Что такое ддтт в доу. Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ методическая разработка (группа) на тему

Что такое ддтт в доу. Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ методическая разработка (группа) на тему

Организация работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма

ПАСПОРТ

дорожной безопасности образовательного учреждения

МКДОУ д/с № 442 г. Новосибирск

Общие сведения:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 442 комбинированного вида «Кораблик»

Тип ОУ:детский сад комбинированного вида

Юридический адрес: 630058, Россия, г. Новосибирск, ул. Тружеников, 8

Фактический адрес: 630058, Россия, г.Новосибирск, ул. Тружеников, 8

Ответственные работники муниципального органа образования: главный специалист РОО Красильникова Т.А.

Инспектор пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России

по городу Новосибирску ст. лейтенант полицииЮ.В. Ракунова

Ответственные работники за мероприятия по профилактике детского травматизма:.

Количество воспитанников: ___ чел.

Наличие уголка БДД:в 14 группах.

Наличие класса по БДД:нет.

Наличие автогородка (площадки) по БДД:площадка

Наличие автобуса в ДОУ: нет

Владелец автобуса:нет

Режим работы в ДОУ: все группы работают с 7.00 до 19.00при 12-часовом пребывании ребенка в МКДОУ.

Службы городской экстренной помощи:

01 - Пожарная охрана и спасатели

02 - Полиция

03 - Скорая помощь

04 - Газовая аварийная служба

Новосибирская служба спасения СПАС-001, телефон 001.

Также для экстренного вызова специальных служб работает номер 112

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МКДОУ д/с№ 442 на 2017-2018 учебный год.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Государство берёт на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность.

В воспитательном процессе ДОУ выделена образовательная область "Безопасность", которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Для достижения поставленной задачи главная роль отводится педагогам и родителям. От того, насколько сами они будут подготовленными, очень многое зависит

Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей.

В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона.

Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).

Педагогические наблюдения показывают, что на первое место воспитатели, как правило, ставят чтение детям художественной литературы.

Кроме этого, широко используется:

-рассматривание иллюстраций,картин;

-моделирование дорожных ситуаций;

-изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности;

-художественно-творческая деятельность детей и др.

Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда. Кроме этого, в развивающей среде используются:

-комплекты дорожных знаков;

-макет улицы с транспортными средствами;

-схема маршрута безопасного движения в детский сад;

-наглядно-иллюстративный материал;

-обучающие и развивающие игры;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;

-детская художественная литература;

-картотека стихов, загадок, считалок, поговорок,пословиц;

-альбомы с фотографиями "Моя улица", "Мой микрорайон";

-мультфильмы.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности". Материалы, представленные на стендах, включают в себя следующее содержание:

1.Выписка из приказа заведующего ДОУ о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

2.План работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

3.Информация для детей и родителей обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической направленностью.

4.Информация для родителей методического характера.

Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью используются:

-наглядная информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;

-родительские собрания, беседы с участием педагогов;

-семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объёмом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);

-открытые дни для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

-совместные праздники и развлечения.

Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.

Основные направлениядошкольной программы

по безопасности детского дорожно- транспортного травматизма

БДДТТ

на 2017-2018г.

Цели и задачи программы

1.Сохранение жизни и здоровья детей.

2. Создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасности дорожного движения.

3. Создание у детей стереотипов безопасного поведения на улице.

4. Обучение основам транспортной культуры.

5. Привлечение внимания общественности к проблеме безопасности надороге.

Ожидаемый результат

Совершенствование профилактической работы по ПДД в детском саду;

формирование навыков правильного поведения детей;

предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Направление деятельности

познавательные игры;

конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;

создание развивающей среды в группах по ПДД;

Организационная работа

обновление уголковбезопасности;

организация проведения открытых занятийи мероприятий по ПДД;

организация проведения игровых и обучающих программ по ПДД.

