Презентация психолого физиологические особенности детей старшей группы. Презентация на тему: "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Презентация психолого физиологические особенности детей старшей группы. Презентация на тему:
Дошкольный возраст: с трех лет до шести –
семи лет. Дошкольный возраст имеет две
основных возрастных стадии.
1-я стадия: от трех лет до пяти лет –
младший дошкольный возраст.
2-я стадия: от пяти лет до шести – семи лет –
старший дошкольный возраст.
Некоторые исследователи выделяют средний
дошкольный возраст, – четыре – пять лет.

Базовые параметры дошкольного возрастного периода:

Кризис возрастного развития.
Социальная ситуация развития личности.
Коммуникативная сфера.
Ведущая деятельность.
Возрастные психические новообразования.
Познавательная сфера.
Эмоционально-волевая сфера.
Потребностно-мотивационная сфера.

Кризис трех лет (кризис «я сам»).

Согласно мнению Сергея Леонидовича
Рубинштейна, сущностной предпосылкой
для наступления кризиса трех лет (кризиса
«я сам») выступает развитие самосознания,
знаменующее собою развитие личности
ребенка на стадии старшего раннего
детства, – в два-три года.

Кризис
трех
лет
возникает
как
результат
определенных достижений в личностном развитии
ребенка и как следствие социально-психологической
невозможности для ребенка действовать согласно
освоенным прежде способам общения с другими
людьми.
Кризис трех лет – граница между ранним детством и
дошкольным детством, – один из наиболее трудных
периодов в жизни ребенка. Это некоторое разрушение,
пересмотр старой системы социальных отношений, это
кризис выделения своего «Я», по Даниилу Борисовичу
Эльконину. Ребенок, психологически отделяясь от
взрослых, наряду с этим пытается установить с ними
новые, более глубокие психологические отношения.
Согласно мнению отечественных и иностранных
возрастных психологов, кризис трех лет является
комплексным
психосоциальным
поведенческим
синдромом.

Основные симптомы кризиса трех лет были научно-практически отмечены Львом Семеновичем Выготским:

1) негативизм – в контексте данного возрастного
кризиса, ребенок дает негативную реакцию не на
само действие, которое он отказывается
выполнять, а на требование или просьбу
взрослого. Это отрицательная рееакция малыша
не на содержание предлагаемого взрослым
действия, а на само, как таковое, предложение
(побуждение) к действию, исходящее от
взрослого;

2) упрямство – это психоэмоциональная реакция
ребенка, который настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а потому, что он
требует, чтобы с его мнением в принципе
считались;
3) обесценивание – это эмоциональная реакция
ребенка, проявляющаяся в обесценивании,
принижении, отвержении привязанности к
близким
родственникам,
старых
правил
поведения, требований взрослого, вещей и пр.
Обесценивается то, что было привычно,
интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок
может начать ругаться, ломать любимые ранее
игрушки, «закатывать» детские истерики и т.п.;

4) строптивость – эта реакция ребенка направлена против
устоявшихся норм поведения, бытовых порядков, семейных
традиций. Такая реакция малыша направлена не против
конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем
детстве системы отношений, против принятых в семье норм
воспитания, против семейных требований к ребенку;
5) своеволие, своенравие – это реакция, выражающая
определенную
самостоятельность намерений, замыслов. Такого рода поведение
связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все
делать и решать сам.
Самоактивация своих собственных поступков, в общем,
положительное
психологическое
явление
для
развития
деятельностной инициативности личности, но, во время кризиса
трех лет, гипертрофированная тенденция к самостоятельности
приводит к своеволию, к излишнему своенравию.
Данная
психологическая
тенденция
часто
неадекватна
возможностям ребенка этого возраста и вызывает конфликты со
взрослыми;

6) протест-бунт – эта непростая психоэмоциональная тенденция
отображает направленность личности ребенка, находящегося в
кризисе трех лет, на постоянный конфликт с окружающими его
взрослыми людьми.
У некоторых детей, в процессе переживания ими кризиса трех
лет, конфликты с родителями становятся регулярными. В этих
случаях говорят о сильно выраженной реакции протеста-бунта;
7) детский деспотизм (один ребенок в семье) или детская
ревность (несколько детей в семье). В семье с единственным
ребенком может появиться определенный детский деспотизм.
Ребенок эмоционально жестко проявляет свою власть над
окружающими его взрослыми, непреклонно диктуя свои
требования
к
жизнедеятельности.
Здесь
у
малыша,
переживающего кризис трех лет, проявляется детская тенденция к
власти в семье. Это социально-психологическое явление
выступает в качестве источника нетерпимого отношения ребенка
к любым правилам, нормам и запретам усвоенных в раннем
возрасте (в раннем детстве).

Итак, причины психологического кризиса
трех лет кроются во внутриличностном
столкновении потребности действовать
самому с потребностью соответствовать
дисциплинарным
требованиям
и
поведенческим
указаниям
значимого
взрослого, – противоречие между «хочу» и
«могу», согласно научной позиции Лидии
Ильиничны Божович.

Культурно
закрепленной
формой
(основным
способом) преодоления кризиса перехода ребенка от
раннего детства к дошкольному детству является
игровая содеятельность (совместная деятельность)
ребенка и взрослого. Игра – это особая форма
совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого,
символическое воспроизводство полноты их события..
В игровой форме, ребенок сразу же оказывается
счастливым, и самостоятельным, и тесно связанным с
социальным миром взрослых (действует как взрослый).
В этом смысле игра всегда социально ориентирована –
она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе
с тем, в игре ребенок «учится своему «Я» (познает себя)
в общении с окружающими взрослыми «Я» (познает
себя) в общении с окружающими взрослыми и
сверстниками.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Дошкольное детство, – это период первичного овладения ребенком
общественным пространством человеческих отношений. Этот процесс, для
детей дошкольного возраста, осуществляется через общение с близкими
взрослыми, а также через игровые социальные отношения со сверстниками
и с ребятами других возрастов. Условия жизни в дошкольном возрасте
существенно видоизменяются и границы жизнедеятельности детей,
особенно в старшем дошкольном возрасте, стремительно расширяются:
рамки семьи и двора дома раздвигаются до пределов улицы, района, даже –
города.
Ребенок-дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений,
мир разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает
сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней
участвовать, что, конечно, ему еще никоим образом недоступно, но он
реализует себя в этом плане в комплексной игровой деятельности.
Дошкольник по-своему стремится к самостоятельности, которую ему ни в
коей мере не могут предоставить все окружающие его взрослые. Из этого
потребностно-мотивационого противоречия и рождается ролевая игра, –
проходящая в процессе общения самостоятельная деятельность детей
дошкольников, моделирующая жизнь и деятельность взрослых людей.

