Картотека игр - экспериментов для детей I младшей группы. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы Эксперименты в 1 младшей группе

Картотека игр - экспериментов для детей I младшей группы. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы Эксперименты в 1 младшей группе

Любовь Нарожная

Дети по своей природе исследователи,с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Элементарные опыты ,эксперименты помогают детям приобрести новые знания о том или ином предмете или явлении. Знания, полученные во время проведения опытов , запоминаются надолго. В январе в нашем детском саду проходила неделя экспериментов . Мы с моими малышами тоже экспериментировали . Нам было очень интересно.

Цель : познакомить детей с нетрадиционным материалом - пеной . Формировать представления о свойствах пены : «белая» , «воздушная» , «легкая» .

Развивать навыки экспериментальной деятельности , тактильные ощущения, воображение и фантазию, эмоциональную отзывчивость.

Опыт № 1 «Знакомство с пеной »

Цель : познакомить детей со свойством пены : «воздушная» , «легкая» , «белая» , развивать познавательную активность и любознательность.

Оборудование : ёмкость для воды, мыло.

Ход проведения:

Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям) . Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.

Проговаривают :

«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,

Будут ручки чисты, чисты, чисты».

Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.

Опыт №2 «Игра с пеной »

Цель : развитие воображения и фантазии, наблюдательности.

Оборудование : мыло, ёмкость для воды, венчик.

Ход проведения:

В ёмкости с водой венчиком взбиваю пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь слепить. Предлагаю в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.

Лепим снежки, облака.

Опыт №3 «Разложи пену по формочкам»

Цель : развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.

Оборудование : совочки, стаканчики и разные ёмкости.

Ход проведения:

Взбив пену, расставляю на столе стаканчики, мыльницы и другие ёмкости. Показываю ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию .

Разложим пенку по формочкам.

Опыт №4 «Ах, какая пенка!»

Цель : развивать самостоятельную экспериментальную деятельность , любознательность и познавательную активность.

Оборудование : венчики по количеству детей, ёмкости с водой

Ход проведения:

Показываю малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагаю самим сделать пену. При необходимости помогаю детям справиться с экспериментом .

Полюбуюсь своей работой!

Публикации по теме:

«Мы исследователи» Экспериментальная деятельность в средней группе. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

После проведения серии опытов с пеной совместно с педагогом, дети научились самостоятельно организовывать игры. Предлагаю вашему вниманию.

«Волшебница вода». Конспект интегрированного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) в младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого интегрированного занятия (опытно - экспериментальная деятельность) в младшей группе Воспитатель.

Гора сокровищ. Для проведения опыта приготовили ракушки, бусинки, различные блестящие мелкие предметы. Поставили на стол пластиковые стаканы,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Выращиваем растения» Цель: заинтересовать детей в выращивании растений и систематических наблюдениях за ними. Задачи: расширить и углубить представления.

Проводя экспериментальную деятельность с малышами мы как никогда достигаем желаемой цели по формированию представлений о живой и неживой.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 05.12.2015 14:05 Просмотров: 2132

    «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников.

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

    Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными

    В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

    Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний .

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

    Развивается речь.

    Происходит накопление фонда умственных умений.

    Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    В нашем группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

    Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

    Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, постоянно пополняем наш уголок.

    Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются нами от имени сказочных героев.

    Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы.

    С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Какие предметы тонут? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

    В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

    Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим пирожки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода.

    Кошкина Галина Ивановна Воспитатель МК ДОУ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 с. Починки, Нижегородская область

    Пояснительная записка

    Детская любознательность,
    Если её удаётся сохранить,
    даёт постоянный стимул к развитию.
    Н.С. Лейтес

    На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

    Использование метода экспериментирования пропагандировали классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

    Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
    • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
    • Развивать поисково –познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
    • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Опытно- экспериментальная деятельность в первой младшей группе.

    Актуальность

    Познавательный интерес восприятие.

    Восприятие мира ребёнком через чувства и ощущения.

    Приобщение ребёнка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

    Формирование восприятия наблюдений, опыты и экспериментирование

    Цель:

    • развитие познавательно – исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста.
    • Укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
    • Обеспечивать эмоциональное благополучие;
    • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;
    • Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, формировать единый детско- взрослый коллектив;
    • Развивать психические процессы детей, познавательные способности;
    • Развивать мелкую моторику;
    • Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
    • Формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

    Игры с водой

    Игры с водой открывают большие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные ёмкости, погружая в воду игрушки или наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатлениями, испытывают положительные эмоции знакомятся со свойствами воды и разных предметов (тёплый- холодный, тонет- плавает и др.)

