего мира - машин, людей, жизни города. Затем сочини собственную музыкальную композицию для любого инструмента - фортепиано, гитары (можно просто побарабанить по столу).

13. Напиши песню или музыкальную пьесу. Воспользуйся специальными компьютерными программами. Существуют недорогие программы, при помощи которых можно имитировать звучание самых разных инструментов и распечатывать придуманную мелодию в виде нот.

14. Собери свою группу. Организуй с друзьями рок-группу, рэп-команду, хор и что угодно еще! Сыграйте концерт для одноклассников или соседей. Как знать, может, вас ждет известность! (Даже если не попадете в верхушки чартов, все равно отлично проведете время!)

Используй свои музыкальные способности для развития других сфер интеллекта

Даже если ты уже используешь свой музыкальный интеллект, его можно развивать и раскрывать и дальше. Например, если тебе нравится слушать музыку, попробуй научиться играть на музыкальном инструменте или освоить нотную грамоту. Уже умеешь играть? Возьми несколько уроков у профессионального уровня или попробуй научиться играть на другом инструменте - возможно, он понравится тебе не меньше, чем тот, на котором ты играешь сейчас, а то и больше! Сочиняй песни и играй их людям. Если до сих пор ты выступал один, попробуй сыграть в группе, в школьном или местном оркестре. Не можешь найти? Организуй его сам!

Используя свои музыкальные способности, ты сможешь развить и другие сферы интеллекта. Вот несколько советов, как это сделать.

Для развития вербального интеллекта: придумай песенку, которая будет помогать тебе заучивать правописание слов и новые слова. Ты наверняка учил в раннем детстве песню про алфавит? То же самое можно сделать и сейчас - только вместо букв алфавита будут новые слова, исторические даты или названия стран. Читая книгу или рассказ, представляй себе звуки. Например, если в книге описывается гроза, на минуту закрой глаза и попытайся внутренним слухом услышать раскаты грома.

Для развития логического интеллекта: запоминай математические объекты под музыку. Слышал песенку Multiplication Rock («Рок-н-ролльная таблица умножения»)?* Она объясняет, как умножать числа, и помогает запомнить таблицу умножения. Попробуй положить на музыку любые математические данные. Таблица умножения, таблица мер и весов - учить и запоминать факты под музыку гораздо легче!

Для развития образного мышления: слушай музыку различных стилей и отмечай, какие образы, эмоции и идеи у тебя возникают. Это могут быть лица знакомых людей, здания, простые формы, цвета. Послушай одну из своих любимых песен и попробуй сделать коллаж из изображений.

Для развития телесного интеллекта: двигайся под музыку. Движения могут быть абсолютно любыми - необязательно танцевальными! (Можно делать это там, где тебя никто не видит.) Если хочешь, дурачься, а хочешь, будь серьезным. Какие движения совершает твое тело? Выстукиваешь ритм ногой? Киваешь головой? Покачиваешь бедрами в такт музыке?

Для развития социального интеллекта: используй музыку как средство для общения с людьми. Если обычно ты музицируешь в одиночестве, попробуй сыграть в ансамбле или группе. Ходи на концерты и смотри, как слушают музыку другие. Предложи свою помощь на музыкальных мероприятиях - например, ты можешь раздавать программки.

Для развития внутреннего интеллекта: слушай музыкальные композиции, которые тебе нравились раньше. Насколько изменились твои музыкальные вкусы, восприятие песен, их смысла? Отмечай, какие эмоции возникают, когда ты слушаешь музыку. Составь плейлист любимых песен, способных повлиять на твое настроение - помочь тебе взбодриться или расслабиться.

Для развития природного интеллекта: слушай музыку на природе. Выйди из дома, попробуй услышать мелодию в пении птиц, ритм в гуле машин. Звучание каких музыкальных инструментов напоминают тебе звуки животных, насекомых, природы? А шум города? Слышишь ли ты в нем музыку?

