Index php showtopic выготский воображение и творчество. Воображение и творчество в детском возрасте (Выготский)

Index php showtopic выготский воображение и творчество. Воображение и творчество в детском возрасте (Выготский)

Сегодня, как показывает время мало быть “наполненными” знаниями, быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость.

Поэтому, одним из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о воображении и творчестве у детей, развитии этого воображения и творчества и о значении творческой работы для общего развития и становления ребенка.

Л.С.Выготский в своей работе “Воображение и творчество в детском возрасте” отмечает, что существует мнение, будто детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, но по мере развития ребенка его фантазии идут на убыль. Но это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения.

Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными.

Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный” период для такого развития - это дошкольный и младший школьный возраст. “Воображение – как писала психолог Дьяченко О.М., детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний”.

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве “для себя”, к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

Воображение - одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Человеку нужно воображение; во-первых, воображение делает человека интересным для окружающих и интеллектуально развитым, во-вторых, оно необходимо для разумной организации своего поведения. И, в-третьих, воображение необходимо человеку для того, чтобы с его помощью удовлетворять свои нереализованные в жизни потребности. Наконец, особенно важную роль играет воображение в творческой деятельности.

В детском возрасте потребность в творчестве реализуется в игре, всякого рода импровизациях, рисунках. Эта потребность представляет собой отклик на ту обстановку, которая окружает ребенка. Играя, рисуя, импровизируя, ребенок по-настоящему переживает придуманное событие. Дети пробуют строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты. Благодаря этому учение и творчество можно соединить в органичном единстве. В качестве непосредственных стимулов творческой деятельности в младшем возрасте выступает активное общение взрослого и ребенка, игровые ситуации, занятие рисованием, лепка, конструирование и т.д.

В период начального обучения основной в жизни ребенка становится учебная деятельность. Отсюда логично предположить, что в данный период в целях перспективного углубления и совершенствования механизмов воображения учебная деятельность должна стать ведущей в реализации потребности в творчестве. Особое значение в этом отношении имеет урок чтения, так как в центре урока стоит художественное произведение как продукт творчества. При изучении художественных произведений могут использоваться разнообразные виды творческих работ, направленные на углубленное восприятие текста и способствующие развитию воображения и речи младших школьников.

Чтение, как учебный предмет, предполагает использование в работе учителя разнообразных нестандартных форм урока, поскольку опирается на образное мышление учащихся, требует постоянного внимания со стороны учителя к эмоциональному индивидуальному восприятию текста. Современные ученики нередко отдают предпочтение телеэкрану, а не хорошей книге, поэтому целью уроков чтения - вызвать интерес к чтению, а через это воспитать потребность в систематическом чтении художественной книги.

На уроках предлагаю учащимся разнообразные творческие задания:

Сочинить небылицу;

Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент;

Используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию);

Придумать свою басню и оформить ее;

Сочинить загадки о временах года;

Придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить;

Написать сочинение о любимом времени года, использовать в сочинении цитаты и образы из стихотворений о природе;

Придумать свою путаницу;

Оформить обложку к сказке, программу спектакля;

Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу;

Придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках;

Нарисовать то, что красивее всего;

Придумать слова для игры.

Что дают такие задания?

Во-первых, возможность учителю проверить знания учащихся и оценить многих за урок; во-вторых, у учеников – выявить творческие способности, талант, одаренность; в-третьих, развивают умение работать в коллективе.

Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумывать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока.

А сколько интересных, творческих заданий могут выполнить дети при изучении одного произведения. Например, сказка “Петушок и бобовое зернышко”, “У страха глаза велики”:

Инсценирование сказки,

Чтение по ролям;

Иллюстрирование,

Составление кроссвордов,

Пересказ от имени персонажей,

Составление вопросов по содержанию,

Придумать свой конец сказки,

Подобрать пословицу к сказке.

Детям нравится выступать в роли писателей-фантастов. Предлагаю им фантастические гипотезы.

