Любят ли дети болеть. Почему ребёнок часто болеет и как помочь ему оставаться здоровым? Ребенок болеет по

Любят ли дети болеть. Почему ребёнок часто болеет и как помочь ему оставаться здоровым? Ребенок болеет по

«Вот заболею и умру», - решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих Манн написал: "Болезнь - это гениальный путь к познанию, человеку, любви". Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного представления об однозначной негативности болезни и любого другого несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет не меньше трех функций.

Сигнальная. Она не просто сообщает о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том, что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим феноменом, а проявлением триединства дух - душа - тело. Появившийся симптом у взрослого - хороший повод задать самому себе вопрос: что я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?

Если стал нездоров ребенок, родителям нужно честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого существа. Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует своих мохнатых пациентов, проводя обязательную "семейную" терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством. Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно, удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно, плывущее в водоворот.

Сепарирующая. Сепаратор отделяет сливки от сыворотки, а болезнь - "мух" от "котлет". Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Стимулирующая развитие. Человек - существо упрямое, и если жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог, великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.

Болезни роста и короткие штанишки

Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим. Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос - в какой?

Одна моя коллега - психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе природу большинства детских заболеваний.

Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать не надо. Раз в день закапай. Проглоти - и до завтра как огурчик. И так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и подпорок.

По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия, психотерапия.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:

1. Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Таким образом, условиями выздоровления, перерастания болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для себя или ребенка, а с другой - создание (в первую очередь у себя) установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно вырастают. Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами - она не "передаст" другому ребенку какой-либо негативной информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин, которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными представлениями.

2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический, монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном). Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга. Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью, это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет другой, более сильной доминанты, которая сможет "перевесить" и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей - физиологическим и психоэмоциональным.

Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом, все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался. Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем жена узнала о какой-то "сильной" бабушке из сельской местности, уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины, и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту - ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя, вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег), извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения... и только тогда понял, что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись. На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.

Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение, вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый путь проторен.

Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина, захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка оставила. Будь что будет - решила. После родов анализы мочи впервые оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама, и сын живы и здоровы.

Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма, в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения - сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация. Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя установка женщины на развитие и здоровье - она поправляется. Для этого в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии, послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности, выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния, встряска сломит ее.

Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить - свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух других - контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения, до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом, бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом контраста или чрезмерного физического напряжения.

Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте. Стресс, встряска - это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся, в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять или не применять способ стресса - решать лично вам. Нужна ли при этом врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального права принимать за пациента или его родителей это решение.

Один из типичных в детской практике вариантов стресса - это естественный гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях, не стану говорить о сахарном диабете - здесь надежда на науку будущего. Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются замечательными адаптогенами.

Другой вариант физиологического стресса для детей - все виды закаливания, обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно и испытывает удовлетворение от своего мужества.

Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся 3-5 часов, лучше - вместе с родителями. Очень интересна и результативна программа московского профессора Ю. С. Шевченко - детского психиатра и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС - терапия (интенсивная эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.

3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть горы болезней и немощи. История Валентина Дикуля - нашего легендарного циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Он остался жив.

"Но зачем? - думал Валентин, лежа неподвижно на постели. - Зачем мне теперь эта жизнь - без ног?.." Врачи пытались успокоить его:
- Мы сделали все, что смогли, - говорили они. - Сидеть будете. Примите свою судьбу такой, какая она есть.

Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти... (Зиновьева А. А. "Спасибо тебе, атлетизм").

Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на ноги с помощью костылей, затем - палок. Потом вернулся на арену цирка и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы. Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского атлета и создал себя сам подобно ему.

Другие публикации на тему данной статьи:

"Вот заболею и умру", - решил мальчик (а, может быть,
девочка, а, может быть, это я - маленькая
или ты, человек, читающий эти строчки).
"Умру и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо".
(из тайных мыслей многих мальчиков и девочек,
а также - невзрослых дядей и тетей).

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну, разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых то же.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и, тем более, что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают, и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то . Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу, и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например, работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и ходят по дому, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К.И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть, ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем, у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (т.е. дающим выгоду) симптомом. Таким способом можно получить много желанного, например, удержать мужа от попытки уйти к другой женщине "сердечным" приступом - и он останется, раздавленный, покоренный, даже научившийся быть довольным этой жизнью, пока не уйдет из жизни первым от какой-то внезапной сосудистой катастрофы. Бывают и другие судьбы.

Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась, а потом просветлела умом. У нее даже открылись способности, которых раньше не было - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит, а помогает нести.