Инструктивно- методическая работа

Проведение совещаний для педагогов, родителей по ПДД;

разработка методических рекомендаций;

распространение информационных листков, бюллетеней;

обновление инструкций по проведению инструктажа с детьми о безопасности дорожного движения;

Массовая работа

Проведение конкурсов, праздников, соревнованийпо ПДД;

конкурсы частушек, рисунков, аппликаций.

Памятка для родителей

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

кто является участником дорожного движения, и его обязанности;

Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);

Обязанности пешеходов;

Обязанности пассажиров;

Регулирование дорожного движения;

Сигналы светофора и регулировщика;

Предупредительные сигналы;

Движение через железнодорожные пути;

Движение в жилых зонах;

Перевозка людей;

Особенности движения на велосипеде.

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;

Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;

Воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;

Разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;

Указывайте на ошибки пешеходов и водителей;

Разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;

Закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;

Используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке. Памятка для родителей ПДД

Педагогический коллектив МДОУ №27 д/с “Колосок ” целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду сформирован пакет “Нормативно-правовых документов по ПДДТТ”. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ДДТТ. Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. Коллективом ДОУ созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа ДОУ по профилактике ДДТТ.

С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Педагогический коллектив МДОУ №27 д/с “Колосок ” целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду сформирован пакет “Нормативно-правовых документов по ПДДТТ”. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ДДТТ. Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. Коллективом ДОУ созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:

Методический кабинет, где сконцентрирован методический и дидактический материал; игрушечный транспорт различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки); наборы дорожных знаков; созданы картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

Комната «Азбука безопасности» представлена макетом городской улицы, наглядным и демонстрационным материал, атрибутами и пособиями для занятий и игр, оформлены информационные стенды;

Уголки безопасности дорожного движения в группах, которые представлены макетом городской улицы, плакатами по ПДД, настольными играми, сюжетными картинками, произведениями художественной литературы; дорожными знаками, игрушечным транспортом различного функционального назначения, строительным материалом и атрибутами для сюжетно-ролевых игр по ПДД;

Постоянно действующий Уголок Безопасности, где размещается материал по ОБЖ,

В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

В ДОУ ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа ведется в четырех направлениях:

Работа с педагогами;

Работа с родителями;

Работа с детьми;

Работа с общественными организациями.

План мероприятий по предупреждению дорожно – транспортного травматизма представлен в приложении №1

Для реализации поставленной цели большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары-практикумы, педагогические советы и многое другое.

Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры – конкурсы, КВНы. Итоги работы по профилактике ДДТТ подводятся на педсоветах. Очень интересно и оживленно прошел педагогический совет на тему «Внимание: ребенок и улица». (см Приложение №2)

Работа по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. В своей работе педагоги руководствуются Программой «Светофор» Т.И.Данилова (Обучение детей дошкольного возраста ПДД), п ри обучении придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, разработаны перспективные планы работы с детьми. (См Приложение№3).

В работе с детьми коллектив ДОУ решает следующие задачи:

Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.

Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения педагоги учитывают три аспекта взаимодействия с транспортной системой поселка:

Ребенок – пешеход;

Ребенок – пассажир городского транспорта;

Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работа по предупреждению ДДТТ охватывает все виды детской деятельности, полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность и затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

В связи с тем, что наш детский сад находится в сельской местности, где отсутствуют разметки на дорогах, нет пешеходных переходов и светофоров, основную часть работы по предупреждению ДДТТ мы проводим в комнате «Азбука безопасности», в групповых помещениях с использованием дорожных символов и атрибутов и на территории ДОУ.

Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

В младших группах воспитатели учат детей различать красный и зелёный цвета. Детям при этом поясняют, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает, показывают им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками. При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Также знакомим детей с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями ). Используя метод наглядного моделирования дорожных ситуаций, подталкиваем дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они вслух проговаривают каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатели знакомят детей с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляя их в играх. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», знакомим детей с местами движения машин и людей, отрабатываем навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Знакомим детей с понятием пешеходный переход и его назначением. Воспитатели учат детей находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах, после чего объясняют детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему.