В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребенка в
системе социальных отношений, развивается его способность к
идентификации с людьми, с образами героев художественных
произведений. Происходит усвоение ребенком более сложных
норм поведения, а так же – различных новых форм общения.
Ребенок начинает осознавать, что он – психологическая
индивидуальность, разнообразно развивается познавательно,
например, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Дошкольный возраст – это период поступления ребенка в детский
сад и пятидневного нахождения в детском саду (для подавляющего
большинства детей).
В этой связи происходит очень тесное взаимодействие и
интенсивное общение не только между родителями, родными
людьми и ребенком, но и между ребенком и воспитателем и
другими детьми в детском саду. Система дошкольных
воспитательных учреждений, в общем и в целом, выступает для
детей в качестве первого (первичного) института социализации, в
рамках которого оказывается подавляющее большинство детей,
начиная с возраста трех лет и вплоть до поступления в первый
класс школы (до шести – семи лет).

Коммуникативная сфера в дошкольном возрасте

Значительное место в жизни дошкольников занимает их
общение со сверстниками. В дошкольном возрасте, впервые,
социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со
взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками
существеннейшим образом увеличивается.
В течение дошкольного детства избирательность в общении со
сверстниками заметно возрастает.
Дети в три – четыре года достаточно легко меняют свои
привязанности к тем или иным сверстникам.
Дети в четыре – пять лет уже более привязчивы к некоторым из
своих сверстников.
Дети в пять – шесть лет выказывают довольно устойчивое
желание общаться именно с определенными сверстниками и
проявляют к ним некоторую индивидуальную привязанность.
При этом дети в шесть – семь лет стараются общаться именно с
определенными конкретными своими сверстниками и выказывают к
ним явную личностную привязанность.

Развивается и социальная дифференциация «внутри»
детских дошкольных групп, в группах дошкольников
появляются дети-лидеры, которые умеют организовать
игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к
себе их эмоциональные симпатии. Происходящее в ходе
внутригруппового взаимодействия выделение детей –
«звезд», «предпочитаемых» детей, «не замечаемых» детей
и «отверженных» детей, так же как и определенного рода,
постоянство
социального
статуса
ребенка
во
внутригрупповой иерархии группы дошкольников, –
являются
важными
показателями
социальнопсихологического развития личности дошкольника. С
позиций психологии развития и возрастной психологии и
с позиций социальной психологии, в данном
психосоциальном явлении (феномене) наблюдается
определенная «слитность» социальной ситуации развития
личности и формирования основных психологических
параметров коммуникативной сферы личности.

В процессе общения со сверстниками
развивается и самооценка детей дошкольного
возраста, становящаяся, со временем, все более
адекватной.
Сравнивая себя с окружающими детьми,
ребенок-дошкольник точнее представляет свои
возможности, которые он демонстрирует в разных
видах деятельности и по которым его оценивают
окружающие.
По убеждению подавляющего большинства
широко известных возрастных психологов,
активная социализация детей происходит уже в
детском
саду,
в
процессе
общения
с
воспитателями и сверстниками.

В дошкольном детстве, в ходе разнообразной
игровой
деятельности,
осуществляемой
совместно с другими детьми и со взрослыми в
процессе общения, интенсивно развивается
уровень притязаний ребенка. Позитивное или
негативное формирование уровня притязаний
дошкольника, – прямо зависит от положительного
или отрицательного влияния на него всех
окружающих ребенка взрослых и сверстников, т.е.
от того микросоциума (микросоциальной среды),
в
котором
ребенок
осуществляет
свою
жизнедеятельность.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте –
это игровая деятельность. Игровая деятельность в
дошкольном возрасте представлена, в основном, в
виде сюжетно-ролевой игры, формирующейся в
младшем
дошкольном
возрасте
и
игрыдраматизации, развивающейся уже в старшем
дошкольном возрасте. Именно с помощью игровой
деятельности, осуществляемой, в подавляющем
большинстве случаев, в ходе общения с другими
детьми, в процессе общения с детьми разных
возрастов, ребенок дошкольного возраста познает
окружающий мир, познавательно его трансформируя,
«перелагая» его в игровую форму.

Сюжет игры – это моделируемая в игре сфера
действительности.
Наиболее общая типология сюжетов детских игр
включает в себя т.н. бытовые сюжеты, т.н. производственные
сюжеты и т.н. общественно-политические сюжеты.
Содержание игры – это конкретные представления
ребенка-дошкольника
о
содержательном
наполнении
социально-профессиональной
деятельности
людей,
воспроизводящиеся
играющим
ребенком
в
ходе
развертывания сюжета игры. Психологическое содержание
игры
составляет
игровое
моделирование
детьми
профессиональных,
социальных
и
межличностных
отношений людей и возникающих в этой связи жизненных
событий и ситуаций. Таким образом, психологическое
содержание игры это «… то, что воспроизводится ребенком в
качестве центрального характерного момента деятельности и
отношений между взрослыми в их трудовой и общественной
жизни», – согласно Галине Сергеевне Абрамовой.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

Игровая роль – это воспроизведение ребенком
определенной социальной или профессиональной
позиции взрослого, которая выражается ребенком в
целой системе игровых действий, выполняемых с
помощью игровых предметов и моделирующих
социально-профессиональные
отношения
взрослых.
Игровые действия – это игровые поступки,
которые изначально воспроизводят реальные
предметные действия, но, по мере развития
ребенка, приобретают все более обобщенный и
сокращенный характер, при сохранении логики и
последовательности выполняемых в игре действий.

Игровое употребление предметов – это явление
может быть представлено как в форме использования
т.н. изобразительных игрушек, так и в форме
использования т.н. предметного замещения.
Социальные отношения детей – это опыт
взаимодействия детей друг с другом в ходе игры,
имеющий определяющее значение в развитии
коммуникативной и социальной компетентности
ребенка, в его нравственном развитии. Параметры
социальных отношений детей в процессе игры, –
планирование игрового сюжета, распределение среди
участников игровых ролей и игровых предметов,
контроль и коррекция развития сюжета и
выполнения ролей участниками игры.

Развитие сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину

Уровень первый, характерен для детей в три – четыре
года:
центральным
содержанием
игры
являются,
преимущественно, предметные действия (действия с
предметами). Фактически, роли в игре есть, но они не
определяют игровые действия, а сами вытекают из характера
производимых ребенком действий. Как правило, нет
предварительного планирования игры: роли не называются,
не именуются детьми предварительно, а обозначаются только
после совершения игрового действия. Игровые действия
однообразны, они обнаруживают тенденцию к многократному
повторению, их логика легко нарушается. Сложная
последовательность действий, составляющих ролевое
поведение взрослого, ребенком в игре никак не
воспроизводится (не имитируется).