У Агаты Кристи, по свидетельству одного из своих биографов, сложилась судьба, похожая на эту. Ее оставил муж, когда она хоронила свою мать. И, еще находясь в одном горе, она потеряла память от второго. Где она блуждала, потом сама вспомнить не могла. А, придя в себя, вспомнила детские стишки про Шалтая-Болтая:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

Это она сама - Шалтай-Болтай. И нет никого, кто бы смог ее собрать. Собирать себя надо было самой. Вот выдержка из биографии Агаты Кристи Маргариты Ковалевой.

"И вот я осталась одна. Теперь мне следовало выяснить, что я за человек - и не стала ли я непоправимо зависимой от других, как я боялась... Теперь мне не о ком думать, не с кем считаться, кроме себя самой".

Это не приступ эгоизма. Наоборот, это признание в зависимости от других. Агата хорошо понимала себя: "По характеру я относилась к собакам: собака сама не пойдет на прогулку, если ее кто-нибудь не возьмет с собой, не выведет. Возможно, мне предстояло остаться такой на всю жизнь. Но я надеялась на лучшее".

Ее бегство из дома - поступок человека, потерявшего себя... Но она решила обрести собственный облик. Два года после смерти матери она не писала. Она собирала себя после "великого падения".

Речь шла почти что о воскрешении из мертвых. Сказать заранее - она вышла победительницей? Да, потому что она сохранила способность меняться, побеждая обстоятельства, она получила свой жизненный урок, стала сильной, и эту ее новую изменчивость я сравню скорее с умением античного божества, Протея, менять облик по собственному желанию.

Агата Кристи отлично отдавала себе отчет в своих возможностях и способностях. "Я никогда не старалась во что бы то ни стало заниматься тем, что у меня получается плохо, к чему у меня нет способностей от природы". Составила длинный список того, что не может делать и что может. Второй начинался так: "Ну что ж, я могу писать". У нее был отличный девиз: "Не можешь вести поезд - смазывай колеса!"

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не только в мужьях, а в той различной позиции, которую заняли женщины. Одни из них пошли по пути эмоционального шантажа, другие - использовали возникшую трудность как шанс стать самими собой, настоящими. Кстати, Агата Кристи вышла замуж потом, на сей раз счастливо. Они своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

"Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь". (Наталья Дарьялова).

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни, как о пути к ее сердцу. Одна мама покончила с простудами дочери следующим образом. Ее поступок выглядел жестоко. Она просто выставила дочь на балкон, предложила постоять ей на холоде: уж болеть, так болеть, в смысле, любить - так королеву, украсть - так миллион. Болезнь очень быстро кончилась. И, вообще, дальше болела редко. Не испортило ли это их отношений? Нет, сейчас, через много лет, дочь уже взрослая, и они с мамой лучшие подруги.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка, или он, в угоду им, запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его.

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все, как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест. Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а, чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой. Кто узнал себя и обиделся, закройте немедленно книжку - она не для вас. Кому интересно стать хорошим и здоровым и вырастить таких же детей, можете продолжать. А болеют время от времени все, в том числе и автор строк. Потому что слабаками оказались в какой-то момент. Но если живы остались, есть шанс подумать, хочется ли снова наступать на те же грабли?

Заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, детский невролог, доктор медицинских наук

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

– детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.











С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

    Несовершенство вегетативной системы организма,

    Начинающееся респираторное заболевание (продром),

    Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

    Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

    Последствия травмы головы;

    Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

    Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы . Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.


Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу , который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер - нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

Чем меньше ребенок, тем сложнее понять его жалобы. Кроха может перепутать названия частей тела, забыть или просто не знать нужное слово. Но диагноз должен быть поставлен! Чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться к педиатру, он разберется, что к чему.

Как понять - что болит у ребенка?

Как понять - что болит у ребенка ? Родители должны реагировать на каждую жалобу малыша, особенно если она звучит неоднократно. Один и тот же признак может указывать на незначительную проблему, возрастную особенность или серьезное заболевание. В арсенале педиатра много способов для того, чтобы выявить причину происходящего. Когда картина слишком туманна, он будет действовать методом исключения. Проверив по очереди все органы и системы, врач отсеет те, что функционируют нормально, и доберется до истины. Изучив медицинскую карту ребенка, доктор попросит маму рассказать, когда и при каких обстоятельствах появляются жалобы на дискомфорт – после сна или прогулки, до еды или некоторое время спустя, лежа или сидя, во время активного движения или в спокойном состоянии. При общем осмотре педиатр проверит, нет ли изменений на коже, изучит горло, язык, зрачки, прощупает животик (пальпация), постучит по груди и спине (перкуссия), разберется с суставами и мышцами – сгибая и разгибая конечности, можно определить, не нарушен ли объем движений. Наверняка в ходе обследования будут обнаружены симптомы, на которые непрофессионал даже не обратит внимания, но доктору они укажут направление для дальнейшего обследования.