“Если бы я был Зимой, то я …”

“Если бы я был дятлом, то я бы…”

“Если бы я был волшебником,…..”

“Я радуюсь осени, потому что…”

“Если бы я был снежком, то…” и т.д.

Ежедневно провожу поэтические пятиминутки, на которых по предложенной тематике ученикам предлагается досочинить стихотворение по его началу или концу.

Вот что получается:

“Первый снег,
Первый снег
Соберемся все гурьбой,
И на горочку толпой
Побежим кататься,
Играть и кувыркаться” (Наташа П.)

“Зима-зимушка, зима!
Ты бела и холодна
Приморозь на речке лед,
Замети все снегом.
На коньках чтоб покататься,
И в снегу покувыркаться” (Таня Ф.)

“Зима-зимушка, зима!
Ты красавица краса!
В гости к нам пришла,
Снега принесла“ (Лена Л.)

Ближе всего к литературному творчеству стоит театральное творчество или драматизация. В целях речевого развития и адаптации ребенка в классе в “Русскую азбуку” введен “театр”. Через разыгрывание пантомим, с постепенным включением детских высказываний школьники научатся владеть своим голосом, жестами, мимикой, поймут, что часто имеет значение не столько то, что сказано, а как это сказано. “Театр” позволяет, кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, раскрыть через разыгрывание особенности каждого героя. При проведении всех видов драматизации опорным является умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроение персонажа.

Использование заданий творческого характера на уроках в начальной школе, во внеклассной работе помогает мне:

Формировать творческую личность;

Готовить детей к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности;

Развивать логическое мышление, память, речь, воображение, фантазию;

Вызывать интерес у учащихся к новым знаниям;

Закреплять уже имеющиеся у детей знания и навыки по предметам;

Осуществлять межпредметную связь.

Все творческие работы учащихся, а это рисунки, аппликации, стихи, сказки, которые дети сочинили сами, хранятся в пакете “Растишка”. С интеллектуальным, творческим и духовным ростом ребенка обязательно знакомятся родители.

Главное в педагогике творчества не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести “Таинственному цветку” в душе ребенка.

Учителю на начальном этапе нужно умело стимулировать самостоятельность ребенка и побуждение его к собственному развитию, воспитывать детей радостью, передавая им и наш оптимизм, жизнелюбие, немеркнущее восхищение, желание творить. Для этого и самому учителю нужно быть творческой личностью, вносить новизну, необычность, нестандартность методических приемов, средств и форм обучения.

Подводя итоги, хочется отметить, что жизненный опыт детей, несомненно, беден. Там, где взрослому человеку давно все известно, ребенок многое видит впервые, открывает новое, интересное, захватывающее его мысли и чувства. Новые сильные впечатления от явления действительности могут комбинироваться в воображении ребенка в самые невероятные сочетания и то, что для взрослого человека недопустимо соединять, у ребенка легко объединяется в яркий и оригинальный образ. Обучить творчеству нельзя. Но это не значит, что нельзя воспитателю, учителю содействовать его образованию и проявлению. Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С.Выготский, состоит в том, что деятельность в воображении ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Таким образом, свобода творчества обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя. Миссия учителя – внушить ученику уверенность в своих возможностях и способностях, понимание его стремлений и уверенность в успехе.

В поведении человека в его деятельности мы легко видим два основных вида поступков. Один вид деятельности воспроизводящий репродуктивный. Связан с памятью. Его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Моя деятельность не создает ничего нового, основа ее - более или менее точное повторение того, что было. Мозг - это орган, сохраняющий прежний опыт и облегчающий воспроизведение этого опыта.

Кроме воспроизводящей деятельности легко заметить деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией. В житейском обиходе фантазией называют все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры - все это продукт человеческого воображения.

Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в раннем детстве. И всего лучше выражаются в играх. Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра.

Глава 2. Воображение и действительность.

Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между реальностью и фантазией в поведении человека.

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Воображение всегда состоит из материалов данных действительностью, но может создавать все новые и новые степени комбинаций, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя образы фантазий и т. д., но последним элементом всегда будут впечатления действительности.