    «Круги на воде» наливаем в таз воды и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде идут круги. Наблюдаем это как происходит. В последствии ребёнок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.

    «Тонет- не тонет»

    Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя, какой либо игрушки или куклы. В местах экспериментирования «поселила» персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата.

    Дарина сравнивает форму предмета

    «Игры с магнитными игрушками

    «Как это показывает?»

    Игры «Гусеница» «Весёлые прищепки»

    «Красный цвет, зелёный это знаем мы.»

    «Найди нужное окошко» , «Кто как кричит»

    «Чтобы это собрать, надо постараться…»

    «Поливаю я лучок.»

    «Семицветик, ты расти!»

    «Этот листик, так подрос.»

    «Что за чудо бабочки, бабочки коробочки.»

    «Получилась тут дорожка, разноцветная немножко.»

    «Как же, курочки клюют, мелкие горошки?»

    «Музыкальный оркестр»

    При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные способности детей поэтому:

    Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

    Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянна возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

    Благодаря целенаправленной работе по опытно- экспериментальной деятельности дети стали более внимательнее и наблюдательнее.

    Игра для ребёнка- это вид активности и возможности узнать окружающий мир.Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Уважаемые родители у вас по рукой столько игрового материала, который поможет вашему ребёнку познать мир, не ограничивайте ребёнка а познавайте вместе с ним!!!

    «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,

    чем больше он знает и усвоил,

    чем большим количеством элементов действительности

    он располагает в своем опыте, тем значительнее и

    продуктивнее при других условиях будет его творческая,

    исследовательская деятельность».

    Лев Семенович Выготский.

    Актуальность проекта:

    У меня возник вопрос: возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

    Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

    В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

    Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр - опытов.

    Вид проекта:

    Опытно- экспериментальный.

    Сроки реализации проекта:

    Проект средней продолжительности - 4 недели.

    Участники проекта:

    Дети, воспитатели, родители.

    Ожидаемые результаты:

    Расширятся и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире;

    Будут развиваться познавательные умения через экспериментальную деятельность.

    Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

    1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.

    2. Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с явлениями неживой природы, учить обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.

    3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)

    4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

    5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

    6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами,

    детьми и родителями.

    7. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

    1. Подготовительный.

    Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.

    Предварительная работа:

    Подбор литературы;

    Подбор материала для экспериментирования;

    Подбор дидактических игр;

    Оформление уголка по экспериментированию в группе;

    Наблюдение в природе на прогулке.

    2. Основной.

    Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.

    3. Заключительный.

    Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.

    Итоговое мероприятие: Мастер - класс «Рисование песком на бумаге» (для родителей).

    Развлечение с элементами экспериментирования «Ищем ключик от теремочка».

    Реализация проекта.

    Тема: «Вода».

    Тема: «О значении воды».

    Цель: Показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, окрасить.

    Игра - эксперимент «Пенный замок».

    Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

    Игры с водой «Теплая – холодная» Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитание аккуратности при работе с водой.

    Игры с водой «Плавает или тонет».

    Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.); формирование умения играть с водой, с разными игрушками, закрепление понятий «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширение словарного запаса.

    Д\И «Чистые ручки», «Помощники».

    Опыт «Окрашивание воды».

    Чтение стихов, загадывание загадок о воде.

    Консультация на темы: «Игры с водой в домашних условиях»

    Тема: «Воздух».

    Тема: «Что в пакете».

    Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

    Тема: «Игры с соломинкой»

    Тема: «Игры с воздушным шариком».

    Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

    Тема: «Лодочка плыви».

    Цель: Показать детям, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

    Игра «Буря в стакане».

    Цель: Показать детям, что вода вымещает воздух.

    Дыхательное упражнение «Лёгкий ветерок», «Сдуй листок».

    Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность.

    Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность.

    Наблюдение за ветром, игры с вертушками.

    Чтение стихов, загадывание загадок о воздухе.

    Тема: «Песок».

    Тема: «Песок - ее свойства и качества.

    Цель: Научить определять свойства песка.

    Игра - эксперимент «Следы».

    Цель: Вызвать желание рисовать на мокром песке, выяснить, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

    Опыт «Просеивание мокрого и сухого песка через ситечко».

    Игра «Насыпь в ведерко» Вывод: сухой песок сыпется, состоит из маленьких песчинок.

    Игра «Юные кладоискатели».

    Цель: Познакомить детей со свойствами песка: сыпучий, сухой. В него можно закапывать разные предметы и откапывать их.

    Игра «Испечем угощение».