У ребенка болит голова

К этому симптому стоит отнестись внимательно. У детей он вообще не должен появляться. Диагностика начнется с исключения острого состояния, которое способны спровоцировать травмы. Поэтому вопрос о том, не падал ли малыш, вполне вероятен. Удар вызывает внутренние повреждения, которые надо срочно выявить. Следующий этап – сбор анамнеза. Если во время беременности и родов случились осложнения, например, гипоксия плода, то головная боль растущего крохи, скорее всего, их «заслуга». Чтобы уточнить версию, педиатр спросит, как малыш спит, не было ли у него судорог. Еще одна гипотеза – переутомление. И здесь выводы основываются на информации о режиме дня.

У ребенка болит голова, что делать ? Педиатр направит ребенка на консультацию невролога, и тот уже решит, как продолжать диагностику. Могут понадобиться энцефалограмма, глубокое исследование вегетативной системы, контроль за артериальным давлением и прочие манипуляции.

У ребенка болит ухо

Казалось бы, в этом случае диагноз только один – отит. Но боль в ухе может появиться и на фоне другого заболевания, например, ринита или фарингита, даже не очень выраженных. Когда из-за этих болезней возникает отек слизистой носоглотки, неприятные ощущения распространяются и на другие, расположенные поблизости, органы – слуховую трубу, полость носа. Исключить отит сможет и педиатр, умеющий проводить отоскопию (осмотр слухового прохода и барабанной перепонки). Эта дисциплина входит в курс профессиональной подготовки. Признаки аллергии детский врач тоже определит.

У ребенка болит ухо, что делать ? Обратиться к ЛОР-врачу, который для подтверждения диагноза может назначить клинический анализ крови и, при необходимости, рентгенографию придаточных пазух носа.

У ребенка болит нос

Прежде всего нос может болеть из-за затяжных ринита или синусита. Вытирая слизь, малыш травмирует верхний слой кожи, пытаясь избавиться от присохших корочек, или сморкаясь слишком сильно, он повреждает слизистую. Особенно это вероятно, когда выделения из носа становятся желтыми или зеленоватыми. В этот момент присоединяется бактериальная флора, и без курса антибиотиков не обойтись. Боль в области носа может возникать в результате травмы полости носа или из-за попадания туда инородного тела. Дети часто засовывают мелкие предметы в носовые ходы. Оба случая не всегда определяются невооруженным глазом. Если инородное тело уже «обжилось» в неположенном месте, то дыхание малыша будет несвежим.

У ребенка болит нос, что делать ? Эндоскопический осмотр носа на предмет травм и рентгенологическое исследование помогут в диагностике.

У ребенка болит горло

Все возможные варианты болезней так или иначе будут связаны с глоткой – фарингит, ангина, тонзиллит, скарлатина, инфекционный мононуклеоз и другие недуги. Но провести границу между ними необходимо: каждая из болезней диагностируется и лечится по-своему. Чтобы выявить изменения в глотке, иногда достаточно визуального осмотра и клинического анализа крови. Но бывает, что требуются дополнительные исследования, например, анализ крови на антитела к вирусу или посев образца микрофлоры из глотки.

У ребенка болит горло, что делать ? По результату анализов назначат лечение: с гнойным тонзиллитом справятся антибактериальные препараты, с вирусной инфекцией – противовирусные. При скарлатине – действуют по обстоятельствам, но в любом случае придется выдержать карантин и пройти обследование, исключающее осложнения. Когда болезнь отступит, понадобится консультация ЛОР- врача по восстановлению общего состояния ребенка.

У ребенка болят глаза

Болевой симптом в этой области встречается редко. Резь или жжение в глазах могут возникать при конъюнктивите и других воспалительных процессах (например, гайморите). Острота зрения снижается, если малыш слишком долго смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, читает или рисует, при плохом освещении или не носит очки, выписанные врачом. Чтобы рассмотреть буквы или предметы, плохо видящий кроха напрягает глаза и щурится, мышцы быстро устают, и появляются болезненные ощущения.

У ребенка болят глаза, что делать ? Обратитесь к офтальмологу. Он проверит остроту зрения и назначит лечение при воспалительных процессах.