Уровень второй, характерен для детей в четыре –
пять лет: основным содержанием игры по-прежнему
остаются предметные действия. Воспроизводится
достаточно сложная цепочка действий с предметами.
При этом на передний план определенно
выдвигается соответствие игрового действия
реальному действию. Логика воспроизводимых
действий сохраняется.
Расширяется диапазон видов игровых действий.
Возможности предметного замещения ограничены.
Игровое переименование предметов нестойкое,
новое значение предметов-заместителей быстро
теряется. Игровые роли предварительно называются
детьми, однако выбор игрового предмета и само
игровое действие решающим образом определяют
принятие ребенком той или иной роли.

Уровень третий, характерен для детей в пять – шесть лет:
основным содержанием игры является выполнение детьми игровой
роли и связанных с нею действий. Возникает предварительное
планирование игровой деятельности, контроль и коррекция
выполнения ролей. Роли ясные и четкие, называются детьми до
начала игры. Роль определяет логику и характер игровых действий.
Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых
социальных отношений. Действия становятся разнообразными,
обобщенными, часто выполняются только в речевом плане (только
называются), что характеризует более сложный уровень развития
мышления и речи. Появляется специфическая ролевая речь,
отражающая отношения между персонажами. Расширяются
возможности замещения. Новое игровое значение предмета
достаточно устойчиво, но лишь в тех случаях, когда предметзаместитель не имеет четко фиксированной предметной функции, т.е.
в случаях неоформленных предметов-заместителей. Игровые правила
в явной открытой форме не представлены, но фактически правила
регулируют выполнение ролей и актуализируются в случаях
нарушения логики игровых действий и их несоответствия реальным
действиям.

Уровень четвертый, характерен для детей в шесть – семь
лет: центральным содержанием игры является выполнение
действий, отражающих социальные и межличностные
отношения. Осуществляется предварительное планирование
игры: имеет место формулирование замысла игры,
распределение ролей, игровых предметов, формулируются
правила игры. Роли ясные и четкие, их выполнение
регулируется правилами. Речь носит явно ролевой характер,
выразительна и развернута. Действия четко последовательны,
логичны, разнообразны. Возрастает удельный вес речевых
действий. Ребенок вычленяет из реальной жизни правила и
демонстрирует подчинение им в игре. Широко используется
предметное замещение. Дети обнаруживают способность к
устойчивому сохранению новых игровых значений даже в
условиях использования в качестве заместителей предметов, в
реальности имеющих четко фиксированную предметную
функцию.

В целом, можно отметить, что на
протяжении
дошкольного
детства
мы
наблюдаем существенную динамику развития
игры от первого уровня (в младшем
дошкольном возрасте) к четвертому уровню (в
старшем школьном возрасте).

Социально-психологический контекст игровой деятельности дошкольников

В общем плане, развитие игры идет от ее
индивидуальных форм к совместным формам: с
возрастом растет состав участников игры и
длительность
существования
игровых
объединений. Младшие дошкольники чаще
играют в одиночку, но уже у трехлетних детей
фиксируются объединения группами в два – три
ребенка. Продолжительность такого игрового
объединения, как правило, коротка по времени, –
всего три – пять минут, после чего дети одной
микрогруппы могут присоединиться к другим
микрогруппам. За 30 – 40 минут наблюдения за
игрой малышей трех – четырех лет можно
зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

К четырем – пяти годам, игровые микрогруппы,
как правило, охватывают от двух до пяти детей.
Продолжительность совместной игры иногда доходит
до 40 – 50 минут, но чаще составляет около 15–20
минут. В дальнейшем, количество детей – участников
игровых микрогрупп может существенно возрастать.
Временная продолжительность игры с увеличением
возраста детей так же существенно возрастает.
В четыре – пять лет и в пять – шесть лет, обычно,
игра начинается одним ребенком, а затем к нему
присоединяются другие дети. Предложение поиграть,
исходящее от одного ребенка находит отклик у других
детей, на основе чего возникают игры с общим
сюжетом. В среднем дошкольном возрасте и в
старшем дошкольном возрасте дети уже могут
успешно согласовывать свои игровые действия,
заранее распределять игровые роли и обязанности.

У детей в шесть – семь лет имеет место
детальное предварительное планирование игры,
имеется распределение игровых ролей до начала
игры и коллективный подбор игрушек и игровых
предметов. Детские игровые группы становятся
достаточно
многочисленными
и
довольно
долговременными. Иногда, дети, группой в пять –
десять человек способны играть в одну игру в
течение нескольких дней, при этом сохраняя и
помня задействованные игрушки, игровые
предметы и игровое пространство.

Возрастные психические новообразования дошкольного возраста

В дошкольном возрасте интенсивно развивается познавательная
сфера личности детей. Существенным является то, что память
дошкольника
начинает
приобретать
черты
психологического
опосредования, – ребенку становится доступно использование знаков
для произвольного запоминания.
Центральным новообразованием дошкольного возраста является
экстенсивное развитие наглядно-образного мышления. Основу развития
наглядно-образного мышления в дошкольном детстве составляет
активное формирование видов деятельности наглядно-моделирующего
типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей.
Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием
функции планирования и регуляции речевой деятельности в форме
«речи для себя», а так же началом формирования контекстной речи, т.е.
речи, содержание которой может быть понято из самого речевого
контекста, без наглядной опоры на ситуацию. Мера содержательносмысловой контекстности речи определяется задачами и средствами
общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, от
овладения грамматикой и от уровня произвольности.

Основные возрастные психические новообразования дошкольного возраста:

новая внутренняя психосоциальная
личностная позиция;
иерархизация (соподчинение) и социальнопсихологическое усложнение системы
мотивов;
формирование социально ориентированной
самооценки;
формирование развитого самосознания.

У детей дошкольного возраста формируется
новая личностная позиция. В области
морального и нравственного развития, в
дошкольном
возрасте
происходит
формирование
Супер-Эго
(Сверх-Я),
становящегося
внутренней
этической
инстанцией, включающей систему моральных
образцов поведения, развивающихся на базе
требований к ребенку со стороны взрослых.
Ребенок поступательно становится субъектом
моральной саморегуляции. Значимым условием
этого
является
усвоение
общественных
моральных образцов.

