Что делать, если над ребенком издеваются в школе. Что делать, если над ребёнком издеваются в школе Надо мной издеваются в школе

Что делать, если над ребенком издеваются в школе. Что делать, если над ребёнком издеваются в школе Надо мной издеваются в школе

Что делать, если в школе или во дворе, а может быть и на работе, над тобой издеваются и смеются? В интернете есть множество материалов, посвящённых тому, как реагировать на травлю, и мнения расходятся. Кто-то говорит: «не обращай внимания», а кто-то: «защищайся» или даже: «нападай первым». Но это лишь внешняя защита, а гораздо важнее то, что у тебя внутри.

Если над тобой издеваются, это всегда больно. Если это продолжается долго и у тебя нет поддержки, это может лишить тебя радости жизни. Некоторых это доводило до самоубийства. В таких ситуациях главное - то, что происходит у тебя в душе. А тебе, конечно, больно, обидно, и ты даже начинаешь верить, что твои преследователи правы.

«Я чуть было не расстался с жизнью, поверив ложному утверждению о том, что я - бессмысленный урод, у которого нет будущего. Ложь может убить вас - но только если вы впустите её в своё сердце. Не допускайте этого. Принимайте правду - она заключается в том, что вы идеально созданы Богом и посланы на землю, чтобы служить Ему и Его целям. Вас любят, и вы даже не представляете, что Он вам готовит», - пишет Ник Вуйчич, известный во всем мире мотивационный спикер, который родился без рук и ног. В детстве он часто становился жертвой насмешек, а повзрослев, написал книгу, посвящённую тому, как защититься от травли. Вот некоторые его советы.

  • Запомни: нападки, издёвки и жестокость связаны не с тобой, твоей внешностью или поступками. Просто тем людям необходимо так себя вести. Они травят тебя, чтобы почувствовать себя лучше и сильнее, чтобы выплеснуть свою злость или просто потому, что не могут придумать себе иного занятия. Другие люди смогут полюбить тебя.
  • У всех нас есть сильные и слабые стороны, всем чего-то недостаёт. Всегда помни то хорошее, что говорили о тебе люди, и забывай плохое (почему-то обычно мы делаем наоборот). Тебе нужно решить, что никто не заставит тебя плохо относиться к самому себе. Когда столкнёшься с жестокостью, думай: «Ты можешь говорить мне ужасные вещи, но ты не в силах поколебать мой дух. Ты не заставишь меня разлюбить себя. Я знаю, кто я».
  • Узнай и развивай свои сильные стороны. Старайся стать действительно достойным человеком, добрым, сострадательным, выполняющим свои обещания. Развивай свои таланты. И тогда все нападки мучителей на твои слабости не будут иметь смысла. Если ты поймёшь собственную ценность, никто не сможет лишить тебя уверенности в себе.
  • Не старайся казаться тем, кем ты не являешься. Тебе нужно показать миру своё собственное лицо, чтобы тебя полюбили. Не притворяйся никем другим, чтобы быть принятым в какую-то компанию. Будь в ладу с самим собой. Только так ты сможешь найти настоящих друзей.
  • Не уподобляйся своим мучителям. Будь добрым и сострадательным, помогай другим людям и заступайся за более слабых.
  • Ставь перед собой цели и достигай их. Как это поможет тебе справиться с травлей? Подумай, что проще - подстрелить сидящую на воде утку или петляющего по полю зайца? Человек, у которого есть мечты и который стремится к их достижению, - неудобная мишень для охотников поиздеваться. Если твои мысли устремлены в светлое будущее, мрачное настоящее будет меньше на тебя влиять.

«Если бы я позволил довести себя до самоубийства, то упустил бы возможность жизни, полной радости и любви - такой радости и любви, о какой я и не мечтал. Я не смог бы жениться на лучшей женщине в мире, и у меня никогда не было бы сына. Я никогда не смог бы встретиться с разными людьми во всех уголках мира и поддержать их в меру своих сил. Мы с вами просто не знаем, что ждёт нас впереди. Не давайте никаким людям лишить вас той прекрасной жизни, какую уготовил вам Бог».