У ребенка болит грудь или спина

Диапазон возможных диагнозов большой – от травмы и воспалительных заболеваний в бронхах или легких до сердечной патологии и деформации позвоночника. Педиатр должен проверить, нет ли острой ситуации, требующей срочного вмешательства хирурга. Не исключено, что малыш получил травму – ушиб или перелом. Заподозрить пневмонию или бронхит поможет выслушивание и простукивание грудной клетки. Если опасения подтвердятся, могут понадобиться рентгенологическое и лабораторное исследования. Для исключения заболеваний сердца проводятся ЭКГ, ультразвуковое исследование и другие тесты.

У ребенка болит грудь, что делать ? Если ничего срочного нет, необходимо планомерно проверить остальные органы, посетив хирурга, кардиолога, нефролога – боль в нижней части спины часто свидетельствует о неполадках в почках.

У ребенка болит живот

Ко всем жалобам на боль в животе, даже единичным, надо относиться серьезно. Они могут означать как отравление, так и воспаление аппендикса, желудка, поджелудочной железы, кишечную непроходимость или ущемление пупочной грыжи, которые требуют незамедлитель- ной реакции. Причем первые симптомы у всех перечисленных недугов могут быть абсолютно идентичными – рвота, повышение температуры, плач от сильной боли. Столкнувшись с такими проявлениями, надо вызвать врача, а еще лучше – скорую помощь. Если ограничиться обезболивающим, можно потерять время, и тогда ситуация выйдет из-под контроля. Скорее всего, малышу потребуется наблюдение в условиях стационара.

У ребенка болит живот, что делать ? Если госпитализация не понадобится, малыша нужно обследовать. Без дополнительных анализов диагноз поставить, скорее всего, не удастся. Потребуются анализы крови, мочи, кала, УЗИ брюшной полости и забрюшинного пространства, консультации гастроэнтеролога, нефролога, уролога, возможно, детского гинеколога.

У ребенка болят ноги

На боль в ногах дети жалуются часто. По мнению опытных родителей, подобный дискомфорт появляется в период наиболее интенсивного роста, если связки, сосуды и мышцы растут медленнее, чем кости. Иногда это приводит к разным видам остеохондропатии (группа заболеваний костей и хрящей). Если быстро принять правильные меры, то удастся избежать хронической формы. Также костно-мышечные проблемы могут быть осложнением после болезни (сильная простуда, грипп, пневмония) или следствием слишком большой физической нагрузки. Острые вирусные инфекции могут провоцировать воспалительные изменения в суставах.

У ребенка болят ноги, что делать ? Педиатр поможет разобраться, к какому врачу лучше обратиться: хирургу, ортопеду, ревматологу, флебологу, сосудистому хирургу или кому-то еще. Специалист подберет правильное лечение и оптимальную физическую нагрузку. Чрезмерная способна усугубить проявления болезней роста и привести к серьезной дисфункции.

Простуда — это распространённое наименование для инфекции дыхательной системы вирусного или бактериального генеза. Иными словами, когда у ребёнка насморк, кашель и он часто чихает, это, наверное, простуда. Врачи часто предлагают мамам проверять цвет слизи ребёнка. Если он изменяется от водянистого до жёлтого или зеленоватого, более вероятно, что это простуда.

Почему ребёнок часто болеет простудными заболеваниями?

Если ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, это означает, что защиты организма ещё недостаточно для охраны от неблагоприятных условий окружающей среды.

Кашель, простуда, рвота и диарея — детская иммунная система учится самостоятельно справляться.

Болезнь — это способ малыша укреплять свои иммунные системы для своего будущего здоровья.

Когда дети рождаются, они берут силы иммунной системы от своей матери. Антитела — это специальные белки, которые борются с инфекцией, а дети рождаются с большим их количеством в крови. Эти материнские антитела дают хорошее начало, помогая бороться с инфекциями.

Когда ребёнок на грудном вскармливании, этот эффект увеличивается, потому что в материнское молоко также входят антитела, которые попадают к малышу и помогают в борьбе с болезнью.

По мере взросления ребёнка антитела, которые мама давала, умирают, а детский организм начинает создавать свои собственные. Однако этот процесс требует времени. Кроме того, ребёнок должен вступать в контакт с болезнетворными организмами, чтобы создавать факторы защиты.

Более 200 разнообразных вирусов и бактерий являются причиной простуды, и ребёнок формирует иммунитет к ним по одному. Каждый раз, когда в организме появляется возбудитель, детская иммунная система увеличивает способность распознавать патогенный организм. Тем не менее вокруг так много возбудителей, что, когда организм преодолевает одно заболевание, приходит другая инфекция. Иногда кажется, что ребёнок постоянно болеет одним и тем же недугом, но обычно это несколько разных возбудителей.

К сожалению, это нормально, когда ребёнок болеет. Малыш болеет чаще, чем взрослые, потому что его иммунная система ещё не функционирует на полную мощность. Кроме того, у него ещё нет иммунитета к разнообразным вирусам и бактериям, вызывающим простуду.

