Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев. Семь советов, как способствовать развитию ребенка Как развивать малыша в 1 год

Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев. Семь советов, как способствовать развитию ребенка Как развивать малыша в 1 год

Малыши, которым исполнился 1 год, любознательны и им необходимы развивающие занятия. Для развития ребёнка можно использовать подручные средства, которые заменят ему игрушки. Такие занятия очень нравятся детям.

В 1 год у ребёнка начинается период активного развития. Он начинает мыслить, наблюдать, изучать окружающий мир. Когда родители задумываются о том, чем занять годовалого ребёнка, то надо учитывать два важных фактора: развлечение малыша и его развитие. В этот период можно многому научить малыша через игру, используя различные методики. Методик развития детей от 1 года существует немало, но необходимо учитывать, что каждый малыш индивидуален. Одни дети в этом возрасте уже произносят много слов, ходят без поддержки, просятся на горшок, а вот другие детки ещё и половины этого не умеют, хоть и активно к этому стремятся. Если задаться вопросом о том, чему учить ребёнка в 1 год, то можно заметить, что все методики разбиты на такие разделы, как развитие речи, познание окружающего мира, физическое развитие и развитие мелкой моторики. Такие занятия можно проводить под контролем хороших специалистов по раннему развитию. В каждом городе существуют специальные детские центры, в которых работают преподаватели и воспитатели.

Занятия с годовалым ребёнком в домашних условиях

Занятия в группах эффективны, но основную роль играют занятия для детей от 1 года дома. Одной популярной, используемой в домашних условиях, является методика Марии Монтессори. В этой методике можно обойтись без игрушек, а материалом для занятий служат разные подручные средства. Дети с увлечением тянутся к разноцветным коробочкам, баночкам, палочкам. Главное, чтобы все предметы и материалы были в зоне досягаемости ребёнка. Он под контролем взрослых может сам выбирать занятия по душе. В методике большой акцент направлен на занятия с мелкими предметами: бусинками, пуговицами, крупой. Эти материалы малыш раскладывает по коробкам, бутылкам, сортирует по цветам. Например, можно взять две миски, в одну из которых насыпать крупу. Показать ребёнку, как с помощью ложки крупу пересыпать в другую миску. Это занятие учит малыша уверенно пользоваться ложкой, развивает мелкую моторику, координацию, логику. Развитие речи связано с определённой областью мозга. Как заниматься с ребёнком в 1 год, чтобы помочь развиться этому процессу? Известно, что массаж и развитие пальчиков малыша способствует развитию участка мозга, отвечающего за речь. Методика предлагает специальное занятие. Надо взять коробку, нарисовать на ней мордочку животного, на месте рта которого проделать отверстие. Ребёнку будет интересно кормить животное. В качестве «еды» можно использовать бусинки, макароны, пуговицы. При этом действии активно работают детские пальчики. Для этой же цели служит специальная рамочка в виде картона, обтянутая тканью. На ткани нашиты пуговицы, шнурки, бусинки. Ребенок долго может изучать эту рамку, трогая и дёргая. Важно развивать и понимание чужой речи. Во время игр, прогулок дети сталкиваются с новыми игрушками, животными, людьми. Следует акцентировать внимание ребёнка на этом, называя чётко каждое название. Постепенно он начнёт различать их и пытаться называть. Хорошо развивают речь игры-подражания, где малыш выступает в роли мяукающего котика, шипящего ёжика, что развивает образное мышление. На примере куклы малыш узнаёт, где у людей глаза, нос, уши, что он охотно показывает на родителях. Внимание стоит уделять и стишкам, которые очень любят повторять дети. В возрасте 1 года развитие всех систем ребёнка связано с физической активностью. При этом хорошо использовать развивающие занятия для детей 1 года под музыку, которая прекрасно развивает внимание, сосредоточенность, эмоциональность. Все упражнения направлены на развитие двигательных навыков. Побегайте, попрыгайте, потанцуйте с малышом. Покажите ему, как преодолеть препятствия. Пусть он пролезет под столом, перелезет через подушку. Проводя любые занятия с малышом, не ограничивайте его стремление к самостоятельности. Сделайте пространство безопасным, чтобы он активно познавал этот мир. Просто прислушивайтесь к своему чаду, помогайте ему и у него все получится.