    Чтение стихов, загадывание загадок о песке.

    Консультация на темы: «Игры с песком в домашних условиях».

    Тема: « Бумага»

    Тема: «Бумага, ее качества и свойства».

    Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность), и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

    «Нарисуй».
    Детям выдаются белые листы, фломастеры или карандаши. Детям предлагается нарисовать, например, солнышко. Следовательно, бумагу можно использовать для рисования.

    «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.

    Игра «Колобок»- познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.

    Тема: «Легкий- тяжелый».

    Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие- тяжелые).
    Положить лист бумаги на ладонь и сдуть его. Бумага легкая, может летать.

    Тема: «Тонет - не тонет»

    Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома».

    Работа с родителями:

    Принести материал для уголка по экспериментированию.

    Консультация на тему: «Игры с водой в домашних условиях».

    Консультация на тему: «Игры с песком в домашних условиях».

    Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома».

    Картотека игр – экспериментов
    (младший дошкольный возраст)

    Рисовальнички

    Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

    Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Солнце жёлтое на небе
    Красные цветут цветы
    В синем море плещет рыбка
    Нарисуй всё это ты.

    Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

    Что-то в коробке

    Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
    Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
    - Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
    - Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
    - А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
    Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

    Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

    Солнечный зайчик

    Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

    Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

    Ход игры - эксперимента

    Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

    Кто живёт в воде

    Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

    Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово
    Водяные человечки
    Целый день плескались в речке.
    А потом залезли в тазик
    Искупаться ещё разик.

    В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

    Пейте куклы вкусный сок

    Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
    Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
    - Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
    Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
    - Открывай! – скомандовал Зайка.
    Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
    - Как красиво! – восхитилась мама.

    Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
    Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

    Сказка о том, как радуга в воде купалась

    Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

    Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

    Ход игры - эксперимента

    Художественное слово

    Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

    Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

    Тает льдинка

    Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

    Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

    Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
    В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

    Времена года

    Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

    Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

    Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

    Считалочка-купалочка

    Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

    Материал: ванночка с водой, игрушки.

    Ход игры - эксперимента

    Художественное слово

    Варим кашу для малышек,
    (Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
    Тесто делаем для пышек,
    (Месим воду, как тесто.)
    Сладким чаем угощаем,
    (Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
    Ну а после – отдыхаем!
    В ванночку – бултых!

    Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

    Как вода гулять отправилась

    Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

    Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
    Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.

    Пенный замок

    Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

    Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    У нас из пены на глазах
    Замок вырастит сейчас,
    Мы подуем с вами в трубочку
    Заиграет принц на дудочке.

    В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
    Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

    Почему кораблики не плывут

    Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

    Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

    Ход игры - эксперимента

    Художественное слово

    Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

    Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

    Рыбалка

    Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

    Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

    Ход игры - эксперимента

    Художественное слово

    Рыболов, какую рыбку
    Ты поймал нам на обед?
    Отвечает он с улыбкой:
    - Это вовсе не секрет!
    Я сумел поймать пока
    Два дырявых башмака!

    Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

    Мыльные пузырьки

    Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

    Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Водичка не любит нерях и грязнуль,
    Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
    Но если мы вымоем руки и лица,
    Водичка довольна и больше не злится.

    Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.
    Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

    Водопад

    Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

    Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово
    Льётся водичка с большой высоты,
    Брызги летят на траву и цветы.
    Детки вокруг оживлённо галдят,
    Громче ребяток шумит водопад.

    Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

    Сказка о камешке

    Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

    Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово
    На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
    Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

    Кто разбудил китёнка

    Цель : познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

    Материал : ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Ветер дует-задувает, «Ну, на что это похоже!
    Волны в море поднимает. Мой китёнок спать не может!
    Море синее бурлит, Ветер очень громко воет –
    Недоволен папа-кит: Не даёт нам всем покоя!
    Соглашается китиха:
    «Надо, чтобы стало тихо!
    Ветер, ветер, не гуди,
    Нашу крошку не буди!»

    Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

    Ветка в вазе

    Цель : показать значение воды в жизни растений.

    Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

    Ход игры – эксперимента

    Художественное слово

    Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
    Упала веточка на снег и там бы пролежала,
    Но подняла её рука заботлива и нежно
    И отнесла её в тепло воды напиться снежной.
    Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
    Из них появятся на свет зелёные листочки.

    Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».
    Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.


    Самое обсуждаемое
    Цвета, сочетающиеся с мятным цветом в одежде Мятная блузка с черной юбкой Цвета, сочетающиеся с мятным цветом в одежде Мятная блузка с черной юбкой
    "тематическая картотека пальчиковых игр"
    Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи Зачем и когда учить самостоятельности Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи Зачем и когда учить самостоятельности


    top