Затем во время практических занятий регулярно отрабатываем навыки перехода «проезжей части». Легче всего это сделать в игре. В комнате «Азбука безопасности», где обозначены проезжая часть, тротуары и пешеходный переход, мы учим каждого ребёнка переходить «улицу» по «пешеходному переходу».

Во время бесед и специально организованных занятий рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением машин, наблюдаем за транспортом во время прогулок, даем понятие, что транспортные средства имеют разные «габариты». Начинаем отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия мы учим детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

В старшем дошкольном возрасте, отдельные сведения о правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений, расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

Особое внимание мы уделяем детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Воспитатели проводят с ними занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.

У дошкольников этой возрастной группы педагоги развивают способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Учат детей самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

Целевые прогулки являются обязательно частью работы по предупреждению ДДТТ. Они направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах.

Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения. Дети отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды.

Неделя безопасности дорожного движения…. началась кукольной постановкой «Незнайка учится быть пешеходом» с участием инспектора ГИБДД, которому дети и Незнайка дали торжественную клятву «Юных знатоков дорожного движения»

Для детей и с их участием в течение всей недели проходили увлекательные представления:

Кукольный спектакль для малышей «Происшествие в лесу» подготовила воспитатель гр. №7 Климова Н.Н.;

Участниками сказки – игры «Азбука пешехода» стали дети средних групп, которые помогли Бабе Яге и Лешему запомнить правила дорожного движения, в роли обаятельнейшей Бабы Яги выступила Ласточкина Т.Г. Игры-эстафеты «Пешеходы», «Дорожные знаки», «Автобус», «Собери светофор» не оставили равнодушными ни участников, ни зрителей-болельщиков. За успешное обучение ПДД Баба Яга наградила всех сладкими призами;

Познавательно и весело провела спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у светофора» Ермократьева Н.Н.

Для воспитанников детского сада и их родителей детьми подготовительной групп была представлена театрализованная постановка «Дорога к терему».

Итогом тематической недели по ПДД стала выставки детских рисунков: «Улицы нашего поселка», «Дети и дорога», «В стране дорожных знаков», а также детьми старшего дошкольного возраста выработаны рекомендации: «Как сделать так, чтобы люди не нарушали ПДД»:

Поставить такие дорожные знаки, которые будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД;
- придумать такие батарейки, которые будут издавать вой сирены, если люди неправильно перешли улицу;

На игровые площадки вокруг дома поставить сигнализацию, если дети будут убегать с нее, то она громко завоет;
- я буду с друзьями играть в настольные игры по правилам дорожного движения и их запомню.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Для родителей в группах оформляются тематические уголки: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов». В этом году лучшим признан уголок гр. №7, воспитатель Климова Н.Н.

Воспитателями старшей и подготовительной групп проведено родительское собрание на тему: «Скоро в школу», «Родителям о правилах дорожного движения» с приглашением инспектора ГИБДД Баринова … Изюминкой родительского собрания стало театрализованное представление по ПДД «Дорога к теремку», подготовленное детьми подготовительной группы. Для родителей разработаны: «Шпаргалки для родителей» (рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах), информационные стенды («Дорожные знаки», «Памятки для родителей по ПДД», «Изучаем вместе правила движения», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»).

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Он останавливается на некотором расстоянии от него, внимательно осматривает «проезжую часть», повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выходит на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В младшей группе во время целевой прогулки, воспитатель обращает внимание детей на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы. В процессе наблюдения учит различать и называть кабину, колеса, окна, двери, объясняет детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста мы начинаем обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель объясняет детям, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. На прогулках за территорию ДОУ мы знакомим детей с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “тротуар», “пешеход”, «транспорт», также проводим упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, формируем у детей умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

В старшей группе на целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма закрепляем представления детей о проезжей части; знакомим с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, дети получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. Воспитатели стараются обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагог предлагает детям самим объяснить, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Также педагоги обращают внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта, объясняет, что такое "закрытый обзор". Воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя. Продолжаем знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. При наблюдении за дорогой закрепляем правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети учатся ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.