Нахождение вокруг других детей также повышает риск простуды. К переносчикам вирусов и бактерий относят также старших братьев и сестёр, которые приносят домой инфекцию из школы или детского сада.

Исследования показали, что у детей, посещающих образовательные учреждения, больше простудных заболеваний, ушных инфекций, насморков и других респираторных проблем, чем у «домашних» детей.

В холодные месяцы ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, так как вирусы и бактерии распространяются по всей стране. Это также время, когда включается отопление в помещении, которое сушит носовые проходы и позволяет простудным вирусам процветать.

Какова нормальная частота простудных заболеваний?

Казалось бы, что норму следует рассматривать как отсутствие заболевания, но в медицинской статистике установлено, что нормальное развитие ребёнка после рождения не исключает рецидив заболевания.

Если ребёнок до года, по крайней мере, 4 раза переболел простудой, его уже можно отнести к часто болеющим. От 1 до 3 лет эти дети простужаются 6 раз за год. От 3 до 5 лет частота простуды снижается до 5 раз за год, а затем — 4 — 5 острых респираторных заболеваний каждый год.

Индикацией ослабленной иммунной системы является частота и продолжительность заболевания. Если острая респираторная инфекция и простуда не исчезают через 2 недели, значит, у ребёнка иммунитет ослаблен.

Подрывает здоровье и иммунную систему ребёнка ряд условий:

Частые простуды могут привести к довольно серьёзным осложнениям у ребёнка. Хотя эти осложнения не очень распространены, но важно быть осторожными и помнить о них.

Осложнения, которые могут возникнуть вскоре после того, как ребёнок простудился:

  • есть риск, что у младенцев, страдающих от обычной простуды, разовьётся ушная инфекция. Эти инфекции могут поражать, если бактерии или вирус переходят в пространство позади барабанной перепонки ребёнка;
  • простуда может привести к хрипам в лёгких, даже когда у ребёнка нет астмы или других респираторных заболеваний;
  • простуда иногда приводит к синуситу. Воспаление и инфекция пазух являются распространёнными проблемами;
  • другие серьёзные осложнения, вызванные простудой, включают пневмонию, бронхиолит, крупозный и стрептококковый фарингит.

Как помочь ребёнку?

Известно, что здоровье ребёнка будет зависеть от поведения мамы в течение беременности и её планирования. Своевременное выявление и лечение существующих инфекций и правильное питание, хорошее здоровье и успешные роды благоприятно воздействуют на здоровье ребёнка. Это также важно во время младенчества.

К примеру, не все родители понимают, что для ребёнка опасно не только курение мамы, но также и летучие вещества из табачных изделий, приносимые членами семьи на волосах и одежде. Но эти меры являются идеальными в качестве профилактических мер.

Что делать, если ребёнок часто болеет простудными заболеваниями:

  1. Правильное питание. Необходимо приучить ребёнка к здоровой пище, потому что правильная диета позволяет получать требуемые витамины и минералы. Различные закуски не только вредны по своему составу, но и подавляют естественное чувство голода, вынуждая ребёнка отказаться от полезной и здоровой еды.
  2. Организация бытового пространства. Частая ошибка мам – организация полной гигиенической стерильности, которая могла бы конкурировать с условиями операционной. Но для поддержки здоровья ребёнка достаточно влажной уборки, проветривания, удаления пылесборников.
  3. Правила гигиены. Выработать у ребёнка привычку мыть руки после улицы, использования туалета и перед едой — главнейшее правило. Чем скорее ребёнку будут привиты навыки гигиены, тем более вероятно, что он начнет соблюдать их, не находясь под контролем родителей.
  4. Закаливание, которое здоровый ребёнок получает естественным образом – лёгкие сквозняки, ходьба босиком, мороженое и напитки из холодильника. А ведь это запрет для постоянно болеющего ребёнка. Однако чтобы приучить его к природным условиям, необходимо проводить каникулы на море или в сельской местности, а утреннее обтирание холодной водой не выглядит таким страшным.

Ребёнок часто болеет в садике

Эта проблема почти у всех. Когда малыш сидит дома, он почти никогда не болеет, и как только ребёнок пошел в садик, диагноз острая респираторная инфекция (ОРИ) ставится каждые 2 недели.

