Тактильные игры с малышом. Сенсорные игры: развиваем тактильные ощущения Разные сенсорные игры для детей

Тактильные игры с малышом. Сенсорные игры: развиваем тактильные ощущения Разные сенсорные игры для детей

Сенсорное восприятие малыша – неотъемлемая часть его полноценного развития. В самом раннем возрасте оно проявляется желанием попробовать все на вкус, разрисовать попадающиеся под руку обои, постучать по кастрюлям и пошуршать бумагой. Развить самые лучшие личностные качества малыша, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут сенсорные игры для детей. Преимуществом всех сенсорных игр для детей является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов после их проведения.

Сенсорные игры для детей раннего возраста

Сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью малыш может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи.

Рассмотрим некоторые сенсорные игры для детей раннего возраста:

  • «Растопим лед». Суть данной игры заключается в том, чтобы дать понимание ребенку, какое состояние может принимать вода в зависимости от смены температуры. Так, прежде всего, положите в ложку кусочек льда и дайте малышу попробовать его на ощупь. Затем включите огонь на конфорке и растопите лед. Делайте это вместе, чтобы ребенок увидел, что происходит со льдом. С большой осторожностью дайте малышу попробовать воду на ощупь, однако следите за тем, чтобы она не была горячей. В противном случае дело может дойти до ожога.
  • «Достань камушки». Данная сенсорная игра для детей раннего возраста начинается с того, что мама или папа берет сухие камушки вместе с ребенком и кладет их в миску. Посыпав камни сверху песком, залейте их водой и попросите малыша их достать. Сделайте акцент на том, что теперь все камни стали мокрыми и грязными. Для того чтобы вытащить их на сухую тарелку, предварительно их следует помыть в чистой воде.
  • Выполните задание под названием «Цветная водичка». С помощью него вы дадите понятие малышу о различиях между цветами, а также сделаете это в форме интересной сенсорной игры для детей. Задание начинается с того, что в 0,5 л бутылки наливается чистая вода. В крышку положите немного цветной краски. Для подобного эксперимента вам понадобится 5 бутылок и 5 разных цветов гуаши. Закрутите крышки и дайте малышу потрясти емкости. Обсудите с малышом то, что сначала вода была прозрачная, а после выполненных действий она стала зеленой, синей или красной.
  • «Смешиваем краски». Налейте в банку чистую воду и добавьте с помощью кисточки к ней красную краску. Пусть малыш возьмет другую кисточку и подмешает желтый цвет. После этого вы увидите, что вода приобрела зеленый оттенок. Продолжайте в том же духе, пока вода полностью не станет грязной. Затем вы можете положить на дно банки какой-нибудь небольшой предмет и закрасить воду. Дайте возможность малышу понять, что находится в таре.
  • Очень нравится детям игра «Вода в сите», проводить которую лучше всего в ванной во время купания ребенка. Для этого дайте малышу сито или стаканчик с дырочками и предложите набрать в него воду. Понаблюдайте над тем, что получится в итоге.
  • Сенсорная игра для детей «Тонет – не потонет» должна наилучшим образом объяснить ребенку, почему некоторые предметы тонут в воде, а другие нет. Для этого возьмите мячик, камушек, металлическую машинку, перышко и понаблюдайте над тем, что с ними будет происходить во время эксперимента.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 стишков для тактильных игр с малышом

1. Носик с носиком встречался
Носик носиком бодался.
А потом «привет» сказал,
Носик весь зацеловал!

2. Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!

3. Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!

4. Пятки, розовые пятки,
Поиграем с мамой в прятки!
Мама спряталась: ку-ку!
Я найти ее смогу!

5. Этот мягонький животик
Подарил нам бегемотик!
Если пузик целовать,
Малыш будет хохотать.

6. Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.

7. Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.

8. Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!

9. Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.

10. Прилетел к нам ангелочек
Сел на правый наш носочек
Покачался и взлетел –
На головушку присел.