В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
картотека подвижных игр по ПДД;
картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
анкетирование;
памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.


стручинская татьяна
Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ, проводимая в ДОУ

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнет много людей, в том числе и дети. А ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в трех направлениях : работа с детьми , педагогами, родителями.

Обучая воспитанников правилам дорожного движения, педагоги ДОУ используют все доступные формы и методы работы . Это – беседы, обсуждение ситуаций, возникшей на дороге, наблюдения, экскурсии по улицам города, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения, настольные и дидактические игры.

Педагоги стремятся к тому, чтобы из каждой беседы, с каждого игрового занятия дошкольники обязательно выносили определенный урок , который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно поможет сохранить жизнь и здоровье. Кроме этого, полученные знания закрепляются детьми в играх, викторинах, развлечениях, соревнованиях.

В нашем ДОУ игровые занятия по изучению правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города проводятся во всех дошкольных группах : начиная со второй младшей и заканчивая подготовительной группой. При планировании и организации работы в данном направлении воспитатели учитывают требования образовательной программы и возрастные особенности детей. В связи с этим в каждой возрастной группе решаются различные задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Во второй младшей группе педагоги знакомят детей с понятиями «улица» , «дорога» , «светофор» , с работой светофора , формируют представления об улице , учат различать виды наземного транспорта. Для этого используются следующие формы и методы :

Беседа о различных видах наземного транспорта (с использованием иллюстраций) ;

- Целевые прогулки : «Знакомство с улицей» , «Наблюдение за работой светофора » ;

Дидактическая игра «Собери светофор» ;

Рассматривание картин «Улица города» , «Транспорт» ;

Сюжетно-ролевая игра «Мы водители» ;

Чтение стихов о правилах дорожного движения из сборника «Про умных зверюшек» ;

Досуг «Светофор» .

В средней группе дети вместе с педагогами уточняют свои знания о назначении светофора, расширяют представления об улице , проезжей части, знакомятся с понятиями «переход» , «перекресток» , получают элементарные знания о правилах безопасного поведения, закрепляют знания о видах городского транспорта. У детей формируются навыки культурного поведения пассажиров. При этом педагоги средней группы используют :

Рассказ «Улица, на которой расположен детский сад» ;

Чтение произведений С. Михалкова «Моя улица» , «Светофор» ;

Рассматривание фотографий «Улицы нашего города» ;

Дидактическую игру «Транспорт» ;

Целевые прогулки «Наш друг светофор» , «Пешеходный переход» ;

Рисование «Грузовой автомобиль» ;

Беседу «Будем вежливы» ;

Игры в уголке по правилам дорожного движения;

Досуг «Внимательный пешеход» .

В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть» , «тротуар» , «дорожные знаки» , продолжают закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения. У старших дошкольников воспитывается культура поведения на улице и в транспорте. В этом возрасте дети знакомятся с дорожными знаками «Пешеходный переход» , «Движение пешеходов запрещено» , «Подземный переход» , «Дети» , «Пешеходная зона» , «Остановка автобуса» , «Пункт медицинской помощи» , «Место стоянки» , «Дорожные работы » , «Въезд запрещен» . Для этого воспитатели используют :

Целевые прогулки «Улицы моего города» , «Дорожные знаки» ;

Рассказ о правилах безопасного перехода улиц;

Просмотр тематических мультфильмов, театрализованных представлений о правилах дорожного движения;

Чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

Сюжетно-ролевая игра «На перекрестке» ;

Игры на настольном перекрестке, макете городских улиц;

Рассматривание картин «Улицы города» , «Городской транспорт» ;

Рисование на тему «Улицы нашего города» ;

Дидактические игры «Прогулка по городу» , «Дорожные знаки» ;

- Проведение совместного с родителями досуга «Красный, желтый, зеленый» .