В сфере личностного развития важнейшими
новообразованиями являются:
- первичное
внутриличностное
психологическое
объединение и иерархизация мотивов;
- формирование новых мотивов, в том числе
мотивации социального признания значимыми
взрослыми и сверстниками.
Например,
известный
социальнопсихологический феномен «горькой конфеты»,
исследованный
Алексеем
Николаевичем
Леонтьевым, свидетельствует об имеющемся в
дошкольном возрасте социально-психологическом
начале общественно обусловленного соподчинения
мотивов человека, о социальном преобразовании
сознания
и о зарождении психосоциального
личностного смысла.

Развитие самооценки дошкольников связано с активным
становлением Образа Я, с выделением различных параметров
когнитивной оценки Я и началом дифференциации Я-реального
и Я-идеального. Возникает критическое отношение к оценке
взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает
ребенку оценивать самого себя. Самооценка психосоциально
интенсивно появляется и проявляется во второй половине
дошкольного возрастного периода на основе первоначальной
практически чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и
рациональной оценки ребенком поведения окружающих людей.
О моральных качествах людей ребенок судит главным образом
по своему поведению, которое или согласуется с нормами,
принятыми в семье и коллективе сверстников, или не
вписывается в систему этих отношений. Его самооценка,
поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой,
прежде всего – оценкой близких взрослых. К концу
дошкольного
возраста
складывается
правильная
дифференцированная
самооценка,
самокритичность.
Развивается способность мотивировать самооценку.

Познавательная сфера личности в дошкольном возрасте

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой
первоначально аффективный характер: перцептивные и
эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В
восприятии выделяются произвольные действия – наблюдение,
рассматривание, поиск.
В дошкольном возрасте, для восприятия как познавательного
процесса, в основном, характерно следующее:
– восприятие превращается в особую, целенаправленную
познавательную деятельность;
– зрительное восприятие становится одним из ведущих видов
восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребенок
более точно оценивает цвет, форму, величину, – происходит
активное освоение сенсорных эталонов;
– совершенствуется умение определять направление в пространстве,
взаимное
расположение
предметов,
временную
последовательность событий.

Внимание дошкольников.
В дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается
и используется универсальное средство осуществления внимания –
речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей
деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь
на то, что говорит в этих случаях взрослый.
В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно
следующее:
– значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость
внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;
– складываются элементы произвольности в управлении вниманием
на основе развития речи, формирования познавательных
интересов;
– внимание становится опосредованным;
– внимание связано с интересами ребенка к деятельности (интересами
ребенка в деятельности);
– появляются элементы послепроизвольного (постпроизвольного)
внимания, – когда ребенка очень увлекает сама деятельность,
которой он занимается в настоящий момент.

Память дошкольников.
У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная.
Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели
специально что-то запомнить или вспомнить и совсем не владеет
мнемическими способами запоминания. На этом этапе доминирует
эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего
дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки,
рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что
расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.
В среднем дошкольном возрасте (между четырьмя и пятью
годами) начинает формироваться произвольная память. При условии
организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится
повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях
запоминания,
использовать
информационные
связи
при
вспоминании.
В старшем дошкольном возрасте память, все больше
познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает
истинно интеллектуальный характер, формируются элементы
словесно-логической памяти, увеличивается степень произвольности
запоминания.

Воображение дошкольников.
Воображение детей младшего и среднего дошкольного
возраста формируется в игровой и конструктивной
деятельности, активно развивается в общении детей со
сверстниками и взрослыми.
Воображение,
будучи
особой
познавательной
деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово
переходит
в
фантазирование.
Ребенок
старшего
дошкольного возраста осваивает приемы и средства
создания образов, при этом отпадает необходимость в
наглядной опоре для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребенка
становится сознательно управляемым. Формируются
следующие познавательные действия воображения:
– замысел в форме наглядной модели;
– образ воображаемого объекта;
– образ действия с объектом.

Мышление дошкольников.
Развитие мышления в дошкольном возрасте
определяется поступательным переходом от нагляднодейственного мышления, характерного для младшего
дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению,
постепенно становящемуся ведущим в среднем
дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте доминирует
наглядно-образное мышление. В конце дошкольного
возрастного
периода
начинается
постепенный
познавательный
переход
(интеллектуальное
«перетекание») от наглядно-образного мышления к
вербально-логическому (т.н. словесно-планировочному)
мышлению. Основным видом мышления, в течение всего
дошкольного возрастного периода, тем не менее, является
наглядно-образное
мышление,
что
соответствует
репрезентативному
интеллекту
(мышлению
в
представлениях) – по терминологии Жана Пиаже.

Речь дошкольников.
Речь как познавательный процесс имеет существенное
развитие в дошкольном возрасте. Интенсивно развивается
звуковая сторона речи.
Младшие
дошкольники
начинают
осознавать
особенности своего произношения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно
растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном
возрасте в основном развивается грамматический строй речи.
Детьми среднего и старшего дошкольного возраста
продуктивно
усваиваются
тонкие
закономерности
морфологического
порядка
(строение
слова)
и
синтаксического строя (построение фразы). В среднем и
старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно
пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально
описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои
впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском
саду и т.д.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:







речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет
ситуативность, превращаясь в универсальное средство
общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее
выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой
деятельности;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично,
рассуждения
превращаются
в
способ
решения
интеллектуальных задач, а речь становится орудием
мышления и средством познания, интеллектуализации
познавательных процессов;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои
формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
речь становится особым видом произвольной деятельности,
формируется сознательное отношение к речи как выражению
мысли.

Развитие самосознания дошкольников.
Важным показателем познавательного и, конечно же, личностного
развития дошкольника является сформированность его самосознания.
Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу
дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию ребенка в дошкольном детстве. Самосознание
считается
архиважным
когнитивным
и
личностным
новообразованием дошкольного детства. Появляется осознание себя
во времени, личное сознание, рефлексия. Дошкольник осознает свои
физические возможности, свои умения, нравственные качества,
переживания и некоторые психические процессы. При этом
формирование самосознания ребенка-дошкольника зависит от
интериоризации («присвоения») им общественных норм.
Усвоение детьми социальных норм предполагает:
а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение
норм и правил поведения в обществе;
б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются
привычки поведения;
в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к
социальным нормам.

Эмоционально-волевая сфера в дошкольном возрасте

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными,
сравнительно с ранним возрастом. Для дошкольного детства
характерна
устойчивость
эмоционально-чувственной
сферы.
Дошкольному возрасту присуща, в общем и в целом, спокойная
эмоциональность, заметно почти полное отсутствие сильных
аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.
Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными,
произвольными, внеситуативными. Постепенно формируются
высшие чувства, – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.
Эмоциональное
развитие
дошкольников
характеризуется
формированием т.н. социальных эмоций и качественной
перестройкой эмоционально-чувственной сферы. Изменяется роль
эмоций в деятельности ребенка, эмоции постепенно приобретают
прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают
выполнять
регулятивную
функцию.
Развитие
эмпатии,
сопереживания и понимания дошкольником чувств и состояний
другого человека, – становится важным регулятором его поведения.