Напрасно большинство взрослых думает, что месячному ребенку нужно только питание, а также сон. Потребности крохи растут с каждым днем. Он уже многое умеет и на многое способен, а потому развивающие занятия с карапузом, которому уже исполнился 1 месяц - не только безусловная польза для его развития, но и огромное удовольствие для всех без исключения участников этого процесса. Давайте подробнее рассмотрим, как и чем можно заняться с малышом этой возрастной группы.

Польза

За первый месяц своей самостоятельной жизни кроха уже практически полностью адаптировался к окружающему миру. Настало самое удачное время для того, чтобы познакомить карапуза с этим миром более детально. Безусловно, малыш все еще проводит во сне большую часть времени. Однако периоды бодрствования уже стали чуть более продолжительными, и этим обязательно стоит воспользоваться.

Не стоит думать, что занятия с ребенком, которому только исполнился 1 месяц, сделают из малыша настоящего вундеркинда. У них другая цель - наладить тесное и приятное общение, в котором нуждаются абсолютно все люди, будь им месяц от роду или же пять десятилетий. Контакт с мамой, с папой, с братьями и сестрами, если они имеются, важен для грудничка. На этом и нужно основываться, планируя первые в жизни крохи развивающие занятия.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Принципы занятий

Важно помнить, что ребенок в этом возрасте еще не способен долго сосредотачивать взгляд на одной точке, он не держит самостоятельно головку и очень быстро утомляется. В короткие периоды бодрствования не стоит перегружать ребенка занятиями, которые сопровождаются громкими звуками, слишком ярким светом. Постарайтесь, чтобы малыша во время занятий не окружало слишком много людей, ему достаточно мамы и папы. Однако собирать вокруг карапуза все большое семейство ни в коем случае не стоит.

При всех упражнениях и играх старайтесь обеспечивать тактильный контакт, он очень важен для крохи. Включайте негромкую музыку, лучше классическую, проследите, чтобы свет был приглушенным. Все занятия проводите в дневное время. Вечером, перед отходом к ночному сну, лучше не тревожить малыша.

Основной принцип занятий - развитие органов чувств. Зрение, слух, обоняние и осязание помогут ему эффективнее познавать все возможности окружающего мира, который пока кажется новому человеку таким чужим. В возрасте 1 месяца можно и нужно развивать физические данные ребенка - мускулатуру, нервную систему.

Подходящие игры для развития

Большие плюшевые медведи и красочные машинки, которые вам, несомненно, уже подарили, пока совершенно бесполезны для месячного малыша. Ему в этом возрасте больше подходит яркий и контрастный мобиль - карусель на кроватку, крупные погремушки (преимущественно желтого, зеленого, синего, красного и белого цветов). Можно распечатать на принтере черно-белые рисунки, на которых изображена шахматная доска или контрастная спираль.

Развивать каждый из органов чувств нужно при помощи особых упражнений. Их огромное количество, но давайте остановимся на тех, которые проверены временем.

Зрение

Если новорожденный видит скопление размытых и лишенных очертаний пятен, то малыш, которому уже исполнился 1 месяц, вполне в состоянии на непродолжительное время сфокусироваться на определенном предмете яркого цвета. Малыш уже с интересом может разглядывать большую погремушку. Пока еще с трудом, но он уже может начинать пытаться следить за ней взглядом. На этом и основаны все упражнения на развитие зрительной функции.

Сначала достаточно, если мама будет демонстрировать игрушку малышу статично. При этом расстояние между личиком крохи и предметом не должно быть меньше 35-40 сантиметров. Это же правило относится и к подвязыванию игрушек к детской кроватке. Вы заметите, что малыш довольно быстро научится разглядывать демонстрируемые предметы.

После этого можно переходить к более сложным упражнениям: перемещению погремушки влево-вправо по горизонтали, затем – вверх и вниз по вертикали. Когда карапуз уверенно будет следить глазами за перемещением, можно практиковать перекрестные движения - по вертикали, по кругу.

Движения рук взрослых не должны быть слишком резкими, пугающими, а звуки, которые издает большинство детских игрушек, не должны быть громкими и пронзительными.