В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Закрепляются понятия : «пешеход» , «пешеходный переход» , «тротуар» , «пешеходная дорожка» ; знания : о светофоре, о правилах перехода улицы, о пешеходном переходе, о правилах поведения в общественном транспорте. Расширяются представления об улице , дороге, перекрестке, о назначении и видах дорожных знаков. Воспитанников подготовительной группы знакомят с работой регулировщика . С детьми этого возраста проводятся игры , практические занятия в специально созданном на территории детского сада автогородке. Воспитатели подготовительной группы в своей работе используют следующие формы :

Рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация;

- Дидактические игры : «Дорожные знаки» , «Поставь знак» , «Найди, о чем расскажу» , «Хорошо-плохо» , «Пешеход» ;

- Целевые прогулки : «Перекресток» , «Наш город» ;

- Беседы : «Дорога – не место для игр» , «Осторожно – улица!»

Рисование на тему «Помни правила дорожного движения» , «Дорожные знаки» ;

Аппликация «Наш друг светофор» ;

Чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

Решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

Викторина «Дорожная азбука» ;

Спортивный досуг для детей и родителей «В гостях у светофора» ;

Просмотр тематических мультфильмов;

Составление рассказов по тематике (по картинам, из собственного опыта) ;

Рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице» ;

Беседа с инспектором ГИБДД.

Воспитатель Давыдова Марина Николаевна, работая в подготовительной группе, вела занятия кружка «Школа пешеходных наук» . С примерами её разработок можно познакомиться в приложении. Чтобы определить , как усвоен материал, в конце учебного года проводится мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе.

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому в ДОУ постоянно организуются консультации, выставки специальной литературы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в методическом кабинете. Кроме того, в детском саду проводится тематическая неделя «Дети и дороги» , итогом которой становится определение лучшей группы по ряду критериев :

Оформление уголка по правилам дорожного движения;

Активное использование уголка по ПДД детьми группы, организация в нем сюжетно-ролевой игры;

- Разработка мероприятия по изучению детьми правил дорожного движения;

Результаты оперативного контроля «Работа педагога по формированию у детей знаний по ПДД» .

Все вышеперечисленное способствует проявлению творческой активности и инициативы у педагогов ДОУ.

Многим родителям, к сожалению, свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но это неправильно! Ведь у детей основные привычки формируются в раннем возрасте. В

том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача - донести информацию по ПДД не только до детей, но и до их родителей. С этой целью в группах ДОУ организуются консультации для родителей «Знайте правила движенья как таблицу умножения» , «Как переходить улицу» , «Ребенок и дорога» , оформляются папки-передвижки «Будьте внимательны на улице» , «Выполняем правила дорожного движения» , «Внимание – дети!» . «Безопасность наших детей» . Во время проведения спортивных досугов по правилам дорожного движения родители принимают активное участие в их организации и проведении : помогают в оформлении помещения, изготавливают необходимые атрибуты, становятся участниками соревнований наравне с детьми.

Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Н.А.Островский

Вопросам безопасности в настоящее время на уровне государства уделяется огромное значение.

Первостепенной задачей, начиная с дошкольного учреждения, а ещё ранее, с семьи является – воспитание бережного отношения к своему здоровью, навыка безопасного поведения на дороге и грамотного пешехода. Дошкольное учреждение является первой ступенью образования, поэтому имеется особая потребность в выработке целой системы работы всех участников образовательного процесса.

С этой целью необходимо своевременное повышение компетентности педагогического состава, родителей, обучение воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях дорожного неблагополучия. Актуальность данной проблемы определяется потребностями и существующими противоречиями между:

  • необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах· безопасного поведения на дороге, освоения ими соответствующих знаний и умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности на чинная с младшего дошкольного возраста;
  • потребностями в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на· дороге на практике и вынужденной мерой ограничения детей в праве выхода за территорию детского сада с целью сохранности детского здоровья;
  • необходимостью целенаправленной работы с родителями и недостаточным· уровнем знаний и умений педагогов.