Развитие волевой сферы.
Общая тенденция в этом процессе сводится к психической
организации и содержательному структурированию базовой формы
волевой саморегуляции – волевому навыку самоограничения в
поведенческих действиях.
В младшем дошкольном возрасте, волевая саморегуляция
сформирована только на первичном уровне сдерживания ребенком
своего желания нарушить незначительное число бытовых запретовтабу (по типу: «не суй пальцы в розетку»).
В среднем дошкольном возрасте, волевая саморегуляция выходит
на более высокий уровень, превращаясь в умение ребенка
ограничивать себя в достаточно широком перечне запретов и
требований (как дома, в быту, так и в детском саду и в других
дошкольных учреждениях).
В старшем дошкольном возрасте, на основе возросшего
понимания детьми необходимости следования общепринятым нормам
поведения, развитие волевой саморегуляции переходит на более
осознанный уровень, у детей появляется сознательное желание
действовать по принятым в микросоциуме и мезосоциуме общим
правилам поведения.

Потребностно-мотивационная сфера в дошкольном возрасте

Очень важным личностным проявлением, формирующимся в
дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов.
Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем
последовательно развивается.
Именно с этими изменениями в потребностно-мотивационной
сфере личности ребенка ученые связывают начало «взрослого»
становления его личности (Лидия Ильинична Божович и др.).
Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение,
получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со
сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры).
Регулировать свое поведение дошкольнику помогает имеющийся
в его представлениях образ поведения другого человека (взрослого,
другого ребенка). Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом,
контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более
свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана
представлений, ребенок начинает руководствоваться осознанными
мотивами.

Формируются мотивы достижения успеха,
соревнования, соперничества. Развиваются мотивы,
связанные
с
усваивающимися
моральными
нормами, и некоторые другие. Особенно значимы, с
позиций развития личности дошкольника, мотивы
интереса к содержанию деятельности и мотивация
достижения.
В дошкольный возрастной период начинает
содержательно
складываться
индивидуальная
мотивационная
система
ребенка.
Мотивы
приобретают относительную устойчивость. Среди
них выделяются доминирующие мотивы –
преобладающие в формирующейся мотивационной
иерархии. В среднем и старшем дошкольном
возрасте, под влиянием социальной среды у детей в
достаточной степени осмысленно формируются т.н.
общественные мотивы.

1. Социально-психологические параметры кризиса
шести – семи лет.
2. Готовность детей к школьному обучению и ее
виды.
3. Психологическая готовность к школьному
обучению, ее составные компоненты.
4. Интеллектуальная готовность детей к школьному
обучению.
5. Потребностно-мотивационная готовность детей к
школьному обучению.
6. Эмоционально-волевая готовность детей к
школьному обучению.
7. Социально-психологическая готовность детей к
школьному обучению по Е.Е. Кравцовой и Г.Г.
Кравцову.


Сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.


  • Репка
  • Придумай предложение
  • Самый находчивый
  • Назови слово
  • Конкурс загадок
  • Счет с препятствиями
  • Кто кого переговорит
  • Опиши рисунок
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Да, нет, не знаю
  • Прогулка Кати и другие

Конструктор хорошо развивает логическое мышление.





ВНИМАНИЕ:

Выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

Находить 5-6 отличий между предметами;

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Находить 4-5 пар одинаковых предметов;



ПАМЯТЬ:

Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

Рассказывать наизусть несколько стихотворений;

Пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

Сравнивать два изображения по памяти;


МЫШЛЕНИЕ:

Определять последовательность событий;

Складывать разрезанную картинку из 9 частей;

Находить и объяснять несоответствия на рисунках;

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор



  • Счет в пределах 10.
  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
  • Уравнивать неравные группы предметов двумя способами.
  • Сравнивать предметы на глаз(по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
  • Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
  • Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.
  • Называть текущий день недели.

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
  • Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.
  • Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
  • Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
  • Бережно относится к природе.


  • Знать 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
  • Называть жанр произведения.
  • Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения.
  • Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.



ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Громко хвастается Тая:
- Я теперь совсем большая!.
И, обняв подружку Асю,
Посмотрела на ребят:
- Я заканчиваю ясли -
Поступаю в детский сад!
И. Демьянов

Структура занятия

СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
1. Теоретическая часть (раннее детство и
дошкольный возраст)
- Психическое развитие:
когнитивные процессы (память, внимание, мышление,
воображение, восприятие)
- Личностное развитие: самосознание и самооценка,
эмоционально-волевая сфера
- Игра как ведущий вид деятельности
- Компоненты психологической готовности ребенка к
школе
2. Практическая часть
- Анализ жизненных ситуаций

Психическое развитие дошкольника

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают
опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими
психическими функциями
Сенсорно - перцептивная сфера
совершенствуются ощущения, восприятия, наглядные представления
происходит овладение общественным сенсорным опытом при переходе от
раннего детства (система сенсорных эталонов)
на основании опыта детей складываются некоторые пространственные
представления
представления о предметах и явлениях окружающей действительности
становятся все более устойчивыми, осознанными
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов.
Дошкольник может различать основные цвета спектра и их оттенки как
по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому
тону (например, зеленый и бирюзовый); ребенок успешно различает как
основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так
и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от
шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.

Внимание
В старшем дошкольном возрасте проявляется
способность к произвольному сосредоточению
внимания (особенно при регулировании речью):
к 5 годам появляется действие по правилу,
к 6 годам внимание становится более устойчивым и
произвольным.
Дети могут заниматься не очень привлекательным, но
нужным делом в течение 20-25 минут вместе со
взрослым, к концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей.

Память
носит непроизвольный характер (в младшем
дошкольном возрасте дети сохраняют и воспроизводят
только ту информацию, которая остается в их памяти
без всяких внутренних усилий)
объем памяти к 6 годам изменяется не существенно,
улучшается ее устойчивость.
начинает складываться произвольное, преднамеренное
запоминание и припоминание (старший дошкольный
возраст: дети могут самостоятельно ставить перед
собой задачу что-либо запомнить, используя при этом
простейший механический способ запоминания –
повторение, они делают это либо шепотом, либо про
себя.)