Творческая действительность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения

фантазий. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Если мы хотим создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширить его опыт. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше знает, и усвоил, тем продуктивнее будет деятельность его воображения.

Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким - ни будь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. В этом случае воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, т.к. он может вообразить то, чего не видел. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.

Третьей формой является эмоциональная связь. Впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, объединяющее разнородные элементы, вступающие в связь.

Четвертая форма заключается в том, что построение фантазий может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека, и не соответствующее какому - ни будь реально существующему предмету; однако будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение,- это кристаллизированное воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Материал из Daschess

Выготский Л. С. – М.: Просвещение,1991. – 93 с.: ил./ Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. –

В книге известного советского психолога Л. С. Выготского (1896-1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не вошла в шеститомное собрание сочинений психолога, но не потеряла своей актуальности и практической ценности. Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С. Выготского в области детского творчества.
Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.

ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. Творчество и воображение 3 Глава II. Воображение и действительность 8 Глава III. Механизм творческого воображения 20 Глава IV. Воображение у ребенка и подростка 26 Глава V. «Муки творчества» 33 Глава VI. Литературное творчество в школьном возрасте 36 Глава VII. Театральное творчество в школьном возрасте 61 Глава VIII. Рисование в детском возрасте 66 Приложение 79 Послесловие 87

Несколько выдержек из книги:

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. (8 – 9)

Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и воображение. (10)

Уже из этой первой формы связи фантазии и реальности легко видеть, в какой степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все в новые и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается в конечном счете на том же – сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая следами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте. (11)

Остается еще сказать о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью… Сущность этой последней заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, его «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи, и оказывают свое воздействие на окружающий их мир действительности.
Такие продукты воображения прошли очень длинную историю, которую, может быть, следует наметить самым кратким схематическим образом. Можно сказать, что они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. (16)

…это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения, без которой картина, нарисованная нами, была бы неполна в самом существенном. Эта черта - стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность.
Возникая в ответ на наше стремление и побуждение, построение воображения имеет тенденцию воплотиться в жизнь. Воображение стремится в силу заложенных в нём импульсов стать творческим, т. е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. В этом смысле Рибо со всей справедливостью сравнивает мечтательность и безволие. Для этого автора эта неудачная форма творческого воображения совершенна аналогична бессилию воли. Для него воображение в интеллектуальной сфере соответствует воле в сфере движений. Люди всегда чего-нибудь хотят - будет ли это нечто пустое или важное; изобретают также всегда для известной цели - будет ли то

ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работа-ет особенным образом, свойственным именно данной ступени раз-вития, на которой стоит ребенок. Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрос-лого. Отношение к среде, которая своей сложностью или прос-тотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребен-ка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение бо-гаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетре-бовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского, воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

Все это взятое вместе и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Вот почему продукты настоящего творческого воображения ко всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте - у подростков с порой полового созревания - соединяются мощный подъем вообра-жения и первые зачатки созревания фантазии. Далее, авторы, пи-савшие о воображении, указывали на тесную связь между половым созреванием и развитием воображения. Понять эту связь можно, если принять во внимание, что в эту пору у подростка созревает и подытоживается его большой опыт; вызревают так называемые по-стоянные интересы, быстро свертываются интересы детские и в связи с общим созреванием получает окончательное оформление и деятельность его воображения...

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрос-лый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображе-ния и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т. е. чего-то такого, что являет-ся настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают ком-бинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинако-вой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится. Пожалуй, так же сильно, как у взрослого, выражен и реальный эмоциональный корень воображения ребенка; что же касается до двух других форм связи, то надо заметить, что они развиваются только с годами, очень медленно и очень постепенно. С момента встречи двух кривых воображения и рассудка в точке М дальнейшее развитие воображе-ния идет, как показывает линия MN, параллельно линии разви-тия рассудка ХО. То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединив-шись с мышлением, идет теперь с ним в ногу.