И это явление зависит от целого ряда причин:

  • этап адаптации. Во многих случаях ребёнок часто болеет в детском саду в течение первого года его посещения, причем независимо от возраста малыша. Для большинства родителей есть надежда, что период привыкания пройдёт, стресс уменьшится, а постоянные отпуска по болезни прекратятся;
  • инфекция, полученная от других детей. Не желая уходить на больничный (или не имея возможности), многие родители приводят в группу детей с первичной симптоматикой простуды, когда ещё не повышена температура. Насморк, лёгкий кашель — верные спутники посещающих образовательное учреждение. Дети легко заражают друг друга и чаще болеют;
  • несоответствующая одежда и обувь. В детский сад дети ходят ежедневно, кроме особенно холодных дней и выходных.

Удостоверьтесь, что одежда и обувь ребёнка всегда соответствуют погоде и комфортна для него. Обувь и верхняя одежда должны быть водонепроницаемыми и тёплыми, но не жаркими.

Если ребёнок очень часто болеет в детском садике, единственный способ — попытаться укрепить его иммунитет. Начните поэтапное закаливание, проветривайте комнаты, запишите ребёнка в секцию плавания, соблюдайте принципы полезного питания и давайте витамины. Касательно последних предварительно проконсультируйтесь с педиатром.

Идеальный путь к правильной адаптации к садику – это постепенное привыкание. В первые 2 — 3 месяца маме или бабушке лучше взять отпуск или работать неполный день, чтобы не оставлять ребёнка в группе надолго. Поэтапно увеличивайте время, чтобы уменьшить уровень стресса.

А когда ребёнок заболел, не спешите выходить на работу и возвращать ребёнка в группу. Важно дождаться абсолютного выздоровления, чтобы не было рецидивов или осложнений.

Почему ребёнок часто болеет ангиной?

Обычная простуда, по сути, представляет большую угрозу.

Отсутствие надлежащей терапии и отказ от постельного режима чреваты осложнениями.

Наиболее распространённым типом осложнений респираторных заболеваний является ангина или, медицинское определение, тонзиллит.

Тонзиллит — это воспаление ткани миндалин из-за инфекции бактериального и вирусного генеза.

Миндалины являются частью лимфатической системы и составляют первую линию защиты организма. Они присутствуют на левой и правой стороне внутри горла и представляют собой два розовых образования в задней части полости рта. Миндалины защищают верхнюю дыхательную систему от возбудителей, которые проникают в организм через нос или рот. Однако это делает их уязвимыми к инфекциям, что приводит к тонзиллиту.

Как только миндалины поражаются и воспаляются, они становятся огромными, красноватыми и покрываются беловатым или желтоватым налетом.

Существует два типа тонзиллита:

  • хронический (длится более трёх месяцев);
  • рецидивирующий (частое заболевание, многократно за год).

Как упоминалось ранее, преобладающей причиной тонзиллита является инфекция вирусного или бактериального происхождения.

1. Вирусы, которые обычно приводят к ангине у детей:

  • вирус гриппа;
  • аденовирусы;
  • вирусы парагриппа;
  • вирус простого герпеса;
  • вирус Эпштейна-Барра.

2. Бактериальная инфекция является причиной 30 % случаев тонзиллита. Основной причиной являются стрептококки группы А.

Некоторые другие бактерии, которые могут вызывать тонзиллит — это chlamydia pneumoniae, streptococcus pneumoniae, staphylococcus aureus и mycoplasma pneumoniae.

В редких случаях тонзиллит вызывается фузобактериями, возбудителями коклюша, сифилиса и гонореи.

Тонзиллит довольно заразен и легко распространяется от инфицированного ребёнка к другим детям воздушно-капельным и бытовым путем. В основном эта инфекция распространяется среди маленьких детей в школах и среди членов семьи дома.

Причины рецидива инфекции включают ослабленную иммунную систему ребёнка, резистентность (устойчивость) бактерии или наличие члена семьи, который является носителем стрептококка.

Одно исследование показало генетическую предрасположенность к развитию рецидивирующего тонзиллита.

3. Зубной кариес, воспалённые десны вызывают накапливание бактерий во рту и гортани, вследствие чего также возникает ангина.

4. Инфицированное состояние синусовых, гайморовых, лобных пазух носа быстро провоцируют воспаление миндалин.

5. Из-за грибковых заболеваний в организме скапливаются бактерии, которые трудно поддаются лечению, что снижает сопротивляемость и вызывает частый рецидив тонзиллита.

6. Реже воспаление может быть вызвано травмой. Например, химическим раздражением от тяжёлого кислотного рефлюкса.

Когда у ребёнка частая ангина, вы должны понимать, что каждый раз он получает большой ущерб. Миндалины настолько ослаблены, что они не могут противостоять микробам и защищать от инфекции. В результате патогены начинают цепляться один за другим.

У ребёнка, часто болеющего ангиной, могут возникнуть множество осложнений.