Мышление
мышление 3-летнего ребенка является нагляднодейственным
мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных
образов
в 6-7 лет идет формирование наглядно-образного
мышления: решение ряда задач осуществляется посредством
оперирования образами, без выполнения практических действий.
дошкольники классифицируют изображения предметов
также по существенным, непосредственно не наблюдаемым
признакам.
первая исходная форма теоретического мышления, переход
от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам
словесно логического мышления
ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане
(эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей
позиции, со своей точки зрения)

Речь
расширение словаря и развитие грамматического строя
речи: словарь ребенка 3-4 лет состоит, в основном, из слов,
обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему
людей, у детей 4-5 лет появляются слова и выражения,
отражающие нравственные представления: слова
участия, сочувствия, сострадания. В 6-7 лет увеличивается
словарный запас: дети точно используют слова для
передачи своих мыслей, представлений, впечатлений,
эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.
дети правильно произносят и хорошо различают фонемы
(звуки) и слова.
убывание эгоцентризма детской речи (эгоцентрическая речь
– разговор вслух с самим собой без попытки передать
информацию кому-либо)
развитие функций речи, появление к 7 годам речирассуждения (монолога).

Воображение
происходит переход от репродуктивного к творческому
и преобразующему:
в возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное
воображение;
воображением детей 5-6 лет начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя её;
воображение детей 6-7 лет становится, с одной
стороны, богаче и оригинальнее, а с другой -
более логичным и последовательным.
остается в основном непроизвольным, действия
воображения - создание и воплощение замысла -
начинают складываться в игре.
аффективное воображение выполняет функцию защиты
Я

Моторика дошкольников
Более совершенной становится крупная моторика у
детей 5-6 лет.: ребенок способен к освоению сложных
движений
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в
более высокой степени самостоятельности ребенка при
самообслуживании: дети практически не нуждаются в
помощи взрослого, когда одеваются и обуваются
В силу накопленного двигательного опыта и достаточно
развитых физических качеств дошкольник часто
переоценивает свои возможности, совершает
необдуманные физические действия.

Личностное развитие

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Дошкольное детство - прежде всего период первоначального
фактического складывания личности, период развития
личностных механизмов поведения.
Мотивационно - потребностная сфера
мотивы имеют характер неосознанных, аффективно
окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией
(младший дошкольный возраст)
мотивы приобретают характер обобщенных намерений о
том, «как надо (не надо) себя вести», начинают
осознаваться (старший дошкольный возраст)
осуществляется система мотивов, выстраивается их
иерархия

2. Нравственная сфера
включает три взаимосвязанных сферы: становление нравственного
сознания, формирование нравственного поведения, нравственных
переживаний и чувств.
возникают первичные этические инстанции - происходит усвоение
этических норм.
складываются первоначальные моральные суждения и оценки,
следуют нормам морали. Дети хорошо выделяют несоответствие
нормам и правилам не только поведение другого, но и своего
собственного и эмоционально его переживают, что повышает их
возможности регулировать поведение.
в основе произвольной регуляции поведения детей 6-7 лет лежат
усвоенные (или заданные извне) правила и нормы
наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев): если
раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с
удовольствием выслушивал похвалу или получал угощение, то
теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает,
конфета становится «горькой».

3. Воля
становление этапов волевого действия,
включающего три взаимосвязанных направления:
развитие целенаправленности действия,
установление отношения цели действия к мотиву,
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий
поведение начинает подчиняться отдаленным
социальным мотивам и поступкам
ориентирующему образцу

4. Самосознание и самооценка (оценка собственных умений выполнять
практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в
подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной
группе)
к 4-5 годам у детей имеется дифференцированное представление о
собственной гендерной принадлежности, ее аргументация по ряду
признаков
появляется осознание себя во времени, личное сознание. Ребенок 6-7 лет
осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и
поведения: они могут совершать позитивный нравственный выбор не только
в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут
самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то
приятного в пользу близкого человека)
возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника
оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя: к концу
дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная
самооценка, самокритичность
дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые психические процессы
развивается способность мотивировать самооценку

5.Эмоциональное развитие дошкольника
(связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и
потребностей)
интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные
чувства
дети осваивают высшие формы экспрессии - выражение чувств с
помощью интонации, мимики, пантомимики. Если ребенок уверен в
своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то
испытывает зависть.
ребенок осваивает социальные формы выражения чувств (возникают
новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха,
сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего
выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой
работы)
изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется
эмоциональное предвосхищение
чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными,
произвольными, вне ситуативными
формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные,
эстетические (развитие интеллектуальных чувств в дошкольном
возрасте связано со становлением познавательной деятельности,
эстетических чувств - со становлением собственной художественнотворческой деятельности детей и художественного восприятия)

Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста
В игре формируются универсальные генетические
предпосылки учебной деятельности;
Игра способствует произвольному и волевому развитию
ребенка. Игра требует от ребенка самопринуждения. В игре
происходит развитие произвольных психических функций
дошкольника.
Игра способствует речевому развитию детей.
Игра помогает ребенку учиться сочувствию.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается
ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть).
Строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно
(создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли);
взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный
участник.
Только свободная игра, когда сюжет рождается в голове
ребенка, и он действует в игре исключительно по своей воле,
когда игра имеет смысл и, по сути дела, становится
самодеятельностью, только такая игра будет способствовать
психическому и личностному развитию ребенка.

Полноценная игровая деятельность в дошкольном
возрасте способствует преемственности
образования между дошкольным и младшим
школьным возрастом, если основная задача
преемственности понимается как обеспечение условий
для полноценного вхождения ребенка (будущего ученика)
в учебную деятельность.
Подготовка к школе в форме выработки простейших
школьных знаний, умений и навыков не имеет ничего
общего с психологической готовностью к школьному
обучению, которая не формируется на занятиях по
школьному типу.
Психологическая готовность к школе – это
психологические предпосылки овладения учебной
деятельностью, которые формируются
преимущественно внутри ведущей деятельности, то есть
в игре.

Предпосылки овладения учебной
деятельностью:
наличие познавательных и социальных мотивов учения;
умение ребенка фантазировать, воображать;
умение ребенка работать по образцу;
умение ребенка работать по правилу;
умение ребенка обобщать;
умение ребенка слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
владение ребенком языком, на котором ведется обучение
в школе;
умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.

