Особенности изучения знаний о безопасном поведении. Тема: Формирование у школьников безопасного поведения в учебном процессе

Особенности изучения знаний о безопасном поведении. Тема: Формирование у школьников безопасного поведения в учебном процессе

Галина Терехова
Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг.

Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения безопасность . Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т. к. безопасность это не стиль жизни , а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения .

Воспитание безопасности – непрерывный , систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного , школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится.

В проекте комплексной программы «Развитие» , реализуемой в нашем дошкольном учреждении , достаточно полно освещён раздел «» .

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую).

В рамках основного содержания наша работа интегрирована с такими видами деятельности, как игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, ознакомление с окружающим. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства : игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Основная цель работы по формированию основ безопасности : знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи :

1. Формирование представлений о ситуациях, опасных для человека и окружающего мира природы, и способах поведения в них .

2. Приобщение к правилам поведения , безопасного для человека и окружающего мира природы.

3. Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения , которые необходимо соблюдать как пешеходам, так и пассажирам транспортных средств.

4. Формирование осторожного осмотрительного отношения к ситуациям, потенциально опасным для человека и окружающего мира природы.

5. Развивать у детей самостоятельность и ответственность; учить детей регулировать свои поведенческие реакции ;

6. Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в дошкольном учреждении , которая включает :

Уголки безопасности в группах ;

информационные уголки для родителей;

Познавательно–агитационные материалы;

Иллюстративные стенды для детей и взрослых.

Для систематической работы с детьми в МБДОУ «Дружба» созданы «центры безопасности » , которые имеют следующее содержание :

макеты : «Перекрёсток» «Улица, на которой я живу» серия игр по теме «Дорожные знаки» ;

Серия игр по теме «Светофор» ;

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Дорога» , «Автобус» ;

Дидактические материалы по обучению; основам безопасности ;

Картинный материал с проблемными ситуациями на дороге;

Комплекты дидактических игр «Куда едут машины» , «Эволюция транспорта» , «Я хороший» , «Путешествие по городу» ;

Материалы для продуктивной деятельности

Детская художественная и энциклопедическая литература по основам безопасности ;

Альбомы, иллюстрации и фотографии по основам безопасности ;

Материалы по пропаганде знаний для родителей;

Для реализации поставленных задач использую следующие формы организации .

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы создания недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. Игровую образовательную деятельность в режимных моментах мы проводим во II половине дня в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дети будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза » из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, мы каждое мероприятие заканчиваем позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру - дети должны относиться к данной деятельности серьезно. Основное содержание нашей системы строится направлениям «дорожная грамота» , «моё здоровье» , «безопасность в помещении » , «безопасность и природа » , «общение с незнакомыми людьми» . Например, такие ситуации как, "Школа светофорных наук", «Велосипедист и улица» , «Перекресток» , «Путешествие за город» , «Как пешеходы и водители поделили улицу» , «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге , развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра» , светофор). Игровые ситуации поведения в природе : «В парке» , «Ядовитые растения» , «Собака - друг человека» , «Сбор грибов и ягод» , «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда) . Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Элементы тренинга (проводятся совместно с психологом) такие как, «Незнакомец звонит в дверь» , «Незнакомец в группе» , «Незнакомец звонит по телефону» , «Потерялся в городе» , «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.

Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях : громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих : «На помощь, помогите, чужой человек!» .

Возможно использование сказок с животными : «Три поросёнка» , «Кот, петух и лиса» . Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Вместе с детьми мы проигрываем разнообразные ситуации : ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома со взрослыми. В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то , что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога» , «Плохо воспитателю (бабушке, дедушке и. т. д.) - что делать?», «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»

Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, "скорой помощи", милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации : в настоящем телефонном разговоре ребёнок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Особенно мы уделяем внимание эмоциональному благополучию дошкольников . Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека» , «Красота и здоровье» , «Одежда и здоровье» , «Отношение к больному» , «Действия при кашле, чихании» , «Все ли у тебя хорошо» . Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения .

Главное - не усвоение ребёнком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребёнком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Основные направления в работе педагогов, реализующих взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Воспитатель с помощью повседневных образовательных и игровых ситуаций продолжает инициировать проявление детьми умений и навыков безопасного поведения , раскрывает связь между необдуманными, неосторожными действиями и их негативными последствиями. Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения ; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников. Одно из важных правил, которое усваивают дети в этом возрасте – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома» ). Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на своё мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения . Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Необходимо выделить такие правила поведения , которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопас-ность . Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения , принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста » разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования . Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников , сочли необходимым включить в неё новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребёнок и другие люди» ). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются при-меры возможных занятий и методических приёмов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Определяя основное содержание и направление развития детей, использование различных форм и методов организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения , предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм) .

Для отбора конкретного содержания по рассматриваемому нами направлению образовательной области "Безопасность " можно воспользоваться следующей классификацией ситуаций, потенциально опасных для человека, требующих от него выполнения определенных правила поведения :

Группа 1. Ситуации, связанные с движением транспорта, с работой машин и механизмов на улицах городов, на детских площадках, в сельском хозяйстве, с использованием домашней бытовой техники и т. д. Правила поведения , которые человеку необходимо выполнять в этих ситуациях.

Группа 2. Ситуации, связанные с правилами поведения человека при встрече с экстремальными природными явлениями : землетрясение, гроза, штормовой ветер, наводнение, суховей, чрезвычайно жаркая погода, палящее солнце, чрезвычайно низкая температура воздуха, угроза снежных обвалов, падения сосулек и т. д. (в зависимости от климатических особенностей местности) .

Группа 3. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в естественной природной среде (в лесу, в горах, на водоемах и т. д., в том числе с растениями (среди которых могут быть ядовитые цветы, ягоды, грибы и т. д., а также при контактах с дикими и домашними животными (следует рассмотреть как обыденные, так и неожиданные контакты) .

Группа 4. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в помещениях (опасность пожара, затопления, падения мебели, тяжелых предметов и т. д.).

Группа 5. а) Ситуации, связанные с опасностью потеряться (в магазине, на улице, на празднике, в лесу и т. д.) .

б) Ситуации, связанные с правилами поведения детей при встречах с незнакомыми людьми.

Группа 6. Инфекционно-опасные ситуации, связанные с выполнением правил гигиены, а также правил обращения с лекарствами, незнакомыми веществами (в том числе, продуктами питания и т. д.) .

Работа с родителями.

Особенность организации данной работы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых . Поэтому рам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное вни-мание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения , если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома , могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приёмов позитивного регулирования поведения детей , можно раскрыть их на конкретных примерах.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями :

Организация собраний (общих и групповых) с целью информи -рования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей» ).

Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию : необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам - как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научаются распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают ему возможность избегать опасные ситуации или выходить из них с наименьшими потерями.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактике зависимостей у учащихся

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Но как же сохранить своё здоровье? Как приобщиться к культуре здоровья? Как добиться успеха в жизни, не став жертвой алкоголя или наркотиков? Ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальная из проблем воспитательной работы в школе – проблема формирования навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения обучающихся.

Я работаю классным руководителем 10 класса и считаю это направление очень актуальным, так как здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Работу в этом направлении начинаю с планирования. В воспитательный план моего классного коллектива включаю как традиционные общешкольные мероприятия, так и разнообразные классные. Традиционными в нашей школе являются:

    Дни здоровья (каждая вторая суббота месяца)

    Месячник по профилактике суицидального поведения (сентябрь)

    Тематические недели или декады к международным Дням отказа от курения, наркотиков, ко Дню профилактики СПИДа.

Благодаря слаженной работе классных руководителей и учителей физической культуры и здоровья, Дни здоровья в нашей школе превращаются в настоящие спортивные праздники с соблюдением всех организационных моментов, начиная от прослушивания государственного гимна в начале и конце мероприятия, заканчивая музыкальными и развлекательными паузами.


Фото 1. Во время соревнования Фото 2 . Танцевальная пауза

Один раз в год у нас на Дне здоровья присутствуют наши друзья по спорту БФСО «Динамо», которые организуют межшкольную спортландию.


Фото 3. Традиционный конкурс Фото 4. Кубок от БФСО «Динамо»

«Перетягивание каната»

Ребята с удовольствием участвуют в таких массовых мероприятих. Физкультурные праздники способствуют развитию чувства коллективизма, поддержки и ответственности друг за друга и за команду, совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Уже несколько лет подряд в школе проводится месячник по профилактике суицидального поведения среди учащихся. Это очень щепетильная и «скользкая» тема. Обсуждая её, моя задача, как педагога, не навредить, т.е. не вызвать интерес к этим действиям, а заострить внимание на ценности человеческой жизни. Поэтому во время часа общения на тему «Жизнь – бесценный дар» мы с ребятами обсуждаем, что такое жизнь, что они вкладывают в это понятие; ценности жизни, почему человек должен жить и не опускать руки ни при каких обстоятельствах. Я специально не меняю тему занятия уже на протяжении трёх лет, так как каждый раз начинаю его с упражнения «Закончи предложение», во время которого ребята письменно отвечают на вопросы об отношении к жизни, а я имею возможность проанализировать изменения в их ответах, следовательно, в их взглядах на жизнь. Безусловно, основное содержание занятие изменяется в соответствии с возрастом учащихся.


Фото 5. Отчёт представителей групп Фото 6. Итог работы

Во время общешкольных тематических недель и декад по профилактике вредных привычек и зависимостей я провожу интерактивные ток-шоу, с приглашением специалистов. Как итог таких мероприятий – выпуск настенных газет.


Фото 7. Во время ток-шоу Фото 8. Итог работы ток-шоу

Среди классных мероприятий по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я использую:

    часы общения отдельно с мальчиками и девочками по темам личной гигиены подростков “Между нами девочками (мальчиками)”;


Фото 9. Знакомство с информационными Фото 10. Знакомство с информационными буклетами буклетами

    встречи со школьной медсестрой или фельдшером Дотишского ФАПа;

    выпуск “медицинских бюллетеней”: «О вирусе гриппа» , «О вреде курения» , «Сладкая жизнь» , «Пирсинг. Так ли он необходим?» , «Режим дня – друг школьника» и т.д.;

    видеолектории (просмотр и обсуждение видеороликов по данной теме);

    туристические походы (велопоходы).

Перечисленные мероприятия дают возможность рассказать подросткам о важности физического и психического здоровья в жизни каждого человека. Здоровье – это то, что нам дала природа. Без него невозможно представить себе счастливую жизнь в будущем, успешную карьеру и семью. А сегодня существует множество возможностей быстро и бесповоротно его испортить. Поэтому школьники должны знат способы сохранения своего здоровья.

Положительных результатов в воспитания физического и психического здоровья учащихся можно достичь только при сотрудничестве с семьей . Когда семья будет примером " здорового поведения ", то и ребенок , воспитанный в этой семье , будет придерживаться такого поведения .

Для родителей моих учащихся я организую как индивидуальные консультации, так и общие классные встречи . Индивидуальные консультации провожу по итогам медосмотров , сообщаю родителям данные врачами рекомендации. В последующем веду учёт выполнения этих рекомендаций через «Индивидуальный план оздоровления» каждого учащегося. На классных собраниях и встречах предлагаю для обсуждения следующие темы: "Особенности подросткового возраста", "Ответственность и безответность подростка. Что за этим стоит?", "Особенности гендерного воспитания подростков" и др. Полезным считаю проведение совместных встреч родителей с учащимися, так как во время таких мероприятий участники могут услышать и проанализировать разные взгляды на проблемы и пути их решения.

Фото 11. За круглым столом с родителями

Традиционным в нашей школе является спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья". Он проводиться ко Дню семьи (15 мая). Я и родители моего класса являемся постоянными членами команд. Совместно проведенные мероприятия воспитывают любовь к спорту, развивают ловкость, позволяют присоединить к здоровому образу жизни не только учащихся, но и их родителей, которые в будущем становятся примером для своих детей.

Фото 12 . Команда мам и дочек

Считаю важным обсуждать с учащимися и родителями тему "Режим дня". И хотя все знают, что это такое, но, далеко не все, его придерживаются. Дети - не стремятся, а родители - не контролируют. А это есть проблема, так как современные школьники ведут пассивный образ жизни, очень много времени проводят сидя за телевизором и компьютером. А они должны знать о пользе утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, о пользе смены видов деятельности в течении дня.

Важное влияние на получение положительного результата от мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и ответственного и безопасного поведения, оказывает подготовительная (или диагностическая) работа. Очень часто перед обсуждением которой-нибудь проблемы по данной теме, я провожу анкетирование, как среди родителей, так и среди учащихся. В этом мне помогают следующие методики и диагностики:

    т ест «Твое отношение к здоровью» ;

    м етодика «Что мне мешает вести здоровый образ жизни» ;

    диагностика здоровья по почерку;

    анкетирование «Отношение подростка к своему телесному «Я»» (методика Григорьева) и др.

Итоги данных диагностик позволяют мне более эффективно и адресно проводить свою работу, добиваться качественных изменений в поведении учащихся.

Благодаря системной работе по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я вижу положительные результаты у своих учеников: они редко болеют во время эпидемий гриппа, не курят, не пропускаю уроки физической культуры и здоровья, стараются придерживаться режима дня и т.д. Но это не даёт мне право останавливаться на достигнутом. Я планирую совершенствовать работу в данном направлении, а именно, использовать новые формы и методы работы. С недавнего времени я являюсь педагогом-консультантом равного обучения, поэтому буду чаще проводить тренинги по данной проблеме и привлекать своих учащихся к волонтёрской деятельности по принципу «равный обучает равного».

Безопасное поведение. Что это?

безопасность поведение ребенок

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать . Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Т.Г. Хромцова

Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие «безопасное поведение», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке. Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты.

Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:

· знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

· умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

· отношение переживания и понимания ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:

Это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности

жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;

Это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки) ; их назначение и правила обращения с ними. Такой ребенок знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место. Знает возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность). Знает, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой. Знает приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

Умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном (если родителей нет дома) для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;

Оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

Авторы всех имеющихся программ воспитания дошкольника этому направлению работы уделяют особое внимание, отмечая необходимость формирования опыта безопасного поведения детей, который трактуется как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка. Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность жизнедеятельности ».

Ее цели :

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Задачи:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Ее основная цель -- подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной).

Основные источники опасностей для дошкольника.

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

Условно выделим основные источники опасностей для ребенка - дошкольника, связанные с местом его пребывания:

Опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

Опасности, подстерегающие его на улице и дороге;

Опасности на природе.

Признаками, определяющими опасность , являются:

· Угроза жизни.

· Возможность нанесения ущерба здоровью.

· Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Опасности дома . Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Ш предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

Ш предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

Ш предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы , необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности.

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

ь неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

ь выход из-за стоящего транспорта,

ь неподчинения сигналам светофора,

ь нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.

Опасности в природе . К природным опасностям относятся

· стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели;

· экстремальные ситуации;

· растения, животные, грибы и другие явления и объекты.

· Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.

Опасности контактов с незнакомыми людьми . Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников - люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.

Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: «Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...», «Пойдем, покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Консультация для воспитателей

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

Воспитатель МБДОУ № 24 г. Усть-Лабинска

Бирюкова Татьяна Владимировна

1.

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3.

4.

5.

6.

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность « игнорирует » бесценность человеческой жизни, поэтому « сверхзадача » состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия « экстремальный », « безопасность », мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: « не трогай », « отойди », « нельзя ». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей « отчужденных » от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы – « Безопасность дошкольников » обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

На данном этапе, в соответствии с ФГТ (одним из направлений развития является « Социально-личностное развитие », и в это направление входит такая образовательная область как « Безопасность »).

3.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие « безопасность жизнедеятельности в ДОУ » исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

В некоторых странах, таких как Англия, Япония и Финляндия, школьное обучение ребенка безопасности постепенно отошло на второй план. Стало ясно, ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду. В Финляндии, например, родителей, дети которых ходят в детский сад, собирают, им показывают слайды правильного и неправильного поведения детей на дороге и просят в течение очередного месяца отрабатывать с детьми во время движения по улице ту или иную, необходимую для дороги, привычку. Например, одну из важнейших - обязательно приостановиться перед шагом с тротуара на проезжую часть или всегда переходить с бега на шаг и переходить дорогу только размеренным шагом и т.д.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в « Концепции социализации ребенка » говорит: « Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения ».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение . Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко « врасти » в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода . ( « компетентности » - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский « Спичка-невеличка », Б. Житков « Пожар в море », Л. Толстой « Пожар », « Пожарные собаки »; С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое », « Пожар »; С. Маршак « Кошкин дом », « Колобок », « Приключения Буратино », К. Чуковский « Телефон », « Айболит », Н. Носов « Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определени. А.Н. Леонтьева игра дает ребенку « доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности ».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение построеное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки « Кошкин дом », видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак « деятельность отражения » позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным « как будто », а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни . Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно инофрмировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013


Самое обсуждаемое
Почему 8 летний мальчик сосет пальчики Почему 8 летний мальчик сосет пальчики
Самые эффективные ночные маски для лица в домашних условиях Самые эффективные ночные маски для лица в домашних условиях
Размерный ряд брюк женских Размерный ряд брюк женских


top