11. Прилетела к нам синичка
Села (имя) на реснички
Крыльями закрыла глазки,
Чтобы снились (имя) сказки.

Как мы и обещали, этот обзор мы посвятим разным сенсорным играм и игрушкам, которые несложно сделать дома.

Сенсорное развитие - это восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий и т.п.
Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. В игре Волшебный мешочек ребенок учится на ощупь узнавать предметы. Также с закрытыми глазами можно угадывать овощи и фрукты по вкусу или запаху. Еще можно угадывать на ощупь что из чего сделано - стеклянный стакан, вилка, деревянная ручка и т.п.
Мы не будем подробно рассказывать об играх на изучение форм, величины и цвета - о них написано очень много, а подробнее остановимся на тактильных играх.

Вспомни ощущение
Нужно касаться руки ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения: перышком, игрушкой, варежкой, мочалкой и пр. А потом повторить прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано

Узнай фигуру
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Найди пару
Игру нетрудно сделать самим. Главное набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь - кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т.п. Играть можно несколькими способами. Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани), можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.
А, когда игра начнет постепенно надоедать, ее можно будет усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т.п.

Вот как, например, это может выглядеть

Вот наш список того, что можно использовать для этой игры (различные на ощупь материалы)

1. ткани
- вельвет (крупный и мелкий)
- бархат
- кожа
- гладкая подкладочная ткань
- флис
- велюр
- ткань мебельная для обивки
- какая-нибудь «колючая» ткань
- ткань с нашитыми пайетками
- шелк
- мех разный
- есть ткань с пупырышками
- ткань для пальто (как овечка)

2. Пуговицы разной формы
3. Липучка - обе стороны
4. Бархатная бумага
5. Кусочки ваты
6. Можно использовать разные нитки или пряжу
7. Кусок клеенки
8. Кусочек полиэтиленового пакета
9. Продаются мелкие стразы (или типа страз) на ленте. Для самых маленьких ощущения для пальчиков немного «колючее» или «острое» (поранить, естественно они не могут)
10. Кусочек резинового коврика
11. Мочалка от губки
12. Губка

А можно сделать коврик или панно на стену


pic

Когда сын был маленький, он очень любил пересыпать разные крупы из миски в миску (руками, ложкой) и искать игрушки в емкости с крупами.

Можно угадывать крупы на ощупь


pic

Но самый лучший материал - это, конечно, песок. Правда, далеко не каждый родитель отважится устроить дома песочницу. И на самом деле в этом нет необходимости, когда намного интереснее устроить коробку с настоящими сокровищами - сенсорную коробку!
Сенсорные коробки - это контейнеры (а можно сделать или купить готовый столик) с высокими бортиками, которые заполняются разнообразными "тактильными" материалами.

Такие коробки можно делать цветными и заодно играть в игру "найди предмет"


pic


pic


pic

А можно делать и тематическими - по временам года или по назначению - лес, стройка и т.п. Таким образом мы создаем самую настоящую декорацию для игры!


pic


pic


pic


pic

Для малышей лучше выбирать предметы покрупнее, а с детьми постарше весело будет создавать такую коробку вместе, точнее всю творческую часть доверить ребенку, а взрослый лишь поможет собрать нужный материал.

Вот небольшой список того, что можно насыпать в такую коробку:

1. рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей
2. бобы, красная и зеленая чечевица
3. горох
4. макароны (большие трубчатые, завитушки, ракушки, бабочки и т.д)
5. манка
6. гречка
7. пшено
8. соль (мелкая или крупная морская, а можно окрашенную для ванны)
9. пена для бритья
11. сухие или свежие листья
7. песок
12. галька или обычные мелкие камушки
13. стеклянные полусферы, которые продаются для аквариумов
14. ракушки
15. ватные шарики
16. помпоны
17. нарезанная бумага
18. лед
19. пайтки
20. пуговицы
21. каштаны
22. желуди
23. искусственные перья

А еще преимущество такой игрушки в том, что содержание легко сменить в любой момент и она никогда не надоест. И еще один момент - она интересна и полезна не только детям, попробуйте сами после напряженного дня опустить руки, например, в фасоль или горох - вы почувствуете, как все нервное напряжение уходит. Пробуйте и присылайте нам фото своих сенсорных коробок!