Для развития философского интеллекта: напиши песню, которая отражает твои чувства и мысли о жизни. Спой перед зеркалом или друзьям. Собери друзей, которые увлекаются музыкой, чтобы сочинить композицию на философскую тему (жизнь и смерть, Бог, душа, правда, красота, свобода воли, справедливость). Исполните ее в школе или для соседей.

Что если музыка - это «не твое»?

Допустим, ты сомневаешься в своих музыкальных способностях и тебе кажется, что мои советы по развитию музыкального интеллекта не для тебя. Ты можешь считать, что от твоего пения воют соседские собаки и как только ты возьмешь в руки музыкальный инструмент, то непременно сломаешь его, но поверь, ты заблуждаешься. У тебя есть музыкальный интеллект, и его можно развить.

Восемь способов развития музыкального интеллекта

Для наделенных вербальным интеллектом: слушать слова песен, обращать внимание на то, как слова ложатся на музыку. Рассказывает ли песня историю? Если да, то как воплощается сюжет - в словах, в музыке или через их сочетание? Способствует ли музыка развитию сюжета?

Для наделенных логическим интеллектом: попробовать найти в музыке математические последовательности. Последовательность и счет - важный элемент музыкальной композиции. Ищи повторяющийся рисунок и мотив, отмечай, как с их помощью музыкальная композиция обретает ритм. У большинства композиций есть размер. Научись отсчитывать такты, и ты сможешь определить размер произведений, которые слушаешь.

Для наделенных образным интеллектом: нарисовать или вылепить музыку. Это могут быть образы, которые музыка вызывает в твоем сознании, или поток цветов и форм. Создай макет нового музыкального инструмента, представь, какой звук он мог бы издавать, - вдруг тебе захочется его сконструировать?

Для наделенных телесным интеллектом: двигаться под музыку. Под музыку можно делать все что угодно! Танцевать, заниматься аэробикой, йогой, тайцзи, плести из бисера, конструировать модели. Если ты любишь делать вещи своими руками, попробуй изготовить свой музыкальный инструмент из подручных материалов.

Для наделенных социальным интеллектом: играть в группе и петь в кругу друзей или родных. Устрой джем (импровизированный концерт), используя в качестве музыкальных инструментов простые предметы - ложки, коробки, стаканы.

Для наделенных внутренним интеллектом: прослушать несколько музыкальных композиций в разных стилях. Какие мысли и эмоции они у тебя вызывают? Как ты думаешь, почему? Мелодия веселая или грустная? Темп быстрый или медленный? Влияют ли на настроение звуки различных инструментов? Запиши или зарисуй свои эмоции и настроение.

Для наделенных природным интеллектом: подумать, звуки каких инструментов напоминают тебе звуки природы - пение птиц, журчание воды, гул ветра. Слушай музыкальные произведения о природе и животных. Например, в основу музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» легла русская народная сказка. В ней много персонажей-животных, и каждому соответствует определенный музыкальный инструмент. Существуют произведения, где музыка сочетается со звуками природы - плеском воды, пением китов, шумом леса. Возможно, они тебе понравятся.

Для наделенных философским интеллектом: составить список популярных песен, затрагивающих философские темы. Сделай подборку композиций, которые настраивают тебя на размышления о духовном, возвышенном, религиозном. Слушай религиозные песнопения. Какие чувства у тебя возникают? Как ты думаешь, в чем смысл религиозного пения? В чем его сходство с обычным пением? А в чем отличие?

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка , сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм . Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби . Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции . Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации . Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель . В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности . Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному , не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она - в воспитании гармоничной человеческой личности.


Самое обсуждаемое
Размерный ряд брюк женских Размерный ряд брюк женских
Бигуди папильотки или бумеранги — самые важные советы по использованию, какие лучше выбрать Как правильно накручивать волосы на термобигуди Бигуди папильотки или бумеранги — самые важные советы по использованию, какие лучше выбрать Как правильно накручивать волосы на термобигуди
Тату с именем какое набить? Тату с именем какое набить?


top