Компоненты психологической готовности ребенка к
школе:
Под психологической готовностью к школе понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка
для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
группе сверстников.
Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер?
Положения, разработанные Л.С. Выготским, Л.И. Божович и
Д.Б. Элькониным:
1. Сформированность мотивационной сферы – Мотивационной
готовности
(широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с
потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и
одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе
доступных ему общественных отношений и мотивы, связанные
непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные
интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в
овладении новыми умениями, навыками и знаниями«.
2. Развитие произвольности, являющейся частью психологической
готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе -

2.Эмоционально-волевая готовность: связано со становлением
регулятивной функции психики, сознательно контролировать себя,
управлять своими внутренними и внешними действиями, своими
познавательными процессами и поведением в целом
3.Умственная готовность: достижение достаточно высокого уровня
развития
познавательных
процессов
(дифференцированное
восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание,
наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению
логическим мышлением)
4.Физическая
готовность:
общее
физическое
развитиенормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции
тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам
физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
Общее состояние здоровья: состояние зрения, слуха, моторики
(особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние
нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и
уравновешенности, силы и подвижности.
5. Готовность к общению -Коммуникативная готовность наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и
кооперативно-соревновательного со сверстниками

Закрепление знаний: -тестовое задание -Решение пед. ситуаций

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:
-ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
-РЕШЕНИЕ ПЕД. СИТУАЦИЙ

Cлайд 1

Cлайд 2

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; - Формируется готовность к обучению в школе.

Cлайд 3

Движущие силы развития психики дошкольника: - потребность в общении; - потребность во внешних впечатлениях; - потребность в движениях.

Cлайд 4

1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык.

Cлайд 5

Cлайд 6

Сюжетно-ролевая игра как основная деяльность дошкольника Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная сущность деятельности взрослого человека.

Cлайд 7

Сенсорное развитие - совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Память узнавания и воспроизведения. Растущая произвольность воображения.

Cлайд 8

Cлайд 9

Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Дошкольный возраст – этап психического развития с 3 до 7 лет В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7лет.

3 слайд

Описание слайда:

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; - Формируется готовность к обучению в школе.

4 слайд

Описание слайда:

Движущие силы развития психики дошкольника: - потребность в общении; - потребность во внешних впечатлениях; - потребность в движениях.

5 слайд

Описание слайда:

1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

8 слайд

Описание слайда:

Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно к среднему периоду дошкольного детства Игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

9 слайд

Описание слайда:

Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность дошкольника Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная сущность деятельности взрослого человека.

10 слайд

Описание слайда:

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию дидактических пособий и игрушек. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Формирование навыков бытового труда необходимо прежде всего для развития самостоятельности ребенка.

11 слайд

Описание слайда:

Сенсорное развитие - совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Память узнавания и воспроизведения. Растущая произвольность воображения.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше.

14 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Возрастные особенности психического и физического развития детей

15 слайд

Описание слайда:

Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем,что можно сделать для того,чтобы он вырос умным,честным и счастливым человеком. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Зачастую многие родители не видят изменений которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал что все взрослые знают что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

16 слайд

Описание слайда:

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

17 слайд

Описание слайда:

в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

18 слайд

Описание слайда:

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

19 слайд

Описание слайда:

Ребенок 3-4 лет не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

20 слайд

Описание слайда:

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

21 слайд

Описание слайда:

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Возрастные особенности психического и физического развития детей

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

Описание слайда:

РОСТ СТАЛ 102 СМ И БОЛЕЕ И УВЕЛИЧИЛСЯ НА 4-5 СМ ВЕС СТАЛ 16 КГ И БОЛЕЕ И УВЕЛИЧИЛСЯ НА 1-2 КГ

37 слайд

Описание слайда:

ТЕЛО РЕБЁНКА ИЗМЕНИЛО ПРОПОРЦИИ АКТИВНО ИДЁТ ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ, ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ПОХОДКА, ПРИВЫЧНЫЕ ПОЗЫ ПРИ СИДЕНИИ, СТОЯНИИ И Т. Д. Обязательно следите за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть) .

38 слайд

Описание слайда:

ОЧЕНЬ ХОРОШО РАЗВИТЫ ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ. ОДНАКО ЛЕГКО МОЖЕТ РАЗВИТЬСЯ БЛИЗОРУКОСТЬ. ПРИ РАССМАТРИВАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ЗА ПЛОХО ОСВЕЩЕННЫМ СТОЛОМ, ПРИ РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ РЕБЕНОК НАПРЯГАЕТ ЗРЕНИЕ. МЫШЦЫ ГЛАЗА ПРИ ЭТОМ МЕНЯЮТ ФОРМУ ХРУСТАЛИКА. ЗРЕНИЕ ПОРТИТЬСЯ. Следите за тем чтоб ребенок читал и рисовал при хорошем освещении

39 слайд

Описание слайда:

У РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОРГАНА СЛУХА. БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА НЕЖНА И ЛЕГКОРАНИМА, ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНА К ШУМУ. ЕСЛИ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ПОСТОЯННО ПРОТЕКАЕТ НА ФОНЕ ШУМА, НАСТУПАЕТ СТОЙКОЕ СНИЖЕНИЕ СЛУХА И УТОМЛЕНИЕ. необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

40 слайд

Описание слайда:

41 слайд

Описание слайда:

К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЁНОК МОЖЕТ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО УХАЖИВАТЬ ЗА ВСЕМИ ОТКРЫТЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА. ОН УЖЕ УМЕЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫТЬ РУКИ, ПОЛОСКАТЬ ПОЛОСТЬ РТА, УМЫВАТЬСЯ, ПЕРЕОДЕВАТЬСЯ. НО ЕМУ ЕЩЁ ТРУДНО, И ОН ЕЩЁ УЧИТСЯ: - ЧИСТИТЬ ЗУБЫ - РАСЧЁСЫВАТЬ ВОЛОСЫ - ПОЛОСКАТЬ ГОРЛО И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

42 слайд

Описание слайда:

43 слайд

Описание слайда:

ИДЁТ БУРНЫЙ РАСЦВЕТ ФАНТАЗИИ, ВООБРАЖЕНИЯ. ИМЕННО НА ПЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ ДЕТИ НАЧИНАЮТ РАССКАЗЫВАТЬ НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ О ТОМ, ЧТО САМИ ОНИ УЧАСТВОВАЛИ В КАКИХ-ТО НЕВЕРОЯТНЫХ СОБЫТИЯХ, ХОТЯ НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ БЫЛО. НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ УЛИЧАТЬ РЕБЁНКА ВО ЛЖИ. Подобные фантазии не являются, правильнее называть их выдумками. Источником таких фантазий могут быть яркие сны, стремление поднять свой авторитет среди сверстников или стремление справиться с какими-то страхами.