Тонзиллит может привести к следующим последствиям:

  • аденоидная инфекция. Аденоиды являются частью лимфатической ткани, как и миндалины. Они расположены в задней части полости носа. Острая инфекция миндалин может заразить аденоиды, вызывая их разбухание, что приводит к обструктивному апноэ сна;
  • перитонзиллярный абсцесс. Когда инфекция распространяется от миндалин к окружающей ткани, это приводит к образованию заполненного гноем кармана. Если инфекция впоследствии распространяется на десну, это может вызвать проблемы во время прорезывания зубов;
  • отит. Возбудитель может быстро найти свой путь к уху от горла через евстахиевую трубу. Здесь он может поражать барабанную перепонку и среднее ухо, что вызовет совершенно новый набор осложнений;
  • ревматическая лихорадка. Если стрептококки группы А вызывают тонзиллит и состояние игнорируется в течение очень долгого времени, это может вызвать ревматическую лихорадку, которая проявляется сильнейшим воспалением различных органов тела;
  • постстрептококковый гломерулонефрит. Бактерии стрептококка могут найти свой путь к различным внутренним органам тела. Если инфекция попадает в почки, то она вызывает постстрептококковый гломерулонефрит. Кровеносные сосуды в почках воспаляются, что делает орган неэффективным для фильтрации крови и образовании мочи.

Что делать, если ребёнок часто болеет ангиной?

Постоянная ангина может влиять на питание, образ жизни и даже на образование и развитие ребёнка. Поэтому обычной практикой является удаление миндалин, если их воспаление создает регулярную проблему.

Тем не менее тонзилэктомия (хирургическое удаление миндалин) не является предпочтительным вариантом лечения. Если у ребёнка частый тонзиллит, есть некоторые способы её предотвратить.

1. Частое мытьё рук.

Многие из микробов, вызывающих тонзиллит, очень заразны. Ребёнок может легко подхватить их с воздуха, которым дышит, и это часто неизбежно. Однако передача микробов через руки — ещё один общий путь, его можно предотвратить. Ключ к профилактике — хорошая гигиена.

Приучите ребёнка часто мыть руки с мылом и водой. Используйте антибактериальное мыло, насколько это возможно. Антибактериальные средства для рук хорошо подходят, когда вы находитесь в дороге. Приучите ребёнка всегда мыть руки после использования туалета, перед едой и после чихания и кашля.

2. Избегайте совместного использования продуктов питания и напитков.

Слюна содержит микробы, которые могут вызвать инфекцию. Разделяя пищу и напитки с инфицированным человеком, ребёнок неизбежно позволяет микробам проникать в свой организм. Иногда эти микробы находятся в воздухе и могут приземляться на продукты и напитки, что неизбежно. Но обмен продуктами и напитками необходимо исключить. Приучите ребёнка не делиться пищей и напитками, чтобы это не привело к перекрестному загрязнению. Лучше разделите или разрежьте пищу, разлейте напиток по стаканчикам, но избегайте совместного использования.

3. Минимизирование контактов с другими.

Вы должны попытаться помешать малышу заразиться инфекцией, которая приведет к тонзиллиту. Когда у ребёнка тонзиллит, вы должны минимизировать его контакт с другими. Это относится к любой инфекции, особенно если вы знаете, что она очень заразная. Пусть ребёнок на время болезни не посещает школу или детский сад, не подходит слишком близко к остальным членам семьи дома, которые могут заразиться инфекцией. Даже поездка в торговый центр или другие прогулки означает, что ребёнок может заразить других. Пусть ребёнок отдохнет в это время и сведет контакт с людьми до минимума.

4. Удаление миндалин.

Тонзиллэктомия — очень эффективный способ остановить частые рецидивы ангины. Это не значит, что у ребёнка больше никогда не будет болеть горло. Но это даст ему лучшее качество жизни. Существуют некоторые мифы и неправильные представления о тонзиллэктомии, но это очень безопасная процедура, и осложнения встречаются редко. Операция особенно необходима, если тонзиллит не реагирует на антибиотики или развиваются серьёзные осложнения (например, тонзиллярный абсцесс).

5. Полоскание солёной водой.

Это одно из простых решений, но также очень эффективное. 1 чайная ложка обычной столовой соли в стакане воды объёмом 200 мл делает этот метод быстрым и недорогим.

Его следует использовать только детям, достигшим того возраста, когда полоскание безопасно. Помните, что, хотя полоскание может быть полезным, оно не заменяет лекарства, назначенные врачом. Полоскание солёной водой успокаивает горло и может дать ребёнку краткосрочное облегчение от симптомов тонзиллита, но отпускаемые по рецепту лекарства, такие как антибиотики, уничтожат бактерии, которые вызывают проблему.