«Обе эти интеллектуальные формы, - говорил Рибо, - стоят теперь друг перед другом как соперничающие силы». Деятельность воображения «продолжается, но предварительно преобразовавшись: «то приспособляется к рациональным условиям, это уже не чистое воображение, а смешанное». Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант, и это на чертеже символизирует-ся кривой MNp быстро опускающейся вниз и знаменюущей упадок или свертывание воображения. «Творческое воображение при-ходит в упадок - это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью».

И действительно, там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, там имеет место и воображение. Что в зрелом возрасте часто кривая творческой жизни идет вниз, - это всем известное положение. Рассмотрим теперь ближе эту критическую фазу MX, которая разделяет оба периода. Она, как мы говорили уже, характерна для того переходного возраста, который сейчас интересует нас по преимуществу. Если мы поймем тот своеобразный перевал, который переходит сейчас кривая вооб-ражения, мы получим ключ к правильному пониманию всего процесса творчества в этом возрасте. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно пре-вращается в объективное. «В физиологическом порядке причина такого кризиса - образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом - антагонизм между чистой субъек-тивностью воображения и объективностью рассудочных процессов или, другими словами, между неустойчивостью и устойчивостью ума».

Мы знаем, что переходный возраст характеризуется в целом ряде отношений антитетичностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или переходным: ни возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия. Что деятельность воображения в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается, очень легко заметить на том факте, что у ребенка этого возраста, как массовое явление или как правило, исчезает пристрастие к рисованию. Рисовать продолжают только одиночки, большей частью особо одаренные в этом отношении или побуждаемые к нему внешними условиями вроде специальных занятий рисованием и т. д. Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают удовлетворять, они кажутся ему слишком объективными, он приходит к убеждению, что он не умеет рисо-вать, и оставляет рисование. Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рас-сказам. Двойственность новой формы воображения, которая зарождается сейчас, можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения я этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме - в стихах, рассказе, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей. Развитие это-го противоречивого воображения идет по линии дальнейшего отмирания его субъективных моментов и по линии нарастания закрепления моментов объективных. Обычно очень скоро опять как правило, у массового подростка свертывается и интерес его литературному творчеству, подросток начинает критически относиться к нему, как раньше относился критически к своему рисунку его начинает не удовлетворять недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство. Итак, подъем воображения и глубокое его преображение - вот что характеризует критическую фазу.

В эту же пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешне и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным Проявление того и другого типа воображения и постепенная дифференцировка свойственны именно этому возрасту.

В связи с этим необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Он одинаково может и приводить и уводить человека от реальности Жанэ говорит: «Самая наука, по крайней мере естественная наука, невозможна без воображения. Ньютон с помощью его прозревает будущее, а Кювье - прошедшее. Великие гипотезы, откуда рождаются великие теории, суть детища воображения». Однако Пас-каль со всей справедливостью называет воображение лукавым учителем. «Оно внушает, - говорит Компейре, - гораздо больше ошибок, нежели заставляет открыть истину. Оно склоняет неосторожного ученого оставлять в стороне рассуждения и наблюдения и принимать свои фантазии за доказанные истины; оно отталкивает нас от действительности своими восхитительными обманами, оно, согласно сильному выражению Малебранша, есть баловень, который вносит беспорядок в дом». В особенности переходный возраст очень часто обнаруживает эти опасные стороны воображения. Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного.

Некоторые авторы даже полагали, что развитие мечтатель-ности и связанной с нею отъединенности, замкнутости и погру-жения в себя составляет непременную черту этого возраста. Более точно можно было бы сказать, что все эти явления составляют теневую сторону этого возраста. Эта тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным.

«Если педагог-практик, - говорит Гроос, - желает правильно развить драгоценную способность творческой фантазии, то ему предстоит трудная задача - обуздать этого дикого и пугливого коня благородного происхождения и приспособить его к служению добру».

Паскаль, как уже сказано, называл воображение лукавым учителем. Гёте называл его предтечей разума. И тот и другой были одинаково правы.