Возникающие противоречия позволяют осуществлять поиск нетрадиционных форм работы наравне с традиционными. Так, в нашем детском саду особо популярными и эффективными стали тематические акции: «Уступи дорогу», «Доброй дороги тебе, водитель», «Заботливый родитель», создание лэпбука «Изучаем ПДД», «День памяти жертв ДТП», «Пристегните ремни» и другие. Акции проходят с обязательным участием детей, родителей и педагогов. С детьми и родителями проводим совместные мероприятия: развлечения, досуги, соревнования «Мы едем, едем, едем», игра-соревнование «Дорожная азбука»,«Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. Организуем выставки-коллекции, тематические выставки транспорта, выставки дидактических игр и игровых пособий.

Конкурсы являются неотъемлемой частью организации работы с детьми: на институциональном уровне проводим конкурсы раскрасок, рисунков «Руль, педали, тормоза и четыре колеса», «Калейдоскоп безопасности», «Вместе весело шагать», «Знатоки правил дорожного движения». На муниципальном уровне дети принимают активное участие в конкурсах, являются победителями и призёрами: «Весёлые старты», «Там, на неведомых дорожках», «Выше, сильнее, быстрее», «Солнце в спицах», «Мой папа - полицейский», «Безопасное колесо». На всероссийском уровне: «Простые правила», «Умный пешеход».

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно - образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать чёткую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они – заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

С целью повышения родительской компетентности в вопросах формирования основ безопасного поведения детей мы используем различные формы, методы и приемы работы: информационные стенды, сайт детского сада, просмотр открытых занятий, сюжетно-ролевые игры, викторины, тесты «Знаю, применяя, подаю пример», конкурсы по изготовлению макетов, стенгазет, агитплакатов.

Для повышения компетентности педагогов проводим педагогические советы, педагогические вторники, мастер-классы, практикумы, консультации, деловые игры, анализ проблемных ситуаций и, конечно, конкурсы.

Таким образом, систематическая работа взрослых (родителей и педагогов) позволяет в комплексе решать задачи по обучения детей безопасному поведению на дороге, воспитывать осознанное бережное отношение к своему здоровью, заложить основы грамотного участника дорожного движения

Список литературы:

1. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры, С-П Детство-Пресс, 2010г.

2. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения», М2004г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

  1. Уголки дорожного движения в групповых помещениях, холле детского сада, на территории ДОУ
  2. Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно –печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.
  3. Методический инструментарий.
  4. Библиотечка «Школа светофорных наук»

Результаты работы:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  4. Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МДОУ совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль. (Смотри Приложение 2 )

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).

Тематический контроль.
«Организация работы по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Цель: Анализ работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности.

Сроки проведения: Согласно графика

Материалы тематического контроля:

  • Карта - анализ « Организация педагогической работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма»
  • Протокол обследования предметно- развивающей среды.
  • Диагностические карты по проверке знаний правил дорожного движения (детей дошкольного возраста)
  • Анкетирование родителей

Анализ результатов тематического контроля: Справка по тематическому контролю

План тематического контроля.

Направление работы Методика
1 Обследование знаний и умений детей - Беседы с детьми

Анализ диагностики

2 Оценка профессиональных умений воспитателя - Собеседование с педагогами по программе

Анализ организации педагогической работ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

Анализ проведения занятий

3 Создание условий - Посещение групп

Анализ ПРС с точки зрения ее содержания (наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др)

4 Оценка планирования работы - Проверка планирования занятий, елевых прогулок, индивидуальной работы с детьми
5 Работа с родителями - Анализ наглядной- информации для родителей

Анализ планов


Самое обсуждаемое
Мужская белая рубашка в женском гардеробе: как и с чем носить? Мужская белая рубашка в женском гардеробе: как и с чем носить?
Аркадий Гайдар — О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове: Сказка Аркадий Гайдар — О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове: Сказка
Должен ли мужчина обеспечивать женщину – мнение семейного психолога Должен ли мужчина обеспечивать женщину – мнение семейного психолога


top