Известно, что воздушные раздражители, такие как сигаретный дым, повышают шансы ребёнка на развитие тонзиллита.

Курение сигарет должно быть однозначно устранено из дома, но также необходимо быть осторожным с чистящими средствами и другими сильными химикатами, пар которых также бывает воздушным раздражителем. Даже сухой воздух, который не содержит суровых паров химикатов, может быть раздражающим. Увлажнитель увеличивает содержание влаги в воздухе и помогает при тонзиллите, если вы проживаете в сухих климатических условиях.

7. Отдых и обильное питьё.

Полноценный отдых для ребёнка с ангиной может повлиять на продолжительность и тяжесть его состояния. Необходимо не только находиться в стороне от школы или детского сада и спать весь день.

Давайте ребёнку много жидкости. Жидкие продукты лучше переносятся по сравнению с твёрдой пищей, которая будет натирать миндалины и раздражать их дальше. Сохраняйте хорошее питание, чтобы поддерживать иммунную систему, помогающую в борьбе с болезнью наряду с лекарствами, которые ребёнок принимает.

8. Будьте внимательны к кислотному рефлюксу.

Кислотный рефлюкс — распространённое пищеварительное заболевание. Кислотное содержимое желудка поднимается в пищевод и может достигать горла и носа. Поэтому кислота будет раздражать миндалины и даже повреждать их, что увеличивает вероятность заражения. Изжога является типичным симптомом кислотного рефлюкса, но иногда её не бывает.

Всегда следите за ребёнком. И если у него есть кислотный рефлюкс, измените его питание и образ жизни.

Почему ребёнок часто болеет бронхитом?

Бронхит – воспаление стенок бронхов — дыхательных путей, соединяющих трахею с лёгкими. Стенка бронхов тонкая и вырабатывает слизь. Она отвечает за защиту дыхательной системы.

Бронхит относится к болезням верхних дыхательных путей. Особенно часто это затрагивает детей от 3 до 8 лет из-за незрелого иммунитета и структурных особенностей верхних дыхательных путей.

Причины частого бронхита

Основной причиной, приводящей к развитию бронхита, является вирусная инфекция. Патоген попадает в верхние дыхательные пути, потом атакует. Это вызывает воспаление слизистой оболочки дыхательных путей.

Другие причины частого бронхита:

Бронхит сам по себе не заразен. Однако вирус (или бактерии), вызывающий бронхит у детей, является контагиозным. Следовательно, лучший способ предотвратить бронхит у ребёнка — убедиться, что он не заражается вирусом или бактерией.

  1. Научите ребёнка тщательно мыть руки мылом и водой перед едой.
  2. Давайте ребёнку питательную и здоровую пищу, чтобы его иммунитет был достаточно сильным для борьбы с инфекционными возбудителями.
  3. Держите своего ребёнка подальше от членов семьи, которые болеют или простужаются.
  4. Как только вашему ребёнку исполнится шесть месяцев, делайте ему вакцину против гриппа каждый год, чтобы защитить от подобной инфекции.
  5. Не позволяйте членам семьи курить в доме, поскольку пассивное курение может привести к хроническому течению болезни.
  6. Если проживаете в сильно загрязнённом населённом пункте, приучите ребёнка носить маску для лица.
  7. Чистите нос и пазухи ребёнка с помощью солевого назального спрея для удаления аллергенов и патогенов со слизистой и носовых ворсинок.
  8. Дополните диету ребёнка витамином С, чтобы усилить его иммунную систему. Проконсультируйтесь с педиатром, чтобы узнать правильную дозировку для ребёнка, поскольку высокая доза витамина может привести к .

Родители не должны ограничивать воздействие микробов и болезней на малыша. В конце концов, все дети подвержены классическим болезням детства — либо путём естественного инфицирования, либо вакцинацией.

Ваш малыш часто болеет сейчас, потому что это первое естественное воздействие детской болезни на него, а не потому, что с иммунной системой что-то не так.

Построение и укрепление его иммунной системы в течение этих ранних лет помогает предотвратить будущие осложнения от заражения этими болезнями позже, когда они могут иметь более серьёзные последствия.

Лучший способ сохранить здоровье детей — следовать графику вакцинации, рекомендованному вашим врачом, часто мыть руки, правильное питаться и не избегать физических нагрузок, а также дать малышу время для построения здоровой иммунной системы.


Самое обсуждаемое
Мастер-класс по сухому валянию Мастер-класс по сухому валянию
Четыре красивые резинки для волос своими руками – мастер-классы для модниц и их мам Четыре красивые резинки для волос своими руками – мастер-классы для модниц и их мам
Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками


top