Возникает вопрос: не зависит ли деятельность воображения от одаренности? Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к творчеству. Это положение не является правильным, как мы уже пытались разъяснить выше. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.

В детском возрасте встречаемся мы с так называемыми вун-деркиндами или чудо-детьми, которые в раннем возрасте обна-руживают быстрое созревание какого-нибудь специального даро-вания.

Чаще всего приходится видеть вундеркиндов в области му-зыки, есть вундеркинды-художники, которые встречаются реже. Пример вундеркинда Вилли Ферреро, который лет 20 тому назад приобрел мировую известность, обнаруживает необыкновенное музыкальное дарование в очень раннем возрасте. Такой вундеркинд иногда в 6-7 лет дирижирует симфоническим оркестром, исполняя очень сложные музыкальные произведения, виртуозно играет на музыкальном инструменте и т. д. Уже давно отмечалось, что в та-ком преждевременном и чрезмерном развитии дарования есть нечто близкое к патологическому, т. е. ненормальному.

Но гораздо важнее то, почти не знающее исключений пра-вило, согласно которому эти преждевременно созревшие вун-деркинды, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. Типичные особенности дет-ского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях. Это, конечно, не значит, что одаренность или талантливость не проявляется в раннем возрасте. Из биографий великих людей мы узнаем, что часто задатки этой гени-альности проявлялись у некоторых в раннем возрасте.

«Как примеры скороспелости можно привести трехлетнего Моцарта, пятилетнего Мендельсона, четырехлетнего Гайдна; Гендель выступил композитором в 12 лет, Вебер в 12 лет, Шуберт в 11 лет, Керубини, в 13 лет. В пластических искусствах призвание способность к творчеству проявляются заметно позже - средним числом около четырнадцати лет; у Джотто они обнаруживались в десять лет, Ван-Дейка - в десять, Рафаэля - в восемь, Греза -восемь, Микеланджело - в тринадцать, Дюрера - в пятнадцать, Бернини - в двенадцать лет, Рубенс и Иордане - также развились рано. В поэзии не встречается произведения, имеющего некоторое неличное значение раньше шестнадцати лет».

Но от этих следов будущей гениальности еще очень далеко! до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, задолго предвещающие грозу, являются указаниями на будущий расцвет этой деятельности.

Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М.Просвещение.1991)
В книге известного советского психолога Л. С. Выготского (1896-1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не потеряла своей актуальности и практической ценности. Книга снабжена специальным послесловием, в котором да-
ется оценка трудам Л. С. Выготского в. области детского творчества.
Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.

Об авторе:
Перу Л. С. Выготского принадлежат как серьезные научные труды (например, «Мышление и речь»), так и несколько научно-популярных работ (например, Педагоги-ческая психология»).
Брошюра «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический, очерк» - одна из них. Первое ее из-дание датируется 1930 г., второе- 1967 г. Почему возникла поребность в третьем издании? Это связано со следующими обстоятельствами. Прежде всего с тем, что в этой брошюpe излагаются еще не устаревшие в науке представления о воображении и творчестве. Эти представления, иллюстрируемые доходчивыми примерами, излагаются внятно и просто, что позволяет широкому читателю легко усвоить достаточно сложное их содержание. Вместе с тем в последние годы резко возрос интерес читающей публики, и прежде всего учителей и родителей, к особенностям детского воображения и творчества. И наконец, в нашей научно-популярной психологической литературе мало книг, которые, сочетая в себе глубину содержания с яркостью изложения, могут удовлетворить такой интерес.

Книги Л.С. Выготского на сайте:
Психология
Психология искусства

От себя: долго искал эту книгу в интернете, пока случайно не наткнулся. Отличная книга по детской психологии и педагогике.

ISBN: 5-09-003428-1

Издатель: Просвещение

Год издания: 1991

Страниц: 96

Качество: Оч.хорошее

Об авторе: Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна из важнейших ролей в развитии российской психологии. еще…


Самое обсуждаемое
Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками
Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток Елка из салфеток Как сделать елку из бумаги и салфеток
Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья Чем отличается приемная семья от опекунства Попечительская семья


top