По книге Ника Вуйчича «Будь сильным»

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить. Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина ).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария )

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато » (Максим )

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег )

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать


Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской . Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света )

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

О том, что делать, если над ребенком издеваются в школе расскажет психолог Елена Смирнова. Как правильно вести себя родителям, чтобы издевательства прекратились.


Она бывает нескольких видов:

  • Вербальная . Жертве придумывают оскорбительные прозвища, унижая ее и оскорбляя этим. Обидные слова тут – главное оружие. При
  • вербальной травле возможно параллельный кратковременный бойкот врагами или же полный отказ от общения с изгоем.
  • Физическое насилие . Избиение жертвы, ежедневные удары как бы «невзначай», порча или отнятие у изгоя личных вещей.
  • Киберзапугивание . Этот метод достаточно распространен в последнее время. Травля в интернете проявляется через анонимные угрозы,
    с помощью взлома страниц и через публикацию скриншотов и видео с жертвой запугивания.

Но чаще всего эти виды насилия идут в совокупности.

Как распознать потенциального агрессора?

Если внимательно проследить за компанией или классом, то агрессора легко вычислить невооруженным глазом. Он чаще смеется над коллективом или отдельными людьми. Возможно, просто подхватывает смех одним из первых, если зачинщиками травли являются разные люди. Именно такие активные дети склонны к насилию.

На желание поиздеваться влияют социальные, экономические и даже климатические обстоятельства. Но чаще всего ребенок способен вымещать свои проблемы на других, если к нему так же относятся дома, он имеет сложности в семье или живет в неблагоприятных условиях. Отсюда выливается и еще одна причина – недостаток внимания в семье. Ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание, и травит своей агрессией других.

Часто в роли агрессоров выступают лидеры, которые реализовывают себя не за счет действительно положительных качеств, а за счет издевательств над сверстниками. И очень печально, что другие дети подхватывают его действия. Такие лидеры не в состоянии реализоваться в учебе или спорте, они способны лишь травить более слабых детей. Никогда они не будут приставать к сильным или старшим, потому что быстро лишатся лидерского качества, пусть и такого сомнительного.

Агрессорами могут быть не только парни, но и девочки. Мужская агрессия проявляется чаще всего драками, а женская – сплетнями и издевательствами.

Как бороться с агрессией?

Пресекать такое поведение нужно при первых же проявлениях. Если травля происходит в школьных стенах, учительница должна встать , над которым издеваются сверстники. С агрессором и заводилой необходимо поработать отдельно.

Родители обеих сторон должны быть введены в курс проблемы сразу же, потому как они чаще всего узнают о травле своего ребенка или своим ребенком последними. И уже тогда, когда ситуация слишком запущена.

Почему родители узнают об этом последними? Тут все просто. Агрессоры дома ведут себя иначе, а пострадавшие могут просто промолчать о таких ситуациях перед родными.

Как понять, что ваш ребенок стал объектом издевательств?

Если у вас появились подозрения, что ребенка травят в школе, поговорите с ним об этом, но осторожно. Разговор ведите в спокойном тоне, видел в вас защитника. Расспросите его об отношениях с одноклассниками, учителями и другими детьми. Если в семье царит доверие, то ребенок не будет скрывать информации об издевательствах, ведь увидит в лице родителей поддержку.

Жертвы агрессии жалуются на плохой сон и аппетит, могут развиться проблемы, которые касаются не только психики. У ребенка может резко меняться настроение, появляется тревожность, заикание и нервный тик.

Если каждое утро ребенок отказывается идти в школу и плачет при расспросах – это прямой признак травли. Обратите внимание на шарканье ногами. Оно указывает на то, что ребенок испытывает стресс. При физическом насилии на теле можно обнаружить синяки, ссадины, порезы.

Действия ребенка, если его или его друзей травят в школе

В первую очередь – рассказать родителям, не обращая внимания на то, что сверстники припугнули о том, что если он расскажет – будет хуже. При активном и адекватном подключении родителей обеих сторон будет наказан виновный, а травля закончится, практически и не начавшись. В ином случае родители помогут с переходом в другое учебное заведение, что поможет решить проблему.

Если травля вербальная , главное – не поддаваться на провокации. Не отвечайте грубостью на грубость. Игнорирование поможет вам оставить ни с чем обидчиков.