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками... Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. зрослые называют этот период – «везде лезет». Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме, испорченными предметами и возникновением разнообразных «аварийных» ситуаций.

Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитие прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость , которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Развивая эту мысль, предположим, что для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка . Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Приходилось наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытался согнуть приборы из кукольной посуды, но не использовал их по прямому назначению.

Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира.

Как помочь этому познанию через развитие и стимулирование тактильных ощущений, рассказывается в полезных публикациях этого раздела. На его страницах Вы найдёте конспекты специальных занятий, проектов, рабочие программы по данной тематике. Советы по созданию тактильных дидактических пособий для всех возрастов; мастер-классы по изготовлению оригинальных игр, книжек, альбомов, ковриков для развития тактильных ощущений.

Различные способы развития тактильного восприятия.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 329 .
Все разделы | Тактильное развитие детей. Игры и пособия

Стишки для тактильных игр с малышом 1. Носик с носиком встречался Носик носиком бодался. А потом «привет» сказал, Носик весь зацеловал! 2. Ножки-ножки, топотушки! Попрыгушки, побегушки. Ножки сильными растут, Скоро быстро побегут! 3. Ручки-ручки, все хваталки Крепко маму обнималки, Мы потянем ручки вверх, Скоро...

Цель :учить детей выполнять простые действия с предметами,обогащать их сенсорный опыт,развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.Воспитывать интерес к сенсорному воспитанию. Материал :дерево из фетра,крышечки из под сока иметация яблок,они...

Тактильное развитие детей. Игры и пособия - Мастер-класс для родителей «Тактильная дорожка своими руками»

Публикация «Мастер-класс для родителей «Тактильная дорожка своими...»
Что такое «дорожка здоровья»? Это самый простой, но при этом невероятно полезный массажер для ступней. Известно, что на стопах человека находится большое количество активных точек, связанных со всеми органами человека. При ходьбе босыми ногами по «дорожке здоровья» мы...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тактильные игры, как средство сближения родителей и детей В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии...

"Волшебная корзинка". Задача: доставать предметы через ячейки «паутинки». Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, массаж рук, активизация словаря прилагательных, развивать цветовое восприятие, закреплять понятия "большой-маленький", формировать количественные понятия...

Пособие для развития тактильных ощущений для детей раннего и младшего возраста. Тактильная книга "Ладошки". Мягкая, тканевая книга с аппликацией на каждой странице в виде детской руки. На обложке силуэт руки нанесён акриловой краской. Аппликации выполнены из разных тканей и...

Тактильное развитие детей. Игры и пособия - Игра для развития тактильного распознавания в младшем и среднем дошкольном возрасте «Ферма»


"Ферма" Цель игры: *Ощупью находит в мешочке фигурки, относящиеся к разделу, на который указала стрелка рулетки Задачи: *Обучение осязательному контакту *Обучение приемам осязательного и тактильно-кинестетического обследования Игровой комплект: 1 рулетка, на круге которой...


Тактильные ощущения - это одна из форм общения ребёнка с окружающем миром. С помощью тактильных ощущений у ребёнка развивается мелкая моторика, речь и подготавливается рука к письму. И сегодня я хотела бы представить вашему вниманию игру на развитие тактильных ощущений "Как у...


Самое обсуждаемое
Размерный ряд брюк женских Размерный ряд брюк женских
Бигуди папильотки или бумеранги — самые важные советы по использованию, какие лучше выбрать Как правильно накручивать волосы на термобигуди Бигуди папильотки или бумеранги — самые важные советы по использованию, какие лучше выбрать Как правильно накручивать волосы на термобигуди
Тату с именем какое набить? Тату с именем какое набить?


top