44 слайд

Описание слайда:

НАБЛЮДАЕТСЯ ВЫСОКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. ДЕТИ ПЯТИ ЛЕТ ОЧЕНЬ АКТИВНО ВОСПРИНИМАЮТ ВСЁ, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ, ОЧЕНЬ ЧУТКИ К ИСКРЕННОСТИ ВАШЕГО ОТНОШЕНИЯ К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПРЕДМЕТУ ИЛИ ЯВЛЕНИЮ. ЕСЛИ В ГЛУБИНЕ ДУШИ ВЫ НЕ ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ, ВАМ НИКОГДА СЛОВАМИ НЕ УДАСТСЯ УБЕДИТЬ ДЕТЕЙ В ОБРАТНОМ. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически.

45 слайд

Описание слайда:

ДЕТИ ПРОБУЮТ СТРОИТЬ И ПЕРВЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

46 слайд

Описание слайда:

РЕБЁНОК АКТИВНО ОСВАИВАЕТ ОПЕРАЦИИ СЧЁТА В ПРЕДЕЛАХ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА. БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ НАЧИНАЮТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС К АБСТРАКТНЫМ СИМВОЛАМ – БУКВАМ И ЦИФРАМ.

47 слайд

Описание слайда:

СВЕРСТНИК СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСЕН КАК ПАРТНЁР ПО ИГРАМ. РЕБЁНОК СТРАДАЕТ, ЕСЛИ НИКТО НЕ ХОЧЕТ С НИМ ИГРАТЬ. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

48 слайд

Описание слайда:

49 слайд

Описание слайда:

РЕБЁНОК УСВАИВАЕТ РОДНУЮ РЕЧЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫМ «МАТЕРИНСКИМ СПОСОБОМ», ПОДРАЖАЯ БЛИЗКИМ, ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО, ЧТОБЫ ОН СЛЫШАЛ НЕ ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНУЮ, НО И ВЕЖЛИВУЮ РЕЧЬ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ПРАВИЛАМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его.

50 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У ДОШКОЛЬНИКА 4-5 ЛЕТ

51 слайд

Описание слайда:

УМЕНИЕ СЧИТАТЬСЯ В ИГРЕ С ЖЕЛАНИЯМИ И НАМЕРЕНИЯМИ ДРУГИХ ДЕТЕЙ, ИГРАТЬ ВМЕСТЕ ОБЩИМИ ИГРУШКАМИ, УСТУПАТЬ. - РЕГУЛЯРНО УЧАСТВОВАТЬ В ТРУДЕ, В УМЕНИИ ПРИГОТОВИТЬ СТОЛЫ К ЗАВТРАКУ, ОБЕДУ. - СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. - У ДЕТЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ВОСПИТАНА ПРИВЫЧКА ВСЕГДА ГОВОРИТЬ ПРАВДУ. - ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ, ПРИОБРЕТАЮЩЕЙ НА ЭТОЙ ВОЗРАСТНОЙ СТУПЕНИ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ: ВЕЖЛИВОЕ ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЗРОСЛЫМ, УМЕНИЕ ДРУЖНО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ЗАЩИЩАТЬ СЛАБОГО, ОБИЖЕННОГО. - НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОРЯДОК В КОМНАТЕ. В ИГРОВОМ УГОЛКЕ. ПРАВИЛО: «КАЖДОЙ ВЕЩИ – СВОЁ МЕСТО».

52 слайд

Описание слайда:

53 слайд

Описание слайда:

54 слайд

Описание слайда:

55 слайд

Описание слайда:

56 слайд

Описание слайда:

57 слайд

Описание слайда:

58 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Возрастные особенности психического и физического развития детей

59 слайд

Описание слайда:

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

60 слайд

Описание слайда:

61 слайд

Описание слайда:

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

64 слайд

Описание слайда:

65 слайд

Описание слайда:

66 слайд

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ: - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут; - удерживать в поле зрения 6-7 предметов; - находить 5-6 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - находить 4-5 пар одинаковых предметов;

67 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ: - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; - сравнивать два изображения по памяти;

68 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ: - определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор

69 слайд

Описание слайда:

МАТЕМАТИКА Счет в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Уравнивать неравные группы предметов двумя способами. Сравнивать предметы на глаз(по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Знаеть некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. Называть текущий день недели.

70 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Иметь достаточно богатый словарный запас. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

71 слайд

Описание слайда:

ПОЗНАНИЕ Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии. Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе.

72 слайд

Описание слайда:

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Знать 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называть жанр произведения. Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения. Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

73 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Возрастные особенности психического и физического развития детей

74 слайд

Описание слайда:

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

75 слайд

Описание слайда:

Социальное развитие: дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче: тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

76 слайд

Описание слайда:

Организация деятельности дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи, они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут, ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности, они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней, способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

77 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов, обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов). грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать, свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль, способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

78 слайд

Описание слайда:

Интеллектуальное развитие дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей, они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. Развитие внимания: шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

79 слайд

Описание слайда:

Развитие внимания: шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

80 слайд

Описание слайда:

Развитие памяти и объема внимания количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2), преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии, дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения), способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
.

Описание слайда:

Развитие движений дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей; способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.; способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п., способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.); способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

85 слайд

Описание слайда:

90 слайд

Описание слайда:

Внимание дошкольников Внимание ребенка раннего дошкольного возраста вызывается внешне привлекательными предметами и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. В этом возрасте внимание редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи, т. е. оно не является произвольным. От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание прогрессирует по многим характеристикам: -Если младший дошкольник рассматривает картинки не более 6-8с., то старший дошкольник способен сосредоточить свое внимание на одном и том же предмете 12-20 с. -Время занятий одной и той же деятельности у старших дошкольников в два раза больше чем у младших.

91 слайд

Описание слайда:

Память дошкольников Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

92 слайд

Описание слайда:

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преображающее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный,целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

93 слайд

Описание слайда:

Мышление дошкольников Мышление в первой половине дошкольного возраста включено в достижение практических целей. Оно может быть наглядно-действенным или наглядно-образным. Становление мышления зависит от развитости у ребенка воображения. Развитие мышления идет следующим образом: -дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения -улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и непроизвольной памяти -начало активности, формирование словесно-логического мышления путем использования речи как средства решения интеллектуальных задач.

94 слайд

Описание слайда:

В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи, который зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. В 3 года ребенок активно использует примерно 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны.

95 слайд

Описание слайда:


Самое обсуждаемое
Как заправить перьевую ручку Parker Как заправить перьевую ручку Parker
Интересные подарки своими руками Интересные подарки своими руками
Как сшить платья в стиле стиляг Линии швов и разметка Как сшить платья в стиле стиляг Линии швов и разметка


top