Если травят друга – не бросайте его. Переметнуться на вражескую сторону проще простого, но ничего героического в этом нет. Когда жертва чувствует поддержку, ей пережить издевательства намного легче, чем когда она одна. Всегда защищайте друг друга.

Не нужно терпеть травлю. Если у вашего ребенка обнаружились такие проблемы в школе, а учителя не реагируют, единственный выход — перевод ребенка в другую школу. Повышайте самооценку ученика, не критикуйте. В запущенном случае будет верным показать психологу.

К сожалению, в современном мире проблема «травли» детей, хоть как-то отличающихся от остальных, стала ещё более острой. Жизнь ускоряет свой ритм, родители не успевают объяснять детям, что делать можно, а что нельзя, от этого увеличивается процент проблем в школах. Но что же делать, если именно ваш малыш оказался жертвой булинга? Не стоит опускать руки, наши простые советы помогут вам!

1. Не отмахивайтесь от проблемы

Принцип «Если я не буду обращать внимания на проблему, то она исчезнет» никогда не работал, и этот случай не исключение. Ещё глупее, если вы считаете, что у ребёнка не может быть проблем. Не отмахивайтесь от тревожных сигналов! Если в школе малыша «травят», то всё может кончиться очень плачевно. В лучшем случае ребёнок замкнётся, в худшем всё закончится серьёзными психологическими и физическими травмами

2. Не ругайте ребёнка

Да, это может показаться странным, но некоторые родители начинают отчитывать своё чадо ещё до того, как узнают о проблеме. Прежде чем устроить нагоняй за грязную одежду, синяк или плохую оценку, попытайтесь узнать, в чём была причина. И помните: криками вы можете начисто отбить у вашего сына или дочери любой намёк на доверие к вам, ситуацию в школе это точно не улучшит, а вы ещё и ребёнка потеряете.

3. Не действуйте за его спиной

Правило «А я знаю как лучше!» здесь не работает так же. Вы можете знать, что малышу лучше надеть зимой или что поесть, но никак не то, как стоит поступить с подобной проблемой. Посоветуйтесь, обсудите дальнейшие ходы. Иногда поспешные действия или ваше ярое вмешательство не только не улучшит ситуацию, а сделает её куда хуже. Если раньше ребёнка травили открыто, то после ваших действий всё может уйти в тихушечную стадию. А она куда страшнее.

4. Решайте проблему, а не маскируйте

Да, вы правильно посоветуете давать сдачи обидчикам, но проблемы это не решит. Нужно обсуждать подобные случаи с родителями, учителями, пед.советом, а иногда даже с директором. Если всё это не работает, подумайте над вариантом смены школы. Здоровье ребёнка, в том числе и моральное, гораздо важнее престижа школы и прочих факторов.

5. Помогите ребёнку поверить в себя

По статистике буллингу подвергаются неуверенные в себе дети. Если ваш ребёнок будет точно знать, что в чём-то ему нет равных, то ему будет легче справиться с подобным. Уверенность отпугивает подобных задир, ведь они всегда выискивают самых слабых и тихих для своих издёвок.

6. Научи правильно реакции

Может это не поможет в конкретной ситуации, но точно облегчит ему дальнейшую жизнь. Если ваш сын или дочь смогут правильно реагировать на критику, не позволяя ей растаптывать их мнение о себе или ввергать в пучины гнева, то в будущем ему будет гораздо проще. Объясните, что критика бывает разная, и на некоторую стоит вообще не обращать внимания. Если мнение того или иного человека не является важным и авторитетным, не стоит расстраиваться из-за его или её слов.

7. Научите правильно вести в Сети

С буллингом можно столкнуться не только в школе, но и при виртуальном общении. Травля одноклассников может продлиться на страничке Вконтакте, а порой ребёнок и вовсе может наткнуться на какого-то сетевого «тролля». Малышу стоит объяснить, как необходимо вести в сети, на что стоит реагировать, а что пропускать. Поверьте, это очень важно!

8. Научите общаться

Да-да, именно так. Ребёнка нужно учить правильно общаться, находить общий язык. Не все в классе плохие, наверняка найдётся хотя бы треть, кто с удовольствием подружиться с вашим ребёнком. Если малыша научить не стесняться себя, своих слов, объяснить, что его интересы – это круто и ими стоит делиться, буллинга и вовсе получится избежать. Запомните, детей, у которых есть друзья, обычно не трогают задиры.

Какие формы могут принимать издевательства?

Издевательства - это больше чем физические нападки. Они могут включать в себя:

  • Словесные нападки. "Девочки могут очень больно ранить словами, - делится 20-летняя Селин.- Никогда не забуду, какие прозвища они мне придумывали и что про меня говорили. Из-за них я чувствовала себя полным ничтожеством, никому не нужной и ни на что не годной. Лучше бы они меня били".
  • Бойкот. "Одноклассники стали игнорировать меня, - говорит 18-летняя Хейли. - Они делали вид, что за столиком, где они сидели в обед, больше нет места. Целый год я плакала и ела в одиночестве".
  • Киберхулиганство. "С помощью нескольких ударов по клавишам можно разрушить чью-то репутацию, а иногда и жизнь. Звучит, как преувеличение, но это факт", - говорит 14-летний Даниэль. К киберхулигаеству относится также отправка неприличных фотографий и сообщений по сотовому телефону.

Почему люди прибегают к издевательствам?

Вот несколько распространенных причин:

  • Человек сам когда-то подвергался издевательствам. "Я так устал от постоянных издевательств сверстников со стороны сверстников, что сам стал издеваться над другими, чтобы как-то самоутвердиться, - признается Антонио. - Потом я вдруг задумался над тем, что творю и ужаснулся!".
  • Плохое влияние. "Нередко юные хулиганы просто копируют поведение своих родителей, старших братьев и сестер и других членов семьи, - пишет Джей Макгроу в своей книге "Как вести себя с хулиганами".
  • Они думают, что они самые крутые, а на самом деле не уверены в себе. "Издеваясь над другими некоторые дети пытаются доказать свое превосходство, тогда как в реальности - это маска, скрывающая глубокие раны и чувство неполноценности", - говорится в книге Барбары Колоросо "Хулиган, жертва и наблюдатель".

Кто чаще всего становится жертвой издевательств?

  • Одиночки. Подростки, у которых есть трудности в общении. часто обособляются и становятся легкой мишенью для издевательств.
  • Те, кто не похож на других. Причиной может быть внешность, национальность, религиозные убеждения и даже физическое увечье - хулигану дай только повод.
  • Неуверенные в себе. Обидчики сразу чувствуют тех, кто невысокого мнения о себе. Часто люди с низкой самооценкой - легкая мишень, поскольку они не станут давать отпор.

Что делать, если над тобой издеваются?

  • Не реагируй. "Обидчики хотят знать, что добились своего, говорит Кайли. - Если ты никак не реагируешь, они теряют интерес". В Библии сказано: "Мудрый терпелив и держит себя в руках" (Притчи 29:11, Современный перевод).
  • Не мсти. Месть не решит проблему, а лишь усугубит ее. В Библии дается совет:"Никому не воздавай злом за зло" (Римлянам 12:17; Притчи 24:19).
  • Будь проницательным. Насколько это возможно держисьподальше от опасных людей и ситуаций (Притчи 22:3).
  • Попробуй дать неожиданный ответ. В Библии сказано: "Кроткий ответ отвращает ярость (Притчи 15:1).
  • Ответь с юмором. Если тебя обзывают толстым, ты можешь просто улыбнуться с сказать что-то вроде "Хорошего человека должно быть много!".
  • Просто уйди. "Умение сдерживать показывает, что ты зрелый человек и намного сильнее того, кто над тобой издевается", - говорит 19-летняя Нора. - Сразу видно, что у тебя есть самообладание - то, чего недостает твоему обидчику".
  • Развивай уверенность в себе. "Эти люди чувствуют, когда ты на взводе, - говорит Рита - и они не упустят возможности добить тебя.
  • Расскажи об этом другим. Согласно одному исследованию, больше половины жертв киберхулиганства никому не рассказывали об этом, возможно из-за чувства стыда (особенно мальчики) или боязни мести. Но помни: твое молчание только на руку хулиганам. Рассказав о проблеме другим, ты можешь сделать первый шаг к тому, чтобы положить конец этим кошмарам.


top