Отлично подойдут черно-белые картинки, основанные на простых геометрических формах и цветовых контрастах черного и белого. Листочки с такими рисунками можно закреплять на кроватке – сначала справа от крохи, потом слева. Он с интересом будет их разглядывать.

Слух

Голос своей мамы новорожденный отлично знает и всегда отличит его от голосов других людей. Занятия на развитие слуха должны быть основаны на голосовом общении. В нем должно преобладать интонирование. Громкие погремушки, резиновые игрушки-пищалки оставьте до лучших времен, замените их эмоциональным общением, которое должно сопровождать любые занятия, процедуры, кормление. Колыбельные, стишки, ласковые слова – все это малыш примет с благодарностью.

Кроме того, важно научить малыша различать, с какой стороны исходит тот или иной звук. В этом помогут погремушки с нежным и тихим звучанием, бубенчики, которые можно нашить на тканевую основу. Упражнения основаны на перемещении звучащего предмета: сначала слева от малыша, затем – со стороны правого уха.

Тихая спокойная музыка благотворно влияет на малыша. Понаблюдайте за своим ребенком, его реакция на музыку будет моментальной. Вы увидете, что его взгляд более сосредоточен, он улыбается и совершенно спокоен.

Осязание

Как уже говорилось, тактильные ощущения очень важны и информативны для младенца. В месячном возрасте кроха еще не может брать в руки различные по фактуре игрушки, но мама может прикладывать к нежной коже ребенка небольшие кусочки разной ткани (вельвет, шелк, ситец, кружево). Можно воспользоваться тканевыми рукавичками для детского купания и превратить обычный гигиенический ритуал в развивающее занятие, которое отлично стимулирует осязание.

Эмоции

Самый сильный эмоциональный фактор для маленького ребенка - мама. Он не только безошибочно угадывает ее настроение и состояние, но и сам реагирует на него. Именно поэтому лучше отбрасывать подальше все переживания, приступая к занятиям с малышом.

Общение должно быть радостным и позитивным, тогда ребенок будет более спокойным и отзывчивым к эмоциям взрослых.

Все без исключения крохи любят, когда мама «разговаривает» с их животиками. Для этого прикоснитесь губами к животу малыша и расскажите ему что-нибудь – не имеет значения, что именно, ведь он в первую очередь отреагирует на приятные вибрации. Чаще улыбайтесь, обращаясь к малышу.

Музыкальное развитие

Музыка для ребенка также полезна, но она не должна быть громкой и продолжительной. Достаточно включать ее на 10-15 минут – два или три раза в день. Лучше, если это будут мелодии и композиции, которые мама чаще всего слушала во время беременности, ведь ребенок их уже «знает». Отличным развивающим и даже оздоровительным эффектом обладает классическая музыка, особенно произведения таких композиторов, как Моцарт и Вивальди. Чаще пойте ребенку, говорите «нараспев», все это формирует у крохи позитивное восприятие звуков.

Для физического развития

В месячном возрасте полезно выкладывать ребенка на животик: это не только положительно сказывается на работе кишечника и уменьшает проявления кишечных младенческих колик, но и тренирует мышцы живота, спинки. Ребенок начинает пытаться держать головку, и это стимулирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Гимнастика и упражнения

Гимнастика для месячного малыша должна быть ежедневным ритуалом, ведь утренняя зарядка полезна всем без исключения, независимо от возраста. Она не должна быть слишком интенсивной, движения ручками и ножками следует выполнять аккуратно. Рекомендуемые упражнения - сгибание и разгибание рук и ног, осторожное разведение ножек в бедрах, подъем ручек вверх и опускание вниз.

Массаж

Поглаживания и похлопывания не должны быть слишком сильными. Лучше всего делать массаж перед вечерним купанием. Отдельно поглаживают руки, ножки, животик (по часовой стрелке), а затем, перевернув ребенка на животик, аккуратно погладьте спинку. Все движения делаются для того, чтобы снять мышечный тонус, который есть у каждого новорожденного. Если он очень сильный, невролог, вероятнее всего, порекомендует делать специальный массаж у специалистов.

Еще вчера будущую маму интересовали вопросы, касающиеся ее собственного правильного питания, а роды представлялись чем-то нереальным. После появления малыша на свет возникают новые проблемы, включающие этапы развития новорожденного – одним режимом отдыха и приема пищи не обойтись, поскольку малыши уже с первых дней жизни способны впитывать минимальное количество информации.

Подходящее время для обучения

Молодые мамы могут не согласиться развивать ребенка с 1 месяца, ведь единственное занятие, которое его увлекает – сон. Младенцы спят до 18 часов в сутки, в остальное время кушают или принимают водные процедуры после смены очередного подгузника. Тем не менее, не так сложно найти всего несколько минут, чтобы играть даже с месячным малышом. Желательно заниматься развитием в моменты, когда ребенок покушал, отошел от сна и не капризничает.

На игры с новорожденным достаточно отвести около 10-15 минут, чтобы дать толчок для умственного и эмоционального развития. После общения кроха наверняка заснет и даст возможность маме уделить внимание себе и домашним хлопотам.

Правильная стимуляция природного интереса у детей 1 месяца жизни станет хорошим стартом для формирования гармоничной личности.

Движения

Обычные выкладывания на живот способствуют укреплению мышц живота, спины и позвоночника, являются отличной профилактикой колик и нарушений пищеварения. Ребенка необходимо расположить на твердой и ровной поверхности, аккуратно придерживая голову. Не всем детям по душе подобные манипуляции, поскольку упражнение требует определенных усилий. Можно нежно поглаживать спинку, избегая области позвоночника, и тихо разговаривать.

Сначала процедура должна длиться не более 1 минуты, затем постепенно время увеличивается до 10-15 минут, но тут важно следить за реакцией и настроением новорожденного. Для повышения интереса к упражнению рекомендуется использовать яркие игрушки, которые привлекут внимание карапуза.



Физическая активность нужна даже новорожденному – врачи рекомендуют выкладывать его на живот, делать нежный массаж, сопровождающийся поглаживаниями

Мышцы шеи и головы укрепляются, если периодически носить месячного ребенка на руках, расположив его вертикально . Необходимо при этом слегка придерживать голову грудничка, поскольку до 3 месяцев он не способен самостоятельно ее фиксировать.

Педиатры рекомендуют носить младенцев в первые дни жизни, поддерживая ягодицы и шею – кроха должен полностью расположиться на руках взрослого, одной рукой при этом поддерживается затылок, а другой – ягодицы. Ручки и ножки находятся в свободном положении, а туловище может немного сгибаться.

Тактильные ощущения

Лучше всего тактильные ощущения у младенца формируются посредством прикосновений , которые заменяют любые игрушки. Прикасаться можно к различным частям тела: ножкам, ручкам, шее, щечкам. В качестве стимулирующих средств используется вата, перышко, мех – это позволит ребенку научиться отличать нежные прикосновения от мягких и познакомиться со щекоткой.

В первый месяц нужны занятия на развитие кисти , для чего полезно поглаживать тыльную сторону ладони от запястья к пальчикам. После манипуляции следует вложить в кулачок ребенка небольшую погремушку или маленькие игрушки, предлагая их поочередно. У погремушки должна быть короткая ручка, поскольку длинную малышу трудно удерживать. Можно протягивать через кулачок ткани различной текстуры или жгутик с завязанными на нем узелками. Не стоит недооценивать подобные игры, ведь развитие речи напрямую зависит от моторики пальцев.

Визуальное восприятие

Зрение новорожденного не позволяет ему фокусировать взгляд на конкретном предмете, а окружающий мир младенец видит размыто. Во время игры важно очень близко склоняться над малышом, чтобы лицо взрослого находилось на расстоянии 30 см. Как только будет понятно, что ребенок зафиксировал лицо родного человека, можно медленно поводить головой вправо и влево, звать кроху по имени, щелкать языком или причмокивать. Такие действия будут намного эффективней самой дорогой игрушки, поскольку помогут вызвать слежение и внимание.



Чтобы ребенок лучше воспринимал слова, жесты и визуальные образы родителей, желательно не просто стоять над кроваткой, а склоняться поближе к крошке

Постепенно в 1 месяц следует вводить в обиход игрушки, отличающиеся друг от друга фактурой, цветом и звуком. В этом возрасте ребенок различает клетку и полоску, черно-белые оттенки, желтый и красный цвета. Покупать однотипные игрушки не имеет смысла, ведь можно занять малыша общением с родителями. Среди основных приемлемых вариантов опытные мамы выделяют:

  1. Игрушки, которые можно повесить над манежем. Необязательно крепить сразу целую карусель, достаточно одной яркой детали, чтобы карапуз учился фиксировать взгляд. Менять игрушки желательно 2 раза в неделю.
  2. Игрушки, которые крепятся на резинке. Просто висящий предмет может быстро наскучить ребенку, а двигающиеся игрушки вызовут интерес. Не нужны особые навыки для использования такой игры, чтобы развлечь кроху: резинку достаточно натянуть и отпустить.
  3. Игрушки, которые можно перемещать. Здесь понадобится присутствие взрослого и наличие цветной игрушки, которую нужно плавно передвигать от одного края манежа в другой.

В 1 месяц груднички с большим интересом рассматривают черно-белые узоры и картинки : спирали, изображение шахматной доски.

Если нет времени ежедневно заниматься развитием ребенка, следует развесить картинки на стене рядом с детской кроваткой. Однако не стоит утешать себя, что малыш развивается самостоятельно с таким же успехом, как и при играх со взрослыми. Общение помогает крохе быстрей освоиться в незнакомом для него мире.

Слуховое восприятие

Для того чтобы сосредоточился слух у новорожденного, в первый месяц жизни необходимо петь ему колыбельные . При отсутствии вокальных способностей можно поставить негромкую классическую музыку или звенеть погремушкой слева и справа от малыша. На самом деле младенцу вовсе не важно, какие песни и как поет мама – ему просто приятно слышать ее голос. Замирание и остановка движений являются верным сигналом, что ребенок прислушивается к новым звукам.

Речевое восприятие

Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу» , подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.

Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.

Речевой контакт со взрослым всегда вызывает у новорожденного бурю эмоций. Он обращает внимание на говорящего, радуется общению, улыбается и гулит. Особая чувствительность проявляется, когда диалог ведется с детской манерой речи. Любящая мама для передачи всей своей нежности чаще всего использует приемы сюсюканья, обращаясь к своему ребенку. Среди первых потребностей карапуза психологи отмечают:

  • ласку;
  • любовь;
  • нежность;
  • заботу.

Понадобится всего несколько дней, чтобы между мамой и малышом установилась крепкая эмоционально-чувственная связь. Не стоит прислушиваться к советам старшего поколения о вреде быстрого реагирования на плач младенца. Важно как можно быстрее отозваться на крик, чтобы кроха ощущал полную защищенность и безопасность . Новорожденный может испытывать дискомфорт по разным причинам: боль, голод, мокрые пеленки, полный подгузник. Не следует забывать, что в первый месяц жизни окружающий мир пугает карапуза, и нужно обеспечить ему гармоничную атмосферу.

Среди успокаивающих методов применяется пустышка и укачивание на руках , что также иногда считается неприемлемым, однако нет ничего плохого в том, чтобы грудничок смог реализовать сосательный рефлекс или погрузился в привычное состояние, когда он мягко покачивался внутри маминого живота. Не нужно бояться, что лишнее прикосновение избалует новорожденного. Намного страшней, если с первых дней малыш почувствует себя одиноким только потому, что бабушка запрещает маме подходить часто к манежу. Когда ребенок оказывается на руках, активизируются отделы нервной системы, связанные с органами слуха и зрения. Прямой контакт с мамой лучше всего стимулирует полноценное развитие крохи.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Марина Суздалева

В прошлый раз мы с вами узнали, а сегодня поговорим о том, .

Вы можете продолжать проводить уже знакомые занятия предыдущего месяца, пока они нравятся вам и малышу, и дополнить их играми и упражнениями из этой статьи, которые направлены на обогащение сенсорных впечатлений подросшего ребенка и развитие его двигательных возможностей.

Начнем, пожалуй, с того, что видит перед собой малыш, когда просыпается и засыпает в своей кроватке. Очень хочется надеяться, что это ваше любящее лицо. Однако кроха не всегда находится рядом с мамой, и если уж мы говорим о том, как развивать ребенка в 1 месяц , в этом возрасте малышу уже пора получать более разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления. Этим и займемся!

Контрастные картинки для развития ребенка 1 месяца

Наверняка, вы уже знаете, что младенцы предпочитают (это было установлено психологами в ходе экспериментальных наблюдений) контрастные черно-белые изображения тем замечательным разноцветным мишкам и бабочкам, которыми вы так старались украсить детскую. Не беда! Очень скоро кроха дорастет и до разглядывания мишек и бабочек, а пока разместите прямо в его кроватке или манеже на уровне глаз на расстоянии около 30-35 см те самые контрастные картинки. Вы можете нарисовать их сами (чередующиеся полоски, спирали, геометрические фигуры, лица и т.п.), использовать черно-белые фотографии или распечатать из интернета.

Картинки вывешивайте по 1-2 и меняйте 1 раз в 2-3 дня. Также вы можете разместить картинки по всей квартире и периодически менять их местами.

Маленький совет: рукодельницы могут сшить тактильную подушечку или коврик для малыша, используя черные и белые ткани разной фактуры, пуговицы разного размера и формы и т.д. Месячный малыш будет с удовольствием ощупывать и рассматривать ваше творение, развивая зрение и тактильные ощущения.

Радужные бабочки для развития ребенка 1 месяца

Сделайте разноцветных бабочек из гофрированной или сложенной гармошкой цветной бумаги и цветных прищепок и по очереди подвешивайте бабочек над кроваткой, на дугу развивающего коврика или мобиля (предварительно сняв другие игрушки). Называйте цвета: «Это синяя бабочка. Где синяя бабочка? Вот синяя бабочка… и т.д.». Можете склеить листы бумаги контрастного цвета (синий с желтым, оранжевый с зеленым, голубой с красным и т.д.), тогда при движении всей конструкции малыш будет получать новые интересные зрительные стимулы.

Колокольчики для ребенка 1 месяца

Здорово, если у вас есть коллекция колокольчиков. Они еще не раз пригодятся вам для . Пока речь идет о том, как развивать ребенка в 1 месяц , мы будем использовать их следующим образом. Закрепите колокольчики на ленте и подвесьте на уровне груди малыша в кроватке (или ниже, чтобы кроха мог ударять по ним ножками) на высоте 10-15 см. Не стоит сразу знакомить кроху со всей коллекцией – достаточно будет 3-х наиболее контрастных по звучанию колокольчиков.

Маленький совет: запишите на видео первый концерт вашего виртуоза.

Тактильные игры для развития ребенка 1 месяца «На ощупь»

Малыш уже уверенно держит голову в положении лежа на животе? Предложите ему такое занятие. На краю пеленального столика или прямо на стене перед ним закрепите (например, с помощью двустороннего скотча) кусочки материалов разной фактуры:

Теперь по время массажа и гигиенических процедур кроха может ощупывать эти материалы. Не забывайте проговаривать его ощущения, используя короткие простые конструкции: «Это бархатная бумага. Она черная. Бархатная бумага мягкая. Давай погладим еще раз! Вот так. Очень приятно! и т.д.». Подобную игру можно продолжить во время купания – дайте ребенку потрогать сухую и мокрую мочалку, зубную щетку и махровое полотенце, пену и кусочек мыла…

Маленький совет: выдавите немного детского крема или массажного масла на ручку малыша и понаблюдайте, как он будет изучать новые ощущения.

Игра «Ку-ку» для ребенка 1 месяца

Спешу вас обрадовать. Очень скоро ваш малыш начнет замечать, что вы выходите из комнаты, и начинать плакать при этом… Но я отвлеклась. Игра в «Ку-ку», любимая всеми малышами, как раз и призвана помочь вашему сокровищу понять, что если что-то или кто-то на время пропало из поля зрения, совсем не значит, что оно исчезло навсегда. И нет повода для слез!

В первое время начинайте играть с малышом так: буквально на несколько секунд прячьте лицо за ладонями с растопыренными пальцами (чтобы видеть реакцию малыша и чтобы он мог видеть ваше лицо) и эмоционально приговаривайте: «Где же мама? Вот мама!» (мы еще говорили «Нашлась пропажа!» — мой сын до сих пор употребляет это выражение, когда что-нибудь находит, чем всегда вызывает умиление у присутствующих). Через некоторое время попробуйте «прятаться» под прозрачным платочком, потом за газеткой или пеленкой – малыш будет со смехом сдергивать ее с вас, а примерно к возрасту 4-5 мес. он будет готов и сам спрятаться от вас под пеленкой.

Недавно стали мамой малыша?

Экскурсия для ребенка 1 месяца

В возрасте 1 месяца кроха уже достаточно хорошо изучил пространство, в котором живет. Он знает, где расположена дверь (оттуда обычно появляется мама), окно (источник света), видит и запоминает расположение предметов мебели. А это значит, что пора отправляться на экскурсию в «большой мир», то есть за пределы детской комнаты.

Возьмите кроху на руки – удобно использовать позы «малыш лежит на животе у вас на руке» или «малыш в вертикальном положении прижат спинкой к вашей груди». Медленно путешествуйте с ребенком из комнаты в комнату, из коридора на кухню, обращайте его внимание на освещенность, запахи, преобладающие цвета в интерьере. Присмотритесь к крохе. Если вы заметите, что какой-то предмет, особенно привлек его, задержитесь возле него и расскажите о нем подробнее. Например: «А, малыш, тебе понравились часы? Еще бы, они такие яркие! Яркие красные часы! Смотри-ка, это стрелки. Они идут «тик-так», «тик-так». Это циферблат. Он круглый. Часы сделаны из пластмассы. Потрогай, какие твердые… и т.д.»

Статья « конечно, была бы неполной без упоминания занятий на физическое развитие малыша. К тому же, это направление развития, является одним из приоритетных для малышей первого полугодия жизни. Вот несколько идей:

Игра для ребенка 1 месяца «У меня шарик»

Купите шарик, надутый гелием, и аккуратно привяжите его к ножке малыша (не оставляйте кроху без присмотра во время этого занятия!). Малыши в этом возрасте обычно активно шевелят ножками и ручками, но вы можете слегка стимулировать этот процесс, рассказав потешку или включив знакомую ребенку музыку. Привлеките внимание крохи к двигающемуся шарику. Через некоторое время малыш поймет, что движения шарика вызваны его собственными движениями, и будет активнее шевелить ножками.

На этом же принципе установления причинно-следственной связи основаны и 2 следующих упражнения, только теперь движения крохи будут вызывать звуки.

Неваляшка для ребенка 1 месяца

Если вы уже знаете, то у вас, без сомнения, имеется неваляшка. И уж она-то точно знает, как развивать ребенка в 1 месяц :) Когда ваш ребеночек лежит в кроватке, манеже или просто на полу, положите неваляшку ему в ножки так, чтобы при движении он легко мог ее задеть. Крохе понравится слышать переливистые звуки неваляшки, и он будет без конца стучать ножками. Будьте рядом, чтобы вовремя вернуть убегающую неваляшку на положенное место.

Бубенчики для ребенка 1 месяца

Сейчас в детских магазинах можно встретить браслетики на ручки или ножки с бубенчиками и погремушками. Рекомендую приобрести или сделать аналогичную (и даже более развивающую) игрушку самостоятельно. Вариантов много. Например, вы можете нашить бубенчики (их можно купить в магазинах швейной фурнитуры или срезать с пришедшей в негодность игрушки) прямо на носочки вашего малыша или на мягкую не тугую резинку для волос. А можно обвязать контейнеры от шоколадного яйца, предварительно положив внутрь разные гремящие наполнители, и связать или сшить к ним браслетики на липучках.

Такие нехитрые приспособления способствуют.


Самое обсуждаемое
Мастер-класс по сухому валянию Мастер-класс по сухому валянию
Четыре красивые резинки для волос своими руками – мастер-классы для модниц и их мам Четыре красивые резинки для волос своими руками – мастер-классы для модниц и их мам
Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками Все просто: как сделать ободок своими руками Украшение на ободок своими